Основой нравственности является любовь

Во все времена воспитание детей было одним из важнейших направлений жизни общества. Не было легких времен и легких общественных формаций, но, к большому сожалению, время, в котором мы живем является временем серьезных греховных соблазнов, влияющих на подрастающее поколение. И, к счастью, многие сейчас осознают, что только Православная Церковь способна помочь людям выбраться из тенет греха. В некоторых учебных заведениях нашего города предмет «Христианская этика» преподают священнослужители, а настоятель нашего храма протоиерей Георгий Вольховский работает в областном институте последипломного педагогического образования и имеет возможность говорить с учителями о духовности. 23 сентября 2010 года в институте состоялась областная научно-практическая конференция, на которой рассматривались вопросы духовно-моральной культуры общества.

В работе конференции приняли участие Высокопреосвященнейший Ириней, митрополит Днепропетровский и Павлоградский, Преосвященнейший Евлогий, епископ Новомосковский, священнослужители, руководители областного управления образования и науки, директора школ и заместители директоров школ.

Хочется надеяться, что эта встреча поможет работникам образования определить пути духовного воспитания школьников.

Отец Георгий Вольховский выступил на заседании секции с докладом. Думаем, что и нашим прихожанам будет небезынтересно познакомиться с этим материалом и разобраться в вопросах, которые подняты в нем.

Боголюбивые отцы, братья и сестры!

Вашему просвещенному вниманию я предлагаю доклад, который озаглавил «Актуальные вопросы нравственного воспитания». Считаю, что без прямого и бескомпромиссного ответа на них, трудно будет рассчитывать на успешное нравственное воспитание подрастающего поколения. Эпиграфом к своему докладу я взял следующие евангельские слова Христа Спасителя:

Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы была чиста и внешность их.

Мф.23.26

Вопросы , которые я хочу предложить на обсуждение таковы:

  • Какого человека мы хотим воспитать?
  • Почему я должен быть нравственным и какова конечная цель нравственного воспитания?
  • Где искать причины безнравственности?
  • Каковы основные критерии нравственности и безнравственности?

Почему я считаю эти вопросы актуальными, попытаюсь раскрыть в своем докладе.

Наверное, все согласятся со мной, что мы хотим воспитать, прежде всего, человека, уникальную, неповторимую и самобытную личность. Другими словами, Человека с большой буквы. Вот с этого я и предлагаю начать рассмотрение вопроса о воспитании. Что такое Человек с большой буквы в нашем понимании?

Но для того, чтобы понять, о чем идет речь и какую личность мы хотим воспитать вначале необходимо определиться с терминологией. Под словом терминология я имею в виду такие понятия как «нравственность» и «мораль». Хотя эти слова одинаковы по смыслу (мораль с лат. – нравы), но в религиозном восприятии они имеют абсолютно разное содержание. Это содержание весьма кратко можно выразить так.

Нравственность определяет внутреннее состояние души, которое меняет и внешнее поведение человека.

Мораль определяет внешнее поведение человека в социуме, независимо от его состояния души.

Остановлюсь на основных отличиях нравственности от морали.

Нравственность имеет свой источник и критерии. Источником и критерием нравственности не является сам человек. Источником и критерием нравственности является Бог и Закон Божий. Как неизменен Сам Бог, так неизменны нравственные критерии. Нравственные критерии неизменны еще и потому, что не меняется конечная цель нравственного воспитания, о чем будет сказано далее. В отличие от нравственности, для морали Бог не является источником и критерием. У морали единым критерием есть сам человек, который строит свою жизнь в соответствии со своими моральными принципами, возводя их в нормы поведения.

Нравственность, как состояние души, не зависит от внешних обстоятельств, не меняется в угоду времени, экономике, политике, настроению масс и т.п. Нравственный человек остается нравственным всегда и везде, в любых условиях и обстоятельствах. Нравственные принципы не меняются и не находятся в зависимости от морального состояния общества. В отличие от нравственности с ее неизменностью, мораль, как внешнее поведение человека, меняется от условий жизни и обстоятельств, в которых пребывает человек. Моральные принципы зависят от морального состояния общества, человеческих амбиций, желаний, устремлений и т.п.

Нравственная жизнь есть всегда свободный выбор самого человека. Невозможно принуждением заставить быть нравственным, как невозможно принуждением изменить состояние души. Вести же моральную жизнь человек может добровольно, если его принципы, желания и устремления совпадают с желаниями и устремлениями общества. Может вести моральную жизнь и под принуждением, если его желания и устремления идут вразрез с моралью общества. Например, боясь наказания.

Объектом и субъектом нравственности всегда есть душа человека. То есть, нравственное или безнравственное поведение человека проистекает от того, чем исполнена душа. Нужно особо подчеркнуть, что нравственная или безнравственная жизнь души определяет ее участь в вечности, после земной жизни человека. Собственно, участь души, ее Вечная Жизнь после смерти человека и является конечной целью нравственного воспитания. В вопросах морали душа и ее состояние не рассматривается ни как объект, ни как субъект. Объектом и субъектом являются человек и его желания, устремления, амбиции, вкусы и т.д.

В выборе между добром и злом – выбор добра есть нравственный выбор человека. В нравственном выборе добро определяется человеком как все, что спасительно для его души, а злом все, что ее губит. Соответственно, нравственный человек есть тот, кто сознательно выбирает добро, то есть то, что помогает спасению души, ее вечной жизни по смерти тела. Отсюда, безнравственный человек есть тот, кто сознательно или неосознанно выбирает зло, то есть то, что губит душу. Например, безнравственным есть само по себе неверие в Бога, Который Единственный есть Жизнь. Безнравственным есть неисполнение Его заповедей, которые приводят человека к Жизни Вечной. Безнравственным есть все, что противно Богу: блуд, разврат, пьянство, человекоубийство, включая аборты, наркомания, сквернословие, извращения, хамство, воровство, тщеславие, гордость, жадность… И, конечно же, безнравственным есть воспитание детей вне Бога, дающего Вечную Жизнь душе, или ложное исповедание Его. Нравственная жизнь не требует для себя оправдания, потому что не требует оправдания ни Сама Вечная Жизнь, ни стремление к Ней.

Вопросы добра и зла в морали относительны, поскольку рассматриваются вне связи с душой человека. Они изменяются в зависимости от человеческих вкусов и желаний.

Как пример, Германия 30-х годов прошлого столетия. Целая нация, объявив себя «сверхчеловеками» хотела поставить на колени весь мир… И вы все знаете об уроках и трагедии происшедшего.

Изменчивая мораль всегда ищет себе оправдания. Желание блуда оправдывает показ по телевидению эротики, после чего эротика становится нормой жизни и поведения.

Обстоятельствами жизни оправдывается и обосновывается как человекоубийство в утробе – аборт, так и отрицание жизни, когда планируется рождаемость. Коль это существует в обществе и общество это оправдывает и принимает, значит для общества это морально. Если ложь своему народу становится естественной в устах политика, а народ ее спокойно глотает, значит ложь также возведена в нормы морали, хотя и политической… и т.д. Понятие аморальности становится в этом случае относительным.

Внутренняя жизнь нравственного человека всегда отображается в его внешней жизни. Человек живет так внешне потому, что он такой внутренне.

Моральная внешняя жизнь человека далеко не всегда совпадает с его внутренней жизнью. Появляется двойная мораль. Так, например, убийство аморально, но аборты разрешены. Убийство аморально, но допустимо насилие и убийство на телеэкране. Ходить абсолютно обнаженным по улицам, очевидно, аморально, но показывать эротику по телевизору – морально. Или такой пример двойной морали. Осуждая и ругая начальника на кухне, человек в обществе может произносить хвалебные речи или тосты в его честь и т.д.

Не беря в расчет человеческую душу, современная мораль может принести ей вред. Например, в школьные учебники проникло то, что оставит неизгладимый след в человеческой душе и всю жизнь будет управлять поведением человека и его потомством. Я говорю вот о чем.

В зоологии существует такое понятие, которое называется Imprinting – «запечатление». За ним происходит так называемая «реакция следования». Что здесь имеется ввиду? После своего рождения, любое животное воспринимает как мать все, что увидит первым и потом следует за этим. Так, если цыпленок первым увидит собаку, то, восприняв ее как мать, будет следовать за ней. Это запечатление и следование – необратимый процесс.

Этот же закон работает и в человеческом сообществе, однако с некоторыми особенностями. Они в том, что у человека в его жизни участвует разум. И если ребенка первым делом не воспитать в нравственности, а вложить и запечатлеть в его душе, возбудив тем самым интерес, например, к так называемому половому воспитанию, пользованию презервативом…, то получим личность, которая всю свою жизнь будет следовать за похотью и пороком. А вопросы секса и сексуальности станут основными в его жизни. Это следование отпечатлеется на всем поведении человека, его словах, делах и мыслях. Вопросы, связанные со спасением человеческой души, здесь будут либо совсем отсутствовать, либо преломляться через призму сексуального следования.

Нравственной жизни свойственны честь, благородство, чистота, целомудрие…, которые в своей сущности с течением времени не меняются. В моральной жизни содержание этих понятий либо искажено, либо вовсе отсутствует. Так, за честь принимается обыкновенная гордыня, а слово целомудрие, как чистота души и тела, вовсе отсутствует в современном моральном лексиконе. В отличие от нравственности, морали присущи приземленные целесообразность и прагматизм. Например, половое воспитание в школе признано целесообразным в настоящее время, хотя оно откровенно вредит нравственному воспитанию и, соответственно, спасению души. Нравственным поведением человека может управлять, во-первых, разум. Это происходит тогда, когда человек осмысленно выбирает образ нравственной жизни, мыслей, слов и поступков. Во-вторых, нравственным поведением человека может и должен управлять Бог, Дух Божий. В этом случае у человека даже мысли не появится, чтобы совершить какой-либо безнравственный поступок или преступление. Например, кто-то не ворует, потому что разумом понимает, что это безнравственно, а у кого-то даже мысли не появится украсть. В первом случае можно говорить о человеке, как о человеке нравственном, а во втором случае, как о духовно-нравственном. Моральным же поведением человека управляют чувства и желания, оправдываемые разумом.

Основой нравственности всегда является любовь. Любовь к Богу и ближнему, поскольку любовь составляет абсолютную ценность для души, особенно в ее посмертной участи. Основанием морали не является любовь. Ее основанием является человеческий закон. Мораль, не рассматривая Бога и Закон Божий, как основной критерий, соответственно не может рассматривать и духовное водительство Божие. Отсюда, о человеке, который ведет моральный образ жизни, можно говорить, как о моральном, но нельзя говорить как о духовно-моральном, поскольку духовность подразумевает совершенно иной антологический уровень.

Нравственный Закон и моральные нормы могут совпадать. Например, заповедь Закона Божьего «не укради» совпадает с соответствующими моральными нормами. В этом случае нравственность и мораль становятся тождественными, что являет собой истинное содержание жизни человека.

Нравственный Закон и моральные нормы могут совпадать частично. Так, заповедь «не убий» моральными нормами не совпадает с нравственным законом в части абортов и эвтаназии.

Нравственный Закон и моральные нормы могут и вовсе не совпадать. Так, признанные общественной моралью телевизионная эротика и половой школьный ликбез считаются, согласно Закона Божия, безнравственными и аморальными.

Нарушение нравственного закона отзывается голосом и угрызениями совести. Нарушение общепринятых моральных норм не отзывается вовсе, либо отзывается страхом наказания, за нарушение того или иного гражданского закона. Например, для современной молодежи просмотр эротического фильма, или боевика с насилием и убийствами, или фильма ужасов, или матерщина в общественном месте вовсе не вызывает угрызений совести или чувства душевной нечистоты.

О различии понятий нравственности и морали можно говорить еще много. Но еще раз хочу подчеркнуть, что нравственности научить невозможно. Можно написать десятки учебников по нравственности, но они лишь только могут помочь человеку в воспитании нравственности, потому что нравственного человека можно только воспитать. Причем воспитать не только по учебнику, но, прежде всего, своим собственным примером. Воспитать, если человек, как уже было сказано, сам этого захочет. Это его свободный выбор. Выбор между аморальностью и нравственностью. И для того, чтобы этот выбор был выбором нравственности, человек с детства должен понимать, почему он должен быть нравственным и какова конечная цель нравственного воспитания?

Ответ каждый должен понять применительно к самому себе: Я должен быть нравственным, потому что я смертен. И от того, буду я вести нравственную или безнравственную жизнь, зависит то, будет ли после моей смерти жива моя душа. Будет ли живо то, что является моим «я». Отсюда проистекают и разные цели нравственной и моральной жизни. Как уже было сказано, конечной целью нравственной жизни есть приведение души к Вечной Жизни после смерти тела. Целью же жизни моральной есть удовлетворение желаний и устремлений человека при адаптации его в социуме. Цель исключительно земная.

Готовя человека к вечности, нравственная жизнь предполагает коренное внутреннее изменение состояния человеческой души, которое изменяет и внешнюю жизнь человека. Моральная же жизнь предполагает только внешнюю адаптацию человека.

Это подводит к следующему вопросу: Какого человека мы хотим воспитать? Или другими словами, о воспитании какой личности идет речь: духовно-нравственной, нравственной или моральной?

От правильного определения зависят и подходы к воспитанию. Например, для воспитания моральной личности может оказаться достаточным страх наказания за нарушение моральных устоев общества. В таком воспитательном процессе весьма высока роль государства, его законов, а также соответствующих силовых структур. Например, в начальный советский период все детские дома, интернаты и т.п. были в ведении органов ВЧК.

Можно и по-другому воспитывать моральную личность. Подстраивать мораль под человеческие желания, амбиции, а то и психические отклонения. Например, у человека есть скрытые психические отклонения на сексуальной почве. Он пишет книгу о здоровом образе жизни для детей. В нее он может попытаться вставить половой ликбез для детей, оправдывая это заботой о их здоровье. Или, если есть у госчиновника склонность к гомосексуализму, он может разрешить проведение парада геев, оправдывая это принципами демократии. В общем, у кого что болит, тот о том и говорит, то и пишет, то и разрешает, то и пропагандирует. Влияние на человеческую душу здесь нигде не учитывается.

Для воспитания нравственной и духовно-нравственной личности требуются иные подходы и методы, поскольку устрашением изменить состояние души невозможно. Невозможно также подстроить нравственный Закон Божий под человеческие амбиции и желания. Чтобы воспитать нравственную личность, требуется, как я уже сказал, коренное, внутреннее изменение состояния человеческой души, что повлечет за собой изменение мыслей, слов и всего поведения человека.

Итак, о воспитании какого человека идет речь? Если морального, то роль Церкви в этом воспитательном процессе ограничена тем, что моральным авторитетом для себя является сам человек, а не Бог и Его Закон. А нравственный закон не может быть подстроен, как было сказано, под существующие умонастроения и общественную мораль. Голос Церкви здесь будет голосом совести, обличающей человеческие пороки и искажения нравственного закона. Фактически, это то, что Церковь и делает в настоящий период. Если воспитываем личность нравственную, то роль Церкви здесь основная, поскольку государство не располагает духовными средствами для изменения нравственного состояния человеческой души.

То, что у государства есть все возможности воспитывать морального человека или безнравственного, не вызывает сомнений. Дошкольные учебные заведения, школы, колледжи, вузы… системой определенных норм и ограничений внешне кое-как еще могут влиять на поведение молодого человека. Однако по мере либерализации воспитательного процесса и увеличения, так называемых, прав ребенка, это влияние становится все незначительнее. Моральные нормы, изменяемые в угоду искушениям века сего, становятся все условнее. Границы между моралью и аморальностью, становятся все расплывчивее.

Самое трагичное в этом, что часто аморальность становится нормой, но прикрывается благом и заботой о подрастающем поколении. Например, заботой борьбы со СПИДом прикрывается реклама презервативов, за которой откровенно видна пропаганда половой распущенности. Вспомним надпись на билбордах, расклеенных в свое время по всему городу и изображавших совсем юных парня и девушку: Наркотикам нет, безопасному сексу – да!

Если мы определим, что хотим воспитать нравственную личность, то закономерным будет следующий вопрос: Где искать причины безнравственности и, соответственно, аморальности? Без правильного ответа на этот вопрос нравственную личность воспитать невозможно. Если не устранить причины, то трудно говорить о ликвидации последствий. Невозможно надеяться на успех нравственного воспитания.

Безнравственность сама собой не вселяется в душу. Откуда же берется безнравственность? Кто воспитывает в безнравственности наших детей? Где дети получают свое нравственное или безнравственное воспитание? А воспитательный процесс наших детей, если обобщить, происходит в семье, учебном заведении и на улице.

О том, как воспитывает улица не стоит и говорить. Что касается семьи и школы, то здесь следует отметить вот что. Мы можем дать нашим детям только то, что есть в нас, и не более. Невозможно дать ребенку то чего в тебе и у тебя нет. Это с одной стороны. А с другой, мы имеем право требовать от наших детей ровно столько, сколько требуем от себя. Если требуем от них больше, чем от себя, то непременно нарвемся на вопрос: а сам какой? Хотя этот вопрос не всегда произносится вслух…

Не сможет человек, не знающий Бога, не думающий о душе и не стремящийся к спасению ее, лжец, пребывающий в гордости и тщеславии, хам, сквернослов, блудник, совершивший аборт или человек с двойной моралью… воспитать нравственного человека до тех пор, пока не изменится сам.

Ни телевизор, ни компьютер не воспитают нравственного человека. Любой учебник по нравственному воспитанию потеряет свою значимость, если преподаваемее истины о нравственности дети не увидят в жизни, словах и делах своих родителей и учителей. То есть, если мы не станем воплощенными примерами нравственной жизни.

Отсюда следует, что, во-первых, причины безнравственности наших детей, нужно искать в нас, взрослых. А, во-вторых, процесс нравственного воспитания нужно начинать нам с самих себя, и никак иначе. Проблема нравственного воспитания наших детей есть проблема нравственного воспитания нас, родителей и учителей. И основной вопрос нравственного воспитания следует поставить так: Как нам стать нравственными? Это не только вопрос, но также и самая большая проблема нравственного воспитания. Как воспитать в нравственности родителей и учителей, то есть тех, кто наибольшее время проводит с нашими детьми? Без решения этой проблемы все труды наши по воспитанию потеряют свой смысл.

Это мы, родители и учителя, должны своим примером создать возможность нашим детям пребывать в нравственной атмосфере, которая есть альтернатива аморальности. Нравственное воспитание будет тогда успешно, когда атмосфера нравственности окружит ребенка в семье, в детсаду, в школе, в вузе. Когда нравственными станут телевидение, правительство, Рада… Когда мы, как родители, воспитатели, учителя, преподаватели, начнем вести нравственную жизнь. Это все зависит от нас и нужно начинать с себя.

Рассуждая по этому поводу, спросим себя еще вот о чем: Какой государственный орган, институт, организация или учреждение должно или может заниматься решением вопросов нравственного воспитания, то есть непосредственно воспитать нравственную личность? Правильным ответом будет – никакой. На лекции по «Христианской этике», которая проходила в стенах этого института об этом откровенно сказала завуч одной из школ: «Обучение нравственности не входит в наши обязанности». А ведь человек тем и отличается от всего животного мира, что создан Творцом, как существо, прежде всего, нравственное, то есть знающее добро и зло, но выбирающее добро. Конечно, учебники по нравственности писать можно и нужно. На конференциях обсуждать эти проблемы также. Но как воспитать? Не научить тому, чему невозможно научить, а воспитать, то есть изменить состояние души.

Как следствие, проистекает еще один вопрос: Кто в государстве должен или может определять и контролировать, что нравственно, а что нет? В отсутствие единого источника и критериев нравственности в государстве, невозможны ни контроль ни цензура, ни что-либо иное.

Реальным же остается то, что единственным местом нравственного воспитания, была, есть и будет Церковь.

Только Церковь содержит в себе нравственное основание и неизменные нравственные критерии. Неизменные потому, что даже тысячелетия спустя, независимо от прогресса, цель жизни человека – стяжать Вечную Жизнь своей душе – остается неизменной. И путь к этой цели всего один. Только Церковь имеет в себе не только учение нравственности, но и средства к воспитанию нравственной личности, к изменению человеческой души. Эти средства содержатся, прежде всего, в Таинствах Церкви.

Как следствие, нравственное воспитание наших детей будет хромать на обе ноги, до тех пор, пока Церковь не войдет в школу, как равный субъект с учителями в воспитательном процессе. Войдет не как факультатив, а как основной предмет для учителей, родителей и детей, позволяющий научить не математике, истории, литературе, но воспитать человека с большой буквы. И самым важным делом станет воспитание нравственности, а потом другим наукам.Если наоборот, то «запечатление» и «реакция следований», описанные зоологией и упомянутые ранее, сделают из наших детей нравственных дегенератов.

Однако в настоящее время существует множество препятствий для участия Церкви в воспитательном процессе наших детей. Вот одно из них. Как впустить Церковь в школы, если в классах есть дети разных национальностей и исповеданий?

Здесь, помимо исторического факта православности нашей земли, политой православной кровью наших православных предков, может помочь основной принцип демократии. Демократия – это не только власть народа, свобода и равноправие граждан, но и подчинение меньшинства большинству. А большинство у нас православное.

К тому же согласие инородцев и иноверцев изучать нравственность, предлагаемую Церковью, есть проявление истинной толерантности, любви и уважения к нашему народу, его культуре и духовности, к той земле, которая стала им родиной. Отказ же от такого согласия, ставит православное большинство в положение оккупированного народа, которому меньшинство навязывает свои правила, культуру, нравственность и условия существования, что само по себе безнравственно и аморально.

Спаси Господи, за внимание.

Летописец№ 9 (19), 2010

Поделиться: