Ответы на ваши вопросы

Привести человека ко Христу
Не о внешнем, а о внутреннем…

Это новая рубрика сайта. Она открыта для всех – людей, воцерковленных и невоцерковленных, но размышляющих о сути бытия и духовных проблемах Вопросов у таких людей всегда много. От элементарных: для чего нужны крестные родители – до толкования сложных мест Священного Писания. Ответы священников, размещенные в новой рубрике, помогут ищущим Истину. Конечно, далеко не на все вопросы можно дать исчерпывающий ответ сразу. Возможно, придется обращаться за разъяснениями несколько раз, задавать дополнительные вопросы. Священнослужители храма в честь святого равноапостольного князя Владимира готовы к этому и открыты для серьезного разговоры о вере, о Христе, о Евангелии, о Церкви, о сложностях нынешней жизни и о месте православного христианина в ней.

На вопросы прихожан храма в честь равноапостольного князя Владимира и людей, размышляющих о смысле жизни, но пока еще не воцерковленных, отвечает настоятель храма протоиерей Георгий Вольховский. 

Что требуется от крестных родителей?

Вопрос: скоро я стану крестной мамой, крестить будут в Вашем храме. Я буду одна, без крестного папы, но, к сожалению, совершенно не знаю как это происходит. Не подскажете, что от меня требуется, что нужно с собой, как выглядеть и что мне нужно будет делать?

Ответ священника

Добрый день, Анастасия!

Отвечу сначала на последний Ваш вопрос: что Вам нужно будет делать? Судя по тому, что вы написали, можно однозначно ска-зать: Вам нужно, прежде всего, стать христианкой. И не просто какой-нибудь христианкой, а христианкой Православной. И стать христианкой нужно не по названию только и не потому только, что Вас крестили в Православном храме, а стать христианкой настоящей, фактической, которой, к сожалению, в настоящее время Вы не являетесь. Рамки письма не позволяют рассказать в двух словах, что такое быть христиани-ном. Можно лишь отметить, что быть христианином – это образ жизни человека, посвятившего всего себя Богу. Это образ жизни того, кто есть фактическое чадо (ребенок) Божие, всей своей жизнью удостоверяющее свою веру в Бога. Вы спрашиваете: Что от Вас требуется? Вот это и требуется – быть христианкой. Став христианкой, Вы будете знать и «как это происходит», и как нужно выглядеть настоящей христианке, и не только на крещении, но всегда. Крещение младенцев совершается по вере тех, кто готов стать его крестными родителями. Не просто по вере, но по такой вере, какую хочет в нас видеть Бог! Если у этих людей веры такой, какую хочет видеть в нас Бог, нет, то крещение не произойдет. Произойдет лишь простое обливание ребенка, как под душем. Судя по Вашему письму, вы таковой веры пока не имеете, поэтому, мне кажется, правильнее было бы Вам отказаться от такой ответственности пред Богом, как быть крестной мамой. А родные родители, если хотят блага своему ребенку, должны поискать кумовьев воцерковленных, то есть настоящих православных христиан. Убедительно прошу показать Ваше письмо и мой ответ на Ваше письмо родным родителям ребенка.

А Вам для начала воцерковления несколько советов:

  1. Приучите себя каждый читать из молитвослова все утренние молитвы – утром, все молитвы на сон грядущий – вечером.
  2. Выучите Заповеди Божии и исполняйте их неотменно.
  3. Приучите себя каждый седьмой день (воскресенье), по заповеди, посещать храм Божий, быть на службе от начала и до конца.
  4. Приучите себя регулярно, каждую неделю совершать покая-ние в своих грехах.
  5. Приучите себя регулярно, соединяться с Богом в Таинстве Святого Причастия.

Когда то, к чему Вы себя будете приучать, станет для Вас есте-ственной потребностью (!) и насущной необходимостью(!), тогда можно будет сказать, что начало Вашему воцерковлению, поло-жено.

С уважением Протоиерей Георгий Вольховский

Как отличить внутреннюю веру от внешней?

Ответ священника

Результатом внутренней веры есть:

  • изменение внутреннего мира человека, его интересов, желаний устремлений. Земное теряет значимость, но появляется желание жить по Христу, по Евангелию;
  • самое желанное времяпровождение не телевизор, не желтая пресса, не политика… но изучение слова Божия;
  • стыд за свои грехи и страсти, ненависть к ним. Скорбь и плачь о состоянии своей души. Самый грешный есть «Я» и не заслуживаю ничего хорошего.
  • непреходящая ценность в жизни — добродетели;
  •  постоянный взгляд только на свою душу;
  • острая, всегдашняя необходимость в покаянии;
  • желание служить Богу и людям;
  • прощение и неосуждение;
  • отвержение своего «Я», простота веры;
  • постоянное стремление к Богу. Непрестанная молитва и желание ее.
  • Непреодолимое желание быть с Богом и соединяться с Ним в Святом Причастии;
  • родной дом — храм;
  • любовь, радость о Воскресшем Господе, мир сердца, долготерпение… кротость, воздержание, нестяжание…

С ув. Прот. Георгий.

– Как можно перебороть свою гордость. Если сам уже не в силах ее перебороть?

Ответ священника

Уважаемая Елена! Без Бога победить свою гордость, как и другие страсти, невозможно. В святоотеческой литературе довольно подробно говорится о духовной брани человека с самим собой. Для начала начните читать «Добротолюбие для мирян». Кратко же, брань с гордостью можно описать так.

Первое. Всегда прибывайте в молитве, призывая Господа. Постоянно читайте в течение дня краткие молитвы. Ум не должен быть праздным! Приучите себя к этому.

Второе. Приучите себя к молчанию. Это должно войти в привычку. Говорите только то, что важнее молчания, не говорите пока Вас не спросят и отвечайте, если Вас спросили, по возможности, кратко. Как бы гордость ни подмывала ответить обидчику, никогда не начинайте говорить, пока молитвой не успокоите сердце. Не обуздав своего языка, никакой страсти не победить.

Третье. Когда страсть начинает поднимать голову или подняла ее, то есть овладела сердцем, то, молясь, старайтесь делать все противоположное тому, что хочет от Вас страсть. К этому тоже нужно себя приучать. Если приобретете эти привычки, приобретете добродетели. И, конечно же, чтобы привычки молиться, молчать и делать все, противоположное страсти, в нас закрепились, необходимо часто, часто, часто исповедоваться и причащаться. Это поможет очищать место для Бога в сердце, исполняться Богом, Который, находясь в нас, и даст нам силы победить страсти и стяжать добродетели.

Главное неотступно и терпеливо трудиться.

С уважением протоиерей Георгий.

– Что делать,если человек закрылся в самом себе? Каждый день он проводит в социальных сетях...

Что делать,если человек закрылся в самом себе. Каждый день он проводит в социальных сетях, забывает даже иногда умыться.Разговоры уже тут не помогают. Посоветуйте,что делать? Как жить дальше родным и этому человеку, который закрылся в самом себе. Спасибо за ответ во имя Христа!

Ответ священника

«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его»(Пс.126.1). Это бесовское одержание, когда человек поработился чему-либо так, что лишился своей воли, может излечить только Господь. Однако излечение такого человека, как ни странно, должно начинаться не с него, а с тех, кто его окружает и любит. Это по их молитвам Господь сделает все. Но! Чем чище сердце, тем сильнее молитва! Отсюда, частая исповедь тех, кто хочет помочь духовно болящему. Частая (постоянная) исповедь и Причастие. Причем, и исповедоваться, и причащаться нужно не из-за болящего, а исключительно по любви к Богу(!). Если будем делать это только для того, чтобы исцелить человека, у нас ничего не получится, потому что он собой и своей болезнью закроет от нас Христа. Запомните! Искреннего покаяния не бывает, если не возгреть в себе чувство собственного недостоинства: «Я, по своим грехам, недостоин ничего хорошего, недостоин и того, чтобы иметь духовно здорового ближнего. Он болен по моим грехам. Он порабощен потому, что я не смог дать ему истинной и чистой любви. Что грехами и страстями я заслужил, то и получаю. Прости меня, Господи. Помилуй. Помоги мне. Дай мне слезы покаяния и плачь о грехе моем». Чувство собственного недостоинства помогает смирить гордость. В гордом сердце молитвы нет. Это первое. К этому необходимо себя приучить и это должно стать неотъемлемой частью нашей жизни.

Второе. Необходимо не только часто и регулярно исповедоваться и причащаться, но и, набравшись терпения(!), бороться со своими страстями. Это важно, потому что исполненное страстями сердце не сможет принести искренние, покаянные молитвы. Страсти не позволят. Для этого нужно внимательно и постоянно смотреть в себя, в свое сердце, изучать, что там живет, какие страсти, пресекать молитвенно их проявление в нашей жизни. Враг, демон, начинает возбуждение страстей через ум, поэтому необходимо приучить себя к тому, чтобы наш ум не был праздным, то есть не думал того, что лишит сердце мирного устроения. Приучите себя к кратким молитвам, которые читайте в течение дня постоянно. Они не позволят, если приучитесь, демону внушать страстные мысли. Краткие молитвы можете взять из молитв на сон грядущим — 7-я молитва святителя Иоанна Златоустого на 24 часа. Читайте по часу любую молитву, либо по порядку, либо ту, которая поможет усмирить ту или иную страсть, восстающую в сердце в данный момент. Здесь важны терпение и постоянство (!). Это тоже должно войти в привычку. Это тяжело, но необходимо. Без этого вы никому ничем помочь не сможете. Постоянно призывайте Господа. И Он, усовершив Вас в добродетелях и терпении, неотменно ответит и созиждет дом души Вашего ближнего.

Я написал Вам весьма кратко. Кратко написал о том, что называется внутренней, духовной, невидимой бранью с самим собой. Эту брань с самим собой лучше вести под руководством опытного духовника. К сожалению, таких сейчас нет. Поэтому читайте святоотеческую литературу (например: «Добротолюбие для мирян»…), и работайте над собой и верьте Богу. Молитесь — и Он поможет.

С уважением протоиерей Георгий.

– Каждый Божий день в семье скандалы и ссоры, что с этим делать я не знаю?!

Здравствуйте! Можно Вам задать вопрос? Каждый день в жизни у меня проходит с ссорами и скандалами. И это уже переходит все границы. Каждый Божий день в семье скандалы и ссоры, что с этим делать я не знаю? Помогите, пожалуйста, в решении моей будущей жизни во имя Христа! Елена.

Ответ священника

Дорогая Елена! Проблемы вашей семьи, описанные Вами, лучше всего решать не через интернет, а непосредственно со священником в личном общении. Священник всегда стоит не на стороне мужа или жены, но на стороне любви и истины.

Хорошо было бы, если бы в решении этих проблем приняли участие все стороны конфликта. И совсем было бы хорошо, если бы все последовали советам священника, даже переступая через свое собственное «я». Без этого разрешить любой конфликтный вопрос невозможно, потому что в основе всех скандалов и ссор, всегда (!) лежит человеческая гордость, желание считаться только с собой и нежелание уступить ближнему.

Ваше краткое письмо указывает на Вашего самого большого врага — гордость, живущую в Вашем сердце. Это враг замаскированный, выдающий себя за нечто естественное, сжившийся с вами. Сжившийся так, что даже, когда Вам кажется, что вы правы и отстаиваете правду, Вы просто отстаиваете свою гордость. Гордость, овладевая душой человека, приводит к тому, что он перестает любить. Гордый просто не умеет любить. Поэтому всем вам, да и всем нам вообще, необходимо учиться любить. В семье кто-то должен на это решиться первым и решившись, постараться поступать так, как хочет этого от нас Господь.

Самое важное правило — переделку своей жизни всегда (!) необходимо начинать с самого себя. Не с близких, а с себя! В Святом Евангелии об этом сказано подробно. Как муж должен относится к жене, как в послушании мужу должна быть жена, как родителям относится к детям и как детям, к родителям. В научении этому и состоит также помощь священника.

Первым же шагом к переделке себя, есть научение молитве, потому что без помощи Божией себя не победить, себя не изменить, гордость не обуздать и сердце любовью не исполнить. Причем, научиться молитве, это не только читать определенные молитвы по молитвослову, но пребывать в постоянном общении с Богом, не позволяя своему уму быть праздным, то есть краткими молитвами не позволять уму думать о том, что может нарушить сердечный мир. К этому необходимо себя приучить. Это тяжело, но необходимо. И конечно, приучая себя к этому, всегда поступать так, как поступил бы на нашем месте Христос. В этом  должен помочь священник. Попробуйте начать с себя — и Господь по Своей великой милости и Вашим трудам духовным  исправить Вашу жизнь.

С уважением  протоиерей Георгий.

– Я читал псалтырь в двадцатке. Что делать, если несколько дней как перестал читать?

Ответ священника

Исповедуйтесь и продолжайте читать.

– Можно ли заказывать службу за некрещеных младенцев и как нужно молиться за них?

- Так получилось, что в моей жизни произошло горе. На 8 неделе беременности мой ребеночек умер, а потом случился выкидыш. Дома я за него молилась, но потом пришла в Ваш храм и спросила можно ли молиться за некрещеных младенцев? В церковной лавке мне сказали, что можно заказать молебен специальный и нужно дать имя ребеночку (хотя я даже не знаю, кто это был мальчик или девочка). Мне самой предложили выбрать мальчик это был бы или девочка и дать имя. Меня это смутило и я от молебна отказалась потом, так как не могу понять насколько правильно самому «придумывать» пол ребенка и имя давать после его смерти.

Теперь меня мучает вопрос: правильно ли я сделала и как мне помочь своему не родившемуся младенцу?

Ответ священника

- Дорогая Анна. Сразу хочу сказать, что Ваши переживания о молитвах за младенца напрасны. В церковной лавке Вас невольно ввели в некоторое заблуждение или Вы что-то не так поняли. Заблуждение в том, что не мы должны молиться за младенца, это он, безгрешный, находится сейчас возле престола Божия, и, воспевая славу и хвалу Господу, молится за Вас и Вашу семью, потому что он ангел. Призвав его, чистого безгрешного, Господь призвал к Себе ангела, как и говорил: «Пустите детей приходить ко Мне… ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19.14). Царство Небесное! То есть Вечная Жизнь с Богом. Господь призвал к Себе молитвенника за тех, кто остался пока на земле. Когда Господь призывает к Себе тех, кто молится за нас, то в этом проявление Его заботы, любви и милости к нам. Он помогает нам спастись, раз призвал к Себе ангела, чтобы он молитвами помог нам достичь Вечной Жизни во Христе. Но если Господь посчитал, что нам необходима такая помощь, то нам нужно сделать и для себя выводы. Они в том, что нам нужно пересмотреть свои отношения с Богом, постоянно сердечно каяться в своих грехах, бороться со своими страстями, как можно чаще соединяться с Богом в святом Причастии и, конечно же, постоянно молиться. Если пойдете этим путем не формально, а искренне, то обязательно встретите Бога — Он утешит, утрет любую слезу и приведет Вас к Вечной Жизни, в которой вы соединитесь со своим младенцем.

С любовью во Христе Иисусе  протоирей Георгий Вольховский.

– Как бороться со сквернословием?

 - Здравствуйте. Можно Вам задать вопрос. Если я держу ссору, в душе на своих близких, и иногда не знаю что делать, если хочется матюкаться. Что делать, я не знаю? Внешне я не матюкаюсь, а внутренне часто. Помогите решить ситуацию во имя Христа!

Ответ священника

 - Для того, чтобы матерные слова были выкинуты из сердца, а следовательно и из мыслей, необходима помощь Божия. Ваш ум не должен быть праздным! Постоянно, в течение дня, призывая помощь Божию, читайте тихонько вслух, следующие краткие молитвы: «Господи, дай мне мысль благую», «Господи, дай мне помысел исповедания грехов моих», «Господи, сподоби меня любить Тебя от всей души моей, и помышления моего и творить во всем волю Твою». Можно читать и другие краткие молитвы. Здесь важно постоянство, неотступность и терпение. Это должно войти в привычку. Так, стяжав привычку молится, молясь в терпении, постепенно избавимся от матерных слов.

С любовью во Христе протоиерей Георгий.

– Как отличить болезнь души и сердца от грязи, в которой она замаралась?

- Скажите батюшка, как отличить болезнь души и сердца от грязи, в которой она замаралась. Я уже 4 года в церковь хожу, но сердце мое по прежнему грязное. Страстей много. Просто руки опускаются, глядя на свою немощь.

Ответ священника

Страсти в человеческой душе, по сути, и являются болезнями души. Святитель Иоанн Златоуст об этом написал так: «Страсть не есть естественная потребность, но в некотором роде все извращающая болезнь». Появляется эта болезнь, когда человек коснеет во грехе, то есть долго пребывает в нем. Тогда грех переходит в человеческую природу и становится навыком, привычкой. Грехи и страсти, собственно, и являются той грязью, которая замарывает душу и сердце. «Всякая страсть и всякий грех, — пишет преподобный Симеон Новый Богослов, — оскверняют (замарывают) одежду души нашей». Преподобный Макарий Египетский дал точное наименование этим болезням души — «духовная проказа». Проказа, как болезнь, отличается тем, что человек гниет и разлагается, источая гной и невыносимое зловоние, но при этом совершенно не чувствует боли. Так, разлагаясь, человек постепенно умирает в своих грязных гноеточивых разложениях.

Подобно этому и душа человека, если не чувствует голоса совести, как боли за совершенные грехи и попущенные страсти, гниет, разлагается и погибает. Исцелить же душу может только Господь Иисус Христос, но при условии, что человек сам потянется к Нему за исцелением и захочет воспринять Его душевное врачевание. Поэтому Господь и называется Врачем душ наших. «Господь именуется «Врачое», потому что подает небесное и божественное врачество и исцеляет душевные страсти» — написал преподобный Макарий.

Существуют еще душевные, психические заболевания и расстройства, которые рассматривает такая наука, как психиатрия. Если такое душевное заболевание не вызвано какими-либо причинами (травма, инфекция, сильнейшее потрясение и т.п.), то такое заболевание, как правило, порождено теми же самыми страстями, только неудовлетворенными, которые не просто поработили душу человека, но, как хищные звери, начинают разрывать и уничтожать ее своей неудовлетворенностью. В этом помогают страстям нечистые духи, которые возбуждая их до неимоверных размеров, влекут человека за собой. К таковым болезням можно отнести шизофрению, паранойю, ряд фобий и т.д.

С уважением  протоирей Георгий Вольховский.

– Меня не пустили к причастию. Правильно ли со мной поступили? Что мне делать?

Здравствуйте.

Меня зовут Светлана, мне 23 года.

На днях со мной произошла следующая ситуация. Прошу помочь разобраться.

Немного о себе:

В моей жизни происходили те события которые так сказать подкосили мою веру, я не справилась и очень раскаиваюсь.

Да я редко посещала церковь, молилась, грешила. Меня это не оправдывает, тем не менее я верила в господа, ведь это было единственным что помогало мне не сойти сума от воспоминаний. Вот я на грани, для меня шагом было что я решила пойти исповедоваться и причаститься. Я узнала что обязательно нужно посидеть на посту какое то время, для меня вообще это все чуждо, но руки опускались.

Я смогла, ведь походом в церковь к которому я готовилась, было для меня последней надеждой и очень сложным шагом, прошу не судить…

Вот что случилось когда я пришла.

Началась утренняя служба, я отстояла её, дальше я хотела исповедаться у батюшки после причаститься. Служба закончилась я заняла очередь, где была последняя и старалась всех кто подходил пропускать в перёд, мне было очень страшно я не когда прежде многими вещами не с кем не делилась.

Когда подошла моя пора я подошла к батюшке со словами «Батюшка я грешна». Он спросил в чем и я начала свой не умелый рассказ без доли вранья, все как на духу выложила. Что цели в жизни нет, потерялась но очень хочу встать на путь истинный, мысли в голове дурные, привычки вредные, с родителями не всегда хорошо обхожусь. Он спросил что послужило тому, что ты потеряла смысл жизни. Я рассказала, тему я это редко завожу да и вообще стараюсь не говорить не с кем но много лет тому назад на меня напали, психически я с этим не справилась и в дальнейшем последовали плохие события в моей жизни, я сама виновата, ни кто другой. Он выслушал меня и начал рассказывать, стараюсь передать слово в слово как это было. Что все мы рано или поздно умрем (не понимаю к чему это я ведь и так пришла с такими мыслями, я просила помощи с этим справиться) повторил несколько раз и сказал про души которые после смерти попадут на божий суд, дальше слова его звучали так, что если твоя душа вела хорошую жизнь Бог будет милосерден и откроет тебе врата в Рай, а если твоя душа грязная то Бог предстанет перед тобой! грозным судьей и сбросит твою душу в ад без разбирательств. Не спросил перед исповедью не про пост не про что другое, а под конец своего рассказа указал мне на ларёк в церкви и сказал купить брашурку в которой вычитать все грехи и сидеть дома их выписывать обдумывая каждый а потом придти на исповедь так же подчеркнул что она проводиться с 17.00 часов. Хотя сам исповедал передо мной много народа. Я когда рассказывала всё я плакала не смогла сдерживать эмоции и вот началось причастие где я тоже встала в очередь. Подойдя к батюшке, он отказался меня причащать так как я не исповедалась и вновь указал на брашурку в ларьке. Мне хотелось провалиться сквозь землю, мне казалось что я такая грязная и не достойная прощения, все смотрели а меня выпроводили. Всё рухнуло, просто хотелось простите умереть, последняя надежда рухнула. Я так старалась, так готовилась. Вобщем не могу себя пересилить вновь переступить порог церкви, я боюсь что поступят точно так же.

Исповедуют убийц, а я что хуже, мне нужно было соврать, сказать все по мелочи? «Да Батюшка грешна и что то не договорить».

Вообщем не знаю что делать, прошу вас помогите советом, правильно ли со мной поступили выпроводив меня? Он получается само суд устроил и отказался отпустить мне грехи, но ведь он Божий служитель, почему он решил все за Господа??? Если бы я не привыкла что меня по жизни кидает на право и налево я бы не смогла с этим справиться, мне было так стыдно и я потеряла свою последнюю надежду…

Помогите. Жду ответа.

Ответ священника

Дорогая Светлана!

Прочитал твое письмо и на вопросы заданные тобой, попытаюсь дать ответ. Я не был свидетелем вашего разговора со священником, но уверен, что, находясь в душевных переживаниях, о которых сказано в твоем письме, («мне было очень страшно», » я плакала не смогла сдерживать эмоции» – это из твоего письма), как мне кажется, ты не совсем поняла, почему так поступил священник и что он тебе хотел сказать. Так уж устроен человек, что он слышит и понимает прежде всего то, что хочет услышать и понять, а не то, что ему услышать и понять нужно. К тому же наши душевные эмоции нам всегда мешают услышать и понять нужное.

Однако из написанного тобой можно сделать вывод, что священник, к которому ты обратилась, очень хотел тебе помочь. Помочь в том, чтобы покаяние твое было покаянием истинным, которое сможет очистить и изменить твою душу и придать смысл твоей жизни. И вот откуда это видно. Судя по твоему письму ты утром пришла на Божественную Литургию. Слово Литургия означает «совместное дело». Это совместное дело Бога и человека, в обретении человеком вечной жизни во Христе. Начинается эта служба накануне вечером (в описанном тобой храме 17-00). Утром же, на Литургии, происходит самое великое Таинство, Таинство Жизни – Причастие, то есть соединение человека и Бога. Это соединение и дает человеку изменение его души и вечную жизнь. На Литургии ничто не должно отвлекать человека от общения с Богом. Поэтому к этой службе необходимо готовиться заблаговременно. Частью этой заблаговременной подготовки есть покаяние, то есть внутреннее осознание человеком греховного состояния своей души, своего недостоинства быть соединенным с Богом, ненависть к совершенным грехам, искреннее намерение исправить свою жизнь и впредь не грешить. С таким настроением человек и должен подойти к внешней форме покаяния – исповеди. Подойти заблаговременно, вечером, накануне Божественной Литургии, чтобы на самой службе ничто, даже осознанная греховность, не отвлекало его от Христа. Тем более это важно для тех, кто к покаянию пришел в первый раз. За вечерним Богослужением у исповедующего священника гораздо больше времени, чтобы уделить его человеку. Не просто поговорить, но настроить и дать совет. При этом необходимо учесть, что покаяние не будет покаянием, есть человек расскажет что-то одно из своей жизни, что ему кажется важным, а что ему таким не кажется, умолчит. К тому же человек может оплакивать и скорбеть о каком то совершенном грехе ( или грехах), совсем не подозревая, что гораздо более опасная греховная страсть коренится в его душе. И разобраться в этом тоже должен помочь священник. Это требует времени. Однако на Божественной Литургии такого времени у священника нет. На Литургии все должны внимать Богу. В некоторых местах Литургии, когда позволяет служба, священник принимает исповедь. Принимает, во-первых, у тех, кто исповедуется часто и по каким-либо причинам не смог прийти вечером. Это не занимает много времени, потому что не требует долгой беседы и наставлений. Во-вторых, тех, кто престарелый, больной, беременный. Исповедует также детей, которые в силу своего возраста еще не могут присутствовать на службе вечером. Тех же, которые приходят к исповеди первый раз и приходят не вовремя, священник, заботясь о их душе, не имеет права исповедовать формально, а времени для духовной беседы нет. Поэтому священник, желая лучшего человеку, идущему через покаяние к Богу, предлагает ему возможность совершить Таинство покаяния с гораздо большей пользой для своей души. Судя по всему этим и было обусловлено предложение батюшки прочитать брошюру о покаянии, чтобы с ее помощью подготовиться, осознав свою греховную жизнь и состояние своей души. Этим, я думаю, и было обусловлено предложение прийти на исповедь в то время, когда можно поговорить о душе, о жизни и смерти, подготовить человека, наставить , дать совет, то есть привести человека к твердому намерению изменить свою жизнь и идти к Богу. Сравнить это можно с человеком, готовящимся к операции. Его не сразу кладут на хирургический стол, но делают анализы, обследования… настраивают и готовят психологически.

Покаяние — это, по сути, то же операция. Операция по избавлению от греха и страстей, и к ней также необходима подготовка. После такой подготовки и должен человек подойти к соединению с Богом, которое есть Причастие, ведь Бог может быть только в чистом сердце. Поэтому, мне кажется, что все, что сказал священник, было продиктовано его любовью и заботой о твоей душе.

Думаю, что ты и сама не хочешь, чтобы твое покаяние было не полным и формальным, а Причастие недостойным. К сожалению, некоторые новоначальные исповедники этой заботы священника о их душах часто не понимают и, ведомые своими страстями или гордостными душевными переживаниями, воспринимают сказанное, как холодность и нелюбовь.

Думаю, что напоминание священника о смерти, также продиктовано его любовью и заботой о твоей душе и вот почему. Священник попытался голос совести в твоей душе сделать еще громче, чтобы и после покаяния он не затихал и вел к Богу. Ведь совесть, укоряя в грехах, фактически напоминает о смерти. Она как бы говорит: ты совершил грех, покайся, потому что не знаешь, когда предстанешь пред Богом, Судией Праведным. Покайся, чтобы в любое время, когда бы ни призвали твою душу, она была чиста и жива. Укоряя в грехе, совесть, заботясь о человеке, всегда говорит о его смертном часе, чтобы в вечную жизнь вошел он не укоряемый ею, и не страдающий от своих грехов и страстей. Поэтому, память смертная всегда должна быть у человека. Помня о смерти, не зная ее часа, человек, желающий вечной жизни для души, всегда будет стараться жить по совести, не грешить, всегда будет приносить покаяние, чтобы его душа была чиста. Память смертная у такого человека, непременно подтолкнет его искать жизнь для своей души, чтобы никогда, даже после смерти тела, не расставаться с любимыми. «Помни последняя своя, – пишет в Библии Иисус, сын Сирахов, – и во веки не согрешишь» и жив будешь.

Об этом и позаботился священник, предложив тебе помнить о смерти. Помнить ради жизни. Когда человек начинает так жить, то его очищенная от греха душа, обретает и смысл жизни. Этот смысл в Вечной Жизни и Любви, которые и найдет он во Христе Иисусе. Позволь дать тебе совет. Послушайся священника, с послушанием выполни все, что он тебе сказал, прочитай то, что он тебе посоветовал, пересмотри свою жизнь, в молитве попроси у Бога видения своих грехов, страстей и покаяния, приди на исповедь в назначенное время, а утром – на Божественную Литургию, соединиться с Господом и идти за Ним в вечную жизнь.

С любовью во Христе Иисусе протоирей Георгий Вольховский.

– Пожалуйста, помогите разобраться в вопросе о говорении на иных языках?

По поводу иных языков, раньше особо не интересовалась и пыталась поверить общераспространенной точке зрения о том, что в день Пятидесятницы иные языки, которые сошли на апостолов, являлись просто иностранными языками, помогающими им впоследствии доносить Благую Весть в другие народы и страны. Дальше не углублялась. Но… недавно, читая Библию, дошла до послания апостола Павла Коринфянам (первое, глава 14) и почувствовалась необходимость разрешить и этот вопрос, насколько это возможно.

Вся 14 глава посвящена пояснению о духовных  дарах – пророческом, даре истолкования, говорения на иных языках. Полностью согласна, понимаю и принимаю ту точку зрения, что пророчество есть полезнее, чем говорение на иных языках, и что в церкви, для единства лучше молиться совместно понятной всем молитвой. Но больше всего заинтересовали стихи 2 и 39.

«Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот ГОВОРИТ НЕ ЛЮДЯМ, А БОГУ; потому, что НИКТО не понимает его, он ТАЙНЫ говорит ДУХОМ» (второй стих). Лопухин подчеркивает  то, что это именно «иные» языки, а не иностранные, потому, что сказано «никто» их не понимает, то есть в городе находилось много народа из разных стран, но никто не понимал их. И еще упоминаемое «говорит не людям, а Богу», то есть в молитве не церковной, общей, а личной, частной. «Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, НО НЕ ЗАПРЕЩАЙТЕ говорить и языками. Только все должно быть благопристойно и чинно» (стихи 39-40).

Выходит, если это было дано апостолам в виде иностранных языков, то эта традиция действительно могла бы утратить свою актуальность на сегодня, в силу того, что батюшек ныне много в любой стране, знающих свой язык, местный. Но называлось ли бы просто знание иностранного аж даром Духа Святого?…

А если об этом упоминается именно как о виде молитвы, но идущей от духа человеческого к Духу Божию, который в обычных человеческих словах не мог бы быть выражен, то хотелось бы найти этому объяснения:  почему церковь все же запретила, в силу каких обстоятельств? (Может соборы? Я не нашла…) Лопухин пишет, что человек, молясь на иных языках, пребывает в состоянии отличному от транса (о чем часто также говорят батюшки) и описывает это действительно как момент, когда дух говорит Духу… Интересными мне показались и толкования Феофилакта Болгарского. Но и в процессе ознакомления с ними не удалось до конца понять  сути: в Деяниях святых апостолов отчетливо видно, что «иными языками» названо как раз чудо спонтанного говорения на всех понятных иным народам языках (Деяния 2:6), но, вернувшись к посланию к Коринфянам, видно, что «никто» не мог понять того, что говорится, и что это говорение было адресовано не людям, а Богу (второй стих)… Выходит, это два разных понятия? И как правильно будет к этому относиться? Очень прошу Вашей помощи в толковании этого вопроса. И, помоги Вам, Господи!

Ответ священника

- Кратко, о  даре говорения языками

Во-первых, слова «незнакомый язык» не означают язык, которого нет на земле, у какого-либо народа. Если человек не знает какой-либо язык (например китайский, японский или иной), то этот язык человеку уже не знаком. На то, что незнакомые языки есть языки иных народов, но которые мы не знаем, указывают слова Апостола Павла об «изъяснении»(1Кор.14.5), и «истолковании» (1Кор.14.13), то есть переводе, необходимом для понимания. Поэтому и пишет Апостол Павел: «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование (перевод), — все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя (переводчика), то молчи в церкви…»(1Кор.14.26-28).

Во-вторых, дар говорения языком вовсе не утерян Православной Церковью. Церковно-славянский язык для большинства нецерковных людей и иноверцев, также является «незнакомым языком». Дар Божий этого языка, его понимание,  его глубина и его красота, открываются человеку, искренне ищущему молитвы, кающемуся и часто  соединяющемуся с Богом в Таинстве Причастия. Тогда Сам Бог открывает ему этот язык, у которого есть и изъяснители, и истолкователи.

В-третьих, не следует забывать, что даром говорения языком может наделить не только Бог. Прельщенного человека этим даром может наградить и сатана. Пример, говорение языками у шаманов. Некоторой (!) гарантией, что это дар Божий, здесь может служить следующее. Апостол Павел написал свое послание Коринфянам, не просто христианской общине, которая возникла сама собой. Коринфская община создавалась его молитвами и трудами, а священники этой общины были им рукоположены. Это важно, потому что для священнического служения, только «через возложение  рук Апостольских подается Дух Святой» (Деян. 8.18), Который и наделяет человека соответствующими дарами. Священники, рукоположенные Апостолом Павлом, передали возложением рук Дух Божий своим ученикам, те своим (прим.1Тим.4.14; 5.22…2Тим.1.6) и так до сего дня. Эта нить передачи Святого Духа, связывающая Апостолов и их преемников (священников), сохранена в  Православной Церкви, и называется она Апостольской преемственностью.  Доказательством преемственности есть ставленические грамоты каждого священника и так называемые «персоналии», то есть записи, идущие с первых веков христианства до настоящего времени. В них указано, кто кого рукоположил, т.е кто кому передал Духа Святого для служения. Эта преемственность дает священнику власть совершать Таинства и нести свое священническое служение (Деян. 8.19). Отсюда, если человек есть член законной Церкви, имеющей преемственность, регулярно исповедуется, часто причащается, борется со страстями, не превозносится в себе и т.д., и он получил такой дар, то можно предположить (!), что это дар Божий. Если же какая-либо община, называющая себя «христианской», не имеет доказательной Апостольской преемственности  передачи Святого Духа (например, пятидесятники, харизматы),  то можно с большой долей уверенности сказать, что это не Божий дар. Скорее всего, это дар бесовский, данный человеку, чтобы его еще более прельстить и искусить. Кстати, указанные секты говорят на тех же языках, что и шаманы и  не имеют ни истолкователей, ни изъяснителей.  Да и служения их поэтому соответствуют словам Апостола Павла (1Кор.14.23) и больше напоминают беснование.

В-четвертых. У Бога ничего не бывает без смысла. Поскольку в первые века христианства этот дар необходим был для благовестия, чтобы народы «слышали каждый свое наречие, в котором родились… слышали их нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян. 2.7-12), то со временем, когда вера Христова распространилась по всему цивилизованному миру, смысл в этом говорении стал изменяться. Хотя сам дар, как и каждый дар Божий, есть  непреложный и сохранился до настоящего времени, например, в виде церковнославянского языка. Следует также учесть, что крепость веры, покаянная дисциплина, любовь и стремление к Богу, в настоящее время, у нас ослабели, а грехи, страсти, похоти, желания удовольствий и наслаждений усилились. Поэтому существует большая опасность, что по состоянию нашей души этим даром может «наградить» сатана даже тех, кто считает себя православным, как наградил сектантов. Церковь, как любящая мать, и духовенство, в частности, с большой настороженностью и осторожностью относится к этому дару, ведь ошибка в определении его источника может привести к погибели души. Следует также не забывать, что дары сатаной даются не просто так. За каждый такой подарок он потребует оплату. Оплатой в этом случае является душа!

С любовью во Христе! Протоиерей Георгий

– Вот уже несколько раз по различным случаям довелось услышать слова прихожанин и «захожанин». А в чем, собственно, разница?

– Отличить их не трудно. Прихожанин – это тот, для кого приход – родной дом. Тот, кто живет этим домом, трудится здесь для спасения души, знает членов семьи – других прихожан. Тот, кто значительную часть времени проводит в этом доме.

А «захожанин» заходит от случая к случаю, точнее, – от праздника к празднику. Заходит, но не чувствует себя членом приходской семьи и ведет себя соответственно этому. Не принимает участия в приходских делах, не проявляет интереса к проблемам прихода. Такой человек называется христианином формально. Ведь вера без дел – мертва.

Слово «прихожанин» подразумевает, прежде всего, то, что нужно прийти. Прихожанином становится тот, кто приходит на богослужения постоянно. Отсюда и слово приход. И даже если человек всей душой стремится быть в церкви, но не может быть здесь по уважительным причинам, например, сидит с больным, он все-таки не является прихожанином, потому что не стал членом церковной семьи. Но он и не «захожанин». Ведь его воцерковлению мешают внешние, а не внутренние причины. Значит, он – потенциальный прихожанин.

А есть и «прохожане», которые, вообще, проходят мимо, но и для них двери храма всегда открыты, и об их благополучии молится святая Церковь на своих богослужениях. Итак, прихожанин – тот, кто живет храмом. Кто проводит тут максимально возможное время, кто остальных прихожан считает своими братьями и сестрами, то есть своей семьей. И живет интересами своей семьи, трудится здесь ради семьи, во имя своей семьи и для своего спасения. Тот, кто сегодня сидит с больным, может в свое время, когда обстоятельства изменятся, стать либо прихожанином, либо захожанином. Это уже будет зависеть от его свободной воли.

– Иногда человек говорит: «Я бы пошел в храм, но не знаю, как себя тут вести, что делать». Что же нужно знать, чтобы придти в храм?

– Волнение человека, впервые собирающегося в храм, вполне понятно. Ведь православный храм – место особенного присутствия Бога на Земле. Отсюда – и главное требование к поведению в храме: вести себя тут нужно сдержанно, благоговейно, чтобы не оскорбить величие святыни. Ну, и, конечно, хорошо бы кое-что знать.

Есть простые и понятные правила поведения в храме. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы, женщины входят в храм с покрытой головой. Разговоры в храме нужно ограничить до предела, если возникла необходимость, вести их очень тихо. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся. Придя впервые, человек может о чем-то спросить либо прихожанина, либо священника, либо сотрудников храма, работающих в церковной лавке, и ему, конечно, помогут.

Но есть и другие, не менее важные, внутренние аспекты поведения в храме. Во-первых, нужно помнить, что в храм мы идем молиться Богу, и поэтому никто, как только Бог, может нас научить всему, что необходимо. Можно прийти и своими словами попросить Бога просветить, открыть, научить, как себя вести. И Господь поможет человеку увидеть стоящего рядом с ним, увидеть, что и как он делает. Для того, чтобы понимать, происходящее в храме, нужно внимательно следить за ходом богослужения. И, внимательно слушая, что произносят священнослужители, прикладывать к этому свои прошения, свои молитвы, наблюдая за тем, как внешне реагируют на ход службы другие люди – как крестятся, кланяются.

Но и тут есть очень важный аспект. Наблюдать за другими нужно только в первое время. Потом – все внимание следует сосредоточить на Боге, на своих отношениях с Ним. Благодарить Его за ниспосланные милости, просить о чем-то. Слушая проповедь священника, посвященную Евангельскому чтению, положенному в тот или иной день, не исключено, что вы услышите ответ на вопрос, который волновал вас перед приходом на богослужение. Мне, как священнику, не раз приходилось слышать от своих прихожан: «Батюшка, я хотел задать Вам вопрос после службы, а Вы уже ответили на него во время проповеди». Причем, это говорят люди, озабоченные разными проблемами. Удивительная особенность Священного Писания такова, что глубина его смысла – неисчерпаема, и человеку, думающему и слышащему Слово Божие, оно дает ответы на самые разные вопросы.

В нашем миссионерском листке «О христианском благочестии» помещены советы для людей, переступающих порог храма. Советую прочитать.

– Что такое – покаяние? Как подготовиться к нему? Как часто надо исповедоваться? Всегда ли у одного духовника?

– По-гречески покаяние называется «метанойя» — обращение. То есть человек, который жил греховной жизнью, отворачивается от нее и начинает жить иначе – жизнью Иисуса Христа, вместе со Христом. Вот это – истинное покаяние. Если этого не происходит, то настоящего покаяния нет, человек не является кающимся.

Частоту покаяния для нас не устанавливают ни Христос, ни апостолы, ни апостольские правила. Все зависит от расположения сердца. Если человек искренне кается, он может покаяться один раз. Но исповедоваться можно и нужно часто.

Нужно отделять покаяние, как состояние души, от исповеди, которая является неким внешним актом, проявлением внутренней борьбы, когда человек борется с собой, со своими грехами, чтобы отвратиться от них. Покаяние, как состояние души, должно быть всегда присуще человеку, как было у мытаря. «Боже, милостив буди мне грешному!», — постоянно повторяет он. Он оплакивал свои грехи всегда и всюду, а не только в храме. Исповедь же может быть, во-первых, по возможности, а, во-вторых, по душевному расположению человека. Насколько это ему требуется. Человек, который часто исповедуется и искренне кается в своих грехах, не может долго находиться без исповеди, потому что совершенный им грех или греховный поступок, или греховная мысль – это есть черное пятно, которое надо смыть. Все равно, что утром идти на работу, не умывшись, точно так же ходить с этим пятном на совести.

Каждый священник имеет право и благодать Иисуса Христа принимать исповедь. Другое дело, что исповедь в православном восприятии – это не только формальное название своих грехов, но и духовная брань, в которой активное участие принимает также и священник – как тот, кто должен привести человека к Богу. Тот, кто должен помочь кающемуся победить самого себя. Священник, как духовный лекарь, должен хорошо знать того, с кем работает. Точно так же, как и человек должен хорошо знать священника.

Подумайте, ведь, отправляясь к лекарю телесному, мы не разносим симптомы заболевания, анализы по разным врачам, а все отдаем одному, так и в духовной жизни. Лучше исповедоваться у одного священника, чтобы составить правильную картину своего духовного нездоровья, и чтобы получить правильный рецепт, как бороться с самим собой. Хотя по обстоятельствам человек может исповедоваться у любого православного священника. Но, учитывая реалии сегодняшней жизни, следует обязательно обратить внимание, к какой церкви принадлежит священник – православной канонической или раскольничьей, не имеющей Благодати.

– Должна ли православная семья иметь одного духовника для всех ее членов или каждый может найти исповедника для себя?

– Желательно иметь одного. Сейчас даже медицина пришла к необходимости иметь одного семейного врача. Что уж тогда говорить о болезнях духовных! Это нам только кажется, что мы случайно встретили друг друга, поженились, потом дети появились. Ничего случайного не бывает. Все наши дети, жены, те, с кем мы дружим, – близкие духовно нам люди. У нас как бы клуб по интересам, нас многое объединяет. Мы даже внешне становимся похожими друг на друга. Даже и болезнями болеем одинаковыми. Плюс к этим одинаковым болезням в семье возникают какие-то взаимоотношения, когда говорят человеческие амбиции, возникают конфликты. Священник же в таких случаях – не на стороне мужа и не на стороне жены. Он – на стороне любви. И, зная обоих супругов, он и одному, и другому даст правильный совет, как эту любовь сохранить и приумножить.

– Практический вопрос. Какое участие можно принять в жизни храма?

– Во-первых, молитвенное участие. Это то, что могут делать все. Молитва о храме, о стоящих в нем, возносимая часто и много, — это помощь каждому члену приходской семьи и благо для молящегося.

Можно и практическое участие принять – каждый по своим талантам и дарованиям. Кто-то может работать во дворе, кто-то – готовить в трапезной, кто-то – печь просфоры. Кто-то может петь в хоре. Не для того, чтобы петь, а для того, чтобы помогать молиться другим.

Было бы желание, а в храме, как и в любой семье, найдется работа каждому. Вот сейчас девочки попросились убирать храм после службы, они нашли себя в этом, делают все с любовью. Также и в других послушаниях. Надо только понимать одну очень важную вещь: человек не просто работает в храме — он работает во славу Божию.

– Еще один вопрос – о миссионерских листках, их роли в становлении православного христианина...

… У нас в храме есть свои миссионерские листки, которые готовят глубоко верующие люди, имеющие необходимую подготовку. Но существуют и другие. То они выступают против идентификационных кодов, то – за них, то говорят о каких-то внешних признаках благочестия, забывая о внутреннем содержании. Как отличить одни от других?

– Давайте начнем с самого начала. Что такое миссионерские листки? В чем смысл миссионерства как такового?

Смысл миссионерства – привести человека ко Христу. Для чего привести? Для соединения с Богом и спасения души. За наши души пострадал Христос. Потому настоящий миссионерский листок – тот, что содержит информацию, необходимую для спасения нашей души. Информацию для внутренней переделки человека. Это и есть миссионерство. Все остальные листки, которые говорят о внешнем, не есть миссионерские. Это есть информационные, какие угодно листки, бюллетени, листовки, рекламы и тому подобное, отвлекающие нас от внутренней работы над собой. Миссионерский листок должен соответствовать миссии Христа на земле – спасению души человека.

– Но отличить один листок от другого бывает непросто. Скажем, если там говорится о чисто внешних вещах – сережки женщинам не носить, маникюр не делать и т.д. – то понятно, что речь о внешних атрибутах поведения, а не о внутреннем состоянии человека. Куда сложнее, когда речь идет о духовных проблемах. Что же, каждый листок нести духовнику?

– Проблема вот в чем. Скажем, те же сережки. Это тоже связано с внутренним миром человека. Все, что мы носим, что делаем, что говорим, связано с нашим внутренним миром. Другое дело, что миссионерский листок должен объяснять, почему не стоит делать то-то и то-то и как это связано с человеческой душой. Если в миссионерском листке сказать: не носи сережки, а человек не поймет, – почему, то это будет не миссия, это будет отталкивание от церкви. Человек сам, добровольно – он же не лишается свободной воли – должен прийти к пониманию: носить ему сережки или не носить, что ему делать или не делать. В конце концов, акценты в душе человека, кроме него самого, может расставить только Бог. Конечно, и сам человек в этом участвует. Больше никто. Но обязательно нужно объяснить, как что-то внешнее влияет на внутреннее состояние души. Вот, допустим, так: если сережки есть явное отражение того, что есть в нашей душе – мы хотим быть красивее, как-то немножко «приукрасить образ Божий, доработать» – тогда стоит с этим побороться.

А спасительно для человека все то, что может помочь ему изменить свою душу – от страстного состояния до состояния добродетели. Высочайшая из добродетелей есть любовь. Поэтому, если посмотреть на те же коды, о которых говорилось выше, то они  никак на душу не влияют. Так же,  как и карточки, кредитки. Это бумага, тлен. Их можно поломать, помять, сжечь, выбросить. Если же речь идет о каких-то внешних атрибутах благочестия, нужно помочь человеку через внешний вид увидеть самого себя, свою душу. Увидит там гордость, тщеславие – и поймет, что его душа больна. И обратится к врачу. Ко Христу.

К украшениям можно относиться по-разному. К примеру, матушка-императрица Александра Федоровна должна была носить драгоценности. Этого требовала ее должность императрицы. Она не могла выйти за рамки этикета. Но вспомните о том, какой она была в военно-полевом госпитале, в котором во время Первой мировой войны вместе с дочерьми ухаживала за ранеными. На ней и княжнах были скромные одежды и нательные крестики. Вспомните о том, какими были они в ссылке, в последние дни жизни. Все внешнее стало ненужным и лишним. Важным было лишь состояние духа, души. Сейчас тоже появились фирмы и учреждения, требующие соблюдения определенного дресскода, т. е. ношения на работу определенной одежды. Так что же, если женщина в строгом пиджаке, напоминающем мужской, по дороге с работы зашла в храм, выставлять ее оттуда за неподобающую одежду? Или женщин рабочих профессий, которым удобнее работать в брюках, не впускать на богослужения? Они пришли сюда с Богом поговорить, и мы не вправе им мешать.

В каждом случае должен быть индивидуальный подход. Но каждый конкретный человек должен быть внимателен к себе, следить за тем, чтобы внешние прихорашивания не стали для него важнее внутренней сути.

Скажите пожалуйста, какой длины должен быть шнурок с крестиком?

Так же я слышала о том, что крестик якобы нельзя носить на цепочке — только шнурок или веревочка. Так ли это? И если крестик был куплен в церковной лавке Успенского монастыря г.Бахчисарая, означает ли это, что он был освящен? Заранее благодарна за ответ!

- Носить крестик на шнурке или цепочке не регламентируется никакими церковными нормами или правилами. Также не регламентируется и длина шнурка. Здесь важно не то, на чем носить или какой длины шнурок, а то, как носить, с каким сердцем  -  с верой и любовью, понимая значение дарованного нам животворящего Креста,  или формально, потому что надо носить. Что  касается церковной лавки Успенского монастыря в Бахчисаре, то там, как и в любом другом монастыре или храме Православной Церкви, все долино быть освящено.

Спросить у священника