Дивен Бог во святых Своих

В каждом номере нашей приходской газеты мы публикуем Краткий православный календарь. Дополнением к календарю будет служить новая рубрика «Азы Православия», в материалах которой в мы постараемся рассказать о почитании святых в Православной Церкви.

Важное место в благочестии Православия занимает почитание святых. Святые являются нашими молитвенниками и Покровителями на Небесах и поэтому живыми и деятельными членами Церкви воинствующей, земной. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в их иконах и мощах, окружает нас как бы молитвенным облаком славы Божией. Оно не отделяет нас от Христа, но приближает к Нему, соединяет с Ним. Это не посредники между Богом и людьми, но наши сомолитвенники, друзья и помощники в нашем служении Христу и нашем общении с Ним.

Святой (от праслав. swętъ; мн.ч.– святые) – в христианстве (за исключением некоторых протестантских конфессий) благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле.

Православная церковь почитает праведников не как богов, а как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью. Чествуют святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами и созиданием во имя их храмов.

Возникнув в христианской церкви на первых же порах ее существования, вера в богоугодность и спасительность достодолжного чествования святых выразилась в установлении в память мучеников и других святых особых праздников, по примеру воскресного и других праздничных дней, с совершением соответствующих молитвословий и Литургии (свидетельства Тертуллиана и св. Киприана; Постановления апостол. кн. VI, гл. 30; кн. VIII, гл. 33). Начиная с IV века везде открыто и торжественно происходит чествование святых, узаконенное двумя поместными соборами того же века: Гангрским и Лаодикийским. Вместе с тем развивается и определяется самое учение о почитании святых в трудах Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Златоустого.

В то же время святость в Православии это не статус, а как бы состояние человеческого духа: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17.20-21), «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5.48).

Святые, то есть спасенные для вечной жизни с Богом христиане, являются для живущих примером христианской жизни, а также молитвенниками и заступниками перед Всевышним.

Во время чинопоследования православного отпевания Церковь (по древнему обычаю) многократно упрашивает Бога причислить умершего к лику святых: «Со святыми упокой Христе душу усопшего раба Твоего!». Те же самые слова поются во время прославления святого перед пением величания уже как новому святому.

Церковь есть тело Христово, и спасающиеся в Церкви получают силу и жизнь Христову, обόжение, становятся «богами по благодати», сами являются христами во Христе Иисусе. Хоть удел человеческий определится окончательно лишь на Страшном суде Христовом, однако уже на так называемом предварительном суде, который совершается после смерти каждого человека, становится ясно предназначение к славе и венец святости. Он горит уже на челе угодника Божьего даже и при жизни его, ибо суд есть лишь очевидное раскрытие его действительного состояния. Жизнь вечная в Боге начинается еще здесь, в волнах времени, которое имеет глубину вечности, но по исшествии же из мира она становится определяющим началом бытия.

Основание для такого прославления видится Православием не в том, что святые совершили какие-то особенные заслуги пред Богом, должные и сверхдолжные дела, за которые бы они по праву имели приять от Бога должную мзду и которыми они могли бы еще делиться с неимущими. Святые суть те, кто подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществили в себе свое богоподобие и тем явили в силе Божий образ, чем и привлекли на себя изобильную благодать Божию. В этом очищении сердца подвигом души и тела вообще и заключается путь спасения каждого человека, в которого вселяется Христос: «Не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2.20), по слову Господню: «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» (Ин.14.23). На этом пути спасения есть количественные различия между людьми, которые переходят в качественные, становятся определяющими для вечной судьбы человека. За этим порогом совершается уже его спасение, как решительное самоопределение, и начинается благодатное возрастание для каждого человека соответственно его личному образу и типу его духовной личности. Святость столь же многообразна, как и человеческие индивидуальности. Подвиг святости всегда имеет в себе индивидуально-творческий характер.

Святость означает, прежде всего, выход из состояния неопределенности к победе, чем освобождаются силы для деятельной, молитвенной любви. Святые могут помогать нам не в силу изобилия своих заслуг, но в силу обретаемой ими духовной свободы в любви, которая достигается их подвигом. Она дает им силу предстательства пред Богом в молитве, а также и в деятельной любви к людям. Бог дает святым, наряду с Ангелами Божиими, совершать Свою волю в жизни людей деятельной, хотя обычно и невидимой, помощью. Они суть руки Божии, которыми Бог совершает дела Свои. Поэтому святым и за гранью смерти дано творить дела любви не в качестве подвига для своего спасения, которое уже совершено, но для помощи в спасении других собратьев. И мера силы этого деятельного участия соответственна мере духа и величию его подвига: «Звезда бо от звезды разнствует во славе» (I Кор. 15.41).

Святые, в своей совокупности, возглавляемые Богоматерью и Предтечей, образуют Славу Божию в творении человеческом, в них оправдывается Премудрость. Эта мысль выражена в стихе, составляющем прокимен на Службах Святых: «Дивен Бог во Святых Своих, Бог Израилев». «Бог стал в сонме богов: среди богов произнес суд» (Пс. 81.1). Предвечной Славе Божией соответствует в творении и тварная слава, «сонм богов», венец творения.

Православная Церковь чтит Пресвятую Деву Марию как «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим», Превысшую всей твари. Она видит в Ней Матерь Божию и Ходатаицу пред Сыном за весь человеческий род и непрестанно молится Ей об этом предстательстве. Любовь и почитание Богоматери есть душа православного благочестия, сердце его, согревающее и оживляющее все тело. Православное христианство есть жизнь во Христе и в общении с Его Пречистою Матерью, вера во Христа как Сына Божия и Богоматери, любовь ко Христу, которая неотделима от любви Богоматери. Православная Церковь одним дыханием призывает святейшее Имя Иисус вместе с сладчайшим именем Мария (как и на иконах Богоматери, Она изображается вместе с Предвечным Младенцем) и не разделяет Их в любви своей. Кто не почитает Марию, тот не знает и Иисуса, и вера во Христа, не включающая в себя почитание Богоматери, есть иная вера, иное христианство в сравнении с церковным.

В силу почитания святых почитаются и их честные останки, например, святые мощи. Иногда телесное нетление даже почитается признаком святости (и наоборот). Однако это нетление не составляет общего правила и совсем не необходимо для прославления в святости. Тем не менее останки святых, если они сохранились (что имеет место далеко не во всех случаях), пользуются особым почитанием; в частности, частицы мощей полагаются в Антиминсе, на котором совершается Литургия (в память того, что в первенствующей Церкви она совершалась на мощах мучеников). Догматически почитание мощей (наряду с иконами святых) основывается на вере в особую связь Духа Святого с его телесными останками, которая не разрушается и смертью. Последняя ограничивает свою силу относительно Святых, которые не вполне оставляют душою свое тело, но имеют особое духовное благодатное присутствие в своих мощах, даже в наималейшей их частице. Мощи есть уже тело, предпрославленное ранее Всеобщего Воскресения, хотя еще и ожидающее его. Оно подобно состоянию тела Господа во гробе, которое, хотя и было мертво, оставленное душою, однако не было оставлено Божественным Его духом, но еще ожидало своего Воскресения.

В Православии существует обычай давать при крещении имена в честь христианских святых, которые, при этом, называются Ангелами данного человека (день именин также называется День Ангела). Это словоупотребление указывает, что святой и Ангел-Хранитель сближаются в служении своем человеку настолько, что обозначаются даже общим именованием (хотя и не отождествляются). При изменении духовного состояния, представляющего как бы новое рождение, меняется и имя, именно при монашеском пострижении, причем носитель его вверяется уже новому Святому.

Почитание святых Ангелов и святых в Православии создает атмосферу как бы духовной семьи, исполненную глубокой любви и покоя. Оно не может быть отделено от любви ко Христу и Его Телу – Церкви.

Лики святости в Православии: Апостол, Равноапостольный, Пророк, Мученик, Исповедник, Первомученик, Великомученик, Святитель, Священномученик, Вселенский учитель, Преподобный, Преподобномученик, Преподобноисповедник, Праведный, Праотец, Бессребренник, Юродивый, Блаженный, Благоверный, Столпник. Страстотерпец, Чудотворец. Как у простых смертных, у всех святых разные судьбы и разное предназначение.

АПОСТОЛЫ – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которые во время Его земной жизни проповедовали новое учение, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Сначала их было двенадцать, потом стало семьдесят. Апостолов Петра и Павла называют ПЕРВОВЕРХОВНЫМИ, так как они больше других потрудились в проповеди христианской веры. Четырех апостолов – Матфея, Марка, Луку и Иоанна Богослова, написавших каждый свои воспоминания о Христе, принесших нам через века благую весть о Спасителе или, по-гречески, Евангелие, – называют ЕВАНГЕЛИСТАМИ.

Святых, которые, подобно апостолам, распространяли веру христианскую, называют РАВНОАПОСТОЛЬНЫМИ. Это, например, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Владимир, святая Нина – просветительница Грузии, Мария Магдалина, первомученица Фекла и другие.

ПРОРОКИ – это святые, которые по внушению Святого Духа предсказали будущее, и не просто будущее, а самое главное, что ждет людей, – приход мессии, Спасителя.

МУЧЕНИКАМИ называют христиан, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если они претерпели мучения, а скончались мирно позже, уже после перенесенных испытаний, то их называют ИСПОВЕДНИКАМИ. Первыми пострадавшими за веру Христову были архидьякон Стефан и святая Фекла. Их называют ПЕРВОМУЧЕНИКАМИ. Умерших за святую веру после особенно тяжелых страданий называют ВЕЛИКОМУЧЕНИКАМИ.

СВЯТИТЕЛИ – это епископы или архиепископы, угодившие Богу своей праведной жизнью, например святой Николай Чудотворец. Святителей, которые претерпели мучения за Христа, называют СВЯЩЕННОМУЧЕНИКАМИ.

Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста называют ВСЕЛЕНСКИМИ УЧИТЕЛЯМИ, то есть учителями всей христианской церкви.

ПРЕПОДОБНЫЕ – это праведные люди, которые оставили общество, удалились от мирской жизни и угодили Богу, пребывая в девстве (то есть не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях или монастырях. Даже не очень набожные люди знают таких преподобных, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие. Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКАМИ. Исповедников из числа монахов называют ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИКАМИ.

ПРАВЕДНЫМИ называют святых, которые жили в миру, имели семью, но жизнь вели угодную Богу, например, святые праведные Иоаким и Анна. Первых праведников на земле, родоначальников человеческого рода, называют ПРАОТЦАМИ – это Адам, Ной, Авраам и другие.

БЕССРЕБРЕНИКИ, например Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, великомученик и целитель Пантелеймон и другие, безвозмездно врачевали болезни, исцеляя как телесные, так и душевные болезни.

ЮРОДИВЫМ Христа ради называют человека, который ради Христа представляется миру по своим поступкам странным, но на деле исполнен особой мудрости. Другое название таких людей – БЛАЖЕННЫЙ. БЛАГОВЕРНЫЙ – лик православных святых из монархов, прославляемых церковью за праведную жизнь и не относящихся к мученикам и страстотерпцам.

СТРАСТОТЕРПЕЦ – так называются в Православной Церкви вообще все христианские мученики, которые претерпели страдания во имя Иисуса Христа. Но преимущественно это наименование относится к тем святым, которые приняли мученическую кончину не за христианскую веру, в отличие от мучеников и великомучеников, возможно даже от своих близких и единоверцев – в силу их злобы, корыстолюбия, коварства, заговора.

ЧУДОТВОРЕЦ – это лик святых, особенно прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним.

(Продолжение следует)

Летописец№ 9 (19), 2010

Поделиться: