Истинная и наилучшая хвалебная песнь Богу

Книга «Псалтирь» – одна из книг Священного Писания Ветхого Завета, поэтому рассматривать ее необходимо как часть Священного Писания, которое дано людям от Самого Бога. Святые мужи, которыми оно написано, были руководимы Духом Святым.

По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «Священное Писание описывает историю взаимоотношений Бога и человека». И, конечно, эти отношения подразумевают взаимное участие обеих сторон – Божественной и человеческой. Поэтому рассуждать о богодухновенности Псалтири, упуская ее авторов, людей, нельзя.

Как известно, Псалмы, вошедшие в состав Псалтири, имеют нескольких авторов, но автором большей части из них является царь Давид. Именно поэтому в православной традиции эту книгу именуют как Псалтирь Давидову.

С первого знакомства с личностью псалмопевца Давида, царя и пророка, человека глубоко верующего, я почувствовал трепетное уважение, как будто пообщался с умудренным, убеленным сединами и многое повидавшим воином.

И, действительно, Давида можно сравнить с воином. Он – воин духовный, который ведет непримиримую брань с диаволом не где-нибудь, а в собственном сердце. Воинстину воин Христов, хотя и жил задолго до пришествия Господа, но со святым терпением ожидал Его пришествия и, вглядываясь в водоворот мирских событий, словно высматривал Его.

В некоторых духовных сражениях Давид терпел поражения, но, извлекая опыт, становился сильнее в борьбе с грехом. Этот опыт покаяния и нашел свое отражение в псалмах.

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда передо мной» (Пс.5, 3-5).

Скорее всего, я не совсем точно выразился, называя Давида духовным воином. Брань была постоянная, но и человеческое несовершенство, его духовная немощь красной нитью прошли через всю жизнь Давида. Он понимал, что подчас не может противостоять напору человеческих страстей, осознавал свою хрупкость и неумение в духовной борьбе. Но, осознавая это, он понимал, что без Бога он ни на что не способен, и поэтому в покаянии стремился к Нему, терзаясь и оплакивая свою духовную немощь и страстность. Если провести евангельские аналогии в отношении Давида, то он подобен блудному сыну из известной Евангельский притчи. Ведь этот сын спасся не благодаря каким-то подвигам и заслугам, а благодаря искреннему покаянию перед своим отцом.

Покаяние всегда приводит к победе над грехом, и Господь неизменно отзывается на покаянный вопль прощением и Своей благодатью

Благодать Божия так вплелась в покаянный вопль Давида, что псалмы, по слову Ефрема Сирина, стали «училищем истинного покаяния и богомыслия».

Многие люди ошибочно считают, что Бог являет Свою волю через безгрешных людей. Но ведь безгрешен только Бог. Людей безгрешных нет. Об этом Давид говорит в псалме 50.7: «Вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Значит Бог являет Свою волю людям тогда, когда они являют Богу покаяние.

Для православного человека Псалтирь имеет большое духовно-назидательное значение. По слову святого Афанасия Александрийского, эта книга есть «сад, заключающий в себе наслаждение всех других книг, – есть зеркало, где видит себя в настоящем виде грешная душа человеческая со всеми своими страстями, грехами, беззаконяими; видит все свои недуги и находит против своих духовных болезней в сей чудной книге действительные врачества. Псалмы Давида – это песни нашей души, гласы духа нашего, подавляемого грехом, удручаемого скорбями и напастями. В сей книге измерена и описана словом вся человеческая жизнь, и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке».

Господь наш Иисус Христос пришел в этот мир не праведных, но грешных спасти (Лк. 5.31-32). Поэтому неудивительно, что Бог именно кающемуся Давиду открыл многое о грядущем Спасителе. Но и сам Давид-псалмлпевец представляет собой ясный и многосторонний прообраз Иисуса Христа, соединяя в себе звания царя и пророка. Еврейский народ предизобразил новозаветный народ Божий – Церковь Христову. Враги евреев, изображенные во многих псалмах, прообразовали врагов Церкви, а победы евреев служили прообразом духовных побед истинных воинов Христовых. Поэтому не будет ошибкой сказать, что Псалтирь содержит в себе квинтэссенцию всего Священного Писания.

Господь в своих беседах с учениками и с народом иудейским нередко ссылается на книгу псалмов. Так же и Апостолы, преподавая верующим правила и наставления святой жизни во Христе призывали почаще обращаться к псалмам (Исх.5,13; Кол.3.16). Поэтому молитвенное чтение Псалтири прочно вошло в жизнь Церкви Христовой, ярко проявляясь в богослужебной, молитвенной и покаянной жизни истинного христианина.

Великий пост очень тесно связан с Псалтирью. Эту книгу христиане слышат за каждым богослужением и читают в домашних молитвах . И это естественно, так как Пост – это время усиленного покаяния. И поскольку мы не можем похвалиться праведностью, то нам остается только сетовать и каяться перед Богом, а Псалтирь нам в этом помогает.

Еврейское название книги Псалтирь – Техиллим, что значит «хвалебные песни». Однако из всех псалмов только один, 144 псалом, обозначен как «техилла» – хвалебная песнь. Но никакого разночтения в этом нет, так как искренняя молитва, покаяние и исправление жизни, духовное назидание и богомыслие, то есть все то, к чему приводит Псалтирь, и есть истинная и наилучшая хвалебная песнь Богу.

Протоиерей Глеб Вольховский

Летописец№ 2 (12), 2010

Поделиться: