Распростимся с духовной зимой

Великий пост – время совершенно особенное, когда нужды тела должны отступить на второй план, уступив место потребностям души. В это время нужно о многом подумать, во многом покаяться, чтобы с чистой душой, легким сердцем встретить главный христианский праздник – Пасху, Светлое Христово Воскресенье.

Мы помещаем ответы протоиерея Глеба ВОЛЬХОВСКОГО на вопросы прихожан о Великом посте как времени духовного труда.

– Какова главная задача человека во время Великого поста?

– К сожалению, многие невоцерковленные люди видят главную задачу поста в отказе от той или иной пищи. Воздержание от пищи, как известно, называется диетой. Пост – это совсем другое. Неслучайно святые отцы называли его духовной весной. То, что происходит с душой человека во время поста, можно сравнить с пробуждением природы после долгой зимы. Казалось бы, все умерло от долгих холодов, но приходит тепло – и природа начинает оживать. То же самое происходит и с нами. Нашу повседневную суету вполне можно сравнить с духовной зимой, в которой мы настолько погрязаем, что некогда подумать о том, что не имеет материальной ценности – о душе, отношениях с близкими и – главное! – отношениях с Богом. Мы все это знаем, но находим какие-то оправдания, чтобы снова и снова откладывать мысли об этом «на потом», которое почему-то все никак не наступает…

И вот приходит момент, когда по призыву Господа через Его церковь человек вступает в пост и начинает отрывать свой взор от земного, иногда и через силу, но устремляет свои мысли к Небесам. И когда ему удается справиться с какими-то своими страстями, переставить акценты в собственном восприятии нужного и ненужного, все вокруг начинает меняться, и у человека начинают устанавливаться чистые искренние отношения со своим Небесным Отцом – с Богом. А это очень важно.

– Что же мешает установлению таких отношений между отдельным человеком и Господом?

– Множество суетной «шелухи», которой мы отягощаем нашу душу и которой в ней совершенно не место. Помните, когда-то мы часто слышали фразу Максима Горького: «Человек – это звучит гордо!» Сейчас мы улыбаемся, услышав эти слова, воспринимая их как «затертую» пропагандистскую формулу. Но давайте задумаемся не о привычной форме, а о скрытой глубокой сути этих слов. Человек изначально создан чадом Божиим, по Его образу и подобию. Само наше звание ко многому обязывает. Ведь мы должны нести образ Того, Кто нас создал. Так имеем ли мы право быть рабами земных страстей?

Если царский сын по собственной воле отдает себя в рабство негодяю и принимает его ценности, он теряет свои царские привилегии, в которых должен пребывать. То же происходит и с нами, если мы все силы своей души отдаем накопительству, приобретению ве- щей, осуществлению нездоровых амбиций, стремлению возвыситься над другими. В таком случае мы опускаемся ниже нашего человеческого достоинства.

То, что мы – чада Божии – это редкое достояние, которое надо хранить как самый драгоценный дар, полученный нами от Господа.

Пост и призывает нас к тому, чтобы мы вышли из всех наших «рабств», в которых каждый увяз по-своему, оборвали нити греха, опутывающие нас по рукам и ногам. Ведь, к сожалению, нередко бывает, что мы служим вещам, которые на самом деле должны были бы служить нам. Пост – это восстание против такого порабощения.

– В чем же это выражается?

– Во-первых, в покаянии. Готовясь к исповеди, человек осознает, что конкретно его поработило, что в его жизни не так, что нужно менять. Второй шаг естественно вытекает из первого. Осознав, что ему мешает, человек, словно намечает для себя духовные перспективы и получает возможность усилиями собственной воли рвать порочные связи с тем, что его порабощает, а значит – становиться лучше.

Пост выражается и в воздержании от того, что пленит человеческое сердце, в том числе и от определенной пищи. Что скрывать, многие из нас страдают грехом чревоугодия. И не стоит думать, что речь в данном случае идет лишь о безудержном обжорстве, и успокаивать себя мыслями, что я ем умеренно, меня это не касается. Чревоугодие – понятие многомерное. Это, прежде всего, стремление угодить самому себе, порой даже в ущерб другому. К примеру, муж каждый вечер выпивает пару бутылочек пива. Как будто безобидное занятие. Однако жена его нервничает и просит не делать этого. Жена искренне любит мужа и переживает за него. Муж, понимая, что огорчает жену, мог бы пожертвовать своей привязанностью хотя бы ради ее любви. Но… он не в силах лишить себя удовольствия и свое «хочу» ставит выше покоя близкого человека. И это одно из проявлений чревоугодия.

Ограничения касаются не только пищи, но и мирских развлечений, в частности, телевизора, который крадет у нас уйму времени. Я уже не говорю от общения с Богом, но даже и от общения друг с другом. Во многих семьях это становится настоящей катастрофой, которая не осознается до определенного момента. Семья собирается вместе только у телевизора. Не для общения, а чтобы бездумно посмотреть очередной сериал, а потом разойтись по своим углам. Выходит, не было бы телевизора, семья бы совсем не проводила время вместе?

Пост, ограничивая развлечения, дает возможность проявить больше внимания к близким, и это тоже угодно Богу. Человек также начинает задумываться о своем житейском пути. Правильно ли он выбран? Что ждет его потом? Ведь все мы смертны. В своих духовных исканиях человек больше обращается к Священному Писанию – этому настоящему учебнику жизни, и начинает осознавать, какое место в его жизни на самом деле занимают материальные блага, заработок, почести, начинает видеть их тщету. И тогда возникает желание обратиться к Богу с молитвой, попросить Его о благополучии тех, кого мы любим, наставить их, если нужно, на путь истинный, помолиться и за себя самого. И так же, как у людей отношения друг с другом восстанавливаются через общение, так вос- станавливаются через молитву и отношения с Господом. И вера тогда становиться не сводом застывших норм и обрядов, а необходимой частью жизни.

Вот таким должен быть христианский пост. Он, в первую очередь, обращается к нашему духу. Телесное воздержание – это следствие духовного поста. Если же по тем или иным уважительным причинам человек не может строго поститься, церковь дает ему послабление. Разрешение на него дается беременным, кормящим грудью, тяжело работающим, престарелым или болеющим людям. Но очень важно не решать этот вопрос самостоятельно, а обсудить причины послабления со священником, взять у него благословение. Но в вопросах духовного поста никаких послаблений быть не может. Никакие, даже самые важные дела не должны быть препятствием в духовном посте. Следует сказать и еще об одной очень важной стороне поста. Неслучайно ему всегда предшествует Прощеное воскресенье, когда следует у всех попросить прощения и самому простить всех от чистого сердца. Обиды, зависть, злоба отягощают нас так, что куда уж справляться с другими своими страстями! Имея такой груз на душе, людям и поститься тяжелее. Поэтому Церковь дает нам возможность вступить в испытания постом, как говорят, с легким сердцем. Ведь во время поста очень важно удерживаться от гнева, важно никого не обидеть. Но если обида осталась в вашем сердце, попробуйте отнестись к человеку, вызывающему отрицательные эмоции, с искренним сочувствием, и увидите: мир вокруг вас станет добрее, а телесные испытания – не такими обременительными. Постясь, мы словно определяем сами для себя, что над чем властвует: тело – над душой или душа – над телом?

Летописец№ 2 (02), 2009

Поделиться: