Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь

«Церковь… соборно и без всякого опущения преподает все догматы, долженствующие быть известными людям, о видимых и невидимых вещах, о небесных и земных,… подчиняет благочестию весь род человеческий, и начальных и подначальных, ученых и простецов, … соборно врачует и исцеляет всякого рода заблуждения, совершенные душой и телом; в ней же приобретается все именуемое добродетелью, какого бы то ни было рода, – и в делах, и в словах, и во всяком духовном даровании», – в этих словах святителя Кирилла Иерусалимского раскрыта роль соборности Церкви и ее значение для каждого верующего.

Все, что мы сегодня имеем в Церкви и что кажется нам привычным, претерпевало на протяжении истории Церкви множество нестроений, которые были отвергнуты на Вселенских соборах. Именно Постановления Соборов сделали жизнь Церкви стабильной. Это великое для нас наследство, которое мы призваны беречь, как делали это двадцать столетий наши предки.

25 октября Православная Церковь чтит память святых Отцов VII Вселенского Собора.

О соборности Церкви – статья протоиерея Глеба Вольховского

«Верую во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь»,– такие слова мы торжественно произносим за каждой Божественной литургией. Но ведь это не просто слова – это исповедание, то есть образ мыслей, образ жизни, это путь, без которого немыслимо спасение.

Мы как будто это понимаем, но в душах своих исповедуем ли именно такую Церковь?

Очевидно, что не всегда. Если исповедовали бы, то не происходили бы между, казалось бы, церковными людьми разделения и расколы.

Очевидно также, что мы редко задумываемся над значением этих слов или вовсе не понимаем их смысла, который не просто очень важен, я бы сказал, жизненно важен для нас.

Что говорят о Церкви догматы нашей веры? Догматы, напомню,– это определения истины, объявленные Церковью от дней апостольских, для сохранения чистоты веры и учения от чуждых Церкви влияний.

Об этом говорит Священное Писание: «Проходя же по городам, они передавали верным соблюдать определения, поставленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (Деян.16,4).

Согласно этих определений, «Церковь есть общество верующих, установленное Иисусом Христом для спасения людей, которое Он как единственная глава оживляет и ведет к спасению невидимо посредством благодати Святого Духа, а видимо – посредством пастырей, через учения, священнодействия и управление».

Церковь Христова самим названием своим свидетельствует, что она основана Самим Иисусом Христом: «Я создам Церковь Мою,– говорит Господь, – и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18). «…Христос глава Церкви и Он же Спаситель тела» (Еф. 5,23) – эти слова подтверждают, что Сам Христос, а не кто- то другой есть основатель и глава Церкви.

Церковь – это единый Богочеловеческий организм, где Бог и глава, и основатель, а верующие составляют Его тело. «Бог все покорил под ноги Его и поставил Его (Христа) выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота, наполняющая все и во всем» (Еф.1, 22-23).

Церковь свята, так как Глава ее свят и является источником и причиной святости. «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви» (Рим. 11,16).

Церковь состоит из самых разных людей, потому что объединяет всех верующих христиан независимо от их национальности, места жительства и даже времени, в котором они живут – ведь Церковь сама вне времени, Она вечна, как и вечен Сам Бог. Этим Церковь стала соборной. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мр. 16, 15), – заповедал Господь апостолам.

А поскольку Церковь распространилась в Духе Святом трудами апостолов, которые были и первыми совершителями Таинств, соединяющих всех верующих в Духе Святом с Богом, со всей Церковью и друг с другом., то Церковь поэтому именуется Апостольской. «…На основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем», – так пишет о Церкви Апостол Павел в Послании к Ефесянам (2,20).

Первой христианской общиной можно считать самих апостолов, которые собрались вокруг Христа. И эта первая община уже несла на себе верные признаки настоящей Церкви, упомянутые выше.

Вспомните Тайную вечерю, описанную евангелистами. Благо, что иконографическое раскрытие тайной вечери обширно, и дает нам возможность представить себе происходившее более двух тысяч лет назад.

Вот сидит за столом Христос, вокруг Него собрались ученики Его. Христос главенствует, а все ученики равны между собой. Нет ни старших, ни младших, ни более-менее опытных – все равны. Хотя возраст апостолов разнится (по преданию, Иоанну было примерно 16 лет, а Петр уже имел взрослых детей), но перед Христом даже возрастное деление отступило в сторону. Точно такое же равенство сохранилось между апостолами и после Вознесения Христова. Такое же равенство сохранилось и между епископами, рукоположенными апостолами, и между верующими в общинах, которые они возглавляли.

Интересный пример такого равенства есть в Священном Писании. В частности, в книге Деяний вспоминается, как возник в христианской среде вопрос о крещении язычников. Мнения апостолов разделились. Петр под давлением христиан из Иудеи склонялся к мнению, что язычника перед крещением необходимо обрезать по Закону Моисееву. Павел же считал, что не стоит препятствовать в крещении тем, кто не обрезан (Гал.2). Чтобы разрешить это недоумение, апостолы собрались в Иерусалиме на первый собор. Председательствовал на апостольском соборе апостол Иаков, брат Господень. Это и понятно, так как собрание должен кто-нибудь вести, а Иаков был епископом Иерусалимской Церкви. Поэтому, если собор проходил в Иерусалиме, то и председательствовать должен был Иерусалимский епископ. Но мнения как апостолов, так и пресвитеров были выслушаны все в равной степени. В том числе и представителей Антиохийской Церкви, где и зародилось недоумение, никто не умалял. Таким образом, выслушав всех, апостолы выразили соборное мнение, которое и озвучил председательствующий апостол Иаков: « Ибо угодно Духу Святому и нам не возлагать на вас бремени более, кроме сего необходимого…». Это постановление собора освободило язычников от обязанности обрезываться перед принятием Крещения (Деян.15).

Считаю необходимым остановиться на формулировке Постановления: «Ибо угодно Духу Святому и нам…». Присутствие в этом деле Духа Святого свидетельствует о том, что мнение апостолов подтверждает волю Божию, то есть Сам Бог, присутствуя на соборе Своей благодатью, через соборное решение апостолов указал, как должно поступать.

В связи с этим уместно вспомнить слова Христовы: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20). Эти слова говорят о том, что принцип соборности, живущий в Церкви, был заложен Самим Христом.

Для чего нужно соборное решение? Каждому человеку свойственно ошибаться, но когда «двое или трое», или даже больше, то обязательно кто-нибудь укажет на ошибку и решение будет принято правильное.

Этот принцип соборности живет в Православной Церкви с апостольских времен. Когда в Церкви возникали недоуменные вопросы, требующие срочного решения, то созывались Соборы, подавая ясные и четкие определения, по которым Церковь живет по сей день. Догматы формировались на Вселенских соборах, правила канонической жизни и христианского благочестия отчасти на Вселенских, отчасти на Поместных соборах, но обязательно подтверждались Вселенскими соборами.

Попытки нарушения принципа соборности неизменно заканчивались катастрофами. Например, однажды римский епископ возомнил, что он может претендовать на главенствующую роль в жизни всей Церкви. Поддерживаемый светскими властями, он смог подмять под себя епископов, находящихся на западной территории Римской империи. Восточные же епископы воспротивились этому притязанию, нарушающему принцип соборности, который был установлен Самим Христом. «Обида» римского епископа привела к тому, что 16 июля 1054 года римский легат кардинал Гумберт положил на престол храма Святой Софии в Константинополе грамоту об отлучении от Церкви Константинопольского Патриарха Михаила Кирулария от Церкви, что и послужило причиной разделения Церкви Западной и Восточной на Католическую и Православную соответственно.

Но нарушение римскими епископами принципа соборности не прошли для Церкви бесследно. Продажа индульгенции, костры инквизиции, крестовые походы (одним из которых был разорен Константинополь), насаждение веры силой меча, разложение нравственного облика духовенства, симония (от имени Симона волхва, который согласно евангельской мифологии просил апостолов продать ему дар распоряжаться Святым Духом; распространенная в средние века в Западной Европе покупка-продажа церковных должностей или духовного сана, практиковавашаяся папством, королями, крупными феодалами), протекционизм и т.д. – вот некоторые плоды нарушения принципа соборности. Все это происходило с благословения или молчаливого согласия римских пап. Так что Реформация и протестантизм – это, можно сказать, вполне естественный плод игр с соборностью Церкви.

У некоторых может возникнуть вопрос: а какова же роль Патриархов в Православии? Так вот именно в Православной Церкви наивысшие решения принимают не Патриархи, а Соборы. Патриархи только утверждают эти решения, по примеру вышеупомянутого апостола Иакова. Даже Вселенский Патриарх не вправе изменить решения Соборов и влиять на остальных Патриархов и предстоятелей Поместных Церквей, так как он является только «первым среди равных» и, по традиции, Почетным, так как Константинополь когда-то был столицей целой империи. Титул Патриарха как предстоятеля Поместной Церкви обязывает строго блюсти принцип соборности в Церкви.

Но, к большому огорчению, время от времени на местах появляются лже-старцы, лже-духовники или просто бородатые самозванцы, которые смущают простой народ, подстрекая не подчиняться решениям Соборов, игнорировать власть епископа и даже самочинно толковать догматы Церкви. Нужно помнить – какой бы внешне старец или духовник ни был подвижник, как бы красиво ни говорил, какие бы чудеса ни совершал, его мнение не выше соборного слова, так как только в этом слове звучит Воля Божия, и ни один человек не имеет права этой Воле противостоять.

В этом контексте справедливым будет вспомнить слова Христовы о суде над такими лже-духовниками, разрушающими принцип соборности: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я не знаю вас: отойдите от меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 22-23).

Поэтому , где не чтут Соборов, будь то Вселенских, Поместных или архиерейских, там нет Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Там лишь кучка сектантов под внешне благочестивым околоцерковным соусом!

А в конце скажу вот что… Мы часто понимаем Церковь как нечто земное, нечто такое, в чем пребываем только мы – люди. Но это не так! Церковь вечна, так как и Ее Глава Бог, не имеет ни начала, ни конца. Даже до творения человека Церковь жила в Соборности Отца, Сына и Святого Духа. И догмат о Боге едином по Существу и троичном в лицах свидетельствует об этой Соборной Церкви. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой дух; и Сии три суть едино» (1Ин.5,7).

Адам стал гармоничным продолжением этой Соборной Церкви, являя ее Богочеловечность. Да-да, Адам был до грехопадения Богочеловеком, сотворенным по «образу Нашему, и по подобию Нашему» (Быт.1,26-27), то есть по образу и подобию Бога! И в этом проявляется соборность Бога и человека.

Но и после грехопадения Бог не лишал человека возможности быть причастным соборности с Собой. Вспомните явление Троицы Аврааму или благословение его священником Бога Живаго Мелхиседеком, в котором духовно просматривается благословение Самого Бога. «Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109,4). Апостолам Господь обещал накануне Своих страданий: «Не оставлю вас сиротами: приду к вам» (Ин.14,18)., указывая на соборность человека с Богом через Церковь, которая делает его не сиротой, но чадом Божиим.

И, наконец, Сын Божий, Господь Иисус Христос, Своим вочеловечением окончательно подтвердил соборность Бога и человека, ведь неспроста Он назывался также вторым Адамом (1 Кор.15, 45, 47), напоминая о призвании обóжения человека. «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс. 81.6).

Так что в соборности Церкви Христовой ясно просматривается соборность Бога и человека. И, нарушая соборность Церкви земной, человек пресекает свою соборность с Богом, лишая себя возможности войти в Церковь небесную, торжествующую.

Летописец№ 9 (09), 2009

Поделиться: