Алтарь – главная часть храма (1)

читать pdf
алтарные врата храма

В алтаре храма в честь святого равноапостольного князя Владимира

Алтарь является главной частью святого храма в силу того, что в нем помещаются важнейшие священные принадлежности и совершаются важнейшие церковные службы – прежде всего, Божественная литургия.

Алтарь обычно устраивается в восточной стороне храма. Такой обычай объясняется тем, что древние пророки, предсказывая пришествие Спасителя, называли его Востоком, Сам Он называл Себя «Светом мира». По этой причине христиане и строят свои алтари в восточном направлении, где появляется утренний свет. Алтарь (как показывает значение самого латинского слова «alta ara» – возвышенный жертвенник) устраивается выше других частей храма – одной ступенью, двумя или более. Таким образом, он становится видным для предстоящих в храме. Своим возвышением алтарь указывает на то, что он знаменует горний мир, означает небо, означает место, где особо присутствует Бог.

Возвышенный и закрытый алтарь изображает собою место вечного блаженства верующих, а также напоминает нам о земном рае, в котором пребывали наши прародители до грехопадения. Алтарь знаменует те места, откуда Господь шествовал на проповедь, где Он страдал, претерпел крестную смерть, где совершилось Его воскресение и вознесение на небеса.

В некоторых храмах имеется несколько алтарей. Один из них, центральный, называется главным, по нему носит название и храм; остальные алтари называются «приделами».

В алтарь никому, кроме лиц, имеющих сан и прислуживающих в храме, входить не дозволяется. Алтарь – святое место, доступное для лиц, освященных на служение Церкви, и недоступное для мирян, особенно для женщин.

Престол

Самую главную принадлежность алтаря составляет святой престол (trapeVa), знаменующий собой престол невидимого Бога. Он изображает место таинственного присутствия Самого Господа Вседержителя, Иисуса Христа, как Царя Славы, Главы Церкви. Иногда престол называют жертвенником, потому что на нем приносится бескровная жертва «о всех и за вся», то есть за весь мир. Престол изображает собою и Гроб Христов, так как на нем полагается тело Христово.

Во изображение единственности жертвы Христовой на одном престоле в один день совершается только одна Литургия. Престол представляет собой стол с крышкой квадратной формы. Сооружается престол из твердого материала (дерева, камня, металла), изображая тем самым Христа – краеугольный камень и твердое основание Церкви. Престол находится посредине алтаря, против Царских врат. Его квадратная форма указывает на то, что на нем преподается Божественная пища верующим всех четырех стран света.

Поскольку престол имеет значение и Гроба Христова, и престола Божия, он имеет два вида одежды или облачения. Нижнее облачение называется катасаркием или срачицею (церковной сорочкой), котороя надевается при освящении престола и остается несменяемым. Оно изображает погребальные пелены (плащаницу), которою было обвито тело Иисуса Христа при погребении.

Срачица делается из белого полотна. Верхняя одежда называющаяся «индитией» (enduw – одеваю), делается из парчи или другого дорогого материала. Она изображает собою славу престола Божия.

Индития может быть темного цвета, а на Пасху, в честь христианской радости, – светлой. Срачица и индития покрывают престол со всех сторон. Иногда индития представляет собой металлический оклад, мраморную доску. Престол покрывается покрывалом.

На святом престоле находятся следующие священные предметы: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица и мирохранительница.

Антиминс (от греч. вместо, и лат. teiisa – стол, что означает «вместо стола», «вместопрестолие») – это освященный архиереем шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во гроб Христа Спасителя, четырех евангелистов, орудий страданий Спасителя и с зашитой под изображением частицей святых мощей. На антиминсе имеется надпись, что этот антиминс дан таким-то архиереем в такую-то церковь. На престоле, не имеющем антиминса, Литургия не может быть совершена.

Антиминсы получили свое начало еще в первые века христианства. Первые христиане в условиях гонений на них со стороны римских императоров совершали богослужения в подземных пещерах, чаще всего в катакомбах. Здесь они хоронили своих собратьев по вере, мученически пострадавших за Церковь Христову. Надгробия святых мучеников служили для них престолом. Позднее, когда появились надземные храмы, христиане стали устраивать престолы и под ними полагать мощи святых.

Епископ, приезжавший освятить храм, прежде чем надеть срачицу на престол, ставил на него ковчег или ларец со святыми мощами. По дальности расстояния епископ часто не мог освятить все храмы; тогда он поручал это кому-нибудь из священников, посылая с ним свою грамоту, и к ней прилагал частицу святых мощей. Антиминс является главной святыней храма, поскольку в нем имеются святые мощи, в то же время он служит свидетельством того, что богослужение в этом храме совершается не самочинно, а по благословению епископа.

Обычай полагать мощи святых под престолом имеет основание в Священном Писании. В данном случае Церковь руководствуется:

1) Откровением святого Иоанна Богослова, который видел на небесах алтарь и «под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6. 9);

2) тем, что кровь мучеников, после Крови Христовой, служит как бы вторым основанием Церкви, служит для нее «багряницею и виссом» (тропарь при освящении храма).

Такова история антиминсов. Святой антиминс был введен в употребление для того, чтобы удобнее сохранить святыню храмов от кощунства еретиков и язычников, нападавших на православные христианские храмы и разорявших их.

Антиминсы для большей сохранности завертываются в другой плат, называемый илитоном (eilhton – обвертка, повязка). Он напоминает собою «сударь», которым была обвязана голова Иисуса Христа при погребении. Антиминс развертывается только на Литургии, а именно перед началом Литургии верных, и свертывается в конце ее. Если во время службы храму угрожает опасность, например, от пожара, то священник должен вынести антиминс из храма и, положив его на приличном месте, закончить Литургию.

Евангелие – (euaggelion – благовестие), как содержащее учение Спасителя, напоминает нам o присутствии на престоле Самого Иисуса Христа, как Учителя, просветившего людей светом евангельского учения. Напрестольное Евангелие украшается священными изображениями – на верхней части изображением Воскресения Спасителя, а по четырем сторонам четырех евангелистов, на обратной стороне обычно бывает изображение креста, и орудий страданий Иисуса Христа.

Поскольку престол служит местом, где совершается бескровная жертва, принесенная Господом, то на нем и полагается Крест, как орудие нашего спасения, Крест означает присутствие Иисуса Христа, Искупителя всего грешного мира.

Дарохранительница и мирница стоят в восточной части святого престола. Дарохранительница представляет собой металлическое изображение храма или надгробной часовни в миниатюре. В ней в небольшом ларце хранятся Святые Дары, которые могут понадобиться для причащения больных и умирающих. Дарохранительницу, в целях охранения от пыли, иногда закрывают стеклянным футляром.

Сосуд, в котором священник несет запасные Дары, когда идет на дом к больному или умирающему, называется дароносицей. Она представляет собой небольшой серебряный или золотой ковчежец, в котором имеются маленький потир (чаша), лжица, сосуд для вина и губка для вытирания потира. Этот ковчежец влагается в мешочек, сделанный из дорогого материала. При случаях причащения на дому священник всегда несет дароносицу у себя на груди. В остальное время она хранится на святом престоле. Дарохранительницу называют: киворием, кивотом, ковчегом. Ковчег означает:

1) место, где был погребен и воскрес Иисус Христос;

2) стражу, которая была приставлена ко Гробу Спасителя, дабы ученики тайно не унесли Его тела;

3) напоминает ковчег Завета ветхозаветной церкви, где хранилась Святыня Божия. Около дарохранительницы стоит мирница – ларец, где находится флакон со святым миром, употребляемым при таинстве Миропомазания.

Миро (происходит от слова – благовонный сок, благовонный елей) – маслянистая ароматическая жидкость, которая варится в Москве в храме бывшего Донского монастыря из ароматических масел и растений и освящается в Москве в Богоявленском Соборе Святейшим Патриархом. Патриарх рассылает миро по мере надобности епархиальным архиереям, а те – подведомственным им церквям.

Над престолом часто устраивается сень (балдахин), символизирующая небо, распростертое над землей, на которой приносится жертва за грехи всего мира. В древности внутри кивория висело изображение голубя, в котором полагались Святые Дары. За престолом поставляется подсвечник с семью свечами, называемый семисвечником, а также запрестольный крест и икона. Семисвечник символизирует собой семь даров Святого Духа. Запрестольный крест и икона выносятся на крестных ходах.

Место за престолом по направлению к Востоку называется горним, то есть высшим. Святитель Иоанн Златоуст называет его «горним престолом». Горнее место – это возвышение, устраиваемое обычно на несколько ступеней выше алтаря, на котором стоит седалище (kauedra) для епископа. Архиерей на горнем месте сидит во время чтения Апостола и стоит во время чтения Евангелия. Когда архиерей находится на горнем месте, он изображает собою Господа Славы – Самого Иисуса Христа. Горнее место напоминает нам гору блаженств, а также гору Елеонскую, с которой Спаситель вознесся на небо.

В катакомбных церквах и в первых скрытых христианских храмах на горнем месте устраивалось седалище, высеченное из туфа, камня или мрамора, со спинкою и локотниками. Здесь епископ восседал в определенные моменты богослужения. На это же место возводился новопоставленный епископ. Отсюда и происходит слово «интронизация», по-славянски «воспрестолие, настолование».

На горнем месте по обеим сторонам кафедры устраиваются сидения для служащих священников. Все это вместе взятое называется сопрестолием. Сослужащие епископу изображают святых апостолов и их преемников.

ЖЕРТВЕННИК Назначение и духовный смысл, священные предметы на жертвеннике

(доб.фото)

Вторую необходимую принадлежность алтаря составляет жертвенник, находящийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны от престола. Жертвенник представляет собой стол, меньший по величине, чем престол, имеющий такие же одежды. На жертвеннике во время последования первой части Литургии – проскомидии – приготовляются дары (вещество) для священнодействия Божественных Тайн, то есть здесь приготовляют хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. Жертвенник иногда называют предложением (prouetiV – столом, где полагаются дары, предложенные верными для совершения Божественной Литургии). При совершении проскомидии вспоминаются рождение и страдания Спасителя. Поэтому жертвенник знаменует Вифлеем и вертеп, где родился Спаситель, а также гору Голгофу – место Его страданий.

На жертвеннике при приготовлении вещества для Евхаристии употребляются священные сосуды таинства Святого Причащения. К ним относятся: дискос, чаша или потир, звездица, копие, лжица, губка и покровцы для Святых Даров.

Дискосом (diskoV – глубокое блюдо) называется священное блюдо, на котором полагаются Святой Агнец, то есть та часть просфоры, которая на Литургии после призывания Святого Духа прелагается в истинное Тело Христово, и вынутые из просфор частицы. Дискос отличается от других блюд, употребляемых на Литургии, тем, что имеет подставку, которая делается для того, чтобы было удобнее переносить на дискосе Святые Дары

На дискосе иногда изображается Младенец Богочеловек, лежащий в яслях, и выгравировываются по окружности слова: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира». В разные моменты Литургии дискос знаменует собою то вертеп и ясли, где родился Господь, то Гроб, в котором погребено было Его многострадальное тело. Кроме дискоса, на проскомидии употребляются еще два блюда, но без подставок. Одно, с изображением креста, употребляется при изъятии Агнца из просфоры, второе, с изображением Божией Матери, предназначается для вынимаемых из просфоры частиц в честь Божией Матери, в честь святых, за живых и умерших.

Потир (pothr – чаша, сосуд для питья) – это священный сосуд особого устройства, в который вливается во время проскомидии виноградное вино, соединенное с водой, прелагаемое на Литургии после призывания Святого Духа в истинную Кровь Христову. На чаше изображается Христос, Божия Матерь, святой Иоанн Креститель и орудия страданий Христа (крест, копье, губка, гвозди) и пишутся слова: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя». Потир особо символизирует чашу страданий, испитую Христом во время Его земной жизни. Кроме того, он напоминает о той чаше, в которой Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим Ученикам под видом вина Собственную Пречистую Кровь. После освящения Святых Даров и во время причащения священнослужителей и мирян потир изображает прободенное ребро Христово, из которого истекла кровь и вода.

Как дискос, так и потир введены в употребление со времен апостольских. Дискос тогда делали из дерева, а потир – из стекла, теперь же эти сосуды изготовляются из драгоценных металлов.

Звездица (asthr – звезда) состоит из двух металлических дуг, соединенных между собою винтом так, что их можно сложить вместе и раздвинуть крестообразно. Она введена в употребление святителем Иоанном Златоустом для того, чтобы при покрытии дискоса покровцом не были смешаны частицы, вынутые из просфор и положенные в определенном порядке. Звездицей дискос покрывается также тогда, когда на нем полагаются святые мощи, например, при освящении храма. Звездица, когда она употребляется на проскомидии, знаменует ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся в Вифлееме Спасителю мира.

Копие (Louch) – нож с черенком, сделанный наподобие копья, острый с обеих сторон, употребляемый для изъятия из просфоры Святого Агнца и его прободения, а также для изъятия частиц за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым римский воин ударил в ребро Христа Спасителя.

Лжица (LabiV) – маленькая ложечка с крестом на ручке, употребляемая для причащения мирян. Она знаменует те клещи, которыми Серафим взял уголь от небесного алтаря, прикоснулся ими к устам пророка Исаии и очистил их (Ис. 6. 6). Угль Тела и Крови Христовых очищает и тело и душу верующих.

Губа, губка или муса (Mousa) – высушенное морское растение, употребляемое для вытирания священных сосудов (потирная губка) и для собирания с дискоса частиц (после причащения), полагаемых в потир (антиминсная губка). Она знаменует собою ту губку, посредством которой воины напоили распятого Спасителя уксусом, смешанным с желчью.

Покровы (ahr) употребляются для покрытия дискоса и потира. Их бывает три: одним покрывается дискос, вторым – потир, третьим – потир и дискос вместе. Первые два носят название покровцев, а третий – покров или воздух. Этим покровом над Святыми Дарами во время пения Символа веры священник колеблет, потрясает воздух и тем изображает землетрясение, случившееся после смерти Спасителя и при Его воскресении. Колебание воздухом символизирует веяние Святого Духа. Покровцы на проскомидии символизируют младенческие пелены Иисуса Христа, а после Херувимской песни:

  1. сударь, которым была повита голова Спасителя во гробе;
  2. плащаницу, которой было обвито тело Иисуса;
  3. камень, приваленный к двери гроба.

За жертвенником устанавливается крест с распятием Спасителя и лампада.

Сосудохранительница

Как северная, левая часть Алтаря предназначается для Жертвенника, так южная, правая – для сосудохранения. Здесь хранятся книги, облачения и священные сосуды, употребляемые при богослужении, а также хлебы, «прежде Литургии принесенные и в свое время освященные», и вода, освященная в день Богоявления Господня. Эту воду диаконы в древности выносили и давали кающимся и отлученным от причастия. Сосудохранительница называлась диаконником, потому что она находится в непосредственном распоряжении диаконов, которые и являются хранителями священных вещей, здесь содержащихся; она называлась также местом сбережения сосудов и одежд. В диаконнике хранятся, в частности, купель, сосуд для мира, венцы, хоругви, светильники, кадильницы.

Кадило, или кадильница, является необходимым богослужебным предметом. Кадило представляет собою чашечку, закрываемую сверху крышкой. К чашечке прикрепляются три или четыре цепочки, за которые держат кадило при совершении каждения. В кадиле воскуряется ладан (благовонная, душистая древесная смола). В древности, да и в некоторых монастырях (на Афоне) и сейчас употребляется ручное кадило, называемое кацией.

Воскурение ладана (фимиама) при каждении является выражением желания молящихся, чтобы их молитвы возносились к горнему престолу Божию, подобно тому как дым из кадила возносится к небу; чтобы они были так приятны Богу, как бывает приятно благоухание фимиама.

Когда священнослужитель совершает каждение всех присутствующих, этим изображается благодать Святого Духа, распространяющаяся везде и на всех. Каждением святых икон, креста, Евангелия и прочих священных предметов изображается чествование Самого Господа Бога и Его святых.

Каждение всегда соединяется с молитвой, которую произносит священник или архиерей при благословении кадила. В молитве он просит, чтобы Господь принял кадило «в воню» благоухания духовного, то есть чтобы люди, предстоящие и молящиеся, были духовно приятным благоуханием Христу, чтобы Господь, принимая кадило в пренебесный Свой жертвенник, ниспослал молящимся благодать Своего Пресвятого Духа.

При совершении Литургии употребляются также сосуды второстепенного значения, например, ковш – небольшой сосуд с ручкой, которым на проскомидии вливается в потир вино с водою и в котором приносится теплота (теплая вода), вливаемая в чашу перед причащением.

Сосуд, в котором освящают воду (на праздник Крещения Господня и перед Литургией в храмовые праздники), называется водосвятной чашей. При ней обыкновенно бывает кропило (кисть, сделанная из тонких стебельков морской травы), служащее для окропления святой водою лиц и вещей, требующих освящения.

(Продолжение следует)

Фото диакон Андрей Трусов, Егор Кошман, Елена Немкова

Дорог мне, перед иконой
В светлой ризе золотой,
Этот ярый воск, возжженный
Чьей неведомо рукой.
Знаю я: свеча пылает,
Клир торжественно поет:
Чье-то горе утихает,
Кто-то слезы тихо льет,
Светлый ангел упованья
Пролетает над толпой...
Этих свеч знаменованье
Чую трепетной душой:
Это – медный грош вдовицы,
Это – лепта бедняка,
Это... может быть... убийцы
Покаянная тоска...
Это – светлое мгновенье
В диком мраке и глуши,
Память слез и умиленья
В вечность глянувшей души.
Юрий ШМИДТ

 

НАД ХРАМАМИ СВЕРКАЮТ КУПОЛА...

Над храмами сверкают купола,
Народу возвращаются иконы,
И мы идем, и отдаем поклоны
Под звон, что издают колокола.
Вернулось то, что ждали много лет,
Вернулась Вера к русскому народу,
Пройдя через гоненья и невзгоды,
Заблудшим душам подарила свет.
Те, кто хотел в нас Веру погубить,
Везде и всюду Храмы разрушали,
В склады и в магазины превращали,
Кресты на теле запретив носить.
Колокола Россию сберегали,
Народ предупреждая о врагах.
Но их, в те времена, во всех местах,
Снимая, за границу продавали.
Кресты, иконы, даже алтари –
Все разрушали, Веру убивая,
Простой народ от Храмов прогоняя.
Безумцы! Наша вера не горит.
Она прошла пожары и гоненья,
Господь простил, не виноват народ.
И с этой Верой мы идем вперед
Дорогой созиданий и свершений.
Аполлон Майков
В ХРАМЕ БОЖИЙ ДОМ

В нашей жизни, где столько труда и усталости,
Столько боли в груди, столько слез на очах,
Для усталой души одно место осталося –
Это Божьего Дома уютный очаг.
В этом месте, где слышится весть о спасении,
Возвышается смело Христа благодать,
Еще слышны молитвы и дружное пение,
Еще, падая, люди умеют вставать.
В этом месте поныне душой сокрушаются,
И еще не забыли о слове «прости»,
Еще в память о Господе хлеб преломляется
И погибшему можно спасенье найти.
Здесь далекое прошлое с тайнами вечности
Сочетается просто в прозревших сердцах.
Люди помнят о дружбе, любви, человечности,
Еще к Богу поднять не стыдятся лица.
В это место, под тихие своды церковные
Я люблю приходить, как зимой к очагу.
Только здесь забываю я тучи греховные,
Только здесь отдохнуть я душою могу.
Пусть вся жизнь будет радостным благодарением,
Каждый день, каждый час, каждый прожитый миг
За то самое сладкое в мире общение
В церкви Божьей – собранье Христовых святых.

читать pdf скачать архив (4.8 Mb)

Поделиться: