Размышления о душе (часть 1)

Братья и сестры во Христе! По благословению отца Георгия с Божьей помощью надеюсь оказать пользу всем желающим серией статей о нравственном состоянии души человека, особенностях его характера. Нрав и характер человека начинают формироваться еще до школы и проявления их запечатлеваются в душе на всю жизнь так прочно, что порой даже люди воцерковленные, регулярно многие годы приступающие к Таинствам, находятся в плену у своих страстных привычек, не осознавая этого. Уверенно говорить об этом позволяет прежде всего мой опыт самонаблюдения, а также профессиональной многолетней работы в качестве врача-психиатра, психотерапевта, психолога, консультанта православной службы доверия. Многолетнее сотрудничество со священниками, направляющими ко мне на консультацию своих чад во Христе, обращение за консультацией многих воцерковленных людей неизменно убеждает меня в необходимости для каждого христианина всеми силами познавать свою душу. Да и как же иначе, если образ Божий, по учению святых отцов, прежде всего и главным образом относится к душе человека, в которой образ Божий сильнее, нежели у ангелов! Чтобы лучше очистить всем нам образ Божий в собственной душе от страстей, предлагаю серию статей, в которых мы будем рассматривать особенности характера – акцентуации и, в более тяжелых случаях, его болезненные расстройства (психопатии в советской литературе).

Греческое слово «характер» и славянское слово «нрав» обозначают сходные явления в душе человека и внешних проявлениях души – поведении человека. И первое, и второе понятие говорят о человеке не с точки зрения его ума, интеллекта, а с точки зрения его воли, эмоций, мотивов, которые отражаются в деятельности – в словах и поступках. Между тем эти понятия принципиально отличаются. Кратко рассмотрим их для того, чтобы дальнейшее рассуждение оказалось полезным.

Слово «характер» больше отражает мировоззрение язычника и ученого-атеиста: этот термин рассматривает человека как вещь, явление в ряду множества других вещей и явлений, одушевленных и неодушевленных, при этом под характером понимаются отличительные особенности, свойства. Характер состоит из привычек и установок. Привычка – это сложившийся способ поведения, т.е. то, что делает человек обычно изо дня в день, как ведет себя в известных ситуациях. Так, в нашем преимущественно языческом обществе принято на грубость отвечать большей , грубостью, на благодетельность -

неблагодарностью, на поучение старших – непослушанием, протестом… Во всем принято продемонстрировать свои преимущества, все вообще принято обсудить в смысле осудить и оболгать… Если человек поступает в нашем обществе таким привычным образом, если привычно проводит свой досуг (у телевизора, компьютера, с сигаретой и спиртным и т.д.), если привычно стремится меньше работать и больше зарабатывать, то его привычки ничем не выделяют такого человека из миллионов других. И если человек регулярно молится, постится, посещает богослужения в храме, исповедуется и причащается Святых Таин Христовых, то это тоже обычное поведение верующего человека, характерное для многих. Иногда, к сожалению, первые привычки совпадают с последними – на то они и привычки, выработанные годами…

Таким образом, привычка – внешнее проявление характера – мало говорит о душе человека. Привычка лишь утверждает, что человек обычный или необычный (об этом ниже) в условиях данного общества в данное время. Гораздо важнее отношение человека к своим привычкам, к своим поступкам, точнее предрасположенность души к совершению тех или иных дел – это называется установкой. Совершенно очевидно, что один человек может каяться в своей привычке грубить, а другой считать это хорошим поступком сродни мужеству. Установка первого ослабит неугодную привычку, на ее месте появится новая, более благожелательная; установка другого укоренит и усилит привычку. Таким образом, мы подошли к вопросу нравственного выбора – и становится очевидным, что слово «нрав» гораздо яснее определяет душевное состояние человека. Нрав человека – это, прежде всего, его свободный сердечный выбор, за которым следует воля человека. Именно сердцем, органом души по святоотеческому учению, человек осуществляет свой нравственный выбор: выбирает волю Божью, добро, или волю иную, зло. «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят», – утверждает Заповедь блаженства. А сердечная нечистота ведет к формированию греховных навыков – страстей, которые проявляют себя в нашем привычном поведении, привычных установках, безнравственных нравах…

Для православного христианина его сердце не просто нравственный орган – это поле брани. Исцеление сердца: смягчение, очищение, орошение слезами благодатью, – это дело жизни. Но начинается это дело с того, что сердце надо почувствовать, надо заметить свой нравственный выбор, надо обратить внимание на свой нрав, осознать свои привычки и установки. Окружающие могут помочь нам в этом – искренний друг всегда поможет другу преодолеть слабости, недостатки, пороки. Но нам необходимо учиться и самим замечать в себе это, иначе каменное сердце, гордый и помраченный ум не примут даже самого доброжелательного совета, отринут любое проявление любви.

В светской психологии принято говорить об акцентуациях характера (от латинского слова «акцентус» – ударение), т.е. об особенностях характера, которые в той или иной мере присущи каждому человеку. Выделяют около десяти типов акцентуаций, которые уникальным образом сочетаются в каждом человеке. Это практический подход, который позволяет в ходе наблюдения (в т.ч. самонаблюдения) или путем несложного тестирования определить особенности характера человека, а значит, его вероятные нравственные качества, привычки и установки. Это не значит заклеймить или осудить человека, указав ему на недостатки; это не значит потешить его самолюбие, указав на сильные стороны характера. У человека появляется еще одна возможность присмотреться к себе, к своему нраву, почувствовать свое сердце.

Тема эта очень актуальна еще тем, что вовремя (в школьные и студенческие годы) не распознанные в себе акцентуации характера могут с возрастом усугубляться – страсти все сильнее порабощают нашу душу, если мы этому не противодействуем. Тогда деформированная душа становится причиной неадекватного, часто криминального поведения. Речь уже идет о расстройстве личности. Это уже психическое расстройство, удел психиатрии, наркологии и психотерапии (в нашем обществе чаще правоохранительных органов и пенитенциарной системы). И хотя таких людей в современном обществе не менее 10% (и количество во всем мире нарастает), светская практика так и не осознает, что только духовное исцеление в лоне Церкви Христовой может привести к благополучию души. Однако и православные христиане не должны пренебрегать знаниями психологии.

Р.Б. Александр Лифинский

Летописец№ 3 (36), 2012

Поделиться: