Детство – основа всей жизни

Попадая в непростые ситуации, мы не можем понять, почему так произошло, почему именно с нами, откуда такая невезучесть? Кто-то говорит о Божием наказании, а иногда и несправедливости, кто-то говорит о тяжелой судьбе, кто-то обвиняет родителей… Кому-то не хватало заботы, кому-то внимания, кому-то тепла, а кто-то провел детство в обидах и унижении…

Все чаще психологи и врачи, устанавливая диагноз, возвращают нас в детство, просят припомнить наиболее яркие ситуации, эпизоды, разочарования, просят вспомнить об условиях, в которых сформировался характер. Детство – основа всей жизни, ее фундамент, и он должен быть максимально прочным и надежным. Если в памяти всплывают картины полного негатива, ничего приятного и радостного не удается припомнить – значит все наши беды и несчастья родом из детства. Одним из очень непростых и ответственных этапов для каждого человека является школа, в ней проходит детство, подростковый возраст и начинается юность. Как сделать, чтобы избежать разочарований, с наименьшими трудностями преодолеть первую ступень – первый класс? Как избежать отрицательных реакций на одно упоминание о школе?…

Особенно труден этот период для детей, чья жизнь напоминает мощный ураган: ребенок крутится, вертится, носится, сметая все на своем пути… Родители, конечно, в панике… Многие из них эти детские фокусы списывают на капризы, непослушание, дурной характер, невоспитанность. Сложные дети вызывают у взрослых раздражение, их ругают, ругают, ругают… Без устали… Но никто из взрослых, думаю, никогда не задавал себе вопрос: А выдержал ли бы взрослый столько нотаций и как реагировал бы на них?… А ведь гиперактивность ребенка уже давно известна как медицинская проблема… Так что не нотации тут нужны, а разумный подход к решению проблемы.

У сына родилась двойня – две девочки. Совсем разные. Мою внучку Машеньку мама называла девочка-фейерверк. Она ни минуты не сидела спокойно, вскакивала, прыгала, что-то и кого-то изображала (зверей, птиц, героев мультфильмов), не контролировала свои эмоции, реакцию на происходящее. Мы понимали, что главное в воспитании девочки – разглядеть все остальное, скрытое за фейерверком, опираться на те качества, которые в ней являются лучшими: доброта, щедрость, искренность, незлобивость, отходчивость. Стараясь подмечать постоянные успехи и достижения, подхваливая Машу, мы успешно справились с ее внутренним вулканом, направляя ее энергию в нужное русло. Обнять и прижать к себе ребенка в трудной ситуации гораздо важнее, чем сделать замечание и рассердиться.

Пока ребенок знает чувствует и знает, что кто-то верит в него, надеется на позитивные перемены, до тех пор у него сохраняется стимул к самообузданию и самовоспитанию. Многого можно добиться, поддерживая и поощряя ребенка.

Воспитывая детей, мы воспитываем себя. Нужно глубоко, душой понять проблему, проявить мудрость, доброту, терпение, разумную строгость и помнить, как сказано в Священном Писании: «Да не смущается сердце ваше». Чем больше тепла и любви мы подарим нашим детям, тем счастливее они будут в жизни.

Если в семье растет гиперактивный ребенок, не бойтесь опоздать! Не надо спешить отдавать ребенка до шести лет в группы, где обучение построено по школьному принципу: сиди за партой, пиши, выполняй задание. Это требует усилий, концентрации внимания, усидчивости. Для этих детей наиболее удачная форма занятий – игровая. Да и в свободное время дедушкам и бабушкам надо чаще проводить с внуками на свежем воздухе, в движении. Такие совместные прогулки, походы и жизнь продлевают, и контакт с детьми устанавливают.

С самого раннего возраста, как только мои внучки-двойняшки начали ходить я старалась как можно дольше проводить с ними время вне дома. Мы ходили пешком, обходя квартал, потом – дальше, а к пяти годам путешествовали столько, сколько позволяло время. Во время таких прогулок мы беседовали обо всем, пели песни моего детства, изучали достопримечательности города, обсуждали мультфильмы, а позже, когда они научились читать, – совместно прочитанные книги. Я вникала в их детские проблемы, интересовалась увлечениями, делилась опытом, а они бескорыстно делились со мной своей любовью.

Дедушки и бабушки! Нет большόго счастья и радости в сидении на лавочках во дворе. Дарите свое время внукам, они продлят вам жизнь, подарят счастье и радость.

Я не считала зазорным в свои 55 лет играть с внучками в футбол, научила их прыгать со скакалками, играть в классики, шашки, лото, читать. И девочки научили меня многому…

В том, что современные дети не читают книжек, виноваты мы, взрослые, телевидение, компьютер. Если ребенок не читает, речь его бедна, невыразительна, примитивна. Начинать работу по развитию речи ребенка надо очень рано – еще тогда, когда дитя находится в утробе матери. Как? Разговаривать с ним, говорить добрые, нежные слова, петь, читать молитвы… А когда ребенок родится, продолжать эту работу. А потом, как только малыш подрастет, рассматривать картинки, объяснять, что на них нарисовано, рассказывать, придумывать, пересказывать, показывать цифры, буквы, которые потом сольются в слова, прочитанные самостоятельно: мама, папа, сама… А главное, поощрять малейшую заинтересованность. Мы обязаны пройти эту дорогу вместе с детьми. А не так…

– Папа, я научился читать! – восторгу нет предела…

– Хорошо! – сказал папа и… уткнулся в телевизор.

Не такого ответа ожидал ребенок, не такой реакции. А если бы папа улыбнулся, обнял ребенка, предложил открыть книжку и прочитать два-три слова, предложения, сам прочитал страничку-две, малыш усвоил бы всю важность чтения, своего успеха, и, может быть, через некоторое время родитель порадовался бы тому, что у его ребенка есть такое увлекательное занятие, как чтение книг.

Воспитание и успешное обучение детей не может состояться без участия родителей. С первых дней обучения в школе родители должны быть особенно внимательны к детям. Интересоваться необходимо всем: какое настроение, с кем подружился, что нового узнал, во что играл, что особенно понравилось. Односложные ответы и плохое настроение должны насторожить родителей, особенно родителей первоклассников. Эти дети очень часто расстраиваются и плачут, как нам кажется, по пустякам. «Я не пойду в класс, там нужно писать… Я не хочу…» – и плачет… Учительница начинает урок. Я забираю Игоря в класс для индивидуальных занятий, там тихо, спокойно, уютно. Предлагаю посмотреть его прописи вместе, отмечаю успехи в письме, аккуратность в записях. Мальчик перестает всхлипывать и вместе со мной рассматривает свои записи. Улыбаюсь ему и убеждаю, что научиться писать – не такая уж большая сложность, и он сейчас сам в этом сможет убедиться. Мы начинаем обводить по контуру рисунки, «конструируем» буквы, соединяем элементы. Мальчик убеждается, что у него все получается и с удовольствием придумывает слова с изучаемыми буквами и включается в игру. В последующие дни Игорь старался встретить меня первым, здоровался и докладывал об успехах…

Для того, чтобы успешно усвоить программу первого класса, необходимо приложить много усилий и не только умственных, но и физических. Через четыре месяца после начала учебного года привели в первый класс Мишу пяти с половиной лет. Мальчик успел побывать уже в нескольких школах, но везде родителям отказали, считая, что ребенок физически не готов к обучению Миша маленького роста, щупленький, но быстрый, сообразительный и коммуникабельный. Родители упорно настаивали на уникальных способностях дитяти. Тестирование показало, что Миша умеет читать, считать, складывать и вычитать, бойко отвечает на вопросы. В классе ребенок охотно работал у доски, участвовал в игровых занятиях, хорошо контактировал с одноклассниками. И только на уроках письма ровно через семь минут после начала урока Миша терял всякий интерес к происходящему, вставал, ходил, ложился на парту, играл учебными принадлежностями. Фиксация позы требует от малыша большого усилия, а на саму учебу сил может и не хватить. Так случилось и с Мишей – для обучения в первом классе ребенок физически не созрел.

Внимательные и разумные родители прежде всего заботятся о здоровье ребенка, а не ублажают свои амбиции.

Желаю всем родителям, дедушкам и бабушкам мудрой заботы, строгой простоты, любви и терпения в воспитании самых удивительных созданий на свете! А главное – приведите их к Богу!

Р.Б. Светлана Подолинная, мама, бабушка, учитель

Летописец№ 12 (33), 2011

Поделиться: