Сретение Господне

Сретение Господне – один из двунадесятых (12 главных) праздников в Православии. Приходится на 40-й день от рождения Христа.

Сретение символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов: данного еврейскому народу Закона Божия и нового, высшего Закона Божественной любви, принесенного в мир Иисусом Христом.

Закон Моисея повелевал приносить в храм каждого перворожденного младенца мужского пола в 40-й день от рождения, чтобы принести за него положенный выкуп. Во исполнение этого закона, Святое Семейство в 40-й день по рождении Божественного Младенца отправилось в Иерусалимский храм. Богоматерь, в силу своей бедности, смогла принести только двух молодых горлиц.

В храме при принесении Богоматерью жертвы и выкупа находился праведный и благочестивый старец Симеон, ждавший «утехи Израилевой», то есть обещанного Богом Мессию, явление Которого должно было принести утешение израильтянам (Ис. 40.1). Предание церковное сохранило более подробные сведения о Праведном Симеоне, нежели те, которые дает нам Евангелист Лука.

За 271 год до Рождества Христова египетский царь Птоломей Филадельф, занятый устраиванием великой Александрийской библиотеки, захотел иметь в ней еврейские священные книги на греческом языке. Желая осуществить свое намерение, Птоломей обратился к Иерусалимскому первосвященнику Елеазару с просьбой оказать ему содействие в деле перевода книг Святой Библии. Исполняя желание царя, Елеазар поручил это дело 72 толковникам-переводчикам. Среди них был Праведный Симеон.

Совершая перевод книги Пророка Исаии, Праведный Симеон дошел до того места, где Пророк Исаия приводит: «… се, Дева во чреве приимет и родит Сына»… Сомнения напали на Симеона: как дева может стать матерью …

И вдруг, явился ему Ангел Господень и предсказал, что не придет к нему, Симеону, смерть до того дня, пока он сам своими глазами не увидит родившегося от Девы Христа Господня.

И годы шли… Но Бог не посылал смерти Симеону. Он жил и ждал исполнения того, что предсказал ему Ангел Господень. И, наконец, этот день настал… Исполнилось предреченное пророчеством: Дева Матерь пришла в Храм, держа на руках Божественною Младенца-Сына. Движимый Духом Святым, пришел туда и Симеон по внушению Духа Божия и в принесенном Пресвятой Девой Младенце узнал Мессию-Христа. Подойдя к Деве Марии, державшей Божественного Младенца, старец взял Его в объятия свои, и из его уст излилась вдохновенная молитва благодарности Богу за возможность узреть в лице этого Младенца спасение, уготованное для человечества: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему с миром. Потому что увидели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей – Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Словами «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром», которые произнес старец, порвалась связь, державшая его в жизни. Чрезвычайно важно понять эту молитву, поэтому внимательно прочитайте следующее разъяснение. Ты, Владыко, отпускаешь меня из этой жизни в другую новую жизнь, «по слову Твоему», по предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом, «с миром», «ибо видели очи мои спасение Твое». Спасение, обещанное Богом миру через Искупителя-Мессию, которого я сподобился узреть, спасение, «Которое Ты уготовал пред лицом всех людей». Евангелист подчеркивает, что спасение уготовано не только для евреев, но и для всех народов. Это спасение есть «Свет к просвещению язычников» и «слава народа Божия Израиля», как вышедшая из его среды. Иосиф и Матерь Божественного Младенца дивились, вероятно, тому, что везде находились люди, которым Бог открывал тайну об этом Младенце.

Исполнилось то, что было предречено прародителям Адаму и Еве, что «Семя Жены сотрет главу Змия». Дева родила Сына и нарекла имя Ему Еммануил, что значить: «С нами Бог». Ветхий Завет мог сказать свое «ныне отпущаеши».

Но благодаря Бога за исполнение обетовании, благодаря Его за «Славу народа Израильского», Праведный Симеон идет дальше большинства своих современников, полагавших, что спасение – исключительно удел иудеев. Он открыто свидетельствует, что новое благодатное царство откроется для всех, как для иудеев, так и для язычников.

Принесенный в Храм Божественный Младенец откроет Свои отеческие объятия для всей вселенной.

И, заканчивая свою благодарственную молитву, Праведный Симеон пророчествует о новозаветной судьбе близкого ему народа еврейского: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий».

Возвращая Младенца Матери и благословив Ее и Иосифа, по праву глубокого старца, на котором почивал Дух Святой, Симеон в пророческом вдохновении предрекает, что Младенец сей будет предметом споров и пререканий между последователями Его и врагами: «Да откроются помышления многих сердец», то есть, в зависимости от различности отношения людей к этому Младенцу, обнаружатся их сердечные расположения, настроения души: те, кто любит истину и стремится творить волю Божию, тот уверует во Христа, а те, кто любит зло и дела тьмы, тот возненавидит Христа и будет в оправдание своей злобы всячески клеветать на Него. Это, собственно, и исполнилось уже на примере книжников и фарисеев и исполняется до нашего времени на примере всех безбожников и христоненавистников. Для уверовавших в Него Он лежит «на восстание», или на вечное спасение, а для не уверовавших – «на падение», или на вечное осуждение их, на вечную погибель. Предвидя многие страдания, которые ожидают Спасителя, праведный Симеон предрекает страдания и Его Матери: «И Тебе Самой пройдет оружие душу!», то есть Твои материнские скорби подобно мечу пронзят Твое сердце, ибо Его страдания Ты воспримешь, как собственные. Присутствовала при этом и Анна, «дочь Фануилова», которую Евангелист называет пророчицей за особенные действия в ней Святого Духа и за дар вдохновенной речи, которым обладала она. Евангелист, говорит о ней, как честной вдовице, посвятившей себя Богу, после того, как она, прожив с мужем всего 7 лет, дожила до 84-х летнего возраста, не отходя от храма, «постом и молитвою служа Богу день и ночь». Она тоже, подобно Симеону, восславила Господа и, видимо, в пророческом вдохновении повторила то же самое, что сказал старец, всем, ожидающим избавления в Иерусалиме, то есть ждавшим пришествия Мессии. После этого она стала возвещать жителям Иерусалима, что ожидаемый Спаситель уже родился. Слух об этом дошел и до Ирода, который тогда и приказал избить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в Храме принесенного Божией Матерью и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; и празднуется Святой Православною Церковью, как один из Великих Двенадцати Праздников, 2-го февраля (15 февр. н. ст.).

Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя.

Сретение – Богородичный праздник. Дева Мария, Пречистая и Пренепорочная, – Высшая всех святых, но полнотой ведения обладает только один Господь, и потому Богородице тайны открывались постепенно. Она знала из Священного Писания о грядущем Мессии. Знала из пророчеств, что Ему уготован тяжелый крест. Она прозревала это своими духовными очами и вспоминала беседу с Ангелом в Иерусалимском храме. Но теперь она прямо услышала обращенные к ней слова Симеона Богоприимца: «И Тебе Самой оружие пройдет душу!» (Лк. 2, 35). И тогда Дева Мария ясно поняла, что ждет Ее Сына. Младенец лежал у Нее на руках. Она смотрела на Его безмятежный, детский лик, и это пророчество… оно как бы предрекало Ей, что некое страшное чудовище вырвет Его из Ее рук, и сердце Богородицы ощутило страшную боль, – словно клинок пронзил его насквозь.

На одной из икон Она так и изображена – уязвляемая семью клинками. Первый – первая боль, первое страдание, – когда она услышала пророчество Симеона Богоприимца, когда познала, что Ее сын – Тот Агнец Божий, Который должен быть замучен и убит во искупление грехов всего мира. Второй клинок – бегство Святого Семейства в Египет. Когда они шли через пустыню, песок был подобен раскаленному железу, солнце изливало убийственный жар, и только орлы парили в бездонном небе, высматривая добычу, да притаившиеся в скалах разбойники, как звери, следили, – не покажутся ли одинокие путники.

Третий клинок, третья рана, – когда Божия Матерь забыла Господа – еще Отрока – в Иерусалимском храме на празднике и три дня искала Его. Материнская грудь Ее разрывалась от душевных мук: «Где Сын Мой?». Четвертая рана Богородицы, четвертый удар в сердце Ее, – когда жители Назарета хотели убить Спасителя, вывели Его из синагоги и поставили на краю обрыва. До сих пор показывают это место, где под ногами разверзается страшная пропасть… Пятый меч, пронзивший сердце Девы Марии, – весть о том, что Господь схвачен и приведен на суд к Пилату.

Богородица поспешила тогда во двор этого жестокого правителя и неправедного судии и узрела Божественного Сына Своего – в терновом венце, обагренного кровью. Шестая рана, – когда Она увидела, как Господь идет со Крестом, склоняясь от тяжести его к земле, когда увидела, как Его пригвождают ко Кресту, как распинают Его, как Он страдает и умирает на Кресте. Седьмая рана Девы Марии, – когда Она увидела, как бездыханное тело Спасителя полагают во гроб.

Если бы любовь всех святых и Ангелов к Богу соединить воедино, во единый поток, то этот поток, в сравнении с любовью Божией Матери, выглядел бы ручейком в сравнении с морем!

И вот любовь Божией Матери ко Господу превратилась в то время в страшную муку, которой не понять человеку. Она – вторая Страдалица за род наш после Сына Своего, и в Ее сердце, расширенное страшною скорбью, как бы вошло все человечество.

Однажды святому Андрею, Христа ради юродивому, Ангел показывал дивные райские обители: святой наслаждался созерцанием их, но… нигде не видел Богородицы. И просил Ангела святой, чтобы Ангел привел его к Ней, хотя на миг дал насладиться лицезрением Ее, поклониться Ей. Однако Ангел ответил: «Пресвятой Богородицы нет здесь, Она – на Земле, Она – там, где горе и страдание!»

Вспоминая ныне это священное событие, прославляя Господа, благоизволившего явиться на грешную землю, ублажая Его Пресвятую Матерь и хранителя девства Ее – старца Иосифа и молитвенно почитая память Праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, мы должны помнить, что и в жизни каждого из нас рано или поздно наступить час этого «Ныне отпущаеши».

Если сыны Ветхого Завета жили верою во Христа грядущего, то мы, новый Израиль, живем и спасаемся верою в пришедшего Искупителя. Если на них лежал долг веры в грядущего Спасителя, то на нас лежит другой долг – долг любви к Спасителю, пришедшему, искупившему мир Своею Кровию и зовущему всех нас любовью отплатить за любовь. Праведный Симеон до конца исполнил долг веры, и вера не посрамила его: он с радостью и облегчением мог сказать: «Ныне отпущаеши».

Да подаст же Господь всем нам исполнить лежащий на нас долг любви и до конца сохранить заповеди Христовы. Тогда, заканчивая свой жизненный путь, сможет каждый из нас с чистою совестью, смело и дерзновенно произнести новозаветное «ныне отпущаеши», сказанное некогда Апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный: и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его».

Тропарь Праздника

Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещая сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, даруюшаго нам воскресение.

Радуйся, Благодатная Богородице Дева, потому что из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш. Просвещающий находящихся во тьме (заблуждений и нечестия); веселись и ты, праведный старец, взявший на руки Того, Кто освободил наши души (от смерти) и даровал нам воскресение.

Кондак. Глас 1

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеони благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Предварительно освятив рождеством Твоим утробу Девы и благословив руки Симеона. как надлежало, и нас ныне Ты спас, Христе Боже: ниспосли мир обществу среди браней, как единый Человеколюбец.

Богослужение Праздника

Из «Настольной книги священнослужителя»

Воспоминание Сретения Господня начинается с 28 января, пением в честь Сретения: «Сушу глубородительную землю», и в пределах предпразднества и попразднства продолжается 9 дней, – с 14 по 22 февраля, если не сократит сего времени Великий Пост, во время котораго он бывает иногда. В этом случае празднуется Сретению столько дней, сколько останется до поста.

Богослужением в праздник Сретения Церковь прославляет Христа Бога нашего, с участниками празднуемаго события – Богородицею Прис-нодевою и Симеоном.

«Радуйся, благодатная Богородице Дево», – возглашает Церковь в день Сретения, «из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещая сущия во тме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение». А равно прославляет и избавление от бед, некогда постигших восточную Церковь и по милости Божией прекратившихся при императоре Юстиниане. «И ныне спасл еси нас, Христе Боже, восклицает Церковь: но умири во бранех жительство и укрепи Императора (Юстиниана), егоже возлюбил еси». На Всенощном Бдении произносятся три Паримии;

первая – об избрании первенцев Еврейских на служение Богу и о древнем Законе очищения;

вторая – о духовном очищении от грехов, виденном пророком Исаиею в прикосновении горящаго угля к устам Исаии;

третья – о видении Исаии на Египет, куда приидет Господь, и сотрясутся рукотворения Египетская от Лица Его, и ведом будет Господь Египтяном,–что вскоре после сретения Господа действительно и исполнилось, когда Он с Мариею Матерью Своею и Иосифом удалился от Ирода в Египет.

В Евангелии на Всенощном Бдении Церковь благовествует о событии Сретения Господня во Храме Иерусалимском.

Апостол на Литургии произносится о вечном и превосходнейшем священстве Христовом по чину Мелхиседекову, пред священством ветхозаветным или Аароновым.

Евангелие на Литургии повествует о Сретении Господа Симеоном Богоприимцем и Анною пророчицею во Храме Иерусалимском.

Праздник Сретения отмечается духовенством в золотом или голубом облачении и после Божественной Литургии совершается Водосвятный Молебен с «Чином освящения свечей в день Сретения Господня».

На следующий день Сретения Господня, 16 февраля, Церковь воспоминает Симеона Богоприимца и Анну пророчицу, встретивших Господа во храме Иерусалимском.

Мысли Святителя Феофана Затворника в день Сретения Господня

Сретение! В сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, – Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верой, – Анна; с другой – чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая – Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией – Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и сретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех Ангелов и святых.

Сретенье Господне

Стоит во Храме Симеон –
Он Духом Божьим приведен.
В нем сердце пламенем сгорает,
Он молится и ожидает.
И вот – с Младенцем на руках,
По ступеням легко ступая,
С любовью кроткою в очах
Приходит Мариам Святая.
Младенца в руки старец взял.
Вознес мольбу к Творцу Вселенной,
И, Богам свыше вдохновенный,
В слезах, он радостно сказал:
«Се, ныне, с миром благодатным
Берешь меня, Господь благой –
Я зрю с веселием отрадным,
Спасенья Промысел святой.
Честна, Господь, Твоя держава.
Се – свет любви, щедрот Твоих,
На просвещенье чад земных,
И чад Израилевых слава»

Иеромонах Мефодий г. Харбин

читать pdf скачать архив (1 Mb)

Поделиться: