Благовещение

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников русского народа. «Даже птица гнезда не свивает в этот день», – говаривали наши благочестивые предки. В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. «Радуйся, Благодатная!», – при­ветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности первой доброй, «бла­гой», вестью для человечества после того, как оно порвало свою связь с Богом в результате грехопадения. С момента явления Ангела Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества.

В этой брошюре мы расскажем о событии Благовещения, о его значе­нии для нас и объясним богослужебные особенности этого праздника.

Событие Благовещения

О явлении Ангела Гавриила Деве Марии повествует только один еванге­лист, святой Лука, в первой главе своего Евангелия (Лк. 1, 26-38).

Приведем здесь его рассказ с краткими пояснениями. В шестой месяц после зачатия Елизаветой святого Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, или Архангелназвание Архангел – высший ангел, как принято его называть, был послан Богом в малоизвестный галилейский городок Назарет к Деве Марии, обрученной мужу по имени Иосиф. Читателю следует обратить внимание на то, что евангелист Лука не говорит: «К деве, вышедшей замуж», но к «обрученной мужу», пото­му что Дева Мария только формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но не являлась его женой в действительности. Древнее предание объясняет, почему это так получилось. Еще до рождения Марии Ее родители, бездетные Иоаким и Анна, тогда дали обет: в случае рож­дения у них ребенка, посвятить его на служение Богу. Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария. Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание при Иерусалимском храме. Живя здесь лет десять в атмосфере молитвы и богомыслия, юная Мария так пламенно возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила все­цело посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак. Когда Марии исполнилось лет 14, Она уже не могла оставаться при храме, но должна была вернуться домой к родителям или выйти замуж. Однако Ее родители уже умерли за несколько лет до этого. Первосвященник, зная об Ее обете девства и желая Ей помочь осуществить это намерение, формально об­ручил Марию Ее престарелому родственнику Иосифу, известному своей праведной жизнью. В то время Иосиф был вдовцом и имел от первого бра­ка немалое семейство. Жил он в Назарете, находившемся в южной части Галилеи, где работал плотником (Мт. 13, 55-56)не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называет­ся Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?. Так, добрый старец Иосиф согласился опекать свою юную племянницу. Оба они были потомками царя Давида и ожидали пришествия Мессии.

Но вернемся к евангельскому рассказу. Явившись Деве Марии, Ангел Гавриил приветствовал Ее: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!».

«Благодатная» – значит обретшая особую любовь и благоволение Божие. Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять о значении их. Успокаивая Ее, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Сына, Который будет велик и назовется Сыном Всевыш­него. Господь даст Ему престол Давида, отца Его, и Он воцарится в доме Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Древнее царство Давида, где Сам Бог поставлял царей, которое управ­лялось по законам Божиим и все формы гражданской жизни которого были проникнуты идеей служения Богу, являлось образом грядущего Царства Божия. Главная особенность царства Давида заключалась не в его граж­данском устройстве, но в его духовном идеале – как общества, стремя­щегося жить по воле Божией. После того, как царство Давида перестало существовать в результате нашествия Навуходоносора за шестьсот лет до Р.Х., его идеал продолжал воодушевлять верующих евреев, ожидав­ших пришествия Мессии-Спасителя. К таким принадлежали Дева Мария и Ее родители, старец Иосиф, родители Иоанна Крестителя – праведные Захария и Елизавета, старец Симеон Богоприимец, пророчица Анна, виф­леемские пастухи и многие другие простые и верующие евреи. Пророки предсказывали, что с пришествием Мессии, царство Давида будет восста­новлено и преобразится в Мессианское Царство. В него вольются верую­щие люди из многих народов и оно пребудет вечно.3

Святая Мария, желая остаться Девой, в недоумении спрашивает Ан­гела: «Как это будет (что я стану Матерью), когда Я мужа не знаю?» Ан­гел успокаивает Ее, объясняя, что Ее обет не будет нарушен, так как Она родит Сына сверхъестественным образом, без мужа. Здесь бессеменное зачатие произведет Дух Святой, действием Которого «Сила Всевышнего осенит Ее», то есть Сам Сын Божий сойдет в Ее утробу.4 Пресвятая Дева не потребовала от Ангела доказательств, но сам Ангел Гавриил, в под­тверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету, зачавшую пророка Иоанна Крестителя в глубокой старости, по изволению Божию. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: «Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему».

Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было аб­солютно необходимо для воплощения Сына Божия, потому что Бог всегда оберегает дар свободной воли, которым Он наделил человека. Нравст-венная свобода – это ценнейшее свойство, которое возвышает нас над бездушной природой и над животным миром. Без нее мы были бы чем-то вроде запрограммированных роботов, не способных нравственно возрас­

3 – Смотри Исайя 42, 1-12; 54, 12-14; Ис. 2, 2-3; Дан. 2, 44, Дан 7, 13; Зах. 9, 9-11

4 – По образному сравнению церковной песни, Дух Святой, на подобие таинственного об­лака, осенявшего ветхозаветную скинию, в момент зачатия спустился на Деву, Исх. 40, 34; Чис. 9,15

5 – В противоположность Богу, дьявол стремится лишить человека богоподобного свойства свободы; он старается поработить человека – сначала нравственно, а потом физически.

тать. Будучи же нравственно свободными, мы можем духовно расти, со­вершенствоваться и, таким образом, уподобляться нашему Творцу.5 Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Ее, и совершилась в этот момент величайшая тайна, непостижимая, фактиче­ски, даже ангелам: Невместимый, Неприступный и Вечный Господь сошел в девическую утробу и, не испепелив ее, принял от нее человеческую при­роду, состоящую из тела и разумной души. Дальнейшее развитие Плода в девической утробе шло по естественным законам природы, и Дева носила в себе Младенца до дня Его рождения в Вифлееме.6

Значение Благовещения

В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание Исайи о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит с нами Бог.7 В этот день Бог все­лился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Чудо зачатия превечного Младенца нельзя понять: оно – тайна благочестия, доступная только вере.8 В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит «Спасения нашего главизну» – то есть начало нашего спасения. Благовещение – это первый луч утренней зари после долгой томительной ночи. В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать – Пречи­стую Деву Марию. Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа. В таинственной встрече падшего челове­чества с преблагим Богом, происшедшей в чистом сердце Девы Марии, уже слышится первый неповторимый ликующий звук той ангельской песни, которая, по условиям земного времени, смогла полностью раздаться на земле только спустя девять месяцев: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение». «Славу Богу» несла в своем сердце Дева Мария, и «мир земле» за это обещал Ей Спаситель.

В осторожности, с которой Дева Мария отнеслась к приветствию и обещанию Ангела Гавриила, святые отцы Церкви видят признак великой добродетели, именуемой «рассудительностью» (или «рассуждением»). Противополагают они мудрую осторожность Девы Марии легковерию Евы, которая необдуманно послушалась совета дьявола, принявшего образ змея, и вместо счастья обрела горе.

Явление Ангела Деве Марии обрамлено двумя событиями: зачатием Иоанна Предтечи и посещением Пресвятой Девой Марией праведной Елизаветы. Во время этого посещения святой Иоанн Предтеча, еще не родившийся шестимесячный утробный младенец, первый приветствует Пречистую Деву своими движениями в утробе Елизаветы. В этот момент

6 – По милости Божией, непостижимое Чудо воплощения Сына Божия как бы повторяется на каждой Литургии, когда Дух Святой сходит на хлеб и вино, лежащие на престоле, и претворя­ет их в Тело и Кровь Христовы. Так в Таинстве Причащения Господь Иисус Христос приобща­ет нас Своей Божественной природе.

7 – Ис. 7, 14

8 – 1 Тим. 3,16

4

удостаивается Святого Духа и праведная Елизавета и восклицает: «Бла­гословенна Ты между женами и благословен плод чрева твоего,– и за­тем прибавляет, – и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне!».9 Праведная Елизавета начала свое приветствие теми же словами, какими закончил свое приветствие Архангел Гавриил. Из этих приветствен­ных слов создалась та чудная мо¬литва, которую мы так часто слышим в храме: «Богородице Дево! Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах10 и благословен Плод чрева Твоего. Яко Спаса11 родила ecu душ наших».

Состояние умиления, святой небесной радости, в которой пребывала Дева Мария в день Благовещения, запечатлено в иконе «Умиление». На ней Дева Мария – без Младенца, со скрещенными руками на груди и со словами вокруг нимба: «Радуйся, Невесто неневестная». Перед этой ико­ной целыми днями и ночами молился на коленях преподобный Серафим Саровский, перед нею и скончался.

Первое слово приветствия Архангела Гавриила было – «Радуйся». И праздник Благовещения есть прежде всего праздник тихой небесной радо­сти! Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной на землю бла­годати. Вместе с тем, Благовещение есть праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия, праздник непоколебимой веры во всемогу-щество Божие и беспредельной Любви Бога к погибающему человеку.

С этого праздника, «главизны нашего спасения» зачинается тот родник «воды живой», который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Святого Духа, которыми Господь, «не мерою дающий Духа», так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение – праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение – «голубой» празд­ник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы – подснежники и фиалки; ночью голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседнев­ную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Бо­гом. По старинному русскому обычаю, в этот день отпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха.

«Я стал доступен утешению; за что на Бога мне роптать, когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!» – написал Пушкин в стихот­ворении «Птичка». Поэт Туманский, наблюдая за отпущенной птичкой, пи­шет: «Она исчезла, утопая в сиянии голубого дня; и так запела, yлemaя, как бы молилась за меня».

9 –ЛК. 1, 43

10 – среди жен

11 – потому что Ты родила Спасителя

5

Богослужение праздника Благовещения

Благовещение празднуется 7-го апреля.12 У древних христиан праздник Благовещения носил разные названия: «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии» и толь­ко с VII века получил окончательное название «Благовещение Пресвятой Богородицы». Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Еще святой Афанасий Великий в IV веке, называл его «первым в ряду праздников», началом домостроительства спасения людей. В V-VI веках в противовес несторианской ереси, уничижавшей Деву Марию, зна­чительно увеличилась торжественность этого праздника.13

Ввиду того, что этот праздник иногда попадает в великопостный период, а иногда в Пасхальный, богослужебный порядок его несколько сложный. Если праздник Благовещения случится во вторник, среду, четверг, пятни­цу или субботу какой-нибудь недели Великого поста, то всенощное бде­ние начинается Великим повечерием. Если же Благовещение случится в воскресение или в понедельник, то тогда всенощное бдение совершается обыкновенным порядком, то есть начинается вечерней. Когда Благовеще­ние случится на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни читается Еван­гелие.

В стихирах14 праздника Благовещения вспоминается история Благове­щения Матери Божией Архангелом Гавриилом и обращается внимание на смирение Девы Марии. Говорится про непостижимость Рождества Спаси­теля от Пресвятой Девы Марии. Матерь Божия сравнивается с «купиной»,15 с «лествицей», виденной Иаковом16 и др. Говорится, что благодаря рож­дению Господа от Богородицы, небо соединяется с землею, Адам обнов­ляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и «церковью», т.е. храмом Божиим. Небо и земля приглашаются к торжеству и ликованию, потому что Сын Божий, сопрестольный Отцу, по Своей благости вселяется в девическую утробу и принимает человеческое естество. На вечерне читаются следующие паремии:17 Быт. 28, 10-17; Иез. 43, 27; 44, 1-4; Прит. 9, 1-11; Исх. 3, 1-8; Прит. 8, 22-30. На всенощной и Ли­тургии Благовещения поется следующая молитва, именуемая тропарем.

12 – 25 марта по церковному календарю

13 – Несторий неправильно учил, что Пресвятая Дева родила простого человека, с которым Божество соединилось после его рождения. Наименование «Богородица» по отношению к Деве Марии означает, что Иисус Христос в момент Своего зачатия в утробе Девы был ис­тинным Сыном Божиим. Поэтому, Дева Мария носила в Своей утробе и позже родила Бого-Человека. Обе природы – Божественная и Человеческая – в момент зачатия соединились в личности Христа и с тех пор не сливаются в Нем и не изменяются в своей сущности.

14 – песни всенощной

15 – терновый куст, который горел в Синайской пустыне и не сгорал, Исх. 3, 2. Подобно этому кусту, Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога.

16 – лестница, которая опиралась на землю и достигала неба. Быт. 28, 12

17 – отрывки из ветхозаветных книг

6

Тропарь

 

Днесь спасения нашего главиз­на, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гав­риил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопи­ем: радуйся Благодатная, Господь с Тобою.

 

Сегодня начало нашего спасения и осуществление тайны, предопре­деленной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благода­ти. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

 

В каноне на всенощной18 говорится о снисхождении к людям воплощаю­щегося Спасителя и указывается на величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога. Упоминаются также пророчества и различные указания Вет­хого Завета о воплощении Сына Божия от Жены, говорится о силе Всесвя­того Духа, осенившего Матерь Божию Своим сошествием и разъясняются краткие, но многознаменательные слова Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии.

Перед чтением Апостола на Литургии поется следующий прокимен: Бла­говествуйте день от дне19 спасение Бога нашего. В Апостоле (Евр. 2, 11-18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. Евангелие (Лк. 1, 24-38) повествует о явлении Ангела Гавриила Пресвятой Деве Марии. Следующая молитва по­ется в конце канона и также на Литургии вместо песни «Достойно есть»20.

Задостойник

Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу.

Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука сквер­ных, устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе с ра­достью да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

На Литургии перед причащением поется

Причастен

Избра Господь Сиона, и изволи его в жилище Себе.

В установившейся богослужебной практике, когда Благовещение со­впадает с Пасхой, свет праздника Благой вести не меркнет даже в осле­пительном море света Святой Пасхи и музыка архангельского гласа не за­глушается ликующим морем звуков симфонии Воскресения Христова. Это объясняется тем, что природа праздников Благовещения («главизна» – на­чало спасения) и праздника Воскресения Христова (завершающего собы­тия в спасении мира) – та же!

Сегодня начало нашего спасения и осуществление тайны, предопре­деленной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благода­ти. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Днесь спасения нашего главиз­на, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гав­риил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопи­ем: радуйся Благодатная, Господь с Тобою.

18 – канон – часть богослужения, составленная по определенному образцу, смотри ниже.

19 – ежедневно

20 – почему и называется «за (т.е., вместо) достойника»

7

v v v

И так, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы является радост­ным днем для православного человека. Особенно он был таковым для наших благочестивых предков, полюбивших Деву Марию за Ее доброде­тели, столь сродные душе русского человека: смирение, кротость и стрем­ление к идеальному. Русские люди многие храмы и монастыри посвяща­ли Пресвятой Богородице и называли свое отечество «Домом Пресвятой Богородицы». Дева Мария же отвечала на любовь к Ней русских людей Своей небесной помощью и множеством чудотворных икон.

Праздник Благовещения напоминает о великой любви Бога к людям и о том, что Сын Божий стал человеком для того, чтобы нас сделать причаст­никами Своей Божественной природы. Праздник Благовещения призывает нас подражать Пречистой Деве в Ее подвиге чистоты и целомудрия и стре­миться к Небу, где ангелы и святые ликуют в вечном свете.

В день Благовещения мы все приобрели в лице Девы Марии теплую Заступницу у престола Божия. Будем же благодарить Бога за Его ми­лости к нам и просить Пречистую Деву помочь нам достигнуть тихой пристани Царства Небесного.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Кондак праздника Благовещения – «Взбранной воеводе», одно из любимых в народе православных песнопений, был написан в 626 году в честь избавления Константинополя от нашествия персов и варваров.

До 1752 года счет дней нового года в Англии вели со дня Благовещения.

Совпадение Благовещения с первым днем Пасхи – Кириопасха – весьма редкое событие, возможное только в тех православных Церквах, которые придерживаются Юлианского календаря. Кириопасха была в 1991 году; следующая будет только в 2075 году.

Православная церковь, считая Благовещение соименным Евангелию (по-гречески «благая весть»), размещает икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырех евангелистов. Таким образом, вся символика Царских врат связана с благовествованием.

Существует большое количество храмов, посвященных этому празднику. Свято-Благовещенксий храм в Днепропетровске, построенный в 1896 году, является памятником архитектуры местного значения с охранным № 119.

Благовещение стало источником возникновения многочисленных русских топонимов (Благовещенск, Благовещенское и проч.) и фамилии Благовещенский.

По давней традиции на Благовещение в России принято отпускать на волю птиц. Это делается в напоминание о Благой вести и свободе, которые даны не только людям, но и всему творению Божию.

Следуя этой традиции, Патриарх Московский и всея Руси ежегодно выпускает стаю голубей с паперти Благовещенского собора.

читать pdf скачать архив (1 Mb)

Поделиться: