Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Как много в этих словах самой светлой, чистой, несказанной радости сердечной. Эти слова составляют величайшую святыню сердца нашего, потому что в них — вся сущность нашей веры, вся крепость нашей надежды, вся сила нашей любви к Спасителю Воскресшему. Радость и святыня именно сердца, ведь Пасха Христова, Его Воскресение, — это не только историческое событие, это Воскресение Жизни и Любви в сердце того, кто встретил Христа, в ком воплотился Христос, в ком Он реально живет, Своим Воскресением давая уверенность в воскресении нашем. Ведь если Христос Воскрес и Он в нас, то как же нас не воскресит?! Воскресит!

Что означает слово «Пасха»? Когда оно впервые появилось, изменилось ли его значение сейчас?

- Слово «Пасха» – это эллинизированная форма еврейского слова «песах», что значит «прохождение», «пощада». И первоначально, у древних евреев, этот праздник был посвящен тому библейскому событию, когда ангел погубляющий, видя кровь агнца на дверных косяках и перекладинах, проходил мимо и щадил еврейских первенцев. У евреев этот праздник назывался также хаг-хаммаццот то есть «праздник опресноков». Опресноки, хлебы без закваски, должны были напоминать еврейскому народу о его призвании быть народом чистым, святым, свободным от закваски языческой. Вкушали  с горькими травами и однолетнего агнца (из овец или коз) без порока.

Эта ветхозаветная пасха послужила прообразом Пасхи Христовой, где Агнец пасхальный является прообразом Иисуса Христа, принесшего себя в жертву искупления всего человечества от рабства греха и смерти, заклание агнца и вкушение его – прообраз страданий и смерти Христа на Кресте и вкушение Тела и Крови Его в Таинстве Евхаристии. А опресноки прообразовали и изображали чистоту духовной жизни во Христе Иисусе.

Как христианский праздник, установленный апостолами, Пасха первоначально посвящалась смерти Иисуса Христа и праздновалась в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, по сказанию евангелиста Иоанна Богослова, последовала крестная смерть Иисуса Христа на Кресте. Поэтому в Священном Писании Христос называется Агнцем Божиим, Агнцем Пасхальным, Пасхой. Отцы Церкви сохраняют за Ним это название, взяв за основу греческое слово «Пасха», означающее страдание.

Несколько позднее, с средины II века, чествование праздника Пасхи приобрело еще одно значение, которое с V века стало посвящаться и усвояться уже не смерти Христовой, а исключительно Воскресению Иисуса Христа, совершившемуся по прошествии иудейской субботы, когда Господь своим страданием и «смертию смерть попрал». Светлое Воскресение получило название «царя дней», «праздника праздников».

– Что в Ветхом Завете говорилось об Иисусе Христе и Деве Марии?

Среди целого ряда ветхозаветных откровений о Христе и Деве Марии можно выделить самое первое, данное человеку Богом еще в раю о том, что семя жены сотрет главу змия, то есть от жены произойдет Потомок – Спаситель мира. Это написано в книге Бытия 3.15. И это пророчество сбылось Воскресением Христовым, когда «Воскрес Христос – и ад низложился; воскрес Христос – и пали бесы; Воскрес Христос – и мертвого ни одного во гробе». Так писал в своем слове на Пасху святитель Иоанн Златоуст.

– Что лежит в основе Православной веры?

Православие христоцентрично. И в основе Православия лежит Боговоплощение, воплотившийся Сын Божий. «И Слово стало плотью…» (Ин. 1.14), – пишет апостол Иоанн Богослов. Это Богочеловек Иисус Христос. Это «Божество положило на Себя печать человечества, – пишет преподобный Ефрем Сирин, – чтобы и человечество украсилось печатью Божества». Боговоплощение – это не только событие истории, когда совершилось великое таинство: Сын Божий, второе Лицо Святой Троицы, Бог Слово, становится Сыном Девы, Сыном человеческим, не разлучаясь Божества. Как поется в одном церковном песнопении: «…человеком бывает Бог, да богом Адама соделает». Сам Бог делается человеком, чтобы человека сделать богом! Обожить! И это событие, Боговоплощение, однажды свершившееся, совершается и доныне. Бог Иисусом Христом предлагает обожение каждому из нас. Христос реально, а не на словах, должен быть в нас. Воплотиться в каждого из нас. И мы можем сделаться причастниками Божественного естества, соединиться с Богом, приобщаясь Святых Тайн Тела и Крови Христовых. Поэтому и соединяются все, кто истинно последует Христу, с Ним в Святом Причастии. Новый Завет — в Его Крови, и эта Кровь — в нас. Мы становимся причастниками Нового Завета, Завета Любви и причастниками Вечности. И, соединяясь со Христом, имеем во Христе обожение. Это есть великое «еже о нас таинство». Смерть не властна над Богом. Христос «смертию смерть попрал». И если в нас Бог, то и мы Христом смертию смерть преодолеем. Это и наполняет каждого Пасхальной радостью Воскресения Христова. Когда в нас Бог, мы можем сказать вместе с апостолами, что «видим славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1.14). И нам уже не нужно иных доказательств. Доказательство в нас. Это Воскресший Христос. Многие и не подозревают, сколь много теряет человек, не причащающийся Святых Тайн. В нем нет Христа, нет Боговоплощения, нет Жизни… Такой человек не имеет в себе ничего. А после смерти потеряет и то, что имеет при жизни, саму жизнь.

– Почему праздник Пасхи предваряется Великим Постом? В чем, кроме пищи, православные ограничивают себя во время поста?

- Не только постом, но и молитвой. Без молитвы пост – просто диета. А ведь пост заповедан Самим Богом. У пророка Иоиля сказано: «но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании… назначьте пост» (Иоил. 2.12,15). Сам Спаситель постом начал дело устроения нашего спасения. «Подобно и все, ходящие во след Спасителя, на сем основании утверждают начало своего подвига, – пишет преподобный  Исаак Сирин. – … Если постится Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать Закон?». Постом приготовляет христианин душу свою для соединения с Богом, приводящим к обожению человека, нас с вами. Молитва же есть возношение души к Богу с верою, надеждою и любовью. А пост есть воздержание от всего, что препятствует душе возноситься к Нему. То есть ограничение того, что привязывает нас к земле. Умеренность в пище, в питии и других необходимых потребностях жизни. Но главное в посте – совершенное удаление от того, что не должно занимать душу: гнев, вражда, зависть, ненависть и другие греховные возмущения и страсти. Пост приготовляет человека к молитве, помогая встретить Бога. А молитва, вознося душу человека к Богу, соделывает человека орудием благодати Божией, привлекая в душу его Дары Святого Духа. «Чего только не исцеляет пост? – пишет Святитель Иоанн Златоуст. – Какого душевного недуга не уничтожает? Изгоняя пресыщение и надменность, он обновляет сердце; уничтожая роскошь, подавляет пыл гнева; утишает жестокую ненависть, снимает бремя вожделений, уничтожает горячку страстей, изгоняет надменное тщеславие, отгоняет бесовские заботы, снимает пелену с глаз, очищает душевные и телесные чувства… Дает в награду блудницам – целомудрие, пьяницам – трезвость, скупым – щедрость, сребролюбцам – братолюбие и гостеприимство. И что важнее всего – животворя, он приближает к Богу». А как еще лучше подготовить душу к принятию благодати Воскресшего Дарителя Жизни?!

– Каковы особенности богослужений во время поста и во время Светлой седмицы?

- Великий Пост – время исключительное в богослужебном круге церковного года. Состав церковных служб, их порядок, молитвы, песнопения и напевы, поклоны и обстановка храма…-  все несет в себе покаянно-умилительный дух Поста, который, для внимательных посетителей церковных служб, чувствуется уже с Недели мытаря и фарисея, постепенно все более углубляясь и расширяясь. Богослужения же Светлой седмицы, проникнуты радостью Воскресения. Часы, богослужение, которое обычно читается, заменяются на Пасхальной Литургии радостным пением избранных стихир из Пасхального канона. Чтения совсем нет – все поется, что созвучно с ликованием исполненной радостью нашей души. Царские врата, как и северные и южные двери алтаря, остаются все время открытыми. Это в знак того, что небо нам ныне отверсто. Пасхальная Литургия вся проходит в радости и легкости духовного подъема. Заканчиваются богослужения Светлой седмицы ликующим: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!». Церковь Христова, исполненная радости и красоты, ныне празднует и зовет всех прийти на пресветлое Торжество Любви: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Отк. 22.17). Эта вода Жизни и есть Христос – Новая Пасха, Жертва Живая, Агнец Божий, взявший грехи мира.

– Когда празднуется Вознесение Господне?

- Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, празднуемое Церковью на сороковой день после Его Светлого Воскресения, это завершение Его земного служения. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым каждому человеку, воплотившему в себе Христа, возможность воскреснуть во славе, Господь совершил и большее. В Своем Лице Он вознес человеческую природу, включая и тело человека, к самому Престолу Отца. Тем самым Господь открыл каждому из нас, если мы того возжелаем и последуем Ему, возможность по всеобщем воскресении вознестись в высшую обитель света к самому престолу Всевышнего, в Его Царство Вечности и Любви.

Что бы Вы порекомендовали прочитать из произведений художественной литературы о православных традициях?

- Граф Михаил Толстой, А. Шиллер-Михайлов, Б. Ширяев, С. Нилус, И. Шмелев, И. Бунин, С. Бехтерев, Ф. Тютчев, Н. Лесков, С. Хомяков…

– Раньше было принято считать Православие религией старушек? А сейчас?

Так может рассуждать только тот, кто совершенно не знает Православия, не знает Православного вероучения, Православного богословия, не читал того огромного пласта Православной святоотеческой литературы, которое раскрывает состояние человеческой души, кто в жизни следует более своим желаниям и «разуму надменному», а не тому, что необходимо для спасения души. И воспринимает, по своему незнанию, невежеству духовному и гордости, Православную веру только через внешнее поклонение, совсем не рассуждая о Святых Тайнах Тела и Крови Иисуса Христа, о Боговоплощении и обожении. Спросите таких, что они знают о Православии? Ничего! Таким людям трудно оставить ложные определения своего разума и отдаться простому и трепетному чувству присутствия Бога Живого, которое имеют эти самые старушки. В этом ущербность веры тех, кто полагает, что Православие устарело. Ущербность в том, что они, в отличие от старушек с их простотой верой и любовью, лишают себя Христа.

– В чем радость Православной веры?

- В Боге Живом.

– В наше время, когда «потеряны» все герои, с кого мы «делали» жизнь, возможно ли утверждение — с Христа?

- Отвечу словами преподобного  Макария Египетского: «Если Бог на земле шествовал таким путем, то и ты должен стать Его подражателем. Так шествовали и Апостолы и Пророки… Ибо апостол Духом Святым говорит: подражайте мне, как я Христу (1Кор.4.16). И святитель Игнатий (Брянчанинов) добавляет: «Образец чистоты, до которой мы должны достигнуть, совершен. Он – Господь наш Иисус Христос. «По примеру призвавшего вас Святого, – пишет Апостол, – и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: Будьте святы, потому что Я свят (1Пет.1.15-16)».

На вопросы редакции журнала отвечал протоиерей Георгий Вольховский, настоятель храма в честь святого равноапостольного князя Владимира Днепропетровской епархии УПЦ.

Источник: Всеукраинский журнал»Время. События. Люди.» , № 2(3), 2004 (март-апрель). – с. 42-43.

Поделиться: