Посевы духовные

 Великий дар имеет человек от Бога. Дар, который отличает его от всего сотворенного мира. Дар, который являет в человеке образ Божий. Это дар слова, логоса. Дар слова! В этом великом и чудном даре слова был и есть смысл и цель предназначения человека.

Климент Александрийский говорил об этом даре, что Господь «в Божественной Своей и таинственной мудрости внушает сказанное принимать не в чувственном смысле, а соответственным исследованием и вниманием проникать в сокровенный смысл слов и оный познавать». Этот чудный дар дан для постоянного пребывания человека в Боге и общения с Самим Творцом. Это средство и состояние общения человека с Господом.

Само слово и речь, данные человеку для прославления Творца, есть главные свидетельства духовной жизни, потому что то, о чем думает и говорит человек, какое слово воспринимает и что читает, показывает и открывает его внутренний мир и состояние его души. То, о чем человек думает и говорит, непосредственно связано с тем, что он слушает и читает. И наоборот.

Чем полнее и духовно богаче внутренний мир человека, тем больше задает он вопросы о вечности, тем сильнее познает сердцем ценности истинные, то есть нравственные и непреходящие, такие как Любовь, Истина, Благо, Святость, Свобода, Жизнь Вечная…

Эти вожделенные человеческому сердцу ценности проистекают из самого Существа Всевышнего и к Нему обращена религиозная вера человека. Обращена потому, что личность каждого из нас, неся в себе малую долю Существа, несравненно более всеобъемлющего, осознает, что принадлежит к этому неизмеримо великому Первоисточнику. Через глубинную основу личности, через свое «я» человек воспринимает надмирный Первообраз собственного своего духовного облика. «Если бы только я увидел себя самого, я увидел бы Тебя», – писал блаженный Августин.

Поэтому все сильнее и сильнее тянется человеческая душа, ищущая спасения, к литературе, которая касается именно ее. К литературе, которая полезна душе тем, что помогает человеку найти Бога, помочь в познании Его. Помогает распознать и исследовать самый состав человеческого существа, состояние его души, и, научая познанию Божией воли, призвана привести ее к спасению, то есть к Вечной Жизни в Любви и Блаженстве. Литература такая имеет прекрасное наименование – «душеполезная литература», а чтение такой литературы называется «душеполезным чтением».

Не всякую литературу можно назвать душеполезной. Есть литература, которая ничего не дает душе. А есть литература, которую вполне можно назвать «душевредной».

Как отличить душеполезную литературу и душеполезное чтение от душевредных ? Отличаются они тем, что они дают душе человека. Если литература заставляет задуматься о Вечном и более того, помогает это Вечное достигнуть – она душеполезна. Если же она говорит о земном, возбуждает человеческие страс- ти, уловляет мысли в пустую мечтательность или просто исполняет воображение ничего не значащими образами, тем занимая время у спасения, то для души она явно не полезна, а вредна.

Познание Божией воли, научение чистой жизни и правильной вере, понятие о благах, какие через это достигает человек, сообщается нам из единого источника – от Самого Господа. «Без Бога невозможно познать Бога», – писал Святитель Ириней Лионский.

Все же, что исходит от Бога для назидания ищущих Его, есть Божественное Откровение. Святые провозвестники Откровения пророки, а затем Апостолы, осененные Духом Божиим, которые для того и жили в мире, чтобы принять и возвестить дарованную им истину, видя «дальнее, как ближнее», записали, собрали, распределили и составили то, что названо Священным Писанием. Это есть неделимая целостная истина, представленное в книгах Слово Божие, и основная его часть – Святое Евангелие. Это есть основа и источник всей душеполезной литературы и душеполезного чтения.

Первыми же в ряду проистекающей из этого источника литературы стоят принятые с молитвой и в страхе за истину постановления Соборов, которые составили Священное Предание, вошедшее в силу наряду с самим Писанием. Каждая истина нравственного или вероучительного содержания должна всегда иметь неоспоримое подтверждение текстами первоисточников из Священного Писания или Священного Предания. Таким образом, правильному пониманию Писания помогает Предание, а оно, в свою очередь, многократно подтверждается Писанием.

Далее в ряду душеполезной литературы следуют писания святоотеческие, или как назвал их святитель Феофан Затворник, «древнеотеческие». В настоящее время чтение отеческих писаний должно быть главным руководством для желающих спастись и достигнуть христианского совершенства. Мысли святых Отцов и учителей Церкви есть лучшее и истиннейшее толкование Божественного Откровения и учения. Слова же этих светочей Вселенской Церкви, за свою святую жизнь удостоившихся быть причастниками Святого Духа, о тех или других истинах христианского учения, о состоянии и болезнях человеческой души, о путях исцеления ее являются лучшими путеводителями для душевной пользы и нравственного назидания.

Дополняет святоотеческую литературу литература из житий святых. Отличаясь глубоко назидательным характером, ясным, живым и наглядным изложением, эта литература по своей простоте и занимательной форме доступна и понятна даже самому неподготовленному читателю. Однако за простотой этой литературы, читатель найдет неисчерпаемую глубину, духовную пользу, назидание и утешение, все то, что составляет лучшую духовную пищу уму, сердцу, нравственной жажде.

«Сначала более занимайся чтением святоотеческих писаний. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие», – писал нам в назидание Святитель Игнатий Брянчанинов.

Священное Писание, Священное Предание и святоотеческие творения положили основу литературе, которая получила наименования «богословской».

Следующими в ряду душеполезной литературы стоят сочинения духовных писателей. К таким относятся Филарет, Митрополит Московский, Епископ Феофан Затворник, Иннокентий, Архиепископ Херсонский, протоиерей Родион Путятин и другие духовные писатели, включая писателей из мирян.

Нет такой стороны жизни, которой бы не касалось Православие. Перу писателей и поэтов принадлежит множество произведений художественной литературы, а также тех, кто подвизался на ниве православной философии. И художественная, и философская литература Православия исполнена евангельской истины и проникнута святоотеческим духом. В том есть и основное отличие от литературы и философии, хотя и христианской, но не православной.

Характерной же чертой всей душеполезной литературы является то, что вся она есть литература духовно- нравственная. Нравственная по характеру и содержанию, потому что только высоконравственное состояние души и соответствующая ему высоконравственная жизнь прежде других способов приближают душу человека к Богу, исполняют ее светом Божества, помогая создавать ту литературу, которую мы называем душеполезной. Литературу, сеющую в наши души духовные семена Жизни Вечной и Любовь непреходящую.

По вашим просьбам, начиная с этого номера нашей приходской газеты, мы будем публиковать материалы, связанные с темой душеполезной литературы, в надежде, что вы, наши читатели, почерпнете для себя конкретные рекомендации по организации домашнего чтения.

Настоятель храма

протоиерей Георгий Вольховский

Летописец№ 5 (05), 2009

Поделиться: