Пасха — Светлое Воскресение Христово

читать pdf

«Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (Тропарь Пасхи).

Это древнехристианское песнопение было передано Церкви самими Апостолами. Вместе с Евангелием оно хранилось во всех христианских общинах как заветная святыня и звучало как победоносный гимн во время гонений и в катакомбах Рима, и в пещерах Иудеи. В Пасхальную ночь весть о Воскресшем Христе льется волнами духовного света из каждого православного храма, превращая тьму и ночь в радостный златозарный день.

Христос Воскресе! В этих словах звучат пророчества, образы и обетования Ветхого Завета.

Христос Воскресе! В этих словах заключена необъяснимая притягательная сила как прикосновение руки Христа к самому сердцу человека. За проповедь о Воскресшем Христе Апостолы с радостью шли на смерть и мучения, умирали в пытках, молясь за своих палачей по примеру Своего Божественного Учителя. Они знали, что смерти нет, что впереди их ждет встреча со Христом.

Пасха – это утверждение нашего бессмертия, образ будущего воскресения мертвых, начало вечной жизни.

Воскресение Христово есть основа нашей веры. Оно есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. Как крестной Христовой смертью совершено очищение наших грехов, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому для верующих Воскресение Христово есть источник постоянной радости, несмолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи.

В этой брошюре мы расскажем о главных событиях Воскресения Христова, о значении Воскресения Христова в нашей жизни и жизни всего человечества, в конце приведем главные моменты Пасхального богослужения.

Событие Воскресения Христова

Вероятно, нет человека на земле, который бы не слышал о смерти и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Но, в то время, как сами факты Его смерти и Воскресения так широко известны, их духовная суть, их внутренний смысл являются тайной Божией мудрости, правосудия и Его бесконечной любви. Лучшие человеческие умы бессильно склонялись перед этой непостижимой тайной Спасения. Тем не менее, духовные плоды смерти и Воскресения Спасителя доступны нашей вере и ощутимы для сердца. И благодаря этой способности нашей души воспринимать духовный свет, мы убеждены, что воплотившийся Сын Божий добровольно умер на кресте для очищения наших грехов и воскрес для того, чтобы дать нам вечную жизнь. На этом убеждении зиждется все наше религиозное мировоззрение.

Теперь вкратце перескажем читателю главные события, связанные с Воскресением Спасителя. Как повествуют евангелисты, Господь Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов после обеда, накануне еврейской Пасхи. В этот же день вечером Иосиф Аримафейский, человек богатый и благочестивый, вместе с Никодимом сняли с креста тело Иису-са, помазали благовониями, обвили полотном («плащаницей»), как полагалось по еврейским традициям, и похоронили в каменной пещере. Эту пещеру Иосиф высек в скале для своего погребения, но из любви к Иисусу уступил ее Ему. Пещера эта находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где распяли Христа. Иосиф и Никодим состояли членами Синедриона (верховного иудейского суда) и одновременно – тайными учениками Христа. Вход в пещеру, где они погребли тело Иисуса, они заложили большим камнем. Погребение было совершено поспешно и не по всем правилам, так как в этот вечер начинался праздник Пасхи.

Несмотря на праздник, в субботу утром первосвященники и книжники пошли к Пилату и испросили у него разрешения приставить ко гробу римских воинов в качестве стражи. К камню, закрывавшему вход в гроб, приложили печать. Все это было сделано в качестве предостережения, так как они вспомнили предсказание Христа, что Он на третий день после Своей смерти воскреснет. Так иудейские начальники, сами того не подозревая, подготовили неопровержимые доказательства последовавшего на следующий день Воскресения Христа.

Где пребывал Господь Своей душою после того, как Он умер? По верованию Церкви, Он сошел в ад со Своей спасительной проповедью и вывел оттуда души уверовавших.1

На третий день после Своей смерти, в воскресенье, рано утром, когда еще было темно и воины находились на своем посту у запечатанного гроба, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Тайна Воскресения, как и тайна воплощения, необъяснимы. Своим слабым человеческим умом мы понимаем это событие так, что в момент Воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, от чего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным. После этого Воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив печати. Воины не видели, что произошло в пещере, и после Воскресения Христа продолжали сторожить опустевший гроб. Немного спустя сделалось землетрясение, когда Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег. Воины, испугавшись Ангела, разбежались.

Ни жены-мироносицы, ни ученики Христа ничего не знали о случившемся. Так как погребение Христа было совершено поспешно, то жены-мироносицы условились на следующий день после праздника Пасхи, то есть по-нашему в воскресенье, пойти ко гробу и закончить помазание тела Спасителя благовонными мазями. О приставленной к гробу римской стра же и о приложенной печати они и не знали. Когда стала появляться заря, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и некоторые другие благочестивые женщины пошли ко гробу с благоуханным миром. Дорогой они говорили между собой: «Кто отвалит нам камень от гроба?», потому что камень был велик. Первой пришла ко гробу Мария Магдалина. Видя гроб пустым, она побежала назад к ученикам Петру и Иоанну и сообщила им о пропаже тела Учителя. Немного спустя пришли ко гробу и прочие мироносицы. Они увидели во гробе одетого в белую одежду юношу, сидящего на правой стороне, который им сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Он воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что они увидят Его в Галилее». Взволнованные неожиданной вестью, мироносицы поспешно пошли к ученикам.

1 Пет. 3, 19

3

Между тем Апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии о случившемся, прибежали к пещере: но, найдя в ней лишь пелены и плат, который был на голове Иисуса, возвратились домой в недоумении. После них Мария Магдалина вернулась на место погребения Христа и стала плакать. В это время она видит во гробе двух ангелов в белых одеждах, которые сидели – один у главы, другой у ног, где лежало тело Иисусово. Ангелы спросили у нее: «Что ты плачешь?» Ответив им, Мария повернулась назад и увидела Иисуса Христа, но не узнала Его. Думая, что это садовник, она спросила: «Господин, если ты вынес Его (Иисуса Христа), то скажи, куда положил Его, и я возьму Его». Тогда Господь сказал ей: «Мария!» Услышав знакомый голос и обратившись к Нему, она узнала Христа и, воскликнув «Учитель!», бросилась к Его ногам. Но Господь не допустил ее прикасаться к Себе, а велел ей идти к ученикам и рассказать о чуде Воскресения.

Этим же утром воины пришли к первосвященникам и сообщили им о явлении Ангела и об опустевшем гробе. Эта весть очень взволновала иудейских начальников: исполнились их тревожные предчувствия. Теперь им, в первую очередь, предстояло позаботиться о том, чтобы народ не поверил в Воскресение Христа. Собрав совет, они дали воинам много денег, приказав распространять слух, будто ученики Иисуса ночью, во время их сна, украли Его тело. Воины все так и сделали, и слух о краже тела Спасителя потом долго держался в народе.

В первый день Своего Воскресения Господь несколько раз являлся Своим ученикам, которые прятались поодиночке и группами в разных частях Иерусалима. По церковному преданию, Христос сначала явился Своей Матери, чем утешил Ее материнскую скорбь. Потом Господь явился и прочим женам-мироносицам, сказав им: «Радуйтесь!» Жены-мироносицы поспешили поделиться этой радостной вестью с прочими Апостолами. В этот же день Господь явился еще Апостолу Петру и двум ученикам – Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Вечером же явился всем Апостолам, которые собрались, чтобы обсудить слухи о Его Воскресении. Боясь иудеев, Апостолы заперлись в одном из домов Иерусалима.2

2 По преданию, – в “Сионской горнице”, где была совершена Тайная вечеря и где через семь недель после Пасхи Дух Святой сошел на Апостолов.

Через неделю после этого Господь снова явился Апостолам и в том числе Апостолу Фоме, который отсутствовал при первом явлении Спасителя Апостолам. Чтобы рассеять сомнения Фомы относительно Своего Воскресения, Господь позволил ему прикоснуться к Своим ранам, и уверовавший Фома припал к Его ногам, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!». Как повествуют далее евангелисты, в течение сорокадневного периода после Своего Воскресения Господь еще несколько раз являлся Апостолам, беседовал с ними и давал им последние наставления. Незадолго до Своего Вознесения Господь явился более чем пятистам верующим.

На сороковой день после Своего Воскресения Господь Иисус Христос в присутствии Апостолов вознесся на небо и с тех пор Он пребывает «одесную» Своего Отца. Апостолы же, ободренные Воскресением Спасителя и Его славным Вознесением, вернулись в Иерусалим, ожидая сошествия на них Духа Святого.

Плоды Воскресения Христова

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».3 Эти апостольские слова говорят не только о физическом воскресении людей, но, в первую очередь, о духовном возрождении. Как смерть бывает двоякая– духовная и физическая, так и воскресение бывает двоякое – духовное и физическое. Духовная смерть Адама, состоявшая в утрате общения с Богом, предшествовала его физической смерти. От Адама смерть, как результат нравственного повреждения, перешла на всех людей. Воскресение Христово является началом нашего духовного воскресения, пробуждения в нас духовных стремлений и нравственного возрождения. Об этом духовном воскресении верующих Господь говорил: «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышав – оживут».4 Это есть то «первое» воскресение, о котором говорится в книге Апокалипсис.5 Заключается оно в том, что люди, уверовав в Сына Божия, в Таинстве Крещения рождаются для новой духовной жизни. Благодать Божия, действуя в людях, помогает им совершенствоваться в их добродетелях. Поэтому Апостолы утешали христиан напоминанием о том, что они, в противоположность неверующим язычникам, уже «воскресли с Христом».6

Духовное воскресение в этой жизни послужит фундаментом для физического воскресения, которое силой всемогущего Бога произойдет в последний день существования этого мира. Тогда души всех умерших вернутся в их тела, и все люди оживут, независимо от того, где и как они умерли. Но вид воскресших будет отображать их внутреннее состояние: одни будут светлыми и радостными, другие – страшными, как ходячие мертвецы.

31 Кор. 15, 22

4Ин. 5, 25

5Ап. 20, 5

6Кол. 3, 1

Всеобщее Воскресение Господь предсказал в таких словах: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и пойдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения».7

Это всеобщее воскресение мертвых надо отличать от тех воскрешений умерших, которые Господь Иисус Христос совершал во время Своей земной жизни (например – воскрешение дочери Иаира, сына Наинской вдовы и четверодневного Лазаря). То было только временным пробуждением от смерти и после определенного Богом времени воскрешенные снова умерли, как и все люди. Но всеобщее воскресение из мертвых будет вечным воскресением, в котором души людей навсегда соединятся с их нетленными телами. При всеобщем воскресении праведные люди восстанут преображенными, одухотворенными и бессмертными. Первым воскресшим с таким обновленным и одухотворенным телом был Господь Иисус Христос, Которого Апостол называет «Первенцем умерших».8 «Тогда (при всеобщем воскресении) праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их».9

Праздник христианской Пасхи встречают православные христиане так радостно потому, что они в пасхальные дни более, чем в другое время года, ощущают возрождающую силу Воскресения Христова, – ту силу, которая низложила князя тьмы, освободила души от тьмы ада, открыла двери в рай, победила узы смерти, влила жизнь и свет в души верующих. Замечательно то, что пасхальная радость, хотя и в разной мере, захватывает собой такое большое количество людей, не только глубоко верующих, но и теплохладных, и далеких от Бога людей. Весь мир и даже, кажется, бездушная природа радуются победе жизни над смертью.

Пасхальное богослужение

Нет богослужения более светлого и радостного, чем православная Пасха. Служба на Пасху начинается крестным ходом вокруг храма с зажженными свечами в руках всех собравшихся и с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц ранним утром ко гробу Спасителя для помазания Его пречистого Тела. Обойдя храм, крестный ход останавливается в притворе пред затворенными дверьми и здесь священник начинает утреню возгласом: «Слава Святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице»… Затем, подобно ангелу, возвестившему мироносицам о Воскресении Христа, трижды поет вместе с другими священнослужителями тропарь Святой Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Пение священников подхватывает хор. Затем старший священник возглашает пророческие стихи псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». После каждого стиха певчие поют тропарь: «Христос воскресе». После этого священнослужители поют начало тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певчие оканчивают его: «И сущим во гробех живот даровав». Двери храма в это время открываются, все входят в храм и начинается великая ектенья,10 за которой следует торжественное пение Пасхального канона: «Воскресения день», составленного преподобным Иоанном Дамаскиным. Во время пения канона священнослужители совершают каждение и приветствуют богомольцев словами: «Христос воскресе!». Те громко отвечают: «Воистину воскресе!» В конце утрени читается вдохновенная проповедь Святителя Иоанна Златоустого, которая начинается словами: «(Аще) кто благочестив».

7Ин. 5, 28-29

81 Кор. 15, 13-22

9Мт. 13, 43

Обычные Часы не читаются, их заменяют пением пасхальных гимнов. Литургия совершается сразу после заутрени. Вместо обычных псалмов поются особые антифоны (короткие молитвы со стихами), вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа креститеся». Евангелие читается о предвечном рождении Сына Божия от Бога Отца и о Божестве Иисуса Христа, Бога Слова,11 которое Он доказал Своим славным Воскресением. Когда служат несколько священников, то Евангелие читается на разных языках в знак того, что о Воскресении Христа Апостолы проповедовали разным народам на их родных языках. Вместо «Достойно есть» поется следующий задостойник (в русском переводе): «Ангел восклицал благодатной: чистая Дева, радуйся! и опять говорю: радуйся! Твой Сын восстал из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди веселитесь! Прославляйся, прославляйся, Новый Иерусалим (Церковь), потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись Сион! Ты же, Чистая, радуйся о воскресении Рожденного Тобою».

По заамвонной молитве совершается освящение артоса – особого хлеба с изображением на нем Воскресения Христова. На одном из последующих богослужений артос раздробляется и раздается верующим в память явления Воскресшего Христа Апостолам Луке и Клеопе (которые Его узнали после преломления Им хлеба). В первый же день Святой Пасхи освящаются куличи, яйца, которыми разговляются верующие. В день Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга братским лобзанием со словами: «Христос воскресе» (христосуются) и обмениваются крашенными яйцами, которые служат символом Воскресения. Во все дни Пасхальной недели Царские врата остаются открытыми в знак того, что Воскресением Христовым всем людям открыт доступ на Небо. Начиная с первого дня Святой Пасхи до вечерни праздника Святой Троицы (в течение 50-ти дней) делать земные поклы не следует.

• • •

Воскресение Господа Иисуса Христа было засвидетельствовано Ангелами: Мт. 28, 5-7; Мр. 16, 5-7; Лк. 24, 4-7; 23; Апостолами: Деян. 1,22; 2,32; 3,15; 4,10 и 33; 5, 30-32 10; 29-41; 13,31; 1 Кор. 15,15; Его врагами: Мт. 28, 11-15 и, больше всего, – тем морем чудес, которые совершались и продолжают совершаться именем Христовым.

10 короткие прошения с пением “Господи, помилуй.”

11 Иоан. 1: 1-17

• О чуде Воскресения Христа из мертвых свидетельствует благодатный огонь, который ежегодно в Пасхальную ночь сходит (загорается) в Иерусалимском храме Воскресения Христова, построенном на месте погребения и Воскресения Спасителя. Возникновение этого огня – необъяснимо. При своем появлении огонь не обжигает и только через некоторое время приобретает нормальную температуру огня. Православный иерусалимский Патриарх, получив огонь, зажигает им свечи, которые тут же раздает верующим, собравшимся в храме. Чудесный огонь производит на всех присутствующих в храме огромное впечатление и радость. Замечательно то, что огонь этот сходит только для православных и всегда на православную Пасху. Представители других вероисповедований, которые служат в этом храме, огня не получают.

• Первый Вселенский Собор, собравшийся в Никее в 325 году, постановил праздновать христианскую Пасху в воскресный день в период весеннего равноденствия. Руководствуясь этим постановлением собора и астрономическими вычислениями, александрийские ученые выработали систему исчисления дня православной Пасхи на каждый год. Так возникла «Пасхалия» – таблица дней Пасхи на многие годы вперед. Чередование пасхальных дней повторяется каждые 532 года (индиктион).

Сегодня мы приветствуем друг друга словами – Христос Воскресе!

В этих словах – свет нашей веры, радость нашей надежды, крепость нашей любви. И на это приветствие отвечает Церковь, земная и небесная: «Воистину Воскресе Христос!».

читать pdf скачать архив (1.4 Mb)

Поделиться: