Вознесение Господне

Вознесение Господа нашего на небо совершилось в сороковой день после Его Воскресения – Пасхи. В продолжение времени от Воскресения Своего до Вознесения на небо Господь не находился уже по-прежнему постоянно с учениками Своими, а только время от времени являлся им. Во время этих явлений Своих Он прежде уверял учеников в Своем Воскресении, для чего неоднократно вкушал с ними пищу, – «ядый с ними и пияй и тем известнейшее воскресение Свое представляя» (Синаксарь), а потом преподавал им наставления о предстоящем устройстве на земле Церкви Своей, которая должна была образоваться из уверовавших в Него (Деян. 1, 3). При одном из таковых явлений на Гадлидейской горе находилось более пятисот человек, Апостолы и многие из верующих. Увидев Господа, они поклонились Ему, а некоторые еще и теперь усомнились, точно ли это – Он. Господь, приблизившись, сказал: «Мне дана всякая власть на небеси и на земли. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам, а Я невидимо буду с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 17-20).

В сороковой день Господь явился ученикам Своим, когда все они с Пречистою Его Матерью и другими женами находились, без сомнения, по Его же предварительному наставлению, в Иерусалиме. Здесь в последний раз Господь беседовал с возлюбленными учениками Своими, в последний раз снова заповедовал им идти во весь мир для евангельской проповеди и, повелев не отлучаться никуда из Иерусалима до тех пор, пока не получат обещанного Утешителя – Святаго Духа, вышел с ними из Иерусалима к Вифании. При последних словах Апостолы, все еще не свободные от мыслей о земном царствовании Иисуса Христа, вопросили Его: «Господи! Не в сие ли время восстановишь Ты царство Израилево?». Господь ответил им на это: «…не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец предоставил Своей власти. Но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних (стран) земли» (Деян. 1, 6-8).

Взошедши на вершину горы Елеонской, Господь воздвиг (поднял вверх) руки Свои, начал благословлять учеников и вот в это самое время начал Он выше и выше подниматься от земли и восходить к небу, пока светлое облако не сокрыло совершенно Божественного Учителя от взоров возлюб-ленных учеников Его. Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца Своего. Апостолы в недоумении и страхе все еще искали взорами своими сокрывшегося от них в небесной высоте своего Учителя и Господа, как вдруг явились пред ними два мужа в светлых одеждах и сказали им: «…мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небе? Сей Иисус, вознесшейся от вас на небо, некогда придет опять на землю таким же образом, как вы видели восходящим Его на небо» (Деян. 1, 8-14). Апостолы, утешенные словами небесных вестников (это были Ангелы), возвратились во Иерусалим с великою радостию, и пребывали непрестанно в молитве и славословии Бога, ожидая обещанного Утешителя, Святаго Духа.

«Отчего это, когда Господь наш Иисус Христос родился, Ангелы хотя и явились, но не в белых ризах? А во время Вознесения Его они явились в ризах белых и блестящих. Ангелы во время Вознесения Господня были одеты в белую одежду в знамение того, что Вознесение Господа во плоти составляло величайшее торжество для них, потому что белая одежда – это знак веселия и сердечной радости. А на Рождество Его они потому не явились в белых ризах, что во время плотского рождения Его Божество уничижалось, тогда как в Вознесении человечество Его обожилось», – пишет Святитель Григорий Двоеслов

Вознесение Господа на небо Святая Церковь называет исполнением смотрения Его же о нас, то есть последним действием Его в совершении нашего спасения, через которое земное соединено с небесным. Это означает следующее. Своими страданиями и крестною смертию Господь удов-летворил правде Божией за грехи наши. Своим Воскресением разрушил царство смерти и диавола и воскресил нас с Собою, Своим Вознесением на небо отверз всем нам вход в Рай, Сам предстал предтечею о нас перед лицом Отца Небеснаго и представил Ему в Своем лице человека, искуп-ленного и восстановленного (Евр. 6, 20; 9, 24), сподобил прославленное естество наше чести превыше херувимов и серафимов – пребывать с ним одесную Своего Отца. «Сего дня, – говорит блаженный Августин в слове на Вознесение Господне, – воссиял для нас святой и торжественный день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Возрадуемся и возвеселимся. Христос снизошел во гроб, отверзлась преисподняя; Христос взошел на небо, прославились горняя. Воскресение Господа есть наша надежда. Его Вознесение есть наше прославление. Земное тело взято на небеса, кости, недавно заключенные в тесном гробе, вознесены сонмом ангелов. Смертная природа пересажена в недра бессмертия. Итак, Господь и Спаситель наш Иисус Христос прежде был на кресте, а ныне восседает одесную Отца. Когда был на кресте, дал за нас цену искупления; когда вознесся, привлек Себе то, что приобрел».

«Ныне – в день вознесения, – по словам святого Иоанна Златоустого, – род человеческий примирен совершенно с Богом, древняя брань и вражда истреблены, и мы, которые недостойны жить и на земле, вознесены на небо. Ныне наследуем Царство Небесное мы, которые не стоим и земного, восходим на небо, наследуем престол Царя и Владыки, и естество человеческое, которому херувим возбранял вход в рай, вознесено теперь превыше всякаго херувима. «Иду приготовить Вам место, – говорил Сам Господь ученикам Своим, предсказывая им о Своем восшествии на небо, – и когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были там, где – Я» (Ин. 14, 23).

По этим величайшим последствиям Вознесения Господа на небо в божественном домостроительстве спасения людей день Вознесения Господня от самых времен святых Апостолов составляет для всех христиан предмет благоговейного, торжественного празднования и вместе с тем представляет неисчерпаемый источник радости и утешения. Для нас Вознесением отверсто небо и уготованы там Господом райские обители.

Сам Он, Спаситель наш, восседая на престоле со Отцем Своим, всегда ходатайствует за нас, чтобы до конца спасти приходящих чрез Него к Богу. Нам остается только помнить всегда, что «истинное житие наше есть на небесах со Христом» (Флп. 3,20), что настоящая земная жизнь только приготовление к той будущей небесной жизни и поэтому вся наша забота должна состоять в том, чтобы правильной жизнью и добрыми богоугодными делами соделать себя во время земной своей жизни достойными царствования вместе со Спасителем своим.

Так совершилось Вознесение Господа. Как тихий дождь на руно, сошел Он в утробу Приснодевы; как утренний фимиам, вознесся теперь горе, к Отцу. Тихо и безмолвно разлучился Богочеловек с нашей землей – с местом Своих подвигов и истощания. Но так совершилось вступление Его в мир горний! Еще Псалмопевец, провидя торжественность этого восхож-дения, восклицал: «Восшел Бог при воскликновениях, Господь при звуке трубном!». Он же изображает в другом псалме, как хоры Ангелов встречают Его, восходящего на небо. В это время, по свидетельству неботаинника Павла, мир Ангелов торжественно покорился вознесшемуся Господу и признал в Нем своего главу и правителя. Наконец, святой Иоанн в Апокалипсисе изображает, как Агнец закланный приступил к самому престолу Отца. Как прежде воссел одесную Его, принял книгу судеб, раскрыл и прочел ее, двадцать четыре старца, сидящих вокруг Престола Божия, пали перед Ним и сложили к ногам Его свои венцы. «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава, и держава во веки веков» (Апок. 5, 13). Не нашему слабому языку изъяс-нять эти таинственные видения. Но и без изъяснения каждый видит, что они выражают величайшую славу Вознесшегося Господа. Как не было уничижения большего, чем уничижил себя Сын Божий, умерев на кресте смертью преступника, так нет славы выше той, которою Сын человеческий увенчан за принятие этой смерти. Апостолы Христовы дают понять это во всей силе, говоря, что Вознесшийся Господь воссел одесную Бога Отца, то есть и по своему человечеству принял божественные могущество, славу и честь.

Праздник Вознесения Господня с предпраднеством и попраднеством продолжается 9 дней.

Вслушайтесь в молитвы Церкви, когда будете в храме в великий праздник Вознесения Господня и помолитесь от души и с умилением:

«Восшел на небеса, от онудуже сошел еси, не остави нас сирых, Господи: да придет Твой Дух, нося мир мирови».

«Вознесыйся во славе, Христе Боже, помилуй нас».

Тропарь, глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

 Кондак, глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

 Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение.

Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо

Евангелист Марк говорит, что по Вознесении Господь «воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19). Архидиакон и первомученик Стефан свое предсмертное видение описывает такими словами: «Я вижу небеса отверстые, и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Что означает сидение или стояние одесную? Согласно древнему царскому церемониалу, сидение или стояние одесную означало соучастие в царских почестях, в царском достоинстве, власти и управлении царством. Например, Царь Соломон посадил свою мать Вирсавию по правую руку от себя. (3 Цар. 2, 19-22). Когда Священное Писание говорит о сидении Господа одесную Отца, это надо понимать в том смысле, что по Вознесении Господь принимает по Своему человечеству славу, которую Он, как Сын Божий, имел до Воплощения и даже до сотворения мира (Ин. 17, 5). Принимая эту славу, Он также принимает заботу о мире, ответственность и власть, которую упот-ребляет для управления миром. Во время Своего явления ученикам в Галилее Господь говорит: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18). Естественно, здесь имеется в виду власть по человечеству, ибо как Бог Господь имел ее от века. Апостол Павел говорит о власти воскресшего и вознесшегося Господа после того, как Бог посадил Его «одесную Себя на небесах… и все покорил под ноги Его» (Еф. 1, 20-22). Та же мысль содержится и в Флп. 2, 9-10: «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних».

В чем именно состоит царское служение Иисуса Христа после Вознесения? По Вознесении на небо Господь является Ходатаем за нас, предстательствует за нас пред Богом (Евр. 9, 15; 12, 24). Aпостол Павел говорит о Спасителе как о Первосвященнике (Евр. 4, 14-15). Сами эти наименования «Ходатай» и «Первосвященник» указывают прежде всего на посредническое служение Иисуса Христа. Еще во время Своей земной жизни Господь заповедал Своим последователям обращаться к Нему с молитвой после Его прославления: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин. 14, 13-14); «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите» (Ин. 16, 24). Эти слова – свидетельство о полноте власти, о возможности исполнить любое прошение.

Кроме того, Господь Иисус Христос обещал по Вознесении испросить у Отца и ниспослать Святого Духа (Ин. 16, 7): «Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Это обещание исполнилось в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов. (Деян. 2, 1-4). В силу ниспослания Святого Духа Сам Господь Иисус Христос и после Вознесения на небо остается невидимым Главой созданной Им на земле Церкви. О том, что Господь есть Глава созданной Им Церкви, говорит Апостол Павел (Еф. 1, 22-23). Будучи Главой Церкви, Господь Своим ученикам «дарует все потребное для жизни и благочестия» (2 Пет. 1, 3).

Сидя одесную Отца, Господь имеет в Своей Божественной власти все средства направлять события мира, защищать и расширять Свое Царство, помогать всем верующим в борьбе с грехами и врагом спасения. Полученные по Вознесении сила и власть дадут Ему возможность преодолеть всех врагов: «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» (1 Кор. 15, 25-26).

Мы, празднуя Вознесение Христово, любящим и благодарным сердцем славим любовь Божию к Своему творению, которая не знает границ. Недоумевает ум пред безмерностью любви Божией, прославляющей человеческую природу сидением одесную Отца, в недрах Святой Троицы, в Лице воплотившегося Сына Божия. Но и в самом разлучении проявилась любовь Божия к людям. Лишая нас внешнего с Собою общения, Господь охраняет нашу свободу. Он сохранил за нами всю свободу хотения, веры и любви, и Он обещал пребывать с нами до скончания века и дает узреть Себя очами веры, любящего сердца, вкушать Себя в Святых Тайнах. Гос-подь сказал: «Аминь, аминь глаголю вам, вы восплачите и возрыдаете, а мир возрадуется, вы же печальни будите, но печаль ваша в радость будет». И ради этой радости совершенной ради любви к Господу нужно быть готовым пойти вслед за Ним навстречу Его Вознесению, «желание имам разрешитися и со Христом быти». Господь вознесся от нас не для того, чтобы скрыться от нас, но чтобы привлечь нас к Себе, вознести нас за Собою: «И аще Аз вознесен буду от земли, то вся привлеку к Себе». Любовь к дальнему и ближнему, к Вознесшемуся и в нас Живущему, любовь как тайна души, сокровенность сердца, как совершающееся таинство Богообщения дается нам светлым Христовым Вознесением – о радостное разлучение, о светлая встреча!

Возносясь, Господь оставлял мир и человеческий род иными, нежели они были, когда Он к ним нисходил.

Земля же была земля проклятия и род человеческий – чада гнева. Но эта земля теперь зрела Его Преображение и просветилась Его Воскресением. И роду человеческому дана область чадом Божиим быти, верующим во имя Его. Благословение Божие паки дано творению: «Извед же их вон от Вифании и воздвиг руце Свои и благослови их. И бысть, егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на Небо». Господь вознесся, благословляя. Он благословил учеников Своих и в их лице весь род человеческий. Он благословил землю и воды, воздух и вся исполнение их, и это благословение почиет на мире, спасенном, искупленном и снова благо-словленном. И силою сего благословения земля будет плодоносить обильную жатву святых небожителей.

Ученики Христовы проходили долгий и трудный путь, приведший их к горе Вознесения. Господь постоянно возводил их к высшему постижению путей Своих и готовил их к Вознесению Своему, к последнему разлучению. И когда Господь вознесся, «тии возвратишася в Иерусалим с радостью велиею», они возросли уже до радостного разлучения.

Так бывает и в нашей жизни, дорогие братья и сестры. Господь сначала приходит и живет с нами Своею благодатию, научая нас всему благому, и как тогда все хорошо, все мило душе. Но наступает потом момент, когда ради высшего совершенства, ради высшего постижения тайны путей спасения благодать отступает от нас ощутимым образом. Словно Господь делается уже недоступным и неумолимым, словно затворяются Небеса, и душа остается в недоумении, и снова наваливается на нее серая, безотрадная действительность, и начинает она болезненно тосковать о Возлюбленном, уже познанном Господе, и искать Его со слезами.

И это искание утраченного райского блаженства может длиться годами. И тут нужно проявить благороднейший подвиг веры, верности, терпения и любви, стараясь всеми силами жить так, как научила нас благодать Божия в ее бытность с нами: не поддаваться лукавым нашептываниям, будто это все был лишь жестокий обман, какое-то страшное издевательство, но твердо верить, что воистину непреложны обетования Божии и верны словеса Господа, обращенные к нам в растерянности и покинутости нашей. «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки. Теперь вы имеете печаль, но я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас, и в тот день Мене не спросите ни о чем».

Божии озарения должны остаться в нас ликующими и неугасимыми, побеждающими и не изнемогающими в подвиге веры и упования, христианского мужества и терпения перед лицом всех бед, скорбей и болезней земли.

Но как же это осуществить в себе, как этого достигнуть нам, чтобы печаль богооставленности превратилась в неотъемлемую радость нового познания и обретения? Мы должны уподобиться Апостолам, которые по Вознесении возвратились в Иерусалим с радостью великою – «и бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога». Апостолы были единодушны и пребывали в молитвенной собранности души, молчаливо ожидая обетованного Небесного Утешителя, среди себя они имели и Духоносицу – Марию, Матерь Божию, Которую Господь после Себя оставил им и всему роду христианскому в радость и утешение. Так и мы сегодня взираем на голубое, прозрачное, весеннее небо, и душа наша расширяется и помышляет о горнем, забывая землю, – она прозревает в небесах след возносящегося Господа, она помышляет со страхом и трепетом, но и радостию велиею о грядущем явлении Его. И молитва наша, верою и любовию собравшихся днесь у горы Елеонской, да будет едина с первенствующей Церковью, возглавляемой Пречистою Богоматерью: «И Дух и Невеста говорят: Прииди». Ей, гряди, Господи Иисусе Христе. Вознесыйся на Небо, Господи, Сам научи нас молиться о Твоем пришествии, пошли Духа Твоего, вопиющего в сердцах наших: «Авва, Отче!» Воспламяни любовию Твоею души наша, да зовем Тебе даже до последнего издыхания со слезами: «Ей, гряди, Господи Иисусе Христе!»

• • •

А завтра – Вознесение Христово.
Душа живет возвышенной волной.
Омоется туманами Ветрово,
Омоюсь я молитвою ночной.
Застыну перед Ликом на Убрусе,
Едва шепча молитвенный напев.
Благодарю, Сладчайший Иисусе,
За это чудо – пребывать в Тебе.
О, Благодать ночного Единенья!
О, Таинство, дарованное всем!
Приди и пей из Чаши Умиленья,
Сорастворись Божественной росе.
Блаженна ночь, когда она – Христова.
Блаженно все, что тянется к Нему.
О, Обещавый Духа Всесвятого,
Пошли и нам, да не отыдем в тьму.

Иеромонах Роман
22-26 мая 1996 г. Скит Ветрово

читать pdf скачать архив (1.1 Mb)

Поделиться: