Православный храм

Каждый православный христианин должен молиться Богу. Когда он молится один или со своей семьей, его молитва называется домашней или частной. Когда же христиане собираются на молитву в храм Божий (то есть Церковь), их молитва называется церковной или общественной.

Молитвы и песнопения, совершаемые в храме священнослужителями, церковнослужителями и всем верующим народом, называются церковным Богослужением или церковной службой. К церковным Богослужениям относится Божественная Литургия и приготовительные к ней службы, составляющие вечерние и утренние Богослужения.

Главное отличие общественного, или церковного, Богослужения от частного состоит в том, что общественное Богослужение совершается в указанное Уставом время для всех вообще христиан, а частное – по просьбе отдельных верующих (требы).

Понятие о храме

Местом общественного или церковного богослужения является храм Божий.

Храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для возношения молитв Господу и для получения благодати Божией через Таинство Святого Причащения и другие Таинства. Храм Божий, по причине того, что в нем собираются верующие, называется Церковью (с греческого τκκλεσια — народное собрание), то есть тем же словом, которым именуется общество верующих во Иисуса Христа.

Всякий православный храм является храмом Божиим, домом Господним, так как Господь невидимо присутствует в нем Своею благодатью. Кроме того, каждый храм имеет свое особое название. Так, один из них называется храмом Воскресения Христова, другой – Успения Божией Матери, третий – святого Иоанна Предтечи, четвертый – святых апостолов Петра и Павла и т.д., то есть храмы построены и посвящены Богу в память о различных событиях из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и святых угодников Божиих. Нередко в одном и том же храмовом здании устраивается несколько алтарей. В таком случае один из них, центральный, называется главным алтарем, а другие – приделами и имеют свои названия. Если в храме несколько приделов, то в этом случае в храме и несколько престольных праздников. Если в городе несколько храмов, то обычно один из них называется соборным, так как в особо торжественные дни в нем собирается для совершения Богослужения духовенство из других церквей. Храм, в котором находится архиерейская кафедра, называется кафедральным собором. В переводе с греческого слово кафедра обозначает возвышение, и в одном из значений это возвышение, с которого говорятся проповеди в церквах; в другом – седалище архиерея во время службы, архиерейское место, пребывание архиерея. В нашем городе два кафедральных собора – Свято-Троицкий и Спасо-Преображенский. С назначением викарного архиерея кафедральным стал и Новомосковский Свято-Троицкий собор.

Происхождение храма

Богослужение, как выражение внутреннего нашего богопочитания, началось с первых дней бытия человека на земле. Наши прародители, созданные по образу и подобию Божию и одаренные превосходными силами бессмертного духа, тотчас же после создания их не могли не прославлять беспредельную благость, всемогущество, святость и премудрость Творца. Их служение Богу выражалось в личном общении с Ним, в постоянном прославлении Его и исполнении Его святой воли. Но недолгим было блаженство Адама и Евы в раю. Они не сохранили заповедь Божию, согрешили и были изгнаны из рая. После грехопадения и изгнания из рая они лишились возможности непосредственного общения с Богом и их потомки (Авель, Ной, Авраам, Иаков и др.) стали благоугождать Ему посредством молитв и жертвоприношений.

В Ветхом Завете от Адама до Моисея верующие не имели храмов. Вся вселенная была для них храмом Божиим, и они совершали Богослужение на жертвенниках под открытым небом, на всяком месте. Так, Каин и Авель приносили Богу жертвы в поле, Ной – там, где он вышел из ковчега, а Авраам – на горе Мориа. Впоследствии люди стали избирать для Богослужения по преимуществу те места, которые были ознаменованы особенными явлениями и благодеяниями Божиими. Таковыми были: Сихем, где Бог явился Аврааму и обещал отдать ему и его потомству Ханаанскую землю (Быт. 12. 6); Вефиль, где Иаков видел чудную лестницу (Быт. 28.19); Вирсавия, где Авраам заключил союз с Авимелехом, царем Гарарским (Быт. 21. 30-33), и другие.

Храмовое богослужение в собственном смысле слова началось при пророке Моисее, которому Бог повелел устроить скинию или походный храм. Эта скиния была на земле первым храмом, посвященным истинному Богу. В Священном Писании скиния называется домом Господа, святым храмом Его (Пс. 5. 8), жилищем Господа (Пс. 74. 7), святилищем (Евр. 9. 1). Этот первоначальный храм Божий был устроен в виде палатки и переносился с места на место. Сам Бог показал Моисею на горе Синайской образ, по которому нужно было устроить скинию. Она разделялась на три части: святое святых, святилище и двор. В ней поставленные Богом священные лица совершали для еврейского народа церковные службы и жертвоприношения.

По образу скинии, но в более величественном виде, царем Соломоном был построен в Иерусалиме великолепный и величественный храм на горе Мориа. При нашествии Навуходоносора на Иудею этот храм был разрушен. По

сле своего возвращения из плена евреи построили второй Иерусалимский храм, просуществовавший до пришествия Сына Божия на землю и разрушенный римлянами около 70 года по Р.Х. Следует также заметить, что после вавилонского плена иудеи стали собираться на молитву в свои синагоги, а храм Иерусалимский посещали в великие праздники (Пятидесятницу, Пасху, Преполовение – праздник Кущей).

Ветхозаветный храм был только один и служил единственным местом общественного богослужения для всего народа Божия; этим внушалась мысль, что один есть Бог истинный, Которому подобает поклоняться и служить.

В Новом Завете Господь наш Иисус Христос, пострадавший и умерший за всех людей и повелевший апостолам Своим идти в мир проповедовать Евангелие всем народам, не назначал какого-то определенного места для общественного богослужения. Он учил Своих последователей поклоняться Богу в духе и истине и Сам молился на всяком месте (в пустыне, в горах, в саду Гефсиманском). Но хотя Господь наш Иисус Христос учил, что на всяком месте можно поклоняться Отцу Небесному, все-таки для особенного священнодействия, каким была Тайная вечеря, Он избрал особую горницу (Мк. 14, 15). Эта Сионская горница и явилась первым новозаветным (христианским) храмом, где впервые была совершена Спасителем Тайная вечеря и установлено Таинство Евхаристии. Во время Своего общественного служения Христос неоднократно посещал Иерусалимский храм и учил народ относиться к храму с благоговением, как к Дому Божию, обличая тех, кто этого не делал (изгнание торгующих из храма).

В первые века христиане собирались для Богослужения в различных местах, которые назывались церквами, или собраниями верующих. Первыми

христианскими храмами, то есть местами совершения богослужения, были «икосы» – дома или, фактически, залы. Эти дома, как места священные, требовали к себе и особо благоговейного отношения. На это указывают слова святого апостола Павла, который упрекает христиан за то, что они неправильно смотрят на место молитвенного собрания, когда приносят с собой сюда пищу и питие: «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?» (1 Кор. 11. 22). Этим противопоставлением святой апостол Павел указывает на высокое достоинство церквей в отличие от домов.

Местом богослужения могла быть обширная трапезная. В этих горницах для целей богослужения устраивались места для епископов и пресвитеров, для чтения Священного Писания; был также стол для совершения Евхаристии. До торжества христианства при Константине Великом христианские храмы часто находились в частных домах.

Необходимо, однако, отметить, что во время гонений и народных волнений в Римской империи христианам было очень трудно собираться для богослужения в храмах и частных домах. Поэтому христиане часто устраивали богослужебные собрания в глухих и отдаленных от жилищ местах (на кладбищах и в катакомбах), которые по римским законам были неприкосновенными. Катакомбы состояли из сети коридоров, разветвляющихся иногда на большое расстояние и взаимно пересекающихся между собою. В стенах коридоро встречались более и менее обширные комнаты. Гробницы мучеников находились под полукруглым сводом. Плита, покрывающая гробницу, могла служить Престолом. Алтарем, или Престолом, обыкновенно служила гробница или саркофаг мученика, приставленный к стене.Иногда престол устроялся особо, пред особой нишей, где помещались седалище для епископа и места для пресвитеров. Свет и воздух в катакомбы проникали через люминарии – отверстия, или отдушины, проведенные из внутренности катакомб на поверхность земли.

В катакомбах, можно сказать, зародилось церковное искусство. Все, что было для христиан священным, они изображали символами. Смысл их заключался в том, что в трудное время христианам было удобнее выразить свою веру под покровом символа и тем спастись от преследований. Христианский символ был понятен только христианам и ничего не говорил язычникам. В катакомбах встречаются следующие символические изображения:

1) якорь – знак, или образ, христианской надежды: как в морскую бурю якорь служит опорой корабля, так и в земной жизни христианская надежда является опорой души;

2) голубь – символ Святого Духа и невинности, незлобия христианской души;

3) феникс – по древнему верованию, неумирающая птица, символ воскресения;

4) павлин – символ бессмертия, так как, по мнению древних, тело его не подвергается разложению;

5) петух – символ воскресения, потому что петух пробуждает от сна, а самое пробуждение напоминает о Страшном Суде и воскресении мертвых;

6) агнец – символ Иисуса Христа, Который в Евангелии называется Агнцем;

7) оливковая ветвь – символ вечного мира;

8) лев – символ духовной силы и могущества;

9) лилия – символ чистоты;

10) рыба, указывающая, с одной стороны, на то, что христиане улавливаются для Царствия Божия проповедниками христианства подобно тому, как рыба улавливается неводом, а с другой стороны, потому что греческие буквы, из которых состоит слово (ИХФЕС) заключает в себе начальные буквы слов: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель;

11) виноградная лоза, напоминающая о Таинстве Причащения;

12) корзина с хлебами, напоминающая о том же Таинстве.

В период относительного спокойствия между полосами гонений христиане опять устраивали богослужебные собрания или в своих частных домах, или в специальных молитвенных зданиях, которые появляются не позднее III века.

В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в 303 году в одном Риме было более 40 церквей. Кроме Рима, такие открытые церкви существовали и в других городах, например, Неокесарии, Никомидии, Тире и т.д. Со времени Константина Великого начали строить величественные церкви. Самой употребительной формой церквей была форма базилики. Ими назывались в Греции особые общественные здания, устраиваемые около общественных площадей и предназначенные для судостроительства и для произнесения речей.

В IV веке гонения на христиан прекратились – и христианство получило полную свободу. После издания Константином Великим в 313 году Миланского эдикта началось деятельное построение храмов. Запустевшие языческие капища, некоторые дворцы и палаты (базилики) превращались в христианские храмы. Особенно много потрудилась в деле храмостроения мать Константина Великого – святая равноапостольная царица Елена. Ею были построены христианские храмы на местах, связанных с земной жизнью Иисуса Христа (в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и др.). И в последующее время, чем шире распространялось и укреплялось христианство, тем более умножалось число храмов Божиих. В этот период можно особо отметить величественный храм Софии Премудрости Божией в Константинополе, построенный императором Юстинианом (532-537 гг.).

Когда свет веры Христовой проник и к нам, в наше Отечество, то и у нас стали появляться и с течением времени умножаться святые храмы как места общей молитвы православных христиан.

К числу замечательных храмов, сохранившихся доныне, принадлежат Троицкий и Успенский соборы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, храмы Московского Кремля, храм Покрова на Нерли (1165 г.), Успенский собор во Владимире и бесчисленные другие.

Внешний вид храма

Православные храмы имеют различную внешнюю форму:

1) продолговатого четырехугольника (вид корабля);

2) креста;

3) звезды;

4) круга.

Такие формы получили большое распространение по своей внутренней символической связи с христианским вероучением.

1. Продолговатая форма храма в виде корабля выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а Церковь – корабль, на котором можно переплыть это море и достигнуть тихой пристани – Царства Небесного. Кроме того, указанная форма храма обозначает, что Церковь спасает нас от вечной погибели, подобно тому, как Ноев ковчег спас от потопа людей, не отступивших от Бога.

2. Крестообразная форма храма указывает на то, что в основании Церкви лежит Крест Христов, через который верующие получили вечное спасение.

3. Храм, имеющий форму звезды, или восьмиугольника, напоминает нам Вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь ко Христу, и символизирует Церковь как путеводную звезду, освещающую верующим людям путь к вечной жизни.

4. Вид круга означает вечность Церкви. Как круг не имеет начала и конца, так и Церковь Христова будет существовать вечно. «…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 18), – говорит Сам Спаситель.

По внешнему виду храм отличается от обычных зданий тем, что над ним вместо потолка возвышается купол, который означает небо. Купол же, в свою очередь, увенчивается главой с крестом наверху (главы иногда называются маковицами, лбами). Крест говорит о том, что это храм христианский и в нем прославляется распятый на кресте Господь наш Иисус Христос. Иногда крест в нижней части имеет форму полукруга, напоминающего собою якорь как символ христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Искупителя мира Господа Иисуса Христа.

Глав над храмом бывает не одинаковое число: одна, три, пять, семь, девять, тринадцать и больше. То или иное число глав имеет особое значение.

Одна глава указывает на главу Церкви – Господа Иисуса Христа;

три – на Святую Троицу;

пять – на Иисуса Христа и четырех евангелистов;

семь – на число Таинств;

девять — на число чинов ангельских;

тринадцать — на Господа Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Домовая церковь по внешнему виду отличается от обычных зданий тем, что ее крыша увенчана крестом, как победным знаменем, или иконой над входом.

Встречаются двухъярусные храмы, символизирующие Церковь небесную – торжествующую – и земную – воинствующую.

В восточной части христианского храма, какой бы формы он ни был, устраивается алтарь. Обычно алтарь выделяется в самом здании своей полукруглой формой. Эта пристройка называется алтарной апсидой.

Люди, стоящие в храме лицом к алтарю, молитвенные свои взоры обращают на Восток. На Востоке был рай, на Востоке совершилось дело нашего спасения. Кроме того, Спаситель своим пришествием осветил весь мир, подобно солнцу, восходящему с востока.

С западной части к храму пристраивается высокая башня, называемая колокольней, на ней висят колокола, звон которых служит средством сообщения верующим о совершении богослужения. Иногда колокольня помещается отдельно от здания храма. Колокольня и алтарь, как и средняя часть храма, завершаются большой и малой формы куполами и крестами.

У нас, на Руси, православные храмы строились лучшими зодчими, они являются украшениями населенных мест, святыней и гордостью народа и живыми памятниками нашей истории.

читать pdf скачать архив (2.3 Mb)

Поделиться: