Рождество Пресвятой Богородицы

Иоаким и Анна

Иоаким и Анна

Праздник установлен Церковью в IV веке и является первым двунадесятым праздником церковного года, ибо по старому стилю церковный год начинается 1 сентября – 14 сентября по новому стилю. Об обстоятельствах, связанных с этим событием, поведало нам Предание.

В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара – Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим.
Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», – подумала Анна.
Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».
В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».
Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.
Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша Заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.
Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери Девы Марии родился Иисус Христос.
Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» (2-я стихира на «Господи, воззвах», глас 6).
С первых дней рождения Марии, Иоаким и Анна старались обогреть теплотой и добром Ее детскую душу, и всем тем, что говорило Ее душе о Боге. Когда же Марии исполнилось три годика, Иоаким и Анна принесли Ее в Иерусалимский храм, исполняя обет, который дали Господу Богу. В этот день, Церковь празднует праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Пресвятая Мария была благоразумна, любила читать, в ней было заложено трудолюбие, целомудренность, благожелательность, здравомыслие. У Нее был облик, олицетворяющий чистоту. Ее душа излучала большую и набирающею силу любовь к Господу, первыми словами Ее были имя Божие и молитва.
Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

стр. 3.JPG

Вход в монастырь Святой праведной Анны

Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Другие сведения можно найти в писаниях святого Иоанна Златоуста, святого Прокла, святого Епифания и блаженного Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами: в V веке – Анатолием, архиепископом Константинопольским, в VI веке – Стефаном Святоградским, в VII веке – святым Андреем Критским, в VIII веке – святым Иоанном Дамаскнным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX веке – Иосифом Студитом; их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты».
Святая равноапостольная Елена, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы.
На месте дома праведных Иоакима и Анны, где родилась Дева Мария, находится православный греческий монастырь. Расположен он в Мусульманском квартале Старого города Иерусалима, около Львиных ворот. Современное здание построено в 1907 году над пещерой, которая в прошлом была частью дома родителей Богородицы. На первом этаже монастыря расположена церковь Рождества Богородицы.

Иконография праздника

стр. 4-1.JPG

Атенский Сион

Устойчивая и широко распространившаяся иконография праздника косвенно свидетельствует о том, что уже в доиконоборческий период были иконы праздника Рождества Богородицы в Церкви. Можно привести росписи грузинских храмов. Например, посвященный Богородице храм в Атени был построен в начале VII века, и хотя сохранившиеся росписи более поздние (XI в.), но трудно представить, чтобы храм оставался не расписанным в течение нескольких столетий – видимо, в XI в. старые росписи были обновлены.
Храм расположен в ущелье р. Тана, в 12 км от Гори. Это выдающийся архитектурный памятник – четырехапсидный крестово-купольный храм Атенский Сион, копия мцхетского Джвари, т.е. тетраконх, внутреннее пространство которого расширено посредством угловых ниш. Построен он архитектором Тодосом.

стр. 4-2.JPG

храмовая роспись

Фасады храма украшены сложными рельефами с изображениями пьющих из источника вечной жизни оленей, сцен охоты, святых и ктиторов; имеют место также надписи на грузинском и армянском языках. Часть рельефов выполнена позднее – в X в., это был один из лучших фресковых ансамблей Грузии в 1080 г.
Внутренние стены богато оформлены росписью XI века, в том числе портретами исторических деятелей. Предположительно в XI были поновлены старые росписи, так как Атенский Сион вряд ли мог оставаться нерасписанным на протяжении четырех столетий. Иконописцы из Давидо-Гареджийского монастыря (первые пещерные храмы там появились уже в VI веке) приносили свои традиции во многие другие храмы и обители – Удабно, Бертубани, Колагири. В храме можно увидеть изображения Рождества Богородицы и связанных с праздником сюжетов, что типично для фресок грузинских храмов, начиная с девятого века (более ранних не сохранилось).

стр. 5-1.JPG

Рождество Богородицы

На Русь иконы Рождества Пресвятой Богородицы пришли из Византии. Исследователи отмечают, что изображений праздника доиконоборческого периода (VIII в.) не сохранилось, и наиболее древние иконы и фрески относят к X-XI вв.
При сравнении иконы Рождества Божией Матери с другими иконами двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий строй этого изображения.
Икона Рождества Божией Матери как бы вводит в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками чрезвычайно радостному событию, освятившему дом Иоакима и всю вселенную. Сбылись многолетние чаяния, у супругов родился долгожданный младенец, и, наверное, понимали, чувствовали родители, что это дитя – необыкновенное, раз сам Бог через ангелов сообщил им о рождении ребенка.

стр. 5-2.JPG

Рождество Богородицы

На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип иконографии рождества без страданий) – ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней – повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко изображена и Дева Мария в колыбели.
На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы.
Особенно интересными бывают клейма. На ранних фресках те сцены, которые изображаются в клеймах, представлены как самостоятельные сюжеты. Их содержание: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; Плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; Беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии – Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную.

на стр. 6-1.JPG

Киевский Софийский собор

Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются: фрески в апсиде Киевского Софийского собора (первая половина XI века), росписи Преображенского собора Псковского Мирожского монастыря (XII век).

на стр. 6 -2.JPG

Роспись XI века

Из близких по времени к упомянутым выше отечественным памятникам можно назвать византийские и сербские: широко известна фреска Рождества Богородицы в церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304 г.).

стр. 6-3.JPG

Монастырь Студеница

Монастырь Студеница – сербский православный монастырь, находящийся в 39 км от города Кралево. Один из самых больших и богатых сербских православных монастырей. Стефан Неманя, основоположник средневекового сербского государства, основал Студеницу в 1190 году. Внутри укрепленных стен монастыря находятся две церкви: церковь Богородицы и церковь Иоакима и Анны. Обе церкви построены с использованием белого мрамора. Главная достопримечательность монастыря – фрески византийского стиля, датируемые XIII и XIV веками. В 1986 году ЮНЕСКО внесло Студеницу в список всемирного наследия.

стр. 7.JPG

Фреска XIII века

Митрополит Антоний Сурожский так сказал об этом замечательном празднике:

«Всякий праздник Божией Матери – это чистая радость. Это радость не только о любви Божией к нам, но и о том, что земля – наша родная, обычная земля – может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость особенная. Когда мы от Бога получаем милость, ликует наше сердце. Но иногда делается тоскливо: чем, чем воздать за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью, такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо, и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это – ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.

И вот будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма – не на одно только мгновение. Будем ее хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтобы всякое сердце и возликовало, и утешилось, и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал человеком.

И теперь, из века в век, пока мир стоит, Бог среди нас, Христос Тот же Самый среди нас, изо дня в день. И когда будет проявлена, открыта слава земли и неба, Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный человек, будет среди нас пребывать Божией Матерью, давшей Ему плоть Свою любовью, верой, святостью, благоговением.

Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни темные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, и о добрых, и о злых, никогда не стоя поперек пути спасения, всем прощая. А Она имеет что простить: ведь люди Сына Ее убили – и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит. С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Христовой, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости! И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней. Слава Богу за это, слава Матери Господней за эту Ее любовь!».

Молитвословия Рождеству Пресвятой Богородицы

Тропарь предпразднству

От корене Иессеева и от чресл Давидовых, Богоотроковица Мариам раждается днесь нам: радостию бо радуются всяческая и обновляются. Срадуйтеся купно, небо и земля, восхвалите Ю отечествия языков. Иоаким веселится и Анна торжествует, зовущи: неплоды раждает Богородицу, и Питательницу Жизни нашея.

Тропарь, глас 4-й

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4-й

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и пита- тельницу жизни нашея.

Величание Рождеству Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.

Молитва ко Пресвятой Богородице

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная!
Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея.
Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие,да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная.
Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем.
Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.

читать pdf скачать архив (3.3 Mb)

Поделиться: