Путь к Богу (о пользе чтения для спасения души)

Мне хочется поделиться собственным опытом пользы чтения для спасения души. Во мне с детства было стремление к чтению. И только сейчас я понимаю, что это стремление – жажда знания – это благодать Божия, всегда являющаяся началом пути к Богу. Сначала сказки, потом научная фантастика, затем серьезное научное увлечение – посвятить свой труд управляемому термоядерному синтезу. И всегда круг моего чтения был шире того, что требовали текущие обстоятельства жизни. Душа желала всегда чего-то большего, чем просто специальные научные знания. И благодаря чтению круг моих научных интересов постоянно менялся. Сначала ядерная физика, затем биология, затем психология, затем философия. А круг философского чтения привел к религиозному чтению, которое привело к Библии, а Библия – ко Христу.

Именно в Библии я прочитал: «Если будешь призывать знание и взывать к разуму, если будешь искать его как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уста Его – знание и разум» (Пр. 2,3-6). Здесь ясно сказано, что есть источник знания – это уста Господни. Кто жаждет найти этот источник и будешь прикладывать усилия, чтобы преодолевать препятствия на пути, тот обязательно придет к этому источнику. И найдет не только просто знание, которое является только началом, но и «познание о Боге», а затем – соединение с Господом.

Господь дает огонек в нашу душу, но если мы не будем подкладывать «дровишек» к этому огоньку он может угаснуть, а если будешь питать этот огонек непрестанным богоугодным чтением, то огонек будет возрастать и освещать все большую площадь нашего невежества, открывая Божьи истины. И Господь открывает сначала внешние истины и для внешнего мира как было у меня, затем внешние для религиозного мира, но самое важное и самое интересное – познание Его, ибо познание Его и есть вечная жизнь. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» Ин 17,3.

Так сложились обстоятельства моей жизни, что, как только я стал православным, моя жена получила наследство в г. Ростове-на-Дону, и мы могли сменить умирающий шахтерский поселок в Донецкой области, в котором жили долгое время, на полюбившийся нам Днепропетровск.

Сразу после переезда я увидел совсем рядом с моим домом здание, которое очень напоминало советский клуб, но имело все внешние признаки храма и вывеску «Храм Святого Духа». Мне, бывшему пятидесятнику, это название было как елей на сердце. О раскольнических храмах я слышал краем уха, но, как неофит, я не придавал особого значения разнице в служениях. Я пошел туда на воскресную службу и, прежде всего, решил слушать свое сердце, внимательно вглядываясь и вслушиваясь во все, что происходило вокруг меня. Служба на украинском языке для меня было еще более непонятна, чем на церковнославянском. Но, что самое удивительное, для меня самым негативным впечатлением в этом храме оказались иконы. Я об иконах не имел никакого церковного понятия, не прочитал ни одной книги об иконах, никогда до этого не было особого интереса к этой сфере церковной жизни, хотя почитание икон было в моей душе. Но я, глядя на иконы в этом храме осознавал, что они какие-то ненастоящие. Что это совсем не иконы, а продукт художественного ремесла.

Когда я вышел из храма, в моем сердце была какая-то пустота. Я понимал, что я не нашел здесь то, что я искал.

Поскольку я считаю, что лучше всего, если человек ходит в ближайшую церковь к его дому, то я, проезжая на трамвае, уже знал, что есть храм сравнительно недалеко. В церковной лавке я увидел богатый выбор книг, что для меня было очень важным. Зайдя в храм, я увидел иконы, перед которыми хочется молиться Богу. Побывав на службе и послушав проповеди священников, мне захотелось остаться именно в этом храме. Кратко это могу выразить перефразированной крылатой фразой: пришел, увидел, полюбил.

Вот так и молимся теперь всей семьей в нашем храме…

Р.Б. Геннадий Поляков

Летописец№ 7 (07), 2009

Поделиться: