Поминовение усопших в Православной Церкви

Участь человека после смерти

Смерть – это неизбежный конец всякой органической жизни на земле, в том числе и человеческой. Но с точки зрения христианской, смерть человека не есть явление нормальное или необходимое. Напротив, смерть человека является результатом непослушания наших прародителей. Бог предупреждал Адама относительно плодов дерева познания добра и зла, говоря: «В день, в который ты вкусишь от него смертью умрешь » (Быт. 2, 27). От Адама смерть перешла к его потомкам.

Однако смерть человека не есть уничтожение его личности, а лишь разрушение его телесной оболочки. Слова: «Ты земля и в землю возвратишься» – относятся к телу человека. Душа же человека, как носящая в себе образ и подобие Создателя, бессмертна: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Екк. 12, 7). Душа после своего разлучения с телом продолжает думать, чувствовать и действовать, но уже в ином мире, не похожем на наш материальный мир.

Что же совершается с душой человека после ее разлучения с телом? Жизнь дана человеку, чтобы он научился верить, делать добро, развивал свои таланты. Все это составляет его духовное богатство или, по словам Спасителя, «сокровище на небе». Смерть подводит итог жизни человека, и тогда его душа должна предстать перед Богом для отчета и для получения награды или наказания. Но этот суд вскоре после смерти не есть еще окончательный суд, потому что судится одна душа, без тела. О существовании предварительного суда Апостол Павел писал: «Человеку надлежит однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9,27). При конце мира, после всеобщего воскресения мертвых, предстоит всеобщий Страшный суд, на котором Бог будет судить всех людей одновременно. Тогда каждый человек уже со своим воскрешенным телом получит или вечную награду, или вечное наказание.

О состоянии души после частного суда Православная Церковь учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби – впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после общего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Послание Восточных Патриархов о Православной вере, член 18). Таким образом, существуют два состояния после смерти: одно для праведных душ – в раю, другое для грешных душ – в аду.

Пока человек жив, Бог дает ему возможность покаяться и исправить свои недостатки. После смерти возможность покаяния отнимается. Однако, если человек умер, не заслужив рай, это не значит, что он обречен на вечные муки. До Страшного суда мучения грешников в аду временны и могут быть облегчаемы, и даже могут быть сняты по молитвам верующих людей и Церкви (Послание Восточных Патриархов, член 18). Молитвы по умершим всегда приносят им пользу. Если они не удостоились рая, эти молитвы облегчают их загробную участь, если же они находятся в раю, то эти молитвы их радуют и больше просветляют.

О необходимости молиться за усопших

Чтобы оценить силу заупокойных молитв, надо понять, что смерть прекращает только физический контакт между людьми, но остается контакт духовный. Этот контакт осуществляется через молитву. Евангелие нас учит, что молитва, соединенная с верою, имеет большую силу. Она, по слову Господа, может и горы переставлять. Господь Иисус Христос и Его апостолы учили христиан молиться друг за друга.

Евангелия и другие новозаветные книги содержат в себе множество примеров того, как молитва одних помогала другим. Так, по вере царедворца Господь исцелил его сына (Ин.4, 46-53), по вере женщины хананеянки была исцелена от беснования ее дочь (Мф. 15, 21-23); по вере отца был исцелен его глухонемой бесноватый сын (Мк. 9, 17-25); по просьбе друзей Господь простил и исцелил расслабленного, которого они спустили с крыши на веревках (Мк. 2, 2-25); по вере римского сотника был исцелен его слуга (Мф. 8, 5-13). При этом большинство чудесных исцелений Господь совершал на расстоянии, заочно. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов убеждает нас обращаться с молитвами к Богу, веря, что Бог исполнит нашу просьбу, говоря: «Вот, какое дерзновение мы имеем к Нему (Сыну Божию), что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (Ин. 5,14).

Молитва, обладая благодатной силой, не знает преград и не слабеет от расстояния. Будучи результатом любви, она, как луч света, проникает в души людей, соединяя молящихся с Богом и друг с другом.

В этом отношении поучителен следующий древний рассказ. Однажды святой Макарий Египетский, идя по пустыне, нашел лежащий человеческий череп. Когда авва Макарий прикоснулся пальмовой палкой к черепу, череп издал голос. На вопрос старца «Кто ты?» череп ответил: «Я был языческим жрецом, жившим на этом месте. Ты, авва Макарий, умилосердись над нами, которые находятся в вечной муке, и молись за нас, потому что твоя молитва приносит нам утешение». Старец спросил: « В чем же состоит утешение от моей молитвы?». Череп ответил: «Когда ты молишься о нас, то появляется свет, и мы начинаем видеть друг друга».

Таким образом, молитва соединяет наш мир с потусторонним миром, где пребывают ангелы, святые и ушедшие от нас родственники и знакомые. С момента Воскресения Христова смерть утратила свое прежнее роковое значение, но стала началом новой жизни. Теперь, как учит Апостол Павел, «Ни смерть, ни жизнь…ни высота, ни глубина…не могут нас отлучить от любви Божией… Живем ли, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем, и потому: живем ли или умираем, всегда Господни. Ибо и Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать над мертвыми и живыми» (Рим. 14,8). Поэтому молиться не только можно, но и нужно как за живых, так и за умерших, потому что, по слову Спасителя, у Бога ВСЕ ЖИВЫ (Лк. 20, 38).

Христиане, ушедшие из этого мира, не прерывают своего союза с Церковью, к которой принадлежали при своей жизни. Но они, если праведны, имеют дерзновение молиться за нас у престола Божия, если же несовершенны, то нуждаются в нашей молитве. Апостол Павел уподобляет Церковь высокой горе, которая своим подножием опирается на землю, а своей вершиной простирается в небо. «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам (множеству) Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех – Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета – Иисусу» ( Евр. 12, 22-24). Иными словами, согласно Апостолу, существует самое близкое и живое общение между земной и небесной Церковью. На вере в это единство и в силу молитвы основан обычай, восходящий к апостольскому времени, поддерживать связь с умершими: молитвенно обращаться за помощью к святым мученикам и угодникам Божиим, а также поминать умерших на проскомидиях и в заупокойных молитвах.

Христианское утешение скорбящим

Когда от нас уходит в тот мир близкий и дорогой нам человек, то как не скорбеть? Ведь и Господь Иисус Христос скорбел и даже заплакал, когда умер Его друг Лазарь. Однако естественная печаль по умершему не должна повергать христианина в уныние или ропот. Ведь смерть не есть уничтожение человека, а только временное отрешение души от тела. Будучи временным состоянием, смерть в новозаветном Священном Писании и в ранней христианской письменности именуется сном – «успением» (Деян.13,36). Смерть называется сном по отношению к телу, душа же умершего продолжает свою сознательную жизнь. Умственные и другие душевные способности человека не ослабляются после смерти, а, напротив, получают большую легкость и подвижность, не будучи стесненными плотью.

Чтобы не скорбеть чрезмерно при потере любимого человека, надо подумать, что физическая смерть имеет и положительную сторону. Она приносит человеку облегчение от повседневных трудов, всевозможных скорбей, болезней и страхов, которые наполняют наше земное существование. Она – переход в лучший мир, где сияет вечный свет, где господствует правда Божья, где нет печали, где души верных обретают вечную радость и покой.

Главным источником утешения для христианина должно быть то, что мы все воскреснем из мертвых, встретимся с дорогими нам людьми и будем вечно жить. Ведь целью пришествия на землю Сына Божия было вернуть людям бессмертную жизнь, утраченную ими по причине греха. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых есть начало нашего воскресения. Мы так радостно встречаем праздник Пасхи именно потому, что «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало!».

Апостол Павел так утешает христиан, потерявших своих близких: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним». При этом Апостол объясняет далее, что мы, оставшиеся в живых, не получим награды раньше умерших. Потому что полная награда придет всем праведным одновременно: «Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Сол. 4,13-18).

Далее Апостол излагает христианское воззрение на жизнь и смерть: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа (ибо мы ходим верою, а не видением), то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа » (2Кор. 5, 1-15).

Такими и подобными мыслями будем себя утешать при потере близких нам людей. Их переселение в тот мир напоминает нам о приближении нашей собственной кончины. Поэтому, молясь о них, будем молиться и за себя, чтобы нам удостоиться христианской кончины, безболезненной, непостыдной и мирной и чтобы всем нам услышать благоприятный ответ на суде Христовом!

Молитвы по усопшим

В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу на «канун». Канун (канон) обычно располагается в средней части храма у северной (левой стороны). Это четырехугольный стол, на котором расположены ячейки для свечей и небольшой крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света Вечной Жизни в Царстве Небесном. Поэтому, когда мы ставим свечу за упокой на «канун», надо Господу вознести за усопших, которых мы хотим помянуть, молитву: «Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память» (трижды). Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей и не поминают за упокой. Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молиться об усопших.

Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к Ангелам, сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: «Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их».

В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая. Удивляясь и прославляя Создателя своего – Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но, если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.

В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.

После вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.

В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде. И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном Суде Божием, и чтобы Он, в сороковой день Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего. Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников – в мучительном состоянии.

Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать «новопреставленный (имя)».

Можно заказать панихду. Панихидой называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться в иконную лавку или к священнику. Можно отслужить литию по усопшим (лития с греческого – «усиленное моление»). Эта служба короче панихиды. Ее совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в храме. В храме лития совершается в дни Великого поста вместо панихиды. Как на литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия – это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего. Как зерно, которое для того, чтобы дать плод, должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо пшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или украшают им кутию сверху, например, в виде креста. Кутия и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом либо на могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.

Православная Церковь совершает особое поминовение усопших православных (крещенных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения называются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота перед Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы).

И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи – в понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название – «Радоница». В этот день православные христиане спешат приветствовать усопших радостным «Христос Воскресе!». Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения, на Радоницу убирать могилы тоже не следует. Это грех, оскорбление и неуважение Праздника праздников. Мы ведь приходим возвестить радость, что Христос Воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртные напитки и оставлять их – это не христианский обычай.

На Руси еще чтятся дни поминовения православных воинов, на войне убитых: 11 сентября в день памяти усекновения главы пророка Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу перед праздником святого Димитрия Солунского 8 ноября (по н.ст.). Димитриевская суббота установлена Дмитрием Донским в 1380 году после Куликовской битвы.

В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.

При отходе христианина из этого мира над ним читается особый канон, который называется «Канон молебный при разлучении душ от тела». После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды. Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.

Потом покойника кладут в гроб, на лоб возлагают венчик – бумажную ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший веровал во Христа, предал Ему на Суд свою душу. На шею покойного обязательно надевают нательный крест, если такового нет. Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умерший находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения Псалтири есть в молитвослове. Потом гроб с телом переносят в храм для отпевания, при перенесении поют «Святый Боже». При желании и возможности покойного можно оставить в храме на ночь. Во время отпевания надо стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, в левой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании все стоят с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе. После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что земная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиеся просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю, где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом родные и близкие подходят проститься с покойным – это последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и лоб, где находится венчик. Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции.

Покойного закрывают полностью покрывалом и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: «Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Живые цветы, украшающие гроб, убираются. Если при жизни совершалось Таинство елеосвящения (соборования), то священник возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб закрывается крышкой и поется «Вечная память». После отпевания гроб переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда гроб уже опущен в могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти земли. Деньги в могилу не бросают – это языческий обычай, а не христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой крест как символ победы Христовой над смертью и адом.

Люди, покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного погребения и молитвы за них. Но если есть свидетельство, что самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического расстройства), то с этим документом надо пойти в Епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на отпевание. В других случаях Церковь не приносит молитв за нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в грехах против Святого Духа, которые по учению Христову не простятся ни в сей век, ни в будущий.

Над умершими крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как над непорочными и безгрешными, Церковь просит сподобить их Царствия Небесного. Над младенцами некрещенными отпевание не совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.

Отпевание можно совершать заочно. Для этого следует прийти в храм и оформить заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с венчиком и земля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в правую руку, на шею надевают крест, если такового нет, на грудь ставят икону. После прощания лицо закрывают покрывалом и крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать дома, этого бояться не нужно.

Для христианина очень важно подавать записки о упокоении с просфорой к Божественной Литургии и самому молитвенно участвовать в службе, а не уходить с нее.

Важнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая совершается перед Литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в иконную лавку, оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает «поминальные» частицы из просфор. В конце обедни просфоры возвращают в иконную лавку, откуда их можно потом взять. Просфоры либо съедают сразу, либо разделяют на несколько дней и употребляют дома со Святой водой натощак и так, чтобы ни одна крошка не упала на пол и не была попрана ногами. Просфора (греч. – приношение ) – это небольшой круглый хлеб с изображением Креста, который изготавливается из пшеничной муки, заквашенной на дрожжах. Состоит из двух кружочков, которые готовят отдельно и затем соединяют, прилепляя один к одному. Двухсоставность просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Христе между собой нераздельны и неслиянны, как и кружочки в просфоре. Из просфор вынимают (вырезают) частички, и священник поминает (называет имена) тех, о ком просят помолиться в записках. Все вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца на дискосе и в конце обедни соединяются в Чаше со Святыми Дарами – Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение живые и мертвые получают ослабление грехов и жизнь вечную.

Таким образом, Церковь постоянно заботится о спасении своих чад и после того, как они покинули этот вещественный мир, и молит о них Бога. Святые же, достигшие Торжествующей Церкви, в свою очередь молятся о своих младших братьях воинствующей Церкви, о чем пишет Апостол Иоанн Богослов в книге Откровения (8, 4).

Итак, будем и мы по заповеди Спасителя, молиться друг за друга и за своих усопших, веря, что эти молитвы приносят нам и им большую пользу.

ЛИТИЯ, совершаемая мирянином дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (читается трижды с крестным знамением и поясным поклоном).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй (12 раз).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу (поклон ).

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон ).

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое,

Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоей тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже ( трижды ).

Тропари, глас 4

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святи Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси и Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися души его.

Кондак, глас 8

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

Икос

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Cыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды), благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имярек) и сотвори ему вечную память.

Вечная память (трижды).

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Молитва о усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего ( имярек) и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имярек ) в Небесном Царствии Твоем.

Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружеский союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имярек), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко Благий и Человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечные муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей.

Молю и прошу Тя, Господи сил, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшей рабе Твоей (имярек), и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, судии всего мира, оставления согрешений ея. Да якоже Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли, тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небесном Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами.

Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко мужа и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего (имярек) и оставити меня едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Якоже некогда приял еси вдовицы две лепте, тако прими и сие моление мое.

Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имярек), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже до последняго своего издахыния исповеда; темже веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя правда во веки.

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельно плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою.

Якоже отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его, сице и аз молю Тя, прими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную.

Яко Ты еси упование наше, Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу воссылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва родителей о усопших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни, Господи, во Царствии Твоем усопшаго раба Твоего (рабу Твою), чадо мое (имярек), и сотвори ему вечную память.

Ты Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие, Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти е у мене. Буди благословенно имя твое, Господи.

Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением.

Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам.

Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче слово Твое и заповеди твоя, аще предавшееся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавшее, молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чеду моему вся таковая прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем.

Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея, Ты исцелил еси дщерь жены хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешимт, но Ты един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: придите, благословении Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.

Яко Ты еси Отец милостей и щедрот, Ты живот и воскресение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей о усопших родителях

Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых Хранитель, скорбящих Прибежище, плачущих Утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица твоего от воздыхания сердца моего и от слез очей моих.

Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим (родившей и воспитавшей) мя родителем моим (матерью моею) (имярек), душу же его (ея) яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, прими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (отъята) бысть (быша) у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (от нея) милости и благосердия Твоего.

С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для меня раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имярек ), но отпусти ему (ей) вся согрешения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) и житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюдуже отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.

Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имярек) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единого уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ея) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимы им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Воскресение Христово – опора христианской надежды

Христианская надежда опирается на радостное благовестие о разрушении смерти: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало» (из Пасхального канона). С самого начала в основе апостольской проповеди лежала радостная весть о Воскресшем. Апостолы свидетельствовали о том, чего очевидцами стали. Вся спасительная радость Воскресения Христова в том, что есть оно залог и начало всеобщего воскресения. Воскресший Христос со-воскрешает падшего Адама и всякой плоти открывает путь к воскресению: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15,22).

Чтобы убедиться в этом, достаточно перечесть евангелие воскресения в Первом послании Апостола Павла к Коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес… Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» (15,13-16). Апостол говорит этими словами, что самое Воскресение Христово обессмысливается, если не было оно вселенским событием, если с Главою нераздельно не воскресает и все Тело… Вне воскресного упования всякая проповедь о Христе обессиливается, а вера в Него становится напрасной: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (15,17). Вне воскресного упования веровать во Христа было бы всуе и вообще было бы только суеверием. «Ныне же Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (15,20), и в этом – победа жизни.

ПОБЕДА ЖИЗНИ НАД СМЕРТЬЮ

(проповедь настоятеля храма в честь святого равноапостольного князя Владимира протоиерея Георгия Вольховского 25.10.2009)

Евангелие – уникальная книга! О чем бы Евангелие ни говорило, какой бы сюжет ни повествовало: будь то Рождество Христа – пришествие Его в мир, будь то выход на проповедь, призвание Апостолов, исцеление больных и бесноватых, чудеса, которые являл Господь – сюжеты разные, но объединяет их, во-первых, любовь Божия и, во-вторых, путь ко спасению, к Вечной жизни.

Ни одна книга мира не содержит такой любви Божией, такой жертвенности Божией, такой мудрости Божией.

Евангельское чтение о воскрешении сына наинской вдовы говорит о страшном для нас – говорит о смерти. Но, если внимательно прочитать, мы поймем, что, говоря о смерти, Евангелие все равно говорит о любви Божией.

А нужно ли вообще говорить о смерти? Может быть стоит жить так, как будто смерти вообще не существует? Кстати, многие так и живут. Боятся не только говорить о смерти, боятся даже думать о ней. Начинаешь говорить с человеком о том, что смерть не за горами, о том, каждая минута приближает нас к смерти, и слышишь в ответ такое отреченное со вздохом: «Да все там будем…». А то и прямое противление: «Что вы такое, батюшка, говорите? Я не хочу об этом думать. Разве Церковь этому учит?».

Нет, Церковь смерти не учит. Церковь говорит о смерти, но учит Жизни.

Святитель Димитрий Херсонский написал, спрашивая себя и всех нас, разумно ли поступает человек, зная, что приближается ураган, который может все снести, и не предпринимает мер, чтобы разрушения от урагана сделать минимальными? И, если не предпринимает, то неразумно поступает. Так и человек, который знает, что придет смерть и не предпринимает мер, чтобы была жива его душа – разве разумно он поступает? Конечно же, неразумно!

Страшно, что все мы поступаем неразумно. Вместо того, чтобы, думая о смерти, предпринять шаги к жизни, стараемся эту мысль от себя отогнать. И не только отогнать. Даже тогда, когда смерть рядом, когда умирает кто-то из близких, мы стараемся как-то завуалированно подойти к этому. Во-первых, убираем детей, чтобы не видели покойника. Во-вторых, говорим, что он нас покинул, преждевременно покинул, скоропостижно скончался… Пытаемся смерть преподнести как-то не так…

В Америке, в штате Калифорния, находится самое большое в мире кладбище. Его обслуживает множество людей, в том числе и те, кто готовит покойника к погребению. Всем усопшим обязательно делают… макияж, придавая покойникам вид не только живых, но и здравствующих, как будто только уснувших. На кладбище висит рекомендация о том, чтобы детей не подводили к покойнику и не привозили на кладбище, чтобы они не думали о смерти и чтобы это не было для них потрясением. Более того, покойников запрещено называть покойниками – называют их возлюбленными. А за нарушение – штраф! Вот какая ложь! Даже в самой смерти… Вот насколько пугает живущих мысль о смерти…

На самом же деле, избегая этих мыслей, мы поступаем как самоубийцы. Зная, что подступает смерть, мы идем к ней, не предпринимая никаких мер…

Недавно одна женщина принесла мне записку сына, который покончил жизнь самоубийством. Записка потрясает. Он пишет о том, что для самоубийства у него нет причин, хотя уже несколько раз он пытался покончить с жизнью, но не хватало решимости. А сейчас уже решился… Молодой человек, обращаясь к родителям, пишет, что, если они получили записку, значит он выполнил свое намерение и дает распоряжения оставить после вскрытия внутренности в теле и никого не приглашать на похороны. И самое страшное – просит забыть о том, что он был! Он вычеркнул себя из списка людей. Почему так? Очевидно, он не видел смысла жизни, в глубине души, видимо, понимая, что жизнь без Бога закончится тупиком, закончится смертью. Сейчас или потом… Вот он и решился на сейчас, чтобы дальше не мучиться…

Нам кажется, что только этот молодой человек закончил жизнь самоубийством. Но посмотрите вокруг. Вот идет трамвай, в нем люди едут на рынок или по другим мирским делам, не думая о смерти. Разве они не похожи на самоубийц? Зная о смерти, они не предпринимают мер с обреченностью человека, приговоренного к смерти, и занимаются своими временными делами. Стоят в очереди за смертью, думая как-то оттянуть этот миг…

А зачем нужно думать о смерти? Человек верующий думает о смерти для того, чтобы напомнить себе о том, что же будет потом… И, напомнив, предпримет шаги и приложит все усилия, чтобы душа была жива. Но, к сожалению, не все называющие себя верующими поступают так. Говоришь иногда, напоминаешь о смерти, а в ответ слышишь то же, что и от неверующего: «Да, что вы, батюшка, все о смерти…». Не хотят думать… Некогда… Нужно посмотреть очередной сериал по телевизору, плотно поесть, хорошо отдохнуть, приобрести дачу, построить имение, обманывая себя тем, что нужно оставить детям посаженное дерево, построенный дом, фирму, фабрику… И, обманув себя, что это жизнь, умереть… И дети умрут… И толку со всего этого…

Как можно, не думая о смерти, пойти в Жизнь? Никак!

Человека же, искренне верующего, память о смерти поднимает на подвиг борьбы с ней.

Ни одна наука не может осмыслить смерть. Умолкает перед ней философия. Умолкают мудрецы, видя гроб с разлагающимся телом. И только слово Божие говорит о том, что смерть не просто нужно воспринимать как данность, не смиряться со смертью, не обрекать себя на смерть и с обреченностью говорить, что все там будем, нужно со смертью бороться и нужно ее побеждать.

И евангельский текст о воскрешении сына наинской вдовы и говорит об этом – о победе над смертью.

Иисус Христос, окруженный учениками и множеством народа, заходит в город Наин. Навстречу из города выходит похоронная процессия. Несут хоронить умершего юношу. Рядом – скорбящая мать, близкие, плакальщицы… Идет похоронная процессия…

Читаешь эти слова и думаешь о нашей жизни. Что есть наша жизнь? Похоронная процессия. По сути, мы идем к смерти, по пути хороня наших близких…

Вот такая похоронная процессия этого мира и выходит из ворот города навстречу Христу. Но это не просто встреча – это встреча смерти с ЖИЗНЬЮ, потому что Бог есть ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ.

Христос, видя скорбь матери, подходит к ней и говорит: «Не плачь!».

Совсем недавно пришла женщина и попросила выслушать ее. Сразу предупредила, что она неверующая, а пришла по рекомендации подруги. Цель ее прихода заключалось в поисках утешения, потому что она потеряла всех родных и близких. Чем можно утешить человека, который в Бога не верит? Ничем! Нет такого средства, разве только снотворная таблетка на время может облегчить, да и то неизвестно, надолго ли.

А если человек верующий? Умирает у него близкий, а Христос говорит: «Не плачь!». За этими краткими словами Христа кроется огромная мудрость. Не плачь! У тебя сейчас абсолютно новое попечение – попечение о душе твоего родного человека, с которым ты временно расстался. Подумай, что будет с его душой… Очевидно требуется твое молитвенное усилие по очищению своей души, чтобы помочь его душе, которая ушла, не зная Бога, помочь познать Его там, чтобы душа получила облегчение и рано или поздно ты встретился с ним. Потрудись ради этого. Вот о чем говорят слова Христа «Не плачь!», с которыми он обратился к матери.

А что значат эти слова для неверующего? Нет Бога – нет души. Почему же мне не плакать, если я потеряла близких? Я не знаю Бога, не знаю, кому, о чем и как молиться… И стоит ли? Мне нужно как-то забыться у телевизора, за водкой или еще за чем-то…

Ушла от меня эта женщина неутешенной. Наверное, не хватило у меня знаний, духовного опыта утешить неверующего человека в его атеистической скорби…

А Христос подошел к матери и сказал: «Не плачь!». Процессия остановилась. Христос подошел к носилкам, на которых лежал юноша, коснулся его и молвил: «Юноша, встань!». Юноша встал и заговорил.

И в этом ля нас тоже важное назидание. Если мы хотим достичь ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ, чтобы душа наша была жива, чтобы все видела, чувствовала, понимала, никогда не расставалась со своими близкими, а была у Христа и продолжала возносить молитвы, которым она научилась здесь, на земле, и о себе, и о своих родных, то, конечно же, Христа надо встретить. Тем более, что ХРИСТОС САМ ИДЕТ НАМ НАВСТРЕЧУ! САМ! Дай Бог нам не пройти мимо!

Христос идет навстречу с учениками, с теми, кто его окружает, – это Церковь Христова, зовет она колокольным звоном, крестами на куполах, а мы не замечаем, не слышим – проходим или проезжаем мимо Христа, мимо Жизни, мимо Церкви Его. ХРИСТОС ИДЕТ НАМ НАВСТРЕЧУ – дай Бог не пройти мимо!

Но нужно еще, чтобы Христос нас коснулся… Как? Его касания настолько просты и ясны, что кажется, даже слепой не пройдет мимо. Возьми в руки Евангелие и поговори с ним – уже мимо не пройдешь. И постоянно говори с Ним в молитве!

Приходя в Церковь, приноси покаяние – очисти место для Бога в своем сердце. Уже не только мимо не пройдешь – Он уже исполнит твое сердце.

Подойди к Причастию, ко всем Таинствам Церкви – они даны нам для Жизни. И вот тогда, соединившись с Богом, почувствуешь биение жизни в своем сердце. Тогда его слова «Не плачь!» станут нам ясны и понятны. Зачем мне плакать, если я верю, что есть жизнь ВЕЧНАЯ, я ощущаю эту ЖИЗНЬ в себе, потому что во мне живет Христос. И доказывать это не нужно….

И вот тогда Его слова «Восстань!», сказанные Им мертвому юноше, станут и для нас словами, которые побуждают и нас восстать из суеты этой жизни, которая тянет к смерти. Восстать от обреченности, к которой мы приговорены, смертной обреченности, когда мы, вздыхая, говорим: « Все там будем…». Там будем не все, далеко не все! Тот, кто познал Христа, будет в Вечной жизни, а не там – в небытии. Не во мраке могилы..

Далеко не все… Нам, главное, – не пройти, нам главное – встретить, главное – соединиться. И тогда жизнь, которая будет в нас преизбыточествовать, приведет нас к тому, к чему она привела похоронную процессию, к тому, что люди прославили Бога, потому Бог посетил народ свой!

Так будет и с нами. Человек, встретивший Бога, начнет своей жизнью благовествовать эту Вечную жизнь другим, начнет молиться за других и спасать их. Слово его будет силой и благодатью, потому что Бог посетил народ свой, и народ встретил Бога, встретил сердцем, душой, и Бог оживил ее. И нет уже страха смерти, потому что смерть побеждена, есть уже Воскресение и Вознесение, которые постоянно будут биться в человеческом сердце.

Однако мы можем в любое время пасть. И вот тогда память о смерти еще больше будет помогать подниматься туда – к Горнему, к Жизни. Помогать подниматься и себе, и близким нашим.

Вот какую милость оказывает нам Господь, вот что предлагает нам Своей любовью – помня о смерти, сражаться и победить ее благодатью Божией и обрести жизнь Вечную в любви и блаженстве, во Христе. Аминь.

читать pdf скачать архив (1 Mb)

Поделиться: