Что мы созидали и созидаем (к 10-летию прихода)

30 мая исполняется 10 лет нашему приходу.

В сегодняшнем номере мы публикуем материалы, посвященные этому событию. Начинаем публикации с размышлений о православном приходе настоятеля храма протоиерея Георгия Вольховского. 

Десять лет нашему при­ходу. Десять лет – определен­ный пройденный этап нашей жизни. Это и определенный юбилей, в который, как обыч­но, вспоминая о прошедшем, принято говорить о достиже­ниях и планах на будущее. Я хотел бы сказать о другом. О том, что такое православный приход и на каких принципах и основаниях мы пытаемся ор­ганизовать приходскую жизнь нашего прихода, прихода хра­ма в честь Святого Равноапос- тольного князя Владимира.

«Верую во Единую, Свя­тую, Соборную и Апостоль­скую Церковь» – эти слова Символа Веры должны состав­лять основу приходской жизни. Таков должен быть приход, потому что из приходов наша Церковь состоит. Приход же – это люди. Это люди, состав­ляющие маленькую частичку Церкви Христовой.

Церковь, по-гречески – «эк­клесиа», означает собрание. Но не всякое собрание есть Церковь. Собрание первых людей государства, сановни­ков, учредителей фирм, де­монстрантов и прочих – это не Церковь. В Евангелии го­ворится, что Христос создаст Свою Церковь, а не Церковь вообще. Свою! И это самое важное, что отличает Церковь Христову – члены Церкви при­надлежат Христу! Здесь и зва­ние, и призвание.

Подобно и приход. Не каж­дое собрание верующих лю­дей может называться этим наименованием. Есть и про­хожане, есть и захожане. При­ход же, как составная частица Церкви, должен отображать в себе всю полноту того, что есть Церковь. Отображать в прихо­жанах, то есть в тех, кто идет ко Христу. Все десять лет мы пытались, пытаемся и, сколь­ко даст Бог, будем пытаться делать именно это.

Верую во Единую… Так и приход, во-первых, должен быть един. Един – в смыс­ле внутреннего единства. Не единства вокруг священника, настоятеля, старца… Но един­ства во Христе! Это члены одного града, которые управ­ляются одними законами, име­ют одну веру, одни Таинства и, конечно же, одного Бога, Кото­рый делает нас причастника­ми одного Тела и одной Крови! Это и единство цели нашей христианской жизни – служе­ние Богу и прославление Его. Сама возможность этого слу­жения и прославления уже есть единственная и величай­шая награда каждому из нас.

Верую во Святую… Во- вторых, святость. Святость нужно понимать не как святость ее членов, живущих на земле. Такое понимание всегда за­канчивалось расколом, потому что самое сознание человека, что он есть член общества уже святых, подразумевает с его стороны гордость. Святыми, в том числе и старцами, в смыс­ле победителей греха можно назвать только тех, кто уже со­вершил свой жизненный путь и вступил в селения правед­ных. Святость же прихода, как и всей Церкви, определяется тем, что приход, как частица Церкви, есть Тело Христово, сохраняющее Божию благо­дать, которая и освящает всех нас. В приходе, как в Церкви земной, люди только стре­мятся к святости, ведут брань за нее прежде всего с собой. Святость должна руководить их покаянным подвигом.

В-третьих, соборность. Соборность в том, что каждый прихожанин должен ощущать себя единым не только с теми, кто есть прихожане исключи­тельно нашего храма. Собор­ность – это единение в одном Духе, в одном Разуме со все­ми, кто признает и живет по учению Христовой Вселенской Церкви, которое содержалось в ней всегда, всеми и повсю­ду. Любое ограничение своего сознания рамками того, что только наш приход или наше духовенство исключительны, отделяет от соборности цер­ковной и приводит к сектан­ству внутри Православия.

И несколько слов о по­следнем признаке Церкви, и ее частицы – православного прихода, указанном в Симво­ле Веры. Приход, как и Цер­ковь, должен содержаться Апостольской преемствен­ностью Духа. Именно преем­ственность Духа определяет внешний и внутренний строй церковной жизни, происходя­щий от Апостолов. Этот строй не навязывается силой. Он не лишает человека свободы.

Но каждый сам, в акте сво­бодного выбора, становится живым камнем тела Церкви, добровольно принимая подвиг послушания и стяжания доб- родетелей.

И последнее. Все, напи­санное выше, может оказаться пустыми лозунгами, если не исповедовать эти принципы в миру, в быту. Веру нашу нужно понимать как жизнь, а не как «убеждение». Жизнь приход­ская не ограничивается только присутствием в храме и испол­нением храмовых послушаний. Приходская жизнь – это также и создание быта, в котором мы должны жить по законам и началам Церкви, хотя и окру­женные теми, кто живет по за­конам и стихиям мира. То, что мы называли Святой Русью, было создано больше всего не нарочитой организацией по плану, а именно бытом, мо­литвенным подвигом святых и подражанием им в миру на разных уровнях общества.

Церкви, как, впрочем, и каждому приходу, не обеща­но земной победы над миром сим в смысле его покорения. Спаситель предрек Своим ученикам, что они в мире бу­дут иметь скорбь. Наша по­беда определяется не в ма­териальном плане, а в том, что всегда будут чада Церкви, преодолевающие зло мира сего и что силы ада никогда не смогут Церковь уничтожить. Она, хотя бы и в виде малого стада, сохранится на земле до Страшного Суда. Тут толь­ко обнаружится ее полная по­беда. Начало же этой победы полагается в Православном приходе. И нашему приходу, точнее всем нам, нужно здесь еще немало потрудиться. Бог не без милости: покаемся – простит, вымолим – дарует. Да поможет нам в этом Господь!

Летописец№ 4 (04), 2009

Поделиться: