От Рождества – до Креста

Чудны дела, Твои, Господи! Воистину чудны…

За что Ты любишь нас и почему спасаешь? Разве мы достойны Твоей Божественной Любви? Зачем, ведомый любовью Своею, оставил Ты Свои Небесные чертоги и пришел на землю? Разве достойны мы Твоего посещения? Зачем Ты с младенчества страдаешь за нас? Не мы за грехи свои, а Ты, Безгрешный, за нас! Где же тут справедливость?

Почему Ты, Царь Вечности, должен спасаться от злобы царя земного, Ирода, вознамерившегося погубить Тебя? Почему не он бежит от Тебя, спасаясь от Твоего Лучезарного Света, но Ты бежишь от него? Почему не караешь злобного царя? …

Потому что Ты Любовь и пришел не карать злодеев, но спасать грешников, из которых я первый. Это ради меня Ты пришел, и ради него, Ирода. И это я, как Ирод, вместе с ним гоню Тебя от себя своими грехами.

Почему Ты, Господь Вседержитель, уничижил Себя и принял на Себя образ раба? Это мы должны уничижаться, поклоняться и служить Тебе. Но уничижился Ты, а не я. Это ради меня Ты уничижил Себя. И в уничижении Ты отложил до времени употребление Своей Божественной власти и силы. А я не понимаю этого. Не хочу понимать. Не хочу видеть. Как и Ирод, в ослеплении страстей решается на преступление, так и я хочу творить только свою волю, преступая Закон. Страсти не только ослепляют, но и заглушают. Совершенно заглушают совесть, потемняют разум. Безумием исполнено сердце – и нет в нем любви.

Почему бежишь Ты в Египет? Разве Ты не Царь Вселенной, и разве земля – не подножие ног Твоих? Но ты бежишь потому, что не имеешь здесь на земле, сотворенной Тобой, пребывающего града земного, не имеешь даже, где главу подклонить. Хозяин всего, Ты здесь как странник и пришелец. А я, как Ирод, считаю, что что-то свое имею здесь на земле. За это и держусь, к этому привязан сердцем. Какое уж тут Небо? Я, будучи странником и пришельцем на этой земле, живу так, как будто я хозяин всего. Чего? А ведь кроме своих страстей, ничего больше нет у меня, а то, что есть, вскоре отнимется.

Почему здесь, на земле, Ты одинок и почти никого нет у Тебя? Ведь все во Вселенной Твое, и все мы должны быть Твоими и с Тобой. Почему из всех, с Тобой только двое – Мария и Иосиф? Где же все? Где же я? Они с Тобой потому, что любят Тебя. Потому, что верят в Тебя и верят Тебе. Потому, что надеются на Тебя. А я, как Ирод… Люблю только себя, верю только себе и надеюсь только на себя. Будучи ничем, делаю и считаю себя чем- то. Безумный. В любую ночь или в любой день, душу мою могут отнять у меня, а я вовсе не хочу помнить об этом.

Я даже не задумываюсь, чем родители Твои, которые в Рождестве с Тобой и те, кто будет с Тобой возле Креста и после Креста, отличаются от меня? Чем? Проще сказать, чем я отличаюсь от них. А я отличаюсь всем. Как нет во мне такой веры, надежды и любви, так нет и полной преданности и послушания Тебе, Твоей Божественной воле. Не могу я сказать с Марией, Матерью Твоею: «Се раба  Господня» и «буди ми по глаголу Твоему». Я отличаюсь всем. Отличаюсь смертью. Но поэтому Ты и пришел, чтобы смерть победить, чтобы я не погиб, но имел Жизнь.

Мудрость Твоя не такая, как человеческая. Она тоже отличается от нашей. Она исполнена Любовью. Истинной Любовью Отца к неразумным детям. И в этой любви Ты идешь на все. Идешь на все ради нас, ради Твоих детей. Ты нам протягиваешь руку спасения. Твоя протянутая рука в Твоем уничижении, в Твоем страдании, в Твоей смерти. Ты даешь и даешь мне возможность признать Тебя, Владыку Вселенной и Царя Вечности, и в Твоем бегстве от Ирода, и в образе раба, и в лике ничего не имеющего странника… и на Кресте. Ведь какая заслуга признать Тебя, Бога, когда Ты явишься во славе? Мы и перед земными владыками лебезим. Но признать Тебя Богом, победив в себе гордость, склонившись перед Твоим уничижением… В этом Твоя протянутая рука спасения. И поэтому Ты пришел к нам, ко мне в Своем рабском воплощении, являя все величие Своего Божества и всю безграничность Своей Отцовской Любви.

Прости меня, Господи, ибо не ведаю, что творю.

Протоиерей Георгий Вольховский

Летописец№ 3 (13), 2010

Поделиться: