Покров Пресвятой Богородицы

О, Мати Божия,

покрый нас честным Твоим Покровом

и избави нас от всякого зла.

14 октября Русская Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы в память события, произошедшего более тысячи лет назад в святом городе Константинополе. Чудо, случившееся во Влахернском храме, воспринимается всеми верующими людьми как близкое и дорогое каждому сердцу – ведь заступничество Божией Матери, Ее защиту и Ее Покров мы чувствуем всегда и в собственной жизни, и в жизни нашей измученной страны.

Великий праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – трогательный символ неустанного предстательства Матери Божией за род людской.

В современном Константинополе уже почти ничто не напоминает о событиях тысячелетней давности, связанных с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Как записано в древнем Патерике, эта история произошла во время царствования императора Льва Мудрого, или, как его еще называли, Философа. В 910 году после Рождества Христова, внезапно напали на Царьград свирепые враги – сарацины. Греки, среди которых были Патриарх и император, не видя ниоткуда спасения средствами обыкновенными, земными, обратились единодушно с пламенною молитвою о спасении к Богу и Божьей Матери в цареградском Влахернском храме, в котором хранилась риза Богородицы с Ее омофором и частью пояса, перенесенные из Палестины в V веке.

Это было на 1 день октября (по старому стилю). Шла воскресная всенощная. Между молящимися в храме было два угодника Божиих: Святой Андрей, Христа ради юродивый, славянин по происхождению, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту, и ученик его Епифаний, бывший впоследствии с именем Полиевкта Патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церкви и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвертом часу ночи Андрей увидел Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Ее поддерживали Иоанн Креститель и Апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону.

Думая, не есть ли это видение искушение для него, блаженный Андрей спросил Епифания:

– Видишь ли, брат, Госпожу и Царицу мира?

– Вижу, святый отче, и ужасаюсь, – отвечал Епифаний.

Между тем Пречистая Богородица преклонила колени и долго молилась, и слезы стекали по ланитам Ее. Богоматерь прошла в алтарь и долго еще там молилась за народ. Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».

Затем Она вышла из алтаря, сняла с головы покрывало и, торжественно держа его в руках, распростерла над всеми молящимися, как бы покрывая им их. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

Молясь, Матерь Божия простирала над молящимися омофор, покрывая им людей, поэтому день этот называется – Покров. Она покрывает и нас Своим омофором, и в молитве мы поем: «Радуйся, Радосте наша, покрьй нас от всякого зла честным Твоим омофором».

Омофор – это главная часть архиерейского облачения, которая символизирует собою благодать архиерейства, высшую, апостольскую благодать священноначалия христианской Церкви.

Диакон имеет ленту с крестами, которая лежит обычно на левом плече, а другой ее конец он держит в правой руке и призывает к молитвам. Она называется орарь от греческого слова «оранта», что значит «молиться».

Священник имеет епитрахиль, это та же самая лента, которая спускается с двух плечей и символизирует собой благодать священства и еще – овча, которое он несет на раменах своих, то есть на плечах.

Эта же лента, которая имеет три конца – это архиерейский омофор, он тоже знаменует собой овча, поэтому при облачении архиерея читается молитва: «Овча заблудшее взем на рамена своя».

Таким образом, омофор знаменует в христианской Церкви благодать. То есть, предстательством Матери Божией Божественная благодать покрывает всех нас, православных христиан.

Когда видение исчезло, Андрей передал о нем народу, и рассказ его произвел сильное впечатление.

Это чудо было сначала прославлено молящимися в храме, потом во всем Константинополе. Жители Константинополя, услышав об этом утешительном знамении, исполнились радостью и упованием, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от врагов. В то время, когда Богородица распростерла над молящимися в храме омофор, на врагов, стоящих под стенами Константинополя, опустился густой туман – и они в страхе бежали.

Позднейшее предание связывает это событие с походом на Византию русских князей. В походе этом участвовал тот самый «вещий» Олег, который прибил «щит на врата Цареграда». Но неудачный поход, как это казалось современникам, на самом деле сыграл важную духовную роль для славян – многие дружинники уверовали в Истинного Бога и приняли Крещение, что явилось зарей будущего Крещения Руси.

В Греции праздник Покрова не получил повсеместного распространения, а русская душа, чтущая Богоматерь, была умилена и поражена этим событием, в котором так ярко выразилось молитвенное предстательство Владычицы Небесной за род людской. Поэтому на Руси Покров стал одним из любимейших праздников.

Жизнь христианина можно сравнить со странствованием израильтян из египетского плена в обетованную землю. Подобно тому, как в древности израильтяне были водимы облаком, так для христиан Божия Матерь является тем чудесным облаком, которое ведет нас в Царство Божие. Облако, которое вело израильтян, было столь чудодейственное, что одновременно было и светлым, и темным. Оно было светлым для людей израилевых и темным для неверных египтян. Это облако чудесно изменялось сообразно нуждам людей израильским. Ночью оно было огневидным для освещения, а днем защищало от солнечного зноя. Вместе с тем оно было путеводителем в обетованную землю. Когда оно двигалось, двигались и израильтяне. Когда же оно стояло, стояли и люди. Подобным образом и мы имеем такое облако, данное нам Богом, в защищение и помощь – Пресвятую и Преблагословенную деву Марию, которую видел блаженный Андрей вместе со своим учеником Епифанием в храме.

Светлый покров Божией Матери, который Она простерла над народом, и сопровождающая его благодать – это светлое облако просвещает нас Божественным светом и помрачает наших гонителей. Это облако светит нам в нощи греховной, как луна в нощи естественной, чтобы мы не уклонились с пути к земле обетованной в пустыню вечной погибели. Осеняет нас покровом своим во время зноя праведного гнева Божия, чтобы ярость Его не попалила нас. Простирает над нами Преблагословенная Матерь пречистые свои руки с омофором на воздухе, созывая под кров крыл милости своей, желая сохранить нас от врагов видимых и невидимых, как птица обычно созывает своих птенцов, простерши крылья и желая сохранить их от хищников и согреть их. Она как Мать заботится о каждом христианине и особенно о тех, которые страдают и призывают Ее на помощь.

Земная жизнь Божией Матери была исполнена многих лишений и страданий. И, когда после успения Она стала Царицей неба и земли и Матерью всех христиан, тогда, понимая все страдания человеческие, стала Она помогать каждому страждущему человеку. Божия Матерь не судит род человеческий, а лишь жалеет и старается своим ходатайством умилостивлять праведный гнев Божий на грешников. Для падших, для слабых, для отчаявшихся и всеми презренных Она оставляет Свое Небесное Царство и невидимо ходит по земле.

Тот самый Андрей Блаженный, которому было чудное видение Богоматери, распростершей над молящимся народом Свой омофор, был однажды восхищен в рай, и Ангел водил его по райским обителям. Много видел он среди обитателей разных святых и спросил, наконец, почему он не видит нигде Царицы Небес. «Ее нет здесь, – отвечал Ангел, – Владычица отошла в многоскорбный мир помогать бедствующим и утешать печальных».

В России праздник Покрова Божией Матери был установлен в середине XII века стараниями святого князя Андрея Боголюбского. Запись об этом содержится в Прологе XII века. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. За 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова-на-Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути НерльКлязьмаОкаВолга. Церковь Покрова возвышается над берегом реки Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и каждый, кто видит ее, невольно восхищается, как удачно выбрано место для постройки храма. Церковь ПокрованаНерли называют «белой лебедью» русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Такая легкая, стройная, будто невесомая. Создается ощущение, что церковь высечена из единого куска белого камня. Каждый фасад украшен резьбой. В самом верху – библейский царь Давид с гуслями. По сторонам симметрично расположены орлы, под ними – фигуры львов. Присмирели хищные звери, что символизирует собой мир и единение под властью князя. Чуть ниже– женские маски. Их считают символами посвящения храма Божией Матери. Основателя храма князя Андрея Боголюбского современники сравнивали с кротким псалмопевцем Давидом и мудрым Соломоном.

Храм Покрова был построен в 1165 году Андреем Боголюбским в память о старшем сыне Изяславе, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию. В Лаврентьевской летописи говорится, что от образа Владимирской Божией Матери, который находился в русском войске, исходили огненные лучи. Не тогда ли у Андрея Боголюбского и зародилась мысль, что Русь находится под покровом Пречистой Девы? От своего деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал мужество и благородство, а за свое благочестие получил прозвище – Боголюбский. Он выстроил свыше тридцати храмов и монастырей и установил праздник Покрова Божией Матери в ознаменование того, что Пресвятая Богородица принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту.

Прообразом храма ПокрованаНерли является СвятоНиколаевский храм, построенный на Монастырском острове г. Днепропетровска.

Другой известнейший собор в честь Покрова Божией Матери (называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного) расположен в центре Москвы, на Красной площади. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным в память победы над татарами в 1552 году, в праздник Покрова.

Покровский собор – воинский храм. А еще – это воплощение идеи «Москва – Третий Рим». Архитектурный образ библейского Нового Иерусалима, образ Царствия Небесного. В храме не только молились – его считали иконой, запечатленной в камне. Восемь больших куполов – это и восемь побед русского оружия. Это и восьмиконечная путеводная вифлеемская звезда. А главный придел– в честь Покрова Богородицы – объединяет остальные главы, собирает их. Это символ покровительства и заступничества Божией Матери над Церковью Христовой, над всей Русской землей.

Летопись сохранила нам имена строителей – это русские зодчие Постник и Барма. Они создавали это чудо шесть лет.

А называют в народе Покровский храм Собором Василия Блаженного, потому что здесь покоится прах знаменитого московского юродивого, святого и провидца. За многие века собор неоднократно страдал от пожаров, был разграблен французами. Первоначальный облик вернули ему лишь в XX веке. Выдающийся архитектор и реставратор Дмитрий Сухов посвятил этому более сорока лет. Он считал, что «Покровский Собор – такое же высокое произведение русского гения, как «Слово о полку Игореве» или как живопись Андрея Рублева.

В Днепропетровской епархии 21 храм построен в честь Покрова Божией Матери. Среди них – памятник истории и архитектуры (охранный №194) СвятоПокровский храм в селе Рубановское Васильковского района, построенный в 1896 году. В народе его называли красной церковью. СвятоПокровский храм в пос. Таромское, построен в 1905 году. СвятоПокровский храм в г. Павлограде возведен в середине XIX века на средства гусаров, которые решили построить его в знак благодарности Богу, сохранившему их в боях. СвятоПокровские храмы построены в г. Днепропетровске в XX веке, в благодатные времена возрождения Православия на ж/м Фрунзенский, в пгт Покровское, пгт Царичанка, пгт Подгородное, селе Спасском, селе Орловщина. Строится СвятоПокровский храм в пос Одинковка. Будет возведен СвятоПокровский собор в пгт Петриковка.

Утешительным свидетельством особенного Покрова Божией Матери для Православной Церкви служат и воспоминания многочисленных явлений благодатной помощи Матери Божией верующим после молитв перед Ее иконами. Об одной из них и пойдет наш рассказ.

ПсковоПокровская икона Богородицы находилась в Псковоградской Покровской церкви, и точная копия с нее – в Московском Успенском соборе. Празднование ПсковоПокровской иконе в Пскове установлено в память избавления города в 1581 году от его осады Польским королем Стефаном Баторием..

27 августа, за несколько дней до штурма, назначенного Баторием на угол крепости при Покровском монастыре, благочестивый старец Дорофей сидел в сенях своей кельи и скорбел о бедствии города. Вдруг он увидел над ПсковоПечерской обителью необыкновенный свет, который подобно столпу возвышался до небес. Свет шел от обители к Пскову через реку Великую, по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел старец Пресвятую Богородицу, шедшую по воздуху и сопутствуемую по левую руку преподобным Антонием – начальником Киевских пещер, а по правую – Корнилием, игуменом Успенской ПсковоПечерской обители. Богоматерь, пройдя по воздуху через городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь. Выйдя из церкви и став вместе с преподобными на стене города, Богоматерь спросила: «Где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?». При этих словах святой епископ предстал пред Нею и, поклонившись с видом глубокой скорби, сказал: «Владычица! В моем монастыре сего лета не было Литургии». На это Богоматерь произнесла: «Сыну моему и Богу тако изволившу». Потом воззвала: «Где избранные Божии, пребывающие в церкви Святой Троицы?» И тотчас предстали пред Нею благоверные князья Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади их стал блаженный Николай и святой Евфросин с Саввою, и все с благоговением поклонились Ей. Богоматерь, взирая на город с видом скорби, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего Господа и Бога, и осодомили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас беда велия». В это время игумен Корнилий, Евфросин с Саввою и блаженный Николай, пали перед Нею и со слезами молились: «Владычице! Есть грех на людех и беззаконие, не прогневайся на них до зела, но помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших». После этого и все благоверные князья, припали к ногам Ее и со слезами молили Ее о защите города. Тогда Богоматерь воззвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя стоящим у ног Богоматери, Которая сказала ему: «Старец, иди немедленно к боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену, и в собор Пресвятой Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога, и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры». Указывая рукой означенные места, Пречистая Богоматерь повелела старцу объявить людям, чтобы они плакали о грехах своих и молили милостивого Бога, и объявила, что Сама будет молиться Сыну Своему и Богу о прощении людских грехов.

Чудесное видение, бывшее Дорофею, изображено на иконе с очень сложной иконографией, аналогов которой нет Эта икона прославилась чудесами и стала известна под именем ПсковоПокровская по церкви, в которой находилась. Празднование Псково-Покровской иконе совершается 1 октября.

В 1601 году был учрежден Крестный ход в память о событиях 1581года, он повторял путь Крестного хода, который совершали псковичи во время осады Пскова. Когда процессия с особо почитаемыми иконами Троицкого собора и Печерского монастыря приближалась к Покровскому храму, из него навстречу выносили храмовую икону – почитавшийся чудотворным ПсковоПокровский образ Богородицы.

Празднование этой иконе совершалось и в Московском Успенском соборе в благодарность за победу над турками и татарами после войны с ними с 1736 по 1740 гг.

После закрытия храма Покрова Богородицы от Пролома икона была передана в Псковский музей и до 1944года не покидала Псков.

Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, икона была вывезена немцами из церкви Богоявления с Запсковья. В течение десятков лет после окончания войны считалось, что икона погибла. Псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой старой фотографии, любой прориси этой иконы.

В 1970 году неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка «Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert», на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания в Berrchtesgadene со странным названием «Pskov (Pleskau) und seine Umgebung» (Псков Плескау и его окрестности). В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета: «Перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова». Это и была икона Богородицы ПсковоПокровская. Почти сорок лет икона хранилась в доме католической семьи из Баварии. Но все эти годы ее владелица госпожа Хильда Карбахер желала, чтобы икона возвратилась в Россию. Переговоры о передаче иконы не увенчались успехом. И только в 2000 году во время визита Президента России Владимира Путина власти этой страны передали ему святыню. 7 сентября 2001 года в Пскове прошла торжественная встреча ПсковоПокровской иконы Божией Матери которая заняла свое место в Троицком соборе г. Пскова.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы открывает нашему духовному взору самое утешительное зрелище. Открывает небо и там Владычицу нашу, Всеблагую Заступницу о нас ко Господу ходатайствующую. Примером Своим Она увлекает к тому же и весь сонм святых угодников. За ними открывает и Самого Господа всяческих, внимающего этому ходатайству и на него преклоняющегося. Ибо из этого ходатайства Пресвятой Богородицы со всеми святыми составляется небесный многомилостивый Покров над нами, преисполненный благодати, всегда готовой обильно излиться на нас.

Покров этот непрестанно простерт над нами, и мы всегда стоим под ним. Мы повседневно окружены телесными и душевными нуждами, а там – всякая помощь, всякое благо и всякий дар. Протянем лишь руки – и примем дар. Откроем уста и сердце – и исполнимся благ. Воззовем – и обретем помощь. Но хоть и готов нам дар, однако и нам со своей стороны должно приготовить место для его хранения. Приготовить сердце. Приготовить руки, приемлющие со смирением. Если так настроимся, то между нами и Небесным Покровом будет постоянное общение. Тогда мы будем земля жаждущая, а Покров – облако орошающее и напояющее.

Чтобы получить благодать свыше, надо всегда просить об этом со смирением. Ничто так не лишает небесной помощи Покрова Божьей Матери как самоуверенность, надежда на помощь сильных мира сего. Все это ведет к Богозабвению. Потому человек и оставляется Господом самому себе и своим средствам к спасению.

А человек что есть? Трость сокрушенная! Трава! Пар! Жить, надеясь лишь на себя и свои силы, – то же самое, что идти по топкому месту. То и дело будешь погружаться в тину неудобств и препятствий, которые постоянно связывают и не дают двинуться вперед. Надеющийся же на помощь Божию, обретает Его милость.

Наше сердце предназначено к тому, чтобы быть раем и садом, исполненным цветов и плодовых деревьев. Но надо потрудиться и приготовить его к тому. Отростки всякого рода уже есть в сердце, но они дикие. Их надо привить. Берите в раю плодоносные ветки и прививайте. Нужна вера? Берите веточку веры. Нужна чистота целомудрия? Берите! Терпение? Берите терпение. Берите всякую добродетель и прививайте. Тогда ваше сердце станет райским садом в малом виде. Тогда исполнится над вами: «Се царствие Божие внутрь вас есть». Девы любят цветы. Принесем и мы Пресвятой Деве в праздник Покрова в дар цветы чистоты целомудрия. Принесем и положим к Ее ногам неувядаемый букет добрых дел. Букет святых чувств и добрых расположений сердца к ближним. Букет любви. Букет милосердия. Букет терпения, смирения и кротости.Но, чтобы собрать и составить такой букет, этому должно учиться. У кого? У Самой Девы. Учиться с ранних лет посвящать себя на служение Богу у Той, Которая, будучи еще отроковицей, была введена во храм и отдана в служение Господу. Учиться молитве, богомыслию и чтению Священного Писания у Той, которая во время Своего пребывания в храме более всего уделяла внимание этим благочестивым занятиям, переходя от чтения к богомыслию, а от него к молитве.

Учиться трудолюбию у Той, Которая не чуждалась никаких работ. Учиться кротости, смирению и терпению у Той, Которая несмотря на Свои великие совершенства, не считала Себя стоящей какоголибо внимания в очах Божиих.

Учиться в час какойлибо напраслины благодушно терпеть все и от Бога ожидать защиты и оправдания. Учиться состраданию. Учиться перенесению скорбей у Той, «Которой оружие прошло сердце».

В последние тяжкие времена, когда с умножением грехов увеличились и наши беды, во исполнение слов Апостола Павла: «…беды от разбойников, беды от иноплеменников, беды в пустыне и беда от лжебратий». Когда во исполнение слов Самого Господа «восстает народ на народ и царство на царство». Когда наступают глады, моры и землетрясения. Когда теснят нашествия иноплеменников, междоусобные войны. Преблагословенная Дева Мария Матерь Божия подает нам в защиту Свой Покров, чтобы освободить нас от всех бедствий. Защитить от глада, мора и землетрясений. Спасти от войн и ран. Сохранить невредимыми под Своим всесильным Покровом.

Нет и не было на земле ни одного человека, который бы ни испытал скорбей. От них не свободны ни бедные, ни богатые. Куда ни посмотрите, везде увидите труды, заботы, лишения, болезни, горе. Спросите самого счастливого, и он признается, что не знает полного покоя и счастья.

Сам премудрый Соломон говорил о земных благах: «Я был царь. Обладал несметным богатством, какого никто не имел. Все изумлялись моей мудрости. Слава моя распространилась по всей вселенной. Но под конец жизни я познал и понял, что все земное – суета сует и томление духа».

Святые старцы говорят: «Как человеку невозможно избежать смерть, так невозможно прожить без скорбей». Все наше житие исполнено болезней и печали. Исполнено клеветы, укоризн и других многоразличных бед. Немощствует тело, изнемогает и дух. Всякая житейская сладость не бывает без печали. Слава не вечна, богатство уходит. Красота и здравие увядают. Друзья и близкие умирают.

Кто избавит и утешит нас от всех скорбей? Пресвятая Богородица, Матерь всех христиан. К Ней, Всеблагой, какое бы несчастье ни постигло, должны мы обращаться за помощью и утешением. Ибо каких скорбей ни утоляла Она? Кто, обратившийся к Ней, не был услышан? Всем и каждому спешит Она на помощь. Подавала и подает помощь даже иноверцам.

Когда постигнет нас какая нужда или скорбь, грехи ли будут тяготить, тоска ли станет одолевать, – не будем отчаиваться, но поспешим за помощью к Царице Небесной. И Она, Премилостивая, исполнит всякое наше прошение. Избавит от всякой беды. Облегчит всякое горе.

«К Кому прибегну иному, Чистая? Где и у кого найду прибежище и защиту? Где найду и обрету скорую помощницу в скорбях? На Тебя уповаю, Всемилостивая. Услыши и прими мое убогое моление. Не презри моих слез и рыданий, но защити меня, яко благая и исполни мои прошения. Ибо все Ты можешь как Матерь Бога Всевышнего. Все посильно Тебе. А потому не остави нас. Заступись, защити, попроси, помоги и прости, прости, Всепречистая!»

В радостный день Покрова Божией Матери молится своей Всеблагой Заступнице Церковь: «Покрой нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи сына Твоего, Христа – Бога нашего, спасти души наша».

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя».

Дай Бог, чтобы в эту трудную годину мы, обращаясь с молитвой к Божией Матери на службе, дома, на поле брани, чувствовали Ее Покров и заступление.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Близок сердцу русского человека был праздник Покрова еще и потому, что в середине октября наступают первые осенние заморозки: мокрый снег, листва покрывают землю. В народе говорили: «Октябрь землю покрывает где листиком, где снежком», и еще: «На Покрова до обеда осень, а после обеда зима». Праздник этот имеет важное значение в быту народном, как начало новых дел. В народе говорили, например, о наймах: от Покрова до Егорья, от Покрова до Крещенья. В праздник Покрова, обыкновенно, в русском климате появляются первые снега, оканчиваются сельские работы. Это время празднования свадеб. Отсюда, вероятно, и ведут свое начало так называемые свадебные осенние недели, которые, по церковно-народному месяцеслову, считают обыкновенно с праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Покров считался днем русских прях. С незапамятной старины, от лучины до неонового освещения, проходили засидки прях, беседы-посиделки женщин и девушек. Еще называли эти посиделки капустниками, поскольку обязательным угощением на столах были разнообразные блюда из капусты. Девушки-невесты в этот день старались изготовить праздничный холст и искусно расшить его узорами, тем самым демонстрируя всем, что они готовы стать женами-хозяйкамии старались вымолить у Божией Матери хорошего жениха:

«Мать – Покров, покрой землю снежком, меня, молоду – платком». Речь здесь идет о фате, неотъемлемой свадебной принадлежности, которая символически объединяет молодых в новую семью. Известно, что в былое время на Руси невесту водили под венец, закутавши или закрывши всю фатою. Сходство покрывала свадебного покрывала с покровом или омофором Пресвятой Богородицы, которым она предстательствовала и молилась за людей отчасти дает понять почему Пресвятой Богородице было усвоено покровительство над браком. Наводит на такую мысль и евангельское чтение о свадьбе, где Матерь Божия просит Сына Своего сделать чудо, наполнив иссякшие на браке запасы вина.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующая душа не может не почувствовать на себе особую близость, любовь и заботу Божией Матери. Считается, что Пресвятая Богородица находится в эти дни среди людей и простирает над нами Свой небесный молитвенный покров.

На Святой Руси было множество святых, которые старались подражать Божией Матери самоотверженной любовью к людям.

Княгиня Евдокия, супруга князя Дмитрия Донского, была верной помощницей не только в хозяйственных делах и княжеских, но особенно она была помощницей в духовной жизни. Она вдохновляла своего мужа на битву с татарами. С другими московскими женщинами благоверная великая княгиня помогала русской рати, бившейся на Куликовом поле, своими горячими молитвами, воздвигая небо и московских чудотворцев ополчиться против неверных. Рано схоронив своего мужа, Евдокия жила подвижницей в честном вдовстве, но скрывала от людей свои подвиги. Имея тело, иссохшее от поста, чтобы прикрыть свою худобу, носила на теле по нескольку одежд, придававших ей вид тучности, и являлась всюду в пышности своего сана. Воспитав пятерых сыновей, княгиня приняла монашество с именем Ефросиния. В молитве и подвиге проходили последние годы ее жизни.

Однажды, незадолго до конца ее жизни, она шла в Вознесенский монастырь, а один нищий слепец стал просить ее даровать ему зрение. Княгиня украдкой подала ему рукав своей одежды, которым он утер лицо и прозрел. Она, совершив свой земной путь, почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре, а затем причислена была к лику святых.

Во время Смутного времени при царе Борисе Годунове в селе Лазаревском в четырехстах верстах от города Мурома во время страшного голода прославилась своим милосердием блаженная Иулиания Осоргина, вдова-помещица. Она распродала скот и всю движимость и кормила хлебом, купленным по дорогой цене, не только свою челядь, но и всех просивших у нее милостыни. Когда великая нищета умножилась в ее доме, она собрала всех крестьян и предложила им свободу, и они могли разойтись, кто куда хочет. Но многие крестьяне не захотели никуда уходить и решили быть верными рабами своей хозяйки. Оставшимся крестьянам она велела собирать траву лебеду и кору с дерева вяз и из этой смеси печь хлеб. Таким хлебом она сама питалась, кормила своих детей, а также питались и оставшиеся крестьяне. И молитвою ее этот хлеб был приятным, и никто не изнемогал от голода. Тем хлебом она и нищих питала, и не накормивши никого из дома не отпускала, а нищих в то время было бесчисленное множество. Соседи говорили нищим: «Что к Иулиании в дом ходите? Она и сама-то голодает». Нищие отвечали: «Много сел мы обходили и чистого хлеба собирали, а такого вкусного хлеба, как у этой доброй вдовы, мы еще нигде не вкушали». И соседи для испытания посылали к ней за хлебом, ели его и дивились, что такой вкусный был хлеб, а того не разумели, что молитвою ее хлеб был вкусным. Могла бы она умолить Бога, чтобы не оскудевал дом ее, но противилась смотрению Божию, терпя благодарно и ведая, что терпением приобретается Царство Небесное. И терпела в той нищете два года, не опечалилась, не смутилась и не изнемогла нищетою, но была еще веселее прежнего.

Вообще древнерусские женщины, воспитанные в православной вере, отличались милосердием, всепрощением, кротостью и благочестием. Они, исполненные любовью ко Господу Богу, самоотверженно служили своим семьям и всем людям, которые нуждались в их любви, их любовь вдохновляла на ратные подвиги мужей и зажигала сердца детей любовью ко Господу и людям. Они подобно Божией Матери простирали свою любовь на людей, которые так нуждаются в ней. Божия Матерь Своим Покровом простирает Свою милость над всеми христианами. Таким же образом и наши древнерусские жены простирали свою любовь и самоотверженное служение своему народу. В настоящее время, когда происходит распад семьи, общества и страны, нам необходимо обратиться ко Господу, подражая нашим предкам, найти свой путь к Небесному Царству и идти к Нему, а Божия Матерь поведет и поможет нам на этом пути.

Н.В. Гоголь
К ТЕБЕ, О МАТЕРЬ ПРЕСВЯТАЯ

К Тебе, о Матерь Пресвятая,
Дерзаю вознести свой глас,
Лице слезами омывая:
Услышь меня в сей скорбный час.
Прими мои теплейшие моленья,
Мой дух от бед и зол избавь,
Пролей мне в сердце умиленье,
На путь спасения наставь.
Да буду чужд своей я воли,
Готов для Бога все терпеть,
Будь мне покров во горькой доле,
Не дай в печали умереть.
Ты всех прибежище несчастных,
За всех молитвенница нас;
О, защити, когда ужасный
Услышим судный Божий глас.
Когда закроет вечность время,
Глас трубный мертвых воскресит,
И книга совести все бремя
Грехов моих изобличит.
Покров Ты верным и ограда;
К Тебе молюся всей душой:
Спаси меня, моя отрада,
Умилосердись надо мной!

читать pdf скачать архив (2.4 Mb)

Поделиться: