Преображение земли нашей

Мы часто даже не задумываемся о том, что дал нам подвиг Великого князя принятием христианства. Если сказать кратко – все! Все, что мы имеем, имеем благодаря ему.

Чудом просвещения Владимира началось распространение веры Православной. «Когда он жил, – писал через 56 лет после Крещения Руси в «Слове о законе и благодати» Митрополит Илларион, – и пас землю свою справедливо с мужеством и пониманием, тогда сошла на него милость Всевышнего – взглянуло на него Всемилостивое око благого Бога, и воссиял разум в сердце его, чтобы понять суетность идольской лжи и обрести единого Бога, создавшего всю тварь видимую и невидимую».

Воссиял разум в сердце его. В сердце! Вот оно – действие благодати, меняющей человека. Никакими внешними действиями сердца человеческого не изменить! Только благодать может преобразить его. И она преобразила не только сердце князя, но и всю Русь.

Давайте спросим себя словами Пре- освященного Димитрия, Архиепископа Херсонского: «Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем ныне более дорожим мы по справедливости, о чем приятно размышлять нам, что отрадно и утешительно видеть вокруг себя?» Если мы искренни и честны, то его же ответ будет и нашим ответом: «От веры Православной, которую принес нам равноапостольный князь наш Владимир. Она соединила воедино разрозненные славянские племена, уничтожила племенные их отличия, поставляющие преграду их общению, и образовала один многочисленный, сильный и единодушный народ».

Еще один вопрос Преосвященного Димитрия: «Кто соблюл и сохранил нашу народность в течение стольких веков, во всех испытаниях и скорбях, посреди стольких врагов, посягавших на нее?» Если быть искренним и честным, то опять ответим его же словами: «Святая вера Православная! Она очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству, сообщив ей высшее значение в любви к вере и Церкви». Земное величие народа, который жил до нас, было нерасторжимо связано с духовной мощью и здоровьем, с крепостью и живостью его веры, которую принес на землю нашу Равноапостольный князь наш Владимир.

Фактически, подвиг князя заложил основу Православной Русской цивилизации, которая отложила неизгладимый отпечаток в самосознании каждого, чьи предки хотя бы несколькими поколениями жили на нашей земле. Православная цивилизация – это высочайшая духовность целого народа, воплотившего христианский идеал нравственности, в котором была естественна святость жизни и не- естественен грех.

Крещение Руси – это начало самосознания нашего народа. Уже через 50 лет после Крещения Митрополит Илларион впервые употребил словосочетание «русский народ», а не обычное для того времени понятие «Русская земля». Это свидетельство Митрополита о том, что племена, входившие в состав «земли русской», начали осознавать себя единым народом.

«Русский народ» – что это? К сожалению, само понятие «русский» утрачено современными мыслителями. Ему сейчас больше придают национальную направленность, которая ограничивает понимание всей глубины этого понятия. Его отождествляют более со словом «российский» и совсем не отождествляют со словами «украинский» или «белорусский». А ведь это словосочетание озвучено именно на киевских горах, киевским Митрополитом и для того народа, который испокон веков проживал на этой земле. Это словосочетание своей широтой охватывало нечто большее, чем узкую современную национальную принадлежность, порождающую не менее узколобое национальное чванство, не имеющую, фактически, никакого содержания и, тем более, предназначения. Русский, в понимании наших предков – это Православный, а Православный – это Русский!

Крещение Руси положило начало и внутреннему, духовному и душевному строю, миру и мировоззрению православного человека. Это и православная государственность, исходящая и гармонично связанная с этим внутренним миром.

Крещение Руси положило начало самобытной и неповторимой культуре. Трудно даже представить, что, к примеру, Русской литературе уже более тысячи лет. Это, как ни странно кому-то покажется, одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литературы французская, английская и немецкая. Ее начало восходит ко второй половине Х века. И начиналась она как литература Православия.

Безусловно, древнерусская литература не существовала сама по себе. Она явилась как составная часть культурного наследия Православной Руси, развивалась в органическом единстве с развитием живописи, архитектуры, градостроительного искусства, древнерусской скульптуры…, которые несли в себе несомненное влияние воспринятого Русью Православия. Философия жизни и быта человека того времени рассматривалась в литературе исключительно в симфонических отношениях со всем культурным достоянием.

Фактически, вся Православная культура являла собой философское осмысление не только окружающего мира, но и Божественного бытия. Рассматривая эстетические достоинства древнерусской живописи, икон, фресок, мозаик, восхищаясь древнерусской архитектурой от церквей XI-XII веков до «нарышкинского» барокко конца XVII века, удивляясь градостроительному искусству, сочетавшему новое со старым, содержащим чувство ансамбля в созданном силуэте города, задумываясь над проникновенными образами древнерусской скульптуры…, везде замечаешь стремление к отображению Неба, которое Крещением Руси стало доступным.

Наверное, непревзойденным по содержанию и глубине, можно назвать Православное Богослужение, содержащее всю полноту Православного Богословия и философии. И, конечно же, русское церковное пение, отобразившее в себе православное миропонимание и мировоззрение. Пожалуй, не будет ошибкой, если мы богослужебные тексты назовем началом древнерусской литературы, в том числе и философской. Русь, благодаря князю Владимиру, как бы переняла богослужебную эстафету Византийского Православного мира, продолжая развивать на этом основании духовное содержание мира русского.

Именно из Богослужения Православия начинают проистекать как первые философские работы древней Руси, так и подлинно русская философия, достаточно самостоятельная, но не отделявшая себя от Богословского наследия Вселенской Церкви.

Невозможно перечислить всего, что дало нам Православие, принесенное на Русь Великим князем Владимиром. И все это наше наследие. Но самое главное в этом наследии – Православная Церковь, твердыня и оплот спасения нашего.

К сожалению всего этого наследия пытаются нас лишить. В этой связи вспоминается прогноз американского политолога Самюэля Хантингтона и его концепция развития мира в XXI веке, положенная в основу нынешней политике США. Хантингтон рассматривает наступивший век, как время беспощадной схватки за ресурсы и политическое влияние восьми цивилизаций: западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, православно-славянской, латиноамериканской, и, возможно, африканской цивилизации. Каждая несет и отстаивает свои ценности и представления о мире. Нашу православную цивилизацию ученый считает самой слабой и предрекает ее уход с исторической арены уже в ближайшие десятилетия.

Вот его сценарий развития разрушительных тенденций православной цивилизации для Украины: низкая рождаемость и высокая смертность, низкие доходы на душу населения, внутренняя разобщенность, криминализация и коррупция, сепаратизм местных элит, исламизация Крыма, поддержка Западом либеральных оппозиционных организаций и т. п. Все это должно привести к полному отходу и отказу Украины от православных цивилизационных основ и стремление к западным цивилизационным ценностям…

Автор подробно проанализировал все аспекты нашей жизни: политические, экономические, религиозные, нравственные… И логически его выводы очевидно правильные. Однако во всей своей работе он не упомянул ни разу одно слово – благодать. А ведь это то, чем тысячелетие жил, трудился, созидал, преодолевал и побеждал Русский народ. И если наше возвращение к историческим корням, к родной вере Православной не лукавое, а истинное, если мы истинные потомки Великого князя и дети народа Русского, то и на нас, как в свое время и на князя Владимира, «взглянет Всемилостивое око благого Бога, и воссияет разум в сердце, чтобы понять суетность идольской лжи».

Жива Церковь Православная, а значит и та сила, всепобеждающая, которой стояла, стоит и стоять будет Русская земля!

Святой Равноапостольный князь Владимир, моли Бога о нас!

Протоиерей Георгий Вольховский

Летописец№ 6 (06), 2009

Поделиться: