Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верующие приготовляются двухнедельным постом, которой называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 14 по 28 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста. Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь и особенно время перед Своим Успением проводила в посте и молитве.

Пост перед Успением в августе месяце существовал уже в V веке. В XII веке на Константинопольском Соборе (в 1166 г.) постановлено поститься две недели перед праздником Успения Пресвятой Богородицы и только в праздник Преображения разрешается вкушение рыбы.

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12.1–3), апостолу Иоанну Богослову выпал жребий проповедовать Евангелие в Ефесе, и в 43 году Пресвятая Богородица удалилась туда вместе с апостолом. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица». Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.

По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении «О девственницах» писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, благоразумна, трудолюбива, немногоречива и целомудренна в речи, осмотрительна в словах, любительница чтения. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был вы ражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама». По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».

Особенно любила Пресвятая Богородица посещать Гефсиманский сад на склоне Елеонской горы, который раньше принадлежал Ее предкам и около которого находился дом Ее родителей. Она подолгу молилась там, где Господь Иисус Христос часто проводил ночи в молитве и откуда повели Его на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых Церквах, устрояемых Апостолами в разных странах.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земного странствования, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом он дал ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Богоматерь обрадовалась этой вести, так как это открывало Ей возможность снова видеться со Своим Сыном.

Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни. Прежде всего, Она рассказала усыновленному Ею апостолу Иоанну о том, что вскоре покинет этот мир, а потом уведомила об этом и своих близких.

Ее родственник апостол Иаков (сын Иосифа от первого брака, называемый в Евангелиях «братом Господним»), будучи епископом города Иерусалима, позаботился о том, чтобы прощание с Пресвятой Девой и Ее похороны прошли достойным образом.

К началу третьего дня дом Девы Марии наполнился Ее родственниками и близкими, которые не могли сдержать своих слез, предвидя скорую разлуку. К этому дню Промыслом Божиим из разных стран собрались апостолы, которые захотели попрощаться с Ней. Богоматерь в утешение плакавших обещала, что, предстоя Престолу Божию, Она будет молиться за них, а также за всех верующих, рассеянных по разным странам мира. Прощаясь со всеми, Она просила раздать бедным Свое небольшое имущество, а тело погрести в Гефсиманской пещере, где были погребены Ее родители, праведные Иоаким и Анна.

И вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печали. Апостолы и многие из иерусалимских христиан окружили одр, на котором Она благолепно возлежала. Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома святого Иоанна Богослова от нестерпимых лучей небесного света как бы раскрылась. Перед одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный многочисленными Ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников. Пречистая в умилении привстала, молитвенно воздела руки к Нему, насколько могла, поклонилась и с любовью тихо промолвила: «Славлю Тебя, Сын Мой, и Твое крайнее благосердие. Поклоняюсь славе Твоего величества. Песнословлю державу Твоего Божества, Твое снисхождение и человеколюбие. Что Тебе воздам Раба Владыке? Что Тебе ныне принесу на небеса, если не душу и тело?».

Господь в ответ на слова Богоматери сказал: «Прииди, Ближняя Моя, прииди, Прекрасная Моя! Прииди, Матерь Моя, в Божественную радость и Царство – туда, где споклоняемы Отец, Сын и Дух Святой».

Исходившую из тела Богоматернюю душу Спаситель принял на Свои живоначальные длани. Как Дева-Матерь не оставила Его на Кресте, так Он, исполняя Сыновний долг, не оставил Свою Матерь в час Ее преставления.

Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпала без всякого телесного страдания. Апостолы, глядя на восхождение на Небо души Пречистой Богоматери, долго следили глазами за этим, подобно тому, как они в свое время следили за Божественным вознесением Спасителя с Елеонской горы. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном из своих песнопений (припев к Задостойнику) воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо».

Бездыханное Богоприятное тело Богоматери, молниеносно сиявшее Божественным светом явно для апостольского взора, трепетно покрыли священными крыльями Херувимы. Тогда пришло в исполнение прообразовательное осенение Ковчега Завета литыми из золота Херувимами. Вместо того здесь, в Сионской горнице, живые Херувимы приосенили Ковчег Бога Слова – Пресвятую Богородицу.

Святые апостолы при виде преставления Богоматери и радовались, и плакали, и с любовью лобызали Ее пречистое тело, благоухавшее небесным миром. Всесвятой лик Пречистой дышал благодатью и жизнью, как у мирно спящей, и озарял боголепным сиянием прощавшихся с Нею.

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а верующие, в огромном количестве окружавшие процессию, пели священные песни.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные торжественным погребением и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Того, Кого они отвергли и распяли, донесли о всем происходящем иудейским начальникам. Последние, пылая злобой ко всему, напоминавшему им Иисуса Христа, послали слуг и воинов для того, чтобы разогнать это шествие, а тело Богоматери подвергнуть поруганию. Пришедшие слуги и воины, совместно с негодными людьми из городской черни, бросились на погребальное шествие христиан. Но тут совершилось неожиданное чудо: облачный венец, парящий над телом Богоматери, опустился к земле и как бы стеной оградил погребальное шествие. Тем не менее, один из иудейских священников, по имени Афоний, воскликнув: «Вот какую почесть воздают телу, которое родило льстеца, разорявшего закон наших отцов», – бросился к одру Богоматери с целью опрокинуть его. Но как только он коснулся одра, Ангел невещественным мечом отсек ему обе руки. В ужасе Афоний упал на землю, вопя: «Горе мне! Горе мне!».

Тогда апостол Петр, остановив шествие, сказал ему: «Афоний! Ты получил то, что заслужил. Убедись же теперь, что Господь есть Бог Мститель, Который не медлит». Увидев же отчаяние на лице Афония, он добавил: «Твоих ран мы исцелить не можем, разве соизволит на это Господь наш Иисус Христос, против Которого вы восстали и убили! Но и Он не исцелит тебя, пока не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Он есть истинный Мессия-Христос, Сын Божий». Афоний, видя во всем случившемся действие Самого Бога, воскликнул: «Верую, что Иисус есть предвозвещенный пророками Спаситель мира Христос!». Святые апостолы, услышав эту всенародную исповедь, и видя искреннее раскаяние Афония, возрадовались о его обращении к вере. Тогда апостол Петр повелел ему обратиться к Пресвятой Деве с молитвой о прощении, после чего приложить края рук к их отсеченным частям. Как только Афоний сделал это, его руки срослись. Лишь тонкий шрам на месте отсечения напоминал о случившемся. Потом, преисполненный чувством благодарности, он повергся перед одром Пречистой и громогласно стал благодарить Ее. Присоединившись к погребальному шествию, он следовал за ним, воспевая хвалебные гимны.

Во время погребения многие, страдавшие различными болезнями прикасались к одру Богоматери и получали исцеление. Когда погребальное шествие достигло Гефсимании, все остановились и начали прощаться с телом Богоматери. Уже наступил поздний вечер, когда апостолы смогли положить тело Богоматери в пещереусыпальнице, закрыв вход в нее большим камнем.

В числе собравшихся апостолов не оказалось одного из них, а именно апостола Фомы. Явившись на три дня позже в Иерусалим, он отправился в Гефсиманию, чтобы хотя бы с запозданием попрощаться с телом Пречистой. Апостолы, пришедшие с ним к пещере, сжалились над ним и отвалили камень от входа, чтобы апостол Фома мог поклониться святым останкам. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они решили, что, наверное, Сам Господь соизволил прежде общего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Апостол Фома и другие апостолы, облобызав оставшуюся во гробе плащаницу, молили Господа открыть им волю Его относительно пречистого тела Богоматери.

По воскресении Спасителя апостолы имели обычай во время трапезы оставлять одно место за столом свободным и перед ним полагали хлеб в честь Воскресшего Господа, а после трапезы, встав и молясь, возносили этот хлеб, называемый Господней частью, взывая: «Велико имя Святой Троицы, Господи Иисусе Христе, помогай нам!». Когда же на третий день после Успения Богородицы апостолы стали возносить хлеб во имя Христово и едва успели произнести: «Велико имя…», – внезапно Пресвятая Богородица явилась на воздухе «с облаком и светозарными Ангелами, предстоящими Ей». Ласково глядя на них, Она сказала: «Радуйтесь! Отныне Я всегда буду с вами!». Обрадованные Ее обещанием, они воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!».

После этого чудесного события апостолы стали совершать возношение в честь явления им Пресвятой Богородицы и вкушали одну часть оставляемого ими хлеба перед трапезой, во имя Господа, а другую – после трапезы во имя Богородицы. Это возношение известно под именем возношения панагии.

Исчезновение Ее тела и последующее Ее явление апостолам привело их к мысли, что Богоматерь была воскрешена в третий день Своим Сыном Господом Иисусом Христом и вознесена с Пречистым телом в небесную славу. Так, по выражению церковного песнопения, гроб Богоматери стал «лествицею к небеси».

Все чудесные события, сопровождавшие Успение Богоматери, в том числе и Ее воскресение и вознесение на Небо, святой Иоанн Дамаскин возводит к древнейшему преданию Иерусалимской Церкви. В слове на этот праздник он говорит, что император Маркиан и императрица Пульхерия просили Иерусалимского епископа Ювеналия и отцов Халкидонского IV Вселенского собора сообщить им сведения относительно честного Успения Приснодевы. Церковь, веруя, что тело Богородицы было взято на Небо, так прославляет Ее в своих песнопениях: «Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая, в рождении сохраняется девство, со смертью сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.

Святой град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас. Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе – в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками. Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.

Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не видно. В IХ веке близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.

Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В ХI-ХII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике.

Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне – часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый – Армяно-Григорианской (с 1814 года).

Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме, кроме дверей, были и окна. Весь храм украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.

На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы.. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения пред этою плащаницею каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня, вплоть до 12 августа (по старому стилю). 12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поется: «Сионяне свещы возжгите»). Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения. По окончании литургии в четыре часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед светлой плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери Божией. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с начальником Миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы, называемом «литанией».

Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа (по старому стилю). Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают богомольцы, лобызают лик Пречистой и подносят к иконе детей разных возрастов. За духовенством в два ряда шествуют чернецы – монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские. Шествие, продолжительностью около двух часов, завершается параклисом в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой Богородицы.

«О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает…» — здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!».

Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней.

В день отдания праздника (23 августа по старому стилю) снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с настоятелем-архимандритом Гефсимании.

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери с 595 года сделался праздником общецерковным. Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах – в январе месяце, в других – в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII веке) 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа – «Взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII—IX вв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой основной цели в IV–V веках присоединяется и другая – обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину). В V веке написаны стихиры на этот праздник святителем Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке — два канона святым Космою Маиумским и преподобным Иоанном Дамаскиным.

Будем же часто помышлять о блаженном Успении Пресвятой Девы Марии. Да сподобимся и мы, грешные, великой радости Царствия Небесного благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава со Безначальным Его Отцом и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

читать pdf скачать архив (1 Mb)

Поделиться: