Христианские аспекты несения креста

 

 

В начале своего выступления я хотел бы дать некоторые уточнения по поводу несения креста. Современный мир многолик – и православному христианину нужно четко знать, как позиционировать себя к духовным, социальным, экономическим, политическим и иным явлениям современности. Крест служит и помогает в этом. Это необходимо нам также для правильного понимания той ответственности, которую несением креста возложил на каждого из нас Господь.

Во-первых, несение креста напрямую связано с душой человека. И рассматривать несение без этой взаимосвязи невозможно. В этом случае оно изначально будет не истинным, а ложным. Почему так?

Безмерна цена нашей души: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит?» (Мк.8,36). И действительно, какая польза? Да никакой.

Весь мир потеряет свою цену и свою значимость, когда душа наша покинет тело. Сколько будут стоить все наши приобретения, богатства, все царства этого мира, вместе взятые, после нашей смерти? Нисколько. А за какие деньги или сокровища можно выкупить душу у смерти? Ни за какие. «Какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк.8.37). Никакой.

Душа наша бесценна. Сверх того, высокое достоинство души человеческой открыл Сам Спаситель. Он, Бог, Сын Божий, покинул Свои небесные обители, Сам сошел с неба, родился в бедности, жил на земле, трудился, благовествовал, был гоним, поруган, биен, распят и умер в жестоких мучениях…, чтобы ее, душу каждого из нас, спасти от вечной погибели. Ценою крови Богочеловека искуплена от вечной погибели душа наша! Искуплена на Кресте! Сам Всемогущий Бог пожертвовал Собою ради нее! Сколь же высоко ее достоинство? Неизмеримо высоко.

Более того. Спасая нашу душу, Господь ей уготовал нечто великое – быть храмом и обителью Святому Духу. Быть храмом и обителью Ему, Богу! «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3.16).Что может быть выше и почетнее, чем быть жилищем Бога Живого? Ничто. Даже Ангелы небесные не имеют этого.

И более того. Душа – не просто храм Живого Бога. Она по своей природе есть образ Божий. Образ Божий! Образ Хозяина Вселенной! Образ Любви и Истины! И имеет она предназначение быть святою и блаженною, быть чадом Божиим, быть наследницей Его Вечного Царства.

Вот что такое наша душа. И если она имеет столь высокое предназначение, то какое же усилие нужно приложить, какое употребить попечение, чтобы навеки сохранить ее, спасти ее, облечь в белые ризы святости и любви, поместить в сияние незаходящего дня Вечности? Усилие немалое. Усилие по ее переделке ради Господа и Евангелия, чтобы потерять ее для мира, но обрести для вечности. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк.8.35).

Сами по себе ни философия, ни педагогика, ни политика, ни иная деятельность человека к этому не приведут, но помочь достигнуть этого могут. И несение креста на том месте, на которое промыслом Божиим поставлен человек, должно послужить этому. То есть плодом, результатом, этого несения должна быть Вечная Жизнь души.

Без такого понимания взаимосвязи несения креста и человеческой души теряют свою значимость и ф илософ-философские, и педагогические, и социальные, и политические, и иные другие аспекты, предложенные нам, как темы для обсуждения на данной конференции. И действительно, если труд философа не будет способствовать спасению его души и душ тех, ради кого он трудится, то его труд бесплоден. То же можно сказать и о труде педагога, и о труде политика… и о любом ином труде и служении.Вне этой свя- связи души и креста любые аспекты нашей деятельности бесплодны, бессмысленны и бесполезны.

Во-вторых, отсюда следует, что само по себе несение креста, как таковое, не является смыслом существования человека. Это потому, что наша жизнь конечна. Если смыслом жизни будет просто несение креста, то, что произойдет потом, после того, как человек переступит порог смерти? Ничего. Конечный смысл обретает наше существование только тогда, когда наша жизнь после смерти не кончается, но реально продолжается в Вечности. А Вечная Жизнь только в Боге, во Христе. Он Сам есть «начальник Жизни» (Деян.3.15). И не просто начальник Жизни, но «Я… Жизнь» (Ин.14.6), – говорит о Себе Тот, Кто «истинный Бог и Жизнь Вечная» (1Ин.5.20). Он не получил жизнь от кого-либо. Бог Сам есть Жизнь, Сам есть Жизнь Вечная.

И цель пришествия в мир Сына Божия, равно как и цель нашего земного пути, состоит в том, чтобы возвратить нам ту Вечную Жизнь, которую мы потеряли грехопадением наших прародителей. И так как Вечная Жизнь есть Христос, то и цель жизни христианина – в познании Бога, в достижении Христа, в теснейшем единении с Ним и в прославлении Его всей своей жизнью. Если эта цель нашей жизни не будет достигнута, то можно сказать, что мы проживаем или прожили ее напрасно. Напрасно потому, что в этом случае не достигаем своего предназначения – Вечной Жизни для нашей души. Достижению этой конечной цели и должен способствовать крест, возложенный на нас Творцом и который каждый из нас должен нести по жизни.

В-третьих, несение креста не есть Заповедь Божия. Это Его призыв. Господь не заповедует, а призывает: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф.16.24). В этом призыве звучат и три шага в несении креста человеком.

Первый шаг. О нем Христос сказал: «Кто хочет!» Господь никого не насилует. Человек свободен в своем выборе – и выбор всегда за самим человеком. И, действительно, невозможно силой или приказом заставить человека спасать свою душу, как невозможно заставить любить. Кто хочет!..

Несение креста, прежде всего, есть выбор любви. Нести крест как должно можно только тогда, когда любишь Бога и ближнего. И здесь следует второй шаг несения креста, о котором говорит Господь: «Отвергнись себя». Отвергнись себя – гордого, амбициозного, лживого, ленивого, несмиренного, тщеславного, блудного, карьерного… Без любви к Богу и без такого отвержения человек будет роптать, выражать недовольство, бунт, протест, будет стараться не нести, а сбросить с себя возложенный крест, будет жить не так, как хочет того Бог, а как кажется, желается, видится самому человеку. То есть будет жить по своим страстям и стихиям мира. А они всегда тянут не к небесному, а к земному. К могиле.

Свои кресты по жизни несут все. Несут атеисты, мусульмане, иудеи… Несут, хотя часто даже не осознают этого. Несут и христиане. Но в этом несении есть существенные отличия. Для христианина несение креста не есть абстрактное понятие. Для христианина несение креста есть та конкретная жизнь, которою он живет. Жизнь, исполненная Богом не на словах, а на деле. Жизнь, исполненная внутренним и внешним подражанием Христу. Господь Сам об этом сказал так: «Придите ко Мне, все трудящиеся и обремененные… Возьмите иго Мое на себя и научитесь у Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11.26,27). Возьмите иго Мое на себя и научитесь у Меня! И христианин берет на себя иго своего креста и во всем старается учиться у Господа. И в этом следующий шаг несения креста, к которому призывает Господь: «Следуй за мною».

Во всем. Всегда и везде. И в философии, и в педагогике, и в политике и во всех аспектах нашей жизни. Учиться и поступать, и думать, и говорить так, как бы на его месте поступил Сам Христос. И это есть основное отличие несение креста христианином. Оно в том, что ни в атеизме, ни в других религиях мира нет воплощенного Бога Христа. Нет Христа, нет и креста. Или, проще сказать, крест есть, но он не осознается как крест. Нет Христа – не у кого учиться, не за кем следовать.

Говоря о том, что несение креста для христианина не есть абстрактное понятие, можно добавить следующее. И философ, и педагог, и политик…, который желает нести крест, учась у Господа, во всей своей жизни, на работе, дома, на конференции, будет всегда задаваться вопросами: Как мой труд отразится на моей душе и душах моих близких? Как бы на моем месте поступил, чтобы подумал, и что бы сказал Христос? И если на душу наш труд никак не влияет или влияет гибельно, если Христос на моем месте так бы не поступал, не думал и не говорил, то и я не буду так делать, так думать и так говорить.

Такая жизнь требует самоограничения и самоотвержения. Это когда «те, которые Христовы, распяли и распинают на своем кресте, плоть со страстями и похотями» (Гал.5.24), со своим «я», со своими гордостными амбициями, со своими страстными желаниями… Это тяжело. Очень тяжело жить по Христу. Это требует напряжения всех сил для борьбы с самим собой, а также мужества для преодоления внешних искушений.

Попытаюсь проиллюстрировать сказанное. Например, возьмем директора колледжа, или педагога, или занимающегося философией. Если он истинный христианин, радеет за вверенные ему души детей, отвергнет страх, решится впустить в стены колледжа, или во вверенный ему класс, или на свою кафедру, православного священника для постоянной и регулярной работы со студентами, а сектантов выставит за стены и прекратит преподавание предметов, пагубно влияющих на нравственность человека – это потребует от него внутренней решимости и мужества. Потребует и стойкости в перенесении скорбей от внешних нападок и неприятностей и сверху, и снизу, и со стороны. Очень тяжело – честно выбрать между искушающим миром, должностью и карьерой и следованием за Христом. Поэтому святитель Иоанн Златоуст написал, что «несение креста значит то, чтобы мы были настроены к перенесению опасностей, готовые к претерпению (страдания) и ежедневной смерти».

В чем же смысл несения креста? Почему тот, кто взял крест, должен претерпевать скорби, страдания, нападки и неприятности? Как уже было сказано, христианин во всем должен учиться у Христа. Должен учиться и в несении креста. А Господь нес крест в «кротости и смирении сердца». «Смирение возвело Господа на Крест, и учеников Христовых смирение возводит на крест, которое есть святое терпение, непостижимое для плотских умов», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Если кротости и смирения нет, а есть ропот, бунт, негодование, нетерпение… – то это не есть несение креста, это попытки сбросить его. Истинного несения креста вне спасительных добродетелей кротости, терпения и смирения не бывает. А для того, чтобы обрести смирение, нужно смиряться. Чтобы обрести терпение, нужно претерпевать. Чтобы обрести кротость, нужно истребить в себе гнев… Так и только так можно совершенствоваться и возрастать в добродетелях. И всего этого можно достичь только тогда, когда любишь Бога.

Поэтому святитель Игнатий, далее поясняя, почему несение креста должно сопровождаться как скорбями, так и добродетелями в скорбях, написал: «Взять свой крест – значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицей от земли на небо».

Преподобный Исайя Отшельник такими словами выразил то, почему человек должен по жизни нести свой крест: «Ношение креста – есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношения креста». Несение креста есть проявление любви к Богу! Любви жертвенной и самоотверженной. Любви, исполненной добродетелями.

Есть еще одна особенность несения креста христианином. Самому человеку без Христа такой крест не понести. И это также отличает несение креста в христианстве. Человек несет крест не сам по себе, подражая и учась у Христа, но несет вместе с Ним, со Христом! И никак иначе. Ведь только Бог, возложивший на человека крест и поставивший его на то или иное место служения, может и поддержать в этом служении, и утешить, и дать силы для победы над собой и внешними преградами. Для этого христианин должен пребывать в самом теснейшем общении с Богом. Общении молитвенном, в общении евхаристическом. В общении литургическом, которое есть «общее дело» с Богом в плане нашего спасения. «Образ креста показывает примирение и содружество, в какое вступил человек с Богом», – поясняет сказанное преподобный Симеон Новый Богослов.

И еще одна особенность, которой нет ни в других религиях, ни в философских учениях, ни в науках… Помимо результата несения, который есть Вечная Жизнь для души человека по его смерти, несение креста имеет еще и награду, которую человек получает уже при жизни, если несет крест со Христом. И этой наградой есть само по себе несение креста ради Христа и во славу Христа! Да и может ли быть награда выше, чем нести крест свой ради Господа?! Да и может ли быть награда более, чем нести крести свой вместе с Ним?!

Потому Господь, как только мы являемся в этот мир, возлагает на нас крест. Возлагает, потому что любит. Потому что всем нам, и нашим детям, и друзьям, и родным, и близким, желает Спасения, которое есть Жизнь Вечная, в Любви и Блаженстве.

Спаси, Господи, за внимание.

Протоирей Георгий Вольховский

выступление на конференции ректоров, заведующих кафедрами и преподавателей вузов І и ІІ категорий «Заповедь про несение креста как смысл существования человека и вектор его воспитания».

Летописец, № 11 (21), 2010

Поделиться: