Лествица духовная

Четвертое воскресенье Великого поста посвящено воспоминанию преподобного Иоанна Лествичника и его «Лествице» – духовному труду о восхождении человека к Богу по образным ступеням христианских добродетелей.

Но, прежде чем говорить об этом творении, нужно несколько слов сказать и об авторе – о преподобном Иоанне Лествичнике. Будущий святой родился около 570 года у благочестивых родителей Ксенофонта и Марии, которые тоже причислены к лику святых.

Шестнадцатилетним отроком Иоанн пришел в Синайский монастырь, где через четыре года принял монашеский постриг. Присутствующий на постриге авва Стратигий предсказал, что Иоанн станет великим светильником Церкви Христовой.

В течение 19 лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу – авве Мартирию, а после смерти наставника испросил благословению на отшельническую жизнь и удалился в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слез. Неслучайно в «Лествице» преподобный говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтождает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внут-ренние».

Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что он питался всем, что не запрещалось монашеским уставом, но питался умеренно. Не проводил ночей без сна, но спал ровно столько, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы «непрестанным бодрствованием не погубить ума».

«Я не постился чрезмерно, – говорит преподобный сам о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, но смирялся…». По смирению он не налагал на себя тяжелых подвигов, чтобы избежать людской молвы и не искушаться тще-славием. Скрывая свои подвиги от людей, скрывался в пещерах, но слава о его простоте, мудрости и святости распространилась далеко за пределы Синайской горы, и к нему непрестанно приходили посетили всех званий и сословий, желавшие услышать слово назидания и спасения.

В возрасте 75 лет преподобный Иоанн был избран игуменом Синайской обители и до своей блаженной кончины управлял ей.

Именно в это время по просьбе игумена Раифского Иоанна и была им написана знаменитая «Лествица», ставшая руководством для восхождения к духовному совершествованию.

Слово «лествица» – церковнославянское, в переводе на русский язык означает «лестница», которая, как известно, состоит из ступеней. Почему именно «лествица»? В своих поучениях преподобный Иоанн часто сравнивал путь духовного совершенствования с восхождением на небеса. Для такого сравнения были и предпосылки. Синайский монастырь располагался высоко в горах, и путь к нему был достаточно труден. Монахи поднимаются ото сна пораньше, до рассвета, когда солнце только собирается выглянуть из-за горизонта. Вершины гор в это время уже освещены солнечным светом, а подножие и ущелья еще пребывают в густой тьме. Но особенно трогательно видеть силуэты паломников, которые карабкаются узкими тропами к монастырю. Путь их пролегает из ночного мрака к утреннему свету. Путь трудный и даже опасный. Только целеустремленные и усердные паломники достигают монастыря, а слабые духом часто возвращаются назад, столкнувшись с трудностями восхождения. Такой паломнический путь и натокнул преподобного Иоанна на мысль о пути духовного восхождения к совершенству, который он и назвал «лествицей».

Нужно сказать, что это сравнение не ново. В Священном Писании находим много подобных примеров духовного восхождения. Это и лестница, виденная ветхохзаветным патриархом Иаковом (Быт. 28.12); и прозрение Исаией: «Гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис.2.2); и наставления Самого Господа нашего о трудности этого восхождения: «Царство Ннбесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11.12). Поэтому и естественно было, что игумен Раифский Иоанн обратился к Иоанну Лествичнику с просьбой описать этот путь как лествицу, которая может служить «непогрешительным наставлением для истинных последователеей Христовых, и как лествица, утвержденная даже до небесных врат, возводить произволяющих, чтобы они безвредно, безбедственно и невозбранно проходили полчища духов злобы, миродержителей тьмы и князей воздушных».

Вот и составил такую духовную «Лествицу» преподобный Иоанн. Составил не по гордости, а по смирению и послушанию своему, подчиняясь просьбам братии.

«Лествица» состоит из 30 степеней (ступеней) по числу лет Господа, когда Он вышел на проповедь. Вот что сам Иоанн говорит по этому поводу: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного до святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил, лествицу из 30 ступеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения».

Степени «Лествицы» – это переход из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг достигается, но только через постепенное и усердное восхождение по всем степеням по порядку. Тут спешка не допустима, так как неизменно последует преступление (от слова «преступить» – споткнуться) и падение в прелесть. Усердие и терпение – главные условия восхождения от степени к степени «на умственный и небожественный сей восход, начало которого отречение от земного, а конец – Бог любви». Именно поэтому последняя, тридцатая, степень «Лествицы» называется «О союзе трех добродетлей, т.е. вере, надежде и любви», в которых и усматривается преподобным Иоанном подобие Богу-Троице. «Ныне же … пребывают три сия, все связующия и содержащия: вера, надежда и любы, больше же всех любы, ибо его именуется Бог (1Кор. 13.13). По моему разумению, вера подобна лугу, надежда – свету, а любы – кругу солнца. Все же оне составляют одно сияние и одну светлость».

Но для постижения высшей степени необходимо пройти низшие, и об этом пишет Иоанн. Пишет об отречении от мирских целей, о послушании, о покаянии и исправлении, о памяти смертной, о кротости и о памятозлобии, о молчании и лжи, о лености и трудолюбии, о гордости и смиренной любви… Ведь без прохождения этих духовных степеней никогда не постигнешь любви.

Хотя эта книга написана для монахов, однако любой христианин, живущий в миру, получает надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни, такие, как преподобный Феодор Студит, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Иосиф Волоколамский и многие-многие другие, ссылались в своих наставлениях на «Лествицу» как на лучшую книгу для спасительного руководства.

Поэтому и напоминает нам Церковь в дни Великого поста о Иоанне Лествичнике и о его «Лествице», так как пост – это серьезный духовный труд, духовное восхождение, в котором полезно прислушаться к живому опыту святых.

А святые знают, что мы слушаем и восхищаемся услышанным, но… не исполняем услышанное. Поэтому преподобный Иоанн в конце «Лествицы» осттавил для нас наставление: «Восходите, братья, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем, и внимая пророку, который говорит: «приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего» (Ис.2.3)… чтобы нам соделаться победителями на пути Его. Теките, умоляю вас, вместе с апостолом, сказавшим: потщимся «дондеже достигнем вси в соединение веры и в познания Божия, в мужа совершенна, в меру возраста наполнения Христова» (Ефес.4.13).

Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной лествице; ибо любовь есть Бог. Ему хвала, Ему держава, и Ему сила; в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в безконечные веки. Аминь.».

Протоиерей Глеб Вольховский

Летописец, № 3 (13), 2009

Поделиться: