Добро пожаловать

Любовь к чтению, умение ценить книги прививается детям еще в семье. Я работала врачом скорой помощи и редкими были вечера, когда могла почитать дочке перед сном. Она всегда очень ждала вечернюю сказку, и до сих пор мы с теплотой вспоминаем те времена. Но… все меняется. Сейчас в редких семьях читают детям. Проще – поставить мультик.

Однажды я стала свидетелем удивившего и огорчившего меня разговора. Одна наша прихожанка, мама прекрасных дочек, выбирала для них диск с мультфильмами и остановилась на выборе диска с мультиками на библейские темы. Но главным аргументом покупки такого диска стала мысль, что дети не хотят читать Ветхий Завет сами, а так, просмотрев мультфильм, выучат (?!). А как же научить любви к Богу, к ближнему? Разве этому могут научить мультяшные герои? У этой ситуации много аспектов, и педагогических в том числе.

Слишком обеценилось в наше время «слово книжное», уже не считается оно «сладостью книжной». А ведь в древности к книге относились как к сокровищу! Книги хранили и собирали.

В Античности и на Древнем Востоке библиотеки были и книгохранилищами, и общественными центрами, в задачи которых входило распространение знаний. В эпоху раннего Средневековья были учреждены библиотеки при монастырях и соборах, а их предназначением стало не только хранение, но издание книг и обучение.

Появление библиотек на Руси связывают с принятием христианства Киевской Русью.

Из летописи известно, что Великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Для обучения грамоте и приобретения определенного круга знаний употреблялись греческие, славянские и древнерусские рукописные книги. Сын Владимира Великого, Ярослав Мудрый, приказал в Новгороде до 300 детей «учите книгами».

И создателем первой биб- лиотеки на Руси тоже стал Великий киевский князь Ярослав Мудрый. Об этом событии летописец Нестор писал: «… Ярослав же книги многие написав, положил в Святой церкви, которую создал сам и украсил ее златом и сереб- ром».

Книги для библиотеки покупались и в других странах.

В стенах Софии Киевской создано знаменитое «Слово о законе и благодати» Митрополита Иллариона, разработаны основы первого сборника законов Киевской Руси «Русская правда».

Но книги были доступны очень немногим, так как их делали из очень дорогого материала – пергамента, переписывали вручную, украшали рисунками и чеканкой. Книги, а их называли еще «источниками мудрости», «реками, наполняющими вселенную», «утешением в печали», ценились очень высоко.

Слово «библиотека» в Древней Руси почти не упо- треблялось. Впервые оно встречается в знаменитой «Геннадиевской Библии», которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце XV века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение – «книжный дом». Позже, в начале XVII века (1602 г. ), в Соловецкой летописи уже упоминается: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Со временем почти при каждом монастыре были созданы библиотеки. Они находились в ведении брата-библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг. Библиотека сочетала в себе элементы проветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги. На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг, рукописей и выдача их для чтения.

Что же читали наши предки? «Насыщались сладостью книжной» и охотно читали тогда «Жития святых», сочинения энциклопедического характера – «Изборники», «Шестодневы», «Физиологи», в которых содержались сведения по философии, истории, географии, астрономии. Позже в библиотеках появились «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, »Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», поучения Феодосия Печорского и проповеди новгородского епископа Луки Жидяти.

Несколько слов о приходской библиотеке.

С первого же дня работы нашего храма люди жертвовали книги для храмовой биб- лиотеки, библиотечный фонд рос, но… Нужен был человек, который организует работу библиотеки. Для этого был необходим приветливый, образованный, знающий потребности читателей, библиотекарь.

В 2004 году такой человек нашелся. Первым библиотекарем нашего храма стала Виктория Константиновна Беляева, которая три года посвятила организации библиотечного дела в нашем приходе. С удивительной последовательностью и организованностью Виктория Константиновна привела в порядок наши фонды, систематизировала и описала всю литературу, создала уют в самом помещении и очень сожалела, уезжая к деям в Россию, что не закончила работу. Низкий ей поклон за ее труды во славу Божию! После ее отъезда библиотечное хозяйство приняла я, Галина Ивановна Немкова, и по сей день с радостью тружусь на этом послушании.

Сейчас библиотека является центром работы со всеми видами информации: книгами, журналами, аудио и видеосредствами, компакт-дисками, Интернет-ресурсами. Уже сегодня библиотечный каталог содержит около 350 наименований духовной литературы по 16 разделам, имеется около 150 компакт-дисков с аудио- и видео-материалами. Ждет своих читателей раздел «Детской литературы», «Святоотеческого наследия», книги из раздела «Апологетика». Библиотека работает в будние дни с 16-00 до 19-00, в субботу с 17-00 до 19-00, а в воскресенье с 12-00 до 14-00. На каникулы мы не закрываемся!

Ждем всех!

Р.Б. Галина Немкова

Летописец№ 5 (05), 2009

Поделиться: