Церковное новолетие

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарете пророчество Исаии (Ис. 61.1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк 4.16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года – Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за Литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

Церковное новолетие является, пожалуй, самым незаметным православным праздником, хотя в церковном календаре он торжественно именуется началом индикта. Готовые праздновать гражданский Новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами, конфуцианцами и иудеями, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год…

История праздника

Заглядывать в историю всегда полезно и поучительно. Давайте и мы почитаем историю церковного новолетия.

Уже у евреев особо почитался месяц Тисри или Тишрей, соответствующий нашему сентябрю. Он считался первым месяцем гражданского года и был весь праздничный. 1-й день, начало нового года, назывался праздником труб (Лев. 23. 24). 10-й день – день очищения (Лев. 23. 27). 15-й день – праздник кущей, в память о странствовании евреев по пустыне (Лев. 23. 33). В этом же месяце начиналось празднование каждого седьмого или субботнего года и пятидесятого юбилейного года, когда должникам прощались их долги и отпускались на свободу рабы (Лев. 25, 9). Поэтому седьмой месяц назывался субботою суббот, т. е. праздником праздников.

Римский император Октавий Август (+14 г. по Р. Х.), племянник и наследник знаменитого Юлия Цезаря в 31 году до Рождества Христова одержал окончательную победу над своим соперником Антонием и стал единодержавным правителем. Для более удобного собирания податей со всех подчиненных Риму стран он установил индиктион на пятнадцать лет. Само это слово латинское и означает объявление, назначение, налог. Этот индиктион Октавий Август разделил на три срока по пять лет так, чтобы в течение всего индиктиона три раза собирались подати. Это было сделано, в основном, для отдаленных окраин огромного государства, с которых каждый год собирать подати было очень трудно. Даже за пять лет они едва успевали дойти до столицы – Рима.

Каждое пятилетие называлось люструм, т. е. светлое, потому что в это время полагалось веселиться и жечь свечи в честь императора. Дань на окраинах была небольшая. Например, в Иудее подушная подать составляла один динарий (Мф. 22. 2-3). На наши деньги эту монету не переведешь, а вот до революции ученые приравнивали ее достоинство к 20 тогдашним копейкам серебром.

В первое пятилетие собирали железо и медь для изготовления военного оружия, во второе – серебро на жалованье войскам, кстати, воин получал в день тот же динарий. В третье пятилетие – золото на украшение римских храмов. Такой обычай был установлен с первого сентября, который назывался индиктом как день провозглашения самодержавия Августа.

Считается, что в Церкви церковное новолетие с первого сентября было установлено на первом Вселенском соборе в Никее в 325 году. Поводом послужила победа императора Константина (+337) в сентябре 323 года над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт (313), продолжал преследовать христиан на Востоке империи. Отцы собора постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы.

Но они вложили в новолетие и глубокий нравственный смысл, перетолковав смысл и значение индиктиона. «Мы празднуем, – говорили они, – индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царем славы Христом. Христов же индиктион – это Его святые заповеди. Он не требует от нас ни меди, ни железа, ни серебра, ни золота. Но вместо железа и меди Господь требует от нас твердой добродетели и крепкой веры в Бога. Вместо серебра наш Царь Христос ожидает от нас надежды, ибо она лучше, чем серебро обеспечивает человеку благополучную жизнь. А вместо золота Он хочет от нас самой драгоценной добродетели – любви к Богу и человеку, ибо как золото драгоценнее серебра, меди и железа, так и любовь выше надежды и веры. В Писании, ведь, так и говорится: А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь их больше».

С этого дня начинается круг неподвижных церковных праздников. Богослужение новолетия так и называется «начало индикта», оно открывает и освящает весь литургический год.

Календарь получает культовый, сакральный характер, он упорядочивает время. Причем для церковного сознания он не зависит от времени, а, в известном смысле, время зависит от него. Круг церковных праздников как бы освящает текущее время и вводит в него вечность. Об этой особенности церковного календаря очень хорошо и эмоционально сказал наш известный богослов и философ священник Павел Флоренский (+1943):

«Уничтожьте мысленно все культовые времена, и не станет календаря… Время есть культ, и когда все религиозные устои распадаются, тогда по слову великого Шекспира «время выходит из пазов своих».

Церковное Новолетие называют началом индикта в память константинопольской традиции. Император Константин Великий повелел оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински – налога), который собирали 1 сентября, по окончании уборки урожая. На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 19 пятнадцатилетий (532 года) круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2000 года (14 сентября по новому стилю) наступил 7509 год от сотворения мира, или 61 год пятнадцатого индиктиона (7509 : 532 = 14 с остатком 61), первое лето пятого индикта.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. А с 1547 года на всех главных площадях русских городов-крепостей воевода с боярами и епископ с духовенством здравствовали Царю. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное.

Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В 1582 году Джованни Компани сообщал: «На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!». При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни».

Посмотреть великолепие торжества Новолетия с паперти Архангельского собора в XVII веке допускали иноземных послов и почтенных гостей. Например, за церемонией Новолетия при царе Алексее Михайловиче наблюдали вместе с послами приглашенные донские и запорожские казаки. Празднование Новолетия дополнялось первым представлением народу царского наследника по достижении им совершеннолетия, которым считалось четырнадцатилетие.

Царский наследник выступал с помоста с публичной речью. А в 1598 году в Новолетие торжественно венчался на царство Борис Годунов, в память чего была воздвигнута церковь Святого Симеона Столпника на Поварской улице в Москве. Традиция начинать год 1 сентября происходит от древних церковных обычаев. Три круга богослужения – суточный, недельный и годовой – составляют суть праздников. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя. Праздники на Руси справляли искони. Путешествовавший по Руси в XVII веке Адам Олеарий рассказал в своих записках о почитании русскими праздников. Вот, в частности, что он написал: «Русские имеют свои известные, торжественные и праздничные дни, в которых они отправляют свои моленья в церквах, и к этим праздникам они прибавляют еще из каждой недели воскресенье, среду и пятницу; в последние два дня у них посты. Праздники эти в настоящее время соблюдаются ими более, чем прежде. В настоящее же время патриарх установил, чтобы не только по праздникам и воскресеньям, но и по середам и пятницам ни лавочки, ни мастерские не открывались, а также в эти дни должны быть закрыты кабаки и кружечные дворы, и чтобы в них ничего не продавалось, особенно в то время, когда в церкви идет служба.

Больших праздников, которые русские ежегодно отправляют с великим торжеством, считается 13 (Воскресение Христово, шесть великих Господских и шесть Богородичных праздников). Так как Новый год начинают они осенью с 1 сентября, то первый большой праздник их выпадает на 8 сентября, который и называется у них Рождеством Богородицы. Кроме того, почти нет дня, в который не выпадал бы праздник того или другого святого, а иногда в один день совпадает по два и по три таких праздника, и праздники эти миряне могут праздновать или нет, кто как хочет. Духовные же лица обязаны святить эти дни чтением, пением и служением обедни.

По большим праздникам и по воскресеньям русские ходят в церковь три раза: в первый раз перед восходом солнца, и служба эта в церкви называется заутреней, во второй раз к полдню, называется обедней; и в третий раз вечером – вечерней».

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 года церковное торжество ограничилось молебном после Литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь преподобного Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Учебный год в церковно-приходских школах всегда начинался с Новолетия, что и перешло со временем на все другие учебные заведения. Слава Богу, теперь все учащиеся могут узнать о том, что символизирует 1 сентября! В этот день Господь начал проповедь Царствия Божия и засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Миссии-Спасителя и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета. И потому он является наиболее благоприятным временем для начала пути нашего спасения, для вступления в духовный завет с Господом.

Святая Церковь, провожая своих чад на учебу, молитвенно и с любовью напутствует их словами Христа-Спасителя: «Ищите – и найдете, просите – и будет вам, стучите – и откроются двери» познания. Того познания, которое поможет обрести Бога истинного и встать на путь спасения в Его Небесном Царстве.

Протоиерей Глеб Вольховский

Летописец№ 8 (18), 2010

Поделиться: