Пасха! Радостию друг друга объимем!

Движение времени неуловимо, но именно его неощутимый бег ведет нас от одного события к другому, переводит из одной возрастной категории в иную, изменяя и нас самих, и все вокруг нас. В этом неостановимом круговороте перемен четкими ориентирами (а, может, – точками опоры) «во времени и пространстве» предстают праздники, исконно сопровождающие духовную жизнь человечества – Рождество Христово, Богоявление, Крещение, Сретение, Троица и, конечно же, главный из них — Пасха Христова. Праздник праздников. Торжество из торжеств.

Вот и снова приблизило нас время к этому радостному дню. Осталось пройти испытания строгого поста Страстной недели, завершить необходимые приготовления – и праздник придет. По традиции накануне мы беседуем со священником храма Святого Равноапостольного князя Владимира о. Глебом Вольховским на темы, волнующие наших читателей.

Отец Глеб, прежде мы уже говорили о том, что такие праздники, как Пасха, посылаются и верующим, и неверующим. Естественно, что в эти дни люди задумываются о том, для чего они нам даны?

- Действительно, Пасха Христова, день Его Воскресения – праздник особенный. Окончен пост, пройдено время плача и скорби Страстной седмицы, весь мир ликует и славит воскресшего Господа. Всякий, кто хоть раз присутствовал на Пасхальном богослужении, обращал внимание на красоту и торжественность этого величайшего из православных праздников. Все, что с ним связано, имеет колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, и это ощущают все – и те, кто давно воцерковлен, и те, кто крайне редко приходит в церковь. Даже цветовая гамма богослужения в этот день особенная. Священнослужители начинают его в белых ризах, символизирующих Божественный лучезарный свет, а продолжают в красных. Этот цвет остается главным до праздника Вознесения. Он – символ неизменной пламенной любви Божией к роду человеческому, но это также и цвет крови, пролитой за нас. Спаситель кровью Своей и смертью омыл и искупил наши грехи, положив начало бытия нового мира, искупленного и освященного Его крестной смертью и Воскресением.

Христос Воскрес! – и для всего мира началась истинная весна, радостное утро новой жизни.

Но Пасхальные торжества – это не только дни, когда, по словам святителя Феофана Затворника «все облечено в одежду радования и все увлекаются общим потоком радости». Праздник Пасхи – это и призыв, который ежегодно обращен к каждому из нас. Он напоминает нам о том, почему потребовалась искупительная жертва Христа, о цене, заплаченной за возможность каждого из нас жить лучше и чище, и в конце своего пути не раствориться в небытии, а обрести жизнь вечную.

Наш второй шанс на спасение

В дни Великого поста на одной из проповедей прозвучали слова о том, что Воскресение Христово – это второй шанс человечества на спасение. Что это значит?

- Помните, как во время поста мы уже говорили на страницах вашей газеты о том, что многое в нашей судьбе становится на свое место, если мы осознаем, что призваны не к жизни здешней, земной, но к жизни Небесной, потому что мы – чада Божий, а раз так, то и призвание наше – не земное, а более высокое.

Когда Господь сотворил Адаму и Еву, Он создавал их не как очередные творения, но как своих детей. Он поселил их в Своем Царстве, а это не просто Эдемский сад, но Царство Любви, Благодати, Чистоты и Святости Божией, в котором первые люди могли бы жить, наслаждаясь любовью к своему Небесному Отцу и друг другу. Но даже жизнь в Небесном Царствии не навязывалась человеку. Она должна была стать результатом его сознательного выбора: хочет он жить так или иначе. Такая свободная воля, как мы уже говорили ранее, – это наша привилегия как чад Божиих. Никто, кроме людей, не обладает таким даром, которым наделил нас Господь, а она проявляется только тогда, когда есть альтернатива, иными словами, когда есть из чего выбирать. Потому Господь и насадил в Эдемском саду Древо познания добра и зла, и дал людям первую Заповедь: не вкушать плодов от этого Древа. От всех остальных – пожалуйста, но от этого – не вкушать.

Дело не в том, что это было за дерево, что за плоды. Соблюдение Заповеди свидетельствовало бы о том, что человек пребывал у Бога в послушании, значит, добровольно избирал путь жизни с Ним. Нарушая Заповедь, он так же сознательно и добровольно выбирал иной путь. Это был свободный выбор человека. Есть он и сейчас у каждого из нас. Мы совершаем его самостоятельно и чаще всего – добровольно.

Какой выбор сделали первые люди, и к чему это привело, мы все прекрасно знаем. Человек не послушался Бога, и тем самым впустил грех в свою жизнь, исказив свое духовное и телесное естество. И изгнание человека из Рая не означает, что жестокий Бог решил ему отомстить. Это человек сам, можно так сказать, «вывалился» из ограды Царствия Небесного, потому что перестал соответствовать чистоте и святости этого Царствия. А Господь с сожалением мог только констатировать факт, что человек – Его любимое творение – перестал быть Человеком – чадом Божиим, а стал обычным греховным похотливым и злым созданием, какими мы, к сожалению, нередко сейчас и являемся. В этом и есть тот первый шанс, первая возможность жизни с Богом, который человечество утратило.

Господь никогда не лишает нас главного

Но Господь не оставил людей без надежды. Еще во времена Адама и Евы Он дал первое обетование о том, что наступит день, и придет Спаситель, который «сотрет главу Змия» (это аллегорическое сравнение сатаны, который искусил Еву в образе Змия). И это пророчество говорит уже о Христе. На протяжении многих тысячелетий человечество с нетерпением ожидало, что придет тот самый обещанный Спаситель, который восстановит чистые и искренние отношения человека с Богом, откроет двери в Царствие Небесное и снова введет туда.

И вот две тысячи лет тому назад этот момент наступил. На Землю пришел Христос. Но не для того, чтобы просто рассказать о том, КАК следует жить. Таких проповедников и в Ветхозаветные времена хватало. Христос пришел, чтобы свою проповедь подкрепить делом, собственным примером. Сколько бы мы ни листали Евангелие, мы не найдем ни одного случая, когда бы Христос поступил не так, как учил других.

Придя на нашу на землю, Он стал абсолютно во всем подобным нам, людям, кроме одного – нашей греховности. Из Священного писания мы знаем, что сатана искушал и Христа, и эти искушения были, куда тяжелее наших! Но Он преодолевал их обычными – не сверхъестественными Божественными, – а человеческими силами. И в этом тоже есть большая надежда для нас.

Но почему же все-таки распяли Христа? Ведь книжники и фарисеи знали из Священного Писания о Его предстоящем приходе, да и Понтий Пилат был далеко не глупым правителем…

– В Священном Писании есть такой момент: когда Господь обращался к своим ученикам с Нагорной проповедью, люди отмечали, что Он говорит не как книжники и фарисеи, а как власть имеющий. Что это значит? Книжники и фарисеи тоже говорили – это добро, это зло. Но они говорили одно, а сами так не жили. И только Господь, как говорил – так и поступал. Вся Его земная жизнь была «пропитана» словом, которое Он даровал людям. И люди чувствовали это, и чувствовали разницу между лицемерной проповедью фарисеев и проповедью, преисполненной силы Божией и Благодати.

И вот когда мы говорим о силе любви Господа, знаем: Он не просто призывал любить ближних (а любовь – это, прежде всего, готовность жертвовать чем-то ради того, кого любишь). Он доказал человеческому роду свою любовь вполне конкретным поступком. Он пострадал за грехи всего человечества.

Что значит пострадал за грехи всего человечества? Из Священного писания мы знаем, что Христа распяли на Кресте. С одной стороны, фарисеи распяли Его из-за зависти. Но не только потому, что завидовали тому, как слушали люди Его проповеди. А еще и потому, что эти проповеди были для них обличением. Услышав слова Господа, они не могли не понять, что на самом деле очень далеки от праведности, которой привыкли гордиться и превозноситься перед другими. Расставаться с такими представлениями о себе очень не хотелось.

Но проповеди Христа свидетельствовали, что живут фарисеи неправильно. И вот, когда почувствовали, что скоро это станет ясно всем вокруг, они ощутили болезненное нежелание расстаться с греховным в своей жизни, и посчитали, что легче расстаться с Христом, чем со своим грехом. Это во многом и привело к распятию.

Но, с другой стороны, Господь Сам, добровольно взошел на голгофский Крест, зная, что в конце Его ждет мученическая смерть. Как Бог, Он, конечно, мог всех своих обидчиков стереть в порошок. Но Он не хотел делать это, т.к. понимал, что через Его смерть на Кресте даруется людям Спасение.

По законам высшей справедливости

Но справедливо ли это? Грешили одни, а пострадал – другой?

– Наш мир сотворен справедливо, справедливым Богом и по справедливым законам. А справедливость предполагает, что все имеет свою цену, т.е. за все человек должен платить. Все совершенное имеет какие-то последствия – свою награду или свое возмездие, соответствующие сделанному. Ко времени прихода на землю Христа человечество успело совершить такое количество греховных деяний, что никакому праведнику не удалось бы искупить их своими страданиями. Цена была слишком высока. Да и по своей справедливости Господь не хотел возлагать грехи одних на других. Он не стал «назначать» кого-то «мальчиком для битья», не хотел посылать на страдания ни самых святых людей, ни пророков, ни Ангелов, для того, чтобы те взяли грехи человечества на себя, а Сам решил принести искупительную жертву.

Он в очередной раз простил нас, понимая, что грешим мы по слабости своей духовной, по своему несовершенству. Но даже Он Сам не может нарушить принцип справедливого устройства мира, сказать: «Я вас прощаю», и отмахнуться от сделанного. Принцип справедливости предполагает, что за грехи нужно дать ответ. И Господь решает Сам прийти на эту землю, чтобы и научить нас, как нужно жить, и через свою смерть на Кресте пострадать за наши грехи, сохранив тем самым закон справедливости, но и даровав нам еще один шанс на Спасение.

В чем заключается этот шанс? Умирая на Кресте, Господь очень надеялся и надеется, что когда мы взглянем на Крест Господень – вспомним о Его смерти за нас, вспомним о том, какой ценой Он даровал нам Спасение, задумаемся о том, правильно ли живем, все-таки осознаем что-то в себе, раскаемся и пообещаем исправиться. И получится, что смерть Господа на Кресте была не напрасной. В этом – наш шанс на Спасение.

Знаете, а ведь нередко именно момент покаяния и прощения после него грехов вызывает у людей, мягко говоря, недоверчивое недоумение: как же это возможно – грешил, обманывал, грабил, убивал, а тут – раскаялся и получил Спасение. Разве это справедливо?

– Чтобы понять всю глубину возможности покаяния, которую дарует нам Господь, нужно вспомнить, что Он – не какой-то недостижимый далекий вершитель судеб, до которого и достучаться невозможно. Господь – близкая нам, все понимающая, осознающая и слышащая нас Личность. Для того, чтобы покаяние свершилось в нашем сердце в полном объеме, очень важно осознать, что Бог – это Личность. Для того же, чтобы объяснить, как действует «механизм покаяния», позвольте привести один пример. У каждого человека есть кто-то, кого он искренне любит – родители, дети, супруги. И вот, предположим, мы совершили что-то такое, что очень-очень огорчает наших любимых. Когда человек это осознает, он не просто просит прощения, а ощущает в своей душе ГОТОВНОСТЬ НИКОГДА ЭТОГО БОЛЬШЕ НЕ ПОВТОРЯТЬ; И когда эту готовность видит любящий, он, конечно же, прощает того, кто совершил огорчивший его проступок. То же самое наш Небесный Отец. Он ждет, чтобы в покаянии человек был готов полностью изменить свою жизнь, чтобы он искренне желал ее изменений. Вот тогда покаяние будет настоящим и будет принято. Сейчас нередко Можно услышать: нагрешил – покаялся, еще нагрешу – еще покаюсь, и все будет в порядке. Нет! Это не покаяние, и оно не будет принято, потому что покаяние предполагает осознанное желание исправиться и, как следствие, – исправление.

Любовь испытующая и спасающая

И еще один вопрос, который настойчиво задает читатель: зачем Бог создал человека? Ведь у Него уже был прекрасный, разумно устроенный мир, в котором Он мог наслаждаться спокойным созерцанием совершенства, который не проявлял непослушания и был достаточно предсказуем. Иными словами, зачем Ему были нужны дополнительные трудности?

– Если человек спрашивает об этом, значит, это его волнует. Мы знаем, что Господь есть сама Любовь, Он не просто ее в Себе вмещает, но Он и есть – Любовь, и, естественно, что Он искренне желает, чтобы этой любовью кто-то был одарен. Сама по себе она не имеет смысла. Любовь обретает смысл только тогда, когда на кого-то изливается. Для Господа было естественным создать человека, чтобы излить на него Свою Любовь. Кто-то может спросить, а зачем мне Божья любовь? Я и без нее могу прожить. Господь нас не лишает права выбора, поэтому и создал нас свободными. Он дал нам возможность оступиться, но и покаяться, дал возможность выбирать жизненный путь с Богом или без Него. Точно так же, как тонущий человек может ухватиться за брошенный ему спасательный круг, а может, зажмурив глаза от страха, не увидеть спасительной возможности, и продолжать тонуть.

Но, предположим, человек увидел этот «круг», решил принять и принял крещение. Достаточно ли этого для того, чтобы считать себя христианином, и вообще, с чего нужно начинать, чтобы действительно стать таковым?

– С любви к ближним. По слову Апостола Иоанна, невозможно любить Бога, которого мы не видим, но при этом не любить своих ближних, которых мы видим. Когда взрослый человек принимает крещение, это словно первый шаг навстречу изменениям в собственной жизни. Во время крещений он (а младенец через своих крестных) дает вполне конкретные обещания перед Богом жить по Его заповедям, стремиться к любви и взращивать ее в своем сердце. И, если он старается жить именно так, тогда и становится христианином. Если же в повседневной суете забывает о своих обещаниях и живет, как попало, тогда крещение не имеет над ним никакой силы.

Вера наша состоит из внутреннего стремления к Богу, любви к своим ближним и из внешних проявлений – тех же постов, приходов в храм, молитв. Так вот, если человек внешне живет, как христианин, но внутренне он – черствый и пустой, и стремления к Богу и изменению собственной жизни у него в сердце нет, то внешнее теряет всяческий смысл. Но когда искреннее стремление быть с Богом у человека существует, тогда все внешнее является естественным проявлением того, что есть в нашем сердце.

В заключение нашей беседы хочу поздравить читателей газеты с наступающим праздником — Пасхой Христовой. Две тысячи лет назад Господь умер за нас на Кресте, но и Воскрес, нарушив все физические законы умирания, дав и нам второй шанс для возрождения и Спасения. И это дает нам надежду на то, что если мы не холодно отнесемся к Богу и к Его Воскресению, будем неравнодушны к своей жизни, но захотим приблизить ее к Заповедям Господним и что-то в себе изменим, то и нас Господь воскресит. Его Воскресение для нас – это подтверждение истинности Его слов о Вечной жизни. Хотелось бы всем пожелать не упустить свой шанс ко Спасению. Кто-то может подумать о том, что Пасха дается нам не один раз, будет и в следующем году, и через десять лет, но не лучше ли поторопиться что-то в себе изменить и начать жизнь, которая бы соответствовала нашему христианскому званию – чад Божиих.

Всю неделю после праздничной Пасхальной службы богослужения проходят при открытых Царских Вратах — в знак того, что теперь Воскресением Христовым открыты для всех врата Царства Божия. Всю неделю звонят колокола, и как всегда церковные службы заканчиваются просьбой ко Господу сохранить «страну нашу, жителей ее и всех православных христиан на многая лета». И молятся здесь за всех — верующих и неверующих, за тех, кто стоял на богослужении и тех, кто пока еще проходит мимо.

Н. Данилова

Источник: Електровозобудівник: періодичне видання ДП «НВК «Елекровозобудування». – Дніпропетровськ. – № 14-15 (2344-2345), 2008. – с. 5-6.

Поделиться: