Он свидетельствовал о вере Христовой «даже до смерти» (митрополит Владимир)

Попущением Божьим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. Вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христова, полилась кровь мучеников…

Невозможно исчислить всех новомучеников Церкви Российской XX века.

В сознании церковного народа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь епископы, клирики и миряне совершили подвиги мученичества и исповедничества. Наименование их «новомучениками российскими» вошло уже в широкое употребление.

Древние христианские мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови за Христа. Для их прославления не было даже необходимости в особенно тщательном предварительном исследовании их житий. За Христа и Его святую Церковь пострадали без сомнения и новомученики российские. Жертвы политических убийств могут быть названы святыми страстотерпцами, так как их убивали как символ Православной Руси.

Более того, из истории известно, что первые из прославленных Русской Церковью святых – князья Борис и Глеб – пали жертвой политического преступления – они были убиты братом Святополком Окаянным в княжеской междоусобице, но Церковь прославила их как мучеников-страстотерпцев.

Среди новомучеников российских, пострадавших в XX столетии, в сознании церковного народа ярким светильником сияет имя митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского). Он был первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений и с духовным величием и простотой утвердил в своем архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой «даже до смерти». Свое земное служение Богу и Церкви он завершил 7 февраля (25 января по старому стилю) 1918 года во граде Киеве – колыбели христианства на Руси, взойдя здесь на свою Голгофу.

Митрополит Владимир (+ 1918) занимал последовательно все три важнейших кафедры Русской Церкви: Московскую, Петебургскую и Киевскую, за что своими почитателями был назван «всероссийским архипастырем». Знаменательно то, что свое земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года, вскоре после избрания на восстановленный Пат-риарший Престол святого Тихона, в городе, который явился колыбелью христианства на Руси, знаменательно и то, что он соименник Крестителя Руси, первым из российских архипастырей взошел на Голгофу, когда на Русскую Церковь обрушились гонения.

Он родился 1 января 1848 года в семье благочестивого священника села Малая Морошка Моршанского уезда Тамбовской губернии и в миру именовался Василием Никифоровичем Богоявленским.

Закончив Тамбовскую семинарию, Василий Богоявленский отправляется в Киев, где в 1870 году поступает в Духовную академию. Нет сомнения, что Киевские святыни оказали большое влияние на благочестивого юношу. По окончании Академии в 1874 году В.Н. Богоявленский получил скромное назначение преподавателем в родную Тамбовскую семинарию. 31 января 1862 года Василий Никифорович был рукоположен во священника и определен к соборной Покровской церкви города Козлова. Став благочинным в 1883 году, отец Василий стал истинным отцом для духовенства города. Снискав общую любовь, отец Василий в ней нашел для себя и утеху от тяжкого горя – потери жены и ребенка. И во имя этой любви отдал всего себя на служение Церкви, приняв иночество с именем Владимира. Постриг состоялся 8 февраля 1886 года. Уже на следующий день иеромонах Владимир был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря в том же городе Козлове.

Через два года с небольшим архимандрит Владимир был назначен викарием Новгородской епархии в сане епископа Старорусского. Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре 3 июня 1888 года.

19 января 1891 года Преосвященный Владимир был назначен епископом Самарским. И именно здесь, в Самаре, с особенной силой энергичная и самоотверженная деятельность Владыки проявилась в дни народных бедствий. Именно в это время в Самарской губернии разразился голод, но по милосердному Промыслу Божию Самаре был послан такой архипастырь, который делал все, что возможно было, для облегчения положения. Владыка рассылал повсюду воззвания о помощи, обращался в Петербург, посылая туда образцы «голодного хлеба». «Он и тогда, более двадцати пяти лет тому назад, – вспоминал епископ Серафим, – для блага народного, в известные холерные бунты, когда власть терялась, первым пошел к народу с крестом в руках, вразумляя народ, призывая к молитве и благоразумию, первым обошел холерные бараки, благословляя больных и призывая к подвигу служения здоровых– больным».

18 октября 1892 года Преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Само назначение его на такой ответственный церковно-административный пост, как грузинский экзархат, стояло в тесной связи с успешной архипастырской деятельностью в Самаре, заметно выделившей его из среды всего русского епископата. Службы, проповедничество, братства, миссионерские вечерни, внебогослужебные собеседования, издательство, расширение церковной печати – вот что главным образом привлекало внимание и заботы экзарха.

Назначение Высокопреосвященного митрополита Владимира в Москву состоялось 21 февраля 1898 года. Служение на Московской кафедре стало как бы апогеем архиерейского служения митрополита Владимира. Здесь, на кафедре великих святителей московских, в самом центре России, во всей полноте раскрылись его дарования. Здесь по промыслу Божиему он провел наиболее долгое время своего служения, посвятив московской пастве четырнадцать с половиной лет.

23 ноября 1912 года митрополит Владимир был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру.

Во время его пребывания в Петербурге против Владыки ополчилась группа лиц, которая приобрела тогда преобладающее влияние на направление церковно-общественной жизни в русском государстве. Свойственные митрополиту Владимиру прямолинейность и твердость поведения вызывали порой против него раздражение. Известен случай, когда митрополит Владимир просил личной аудиенции у Государя Императора Николая Александровича, на которой изложил свое мнение относительно отрицательного влияния при Дворе деятельности Распутина… Кончилось тем, что Владыка попал в немилость и был удален из Петербурга под видом почетной ссылки в Киев.

При назначении митрополита Владимира в Киев за ним было сохранено звание первенствующего члена Священного Синода и соответствующие этому званию права. 22 декабря 1915 года митрополит Владимир приехал в Киев для официального вступления в управление новой своей епархией, с которой он был связан давними узами, как питомец Киевской духовной академии. Киевская паства окружила своего нового первосвятителя искренним сочувствием, видя и ценя в нем опального и гонимого за правду архиерея.

Киевский период в архиерейском служении митрополита Владимира был самым тяжким и самым мучительным. Начало революции и гражданской войны застало семидесятилетнего старца-митрополита в городе, которому суждено было стать российской Голгофой – так много невинной христианской крови пролилось здесь. Первой жертвой среди миллионов невинно убиенных стал Святитель Владимир.

22 января 1918 года начался ружейный и орудийный обстрел Киева со стороны Дарницы. К вечеру 23 января большевики овладели Киево-Печерской Лаврой, и тогда в ней начались такие дикие насилия и проявления варварства, перед которыми бледнеют известные нам из древних летописей сказания о грабежах и насилиях, производившихся монголами при разорении Киева и Лавры в 1240 году. Вооруженные толпы людей врывались в храмы, с шапками на головах и с папиросами в зубах, производили крик, шум, бе-зобразия во время богослужения, произносили невыразимые ругательства и кощунства над святыней, вламывались в жилища монахов днем и ночью, стреляли над головами смертельно перепуганных насельников, производили неописуемые литературно осквернения святынь, избивали стариков, грабили, что только попадалось под руку, останавливали монахов днем во дворе, заставляли их раздеваться и разуваться, обыскивали, грабили, издевались и секли нагайками, хватали оказавшихся в то время в лавре посторонних, особенно военных, предавали их жестокой смертной казни…

25 января вечером пять вооруженных солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. По словам одного случайного очевидца мученической кончины Владыки, убийцы привезли Святителя Владимира к месту расстрела на автомобиле. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик обратился к своим убийцам с такими словами: «Что, вы здесь меня хотите расстрелять?». Один из них ответил: «А что же церемониться с тобою?». Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: «Но только поскорее!». Митрополит воздел руки кверху и сказал: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром», – потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». Еще не успел митрополит опустить руки, как послышались три выстрела – и Владыка упал. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежащего сделали несколько выстрелов.

Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита показывает, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так сказал о мученической смерти митрополита Владимира: «Конечно, судя по-человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина Владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России».

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992 года причислил митрополита Владимира (Богоявленского) к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви.

Память священномученика Владимира (Богоявленского) совершается 7 февраля.

Летописец№ 7 (17), 2010

Поделиться: