О мучениках Маккавеях

Рассказ о ветхозаветных мучениках Маккавеях мы помещаем в газете потому, что 14 августа, в день их памяти, верующие приносят на освящение мак. Это народный обычай, никакого отношения не имеющий к празднованию. Само освящение, безусловно, никакого вреда человеку не принесет, но следовать советам незнающих и уподобляться им не следует, а вот знать о подвиге мучеников необходимо.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в него статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного Бога.

Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим царем, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. И они были судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, но, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил ласкательства царя и так же твердо перенес муки, как и его старшие братья. Видя это, блаженная их мать Соломония исполнилась неизреченной радости, что предпослала Господу детей своих непорочными; ставши над телами их, она простерла вверх руки свои и, помолившись с теплыми радостными слезами, предала дух свой в руки Божии. Так скончалась матерь с детьми своими, положив души за закон Господа Вседержителя7.

Взирая на пролитие крови рабов Своих, Господь умилосердился над народом еврейским: Он воздвиг среди них Иуду, происходившего из священнического рода и прозванного Маккавеем. С воинскою силою Иуда оказал мужественное сопротивление нечестивому Антиоху и очистил храм от идолов.

Царя же Антиоха еще в здешней жизни постиг праведный суд Божий. Он подвергся ужасной болезн и по пророчеству юнейшего из мучеников (2 Макк.7:34-35), нечестивый Антиох невольно должен был признать всемогущество хулимого им ранее истинного Бога, и после своих гонений обратился к Нему с молитвой. Но Господь не даровал милости тому, кто сам не оказывал ее другим: Антиох, не принеся искреннего раскаяния, умер злою смертью, возбуждая у всех мысль о справедливом суде Божием.

Обо всех этих событиях повествуется во 2-й Книге Маккавейской, входящей в состав Библии. Эти ветхозаветные мученики были прообразами всех христианских мучеников. Первые проповедники христианства непрестанно прославляли их в церковных песнопениях и в своих поучениях. И празднование памяти святых мучеников Маккавеев было установлено в первые же дни христианства.

Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили отцы Церкви – святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст.

За что были замучены святые братья, за что они пожертвовали жизнью? За то, что не согласились нарушить богоустановленный пост, за то, что не захотели вкусить свиного мяса. По-видимому, незначительность, но посмотрим на это повнимательнее. Есть свиное мясо означало нарушить закон Моисеев, означало есть пищу, принесенную в жертву и посвященную идолам. Это означало отказ от жертвоприношений и священно-служений Богу Истинному и поклонение богам чужим, языческим. Это означало не только отречение от Бога, от святой отеческой веры, но и от своей народности, народной самостоятельности, самобытности. В конце концов, эта незначительность означала всенародную духовную, вероисповедную, государственную смерть богоизбранного народа.

Вот из таких кажущихся незначительностей, таких мелких семян и произрастает большое дерево с обильными, весьма горькими плодами. Сначала мы перестаем соблюдать посты, затем постепенно отрекаемся от других церковных установлений. Затем перестаем посещать службы, прибегать к Таинствам и т.д… Вот о чем заставляет нас задуматься житие святых ветхозаветных мучеников, день памяти которых приходится на начало христианского Успенского поста.

Тропарь, глас 1:

Болезньми святых, имиже о тебе пострадаша, умолен буди Господи, и вся наша болезни исцели, человеколюбче, молимся.

Кондак, глас 2:

Премудрости Божия столпи седмочисленнии, и божественного света светильницы седмосвещнии, Маккавеи всемудрии, прежде мучеников превелии мученицы, с ними же всех Богу молитеся, спастися почитающым вас.

Поделиться: