Кто пророчествует, тот назидает церковь (1 кор. 14.4)

Азы Православия

Что такое пророчество?

Это определение можно разложить на составные части и рассмотреть каждую часть, опираясь на Священное Писание: 1. Пророчество — Божье слово, изреченное Господом через Его избранный сосуд: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1.21).

2. Пророчество — Божье слово, изреченное Господом с целью научить, обличить и исправить или утешить человека или группу людей: «…кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание (наставление) и утешение» (1 Кор. 14.3); «…кто пророчествует, тот назидает церковь» (1 Кор. 14.4).

3. Пророчество — Божье слово, обращенное к человеку или группе людей.

- Отдельные личности, к которым были обращены библейские пророчества: Адам: Бытие 3; Авраам и Сара: Бытие 17.16-19; Царь Давид: 2 Царств 12.1-14; Иисус Христос и многие другие.

- Группы людей, к которым были обращены библейские пророчества: израильский народ (пророчества Иеремии); язычники (например, ниневитяне — жители языческого города); Церковь Иисуса Христа христиане; человечество целиком.

Следующий отрывок содержит в себе рассмотренное определение понятия «пророчество»: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3.16-17).

Кто такие пророки?

В иудео-христианском богословии пророки — провозвестники воли Бога, проповедовавшие на территории древних Израиля и Иудеи, а также в Ниневии и Вавилоне среди евреев, ассирийцев и вавилонян в период приблизительно с последней четверти VIII веке до н. э. до первой четверти IV века до н. э.

«Пророки, в собственном смысле, суть непритворные истолкователи Божественной воли, или чрезвычайные учители ветхозаветной Церкви, право учения и действования коих не основывалось ни на праве преемства и закона (Мал. 2.7), ни на собственном их просвещении (Амос. 7.14,15; 3Цар. 19.19), или свободном избрании своей должности, но на повелении Божием, которое побуждало их известным образом учить и действовать», — писал святитель Филарет Московский.

Пророки назывались по-разному:

Прозорливцами (1Цар. 9.9 – «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: ‘пойдём к прозорливцу’; ибо тот, кого ныне пророком, прежде назывался прозорливцем»);

Провидцами (Амос. 7.12 – «И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй»);

Стражами (Иер. 6.17 – «И поставил Я стражей над вами, сказав: «слушайте звука трубы». Но они сказали: «не будем слушать»; Ис. 56.10 – «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать». Пророки назывались стражами, потому что они должны были бодрствовать и предупреждать свой народ об угрожающей ему опасности);

Пастырями (Зах. 10.2 – «Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря»; Иеремия 23, Иезекииль 34. Пророки назывались пастырями, потому что должны были заботиться о порученных им Богом овцах Израилевых – народе Божьем);

Мужами Божьими (3Цар. 17.24 – «И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно»; 2Пет. 1.21– «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»).

Практически все наследие библейских пророков входит в христианский сборник канонических книг пророков и в этом качестве является частью Библии.

Библейских пророков делят на две группы: ранние пророки (до VIII в. до н. э.) и поздние пророки (VIII–IV вв. до н. э.). Ранние пророки книг не писали (или их сочинения не сохранились), поэтому книги ранних пророков (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств) – исторические по содержанию, о деятельности пророков там лишь упоминается. В христианской традиции эти книги относятся к числу исторических, а не пророческих. К числу ранних пророков относятся Самуил, Нафан, Илия, Елисей, кроме них в Библии упоминается еще множество пророков.

Собственно пророческими являются лишь книги поздних пророков. При этом в христианстве к числу пророческих относится книга Даниила.

Пророки поучали, вразумляли, обличали и руководили своими современниками в народе израильском. Они предвозвестили дни Господа Иисуса Христа. Это второе предназначение пророков для нас особенно ценно, потому что в них мы видим, как они издалека истории, за тысячу слишком лет, предвозвестили дни сии.

Говоря об этих пророках, начиная с Самуила до Малахии, мы имеем своей целью коснуться только внешней стороны их служения и их личности, потому что и эти сведения для нас, людей любящих Священное Писание, имеют свое важное значение. И по понятным причинам, эти данные из жизни пророков собраны с большим трудом и представляли большие трудности для исследователей, но все же кое-что возможно установить.

Знание времени и условий, в которых жил тот или другой пророк, поможет нам лучше понять смысл его поучений и его действий.

Начнем рассказ с пророка САМУИЛА (в переводе – испрошенный от Бога). Известны имена его родителей: мать Анна и отец Елкана. Анна в великом молитвенном подвиге выпросила Самуила у Господа (1 Цар. 1.9– 28; 2. 1–11), а когда Господь даровал ей дитя мужского пола, она нарекла ему имя Самуил, т. е. испрошенный от Бога, и посвятила его служить Богу при скинии. Это было начало его служения приблизительно с 1110 до 1050 года до Рождества Христова.

Самуил был последним судьею Израиля, писателем его священных книг и молитвенником за народ перед Господом (1Цар. 12.23).

Он принял служение судьи Израиля сейчас же после смерти скоропостижно умершего первосвященника Илии. Причем Самуил был очень влиятелен и силен перед Богом и Его народом (1Цар. 3.19–20). Он был судьею Израиля до самой старости (1Цар. 8. 1), после чего он поставил судьями своих сыновей, но они оказались людьми недостойными. По настойчивой просьбе народа израильского, Самуил вынужден был поставить ему царя. Первым царем Самуил помазал Саула, из колена Вениаминова. После падения Саула Самуил, по указанию Господа, помазал в цари Давида. О смерти Самуила повествуется в 1Цар.25.1 и 28.3.

Есть данные утверждать, что Самуил написал книгу Судей, книгу Руфь и часть 1-й книги Царств. В некоторых старых рукописях Библии первая и вторая книги Царств называются книгами Самуила. Это, очевидно, потому, что эти книги были дополнены пророками Нафаном и Гадом, воспитанными в школе Самуила.

Пророк Иеремия (15.1) говорит, что Моисей и Самуил, как ревностные ходатаи перед Богом, молитвенники за народ израильский, стоят оба на очень высокой ступени в этом служении. И они оба сделали много для народа израильского. Им обоим Израиль обязан своей религией и религиозной жизнью. Моисей дал закон, заповеди и устав Израилю, а Самуил уже направил народ на здоровое исполнение всего этого на деле.

Моисей указал формы, а Самуил развил духовный смысл религии, без чего формы могли бы привести только к суеверию (1Цар 4. 3). Самуил основал пророческую школу (1Цар. 9.18–24), которую он возглавлял и через которую влиял на приведение Израиля к здоровому поклонению Богу. И с того времени дух пророческий не угасал в Израиле до самого конца пророческого служения Это было также и в дни пророков Ильи и Елисея, Исайи и Иеремии и т. д. Эти пророческие общества возбуждали и поддерживали в Израиле здоровую духовную жизнь и оберегали его от вредного влияния окружающего язычества.

После Самуила, чрез его помазание, восстал управитель народа Израильского, великий пророк и псалмопевец ДАВИД, который управлял и действовал с 1055 до 1015 года. Не касаясь Давида, как правителя Израиля, мы берем его как псалмопевца, мужа по сердцу Божию, который исполнил все хотения Бога (Деян. 13.22). Псалмы Давида, его хваления Господу, написанные по разным поводам, и теперь поются во время богослужения. А сколько в псалмах Давида славных пророчеств о Господе Иисусе Христе! Давид благоустроил скинию и привел в порядок все ее богослужение, устроил хоры и дал им хороших руководителей. Он же подготовил массу материала для строительства храма, из которого уже сын его, Соломон, осуществил постройку величественного здания храма Богу Израилеву.

В дни Давида выдвинулись два пророка: пророк НАФАН (податель), который обличал Давида в его согрешениях и  оказывал на Давида влияние в управлении народам израильским (2Цар. гл. 7 и 12), и пророк ГАД (счастье), друг Давида, который весьма благодетельно влиял на Давида, помогал ему и обличал его (1 Цар. 22.4–5 и 2 Цар. 24.11–12). Гад же был славным писцом событий в жизни Давида (1 Цар. 29. 29– 30).

Сын Давида СОЛОМОН (в переводе – сын мира) знаменит не только тем, что построил храм для служения живому Богу, а главным образом своей мудростью, которою он действовал в Израиле. Молодой царь Соломон услышал однажды во сне неведомый голос. «Проси, что дать тебе? — сказал ему этот голос. – Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь?.. Выбирай – и сбудется, что ты захочешь!»

Задумался Соломон и, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской славы, ни богатства, ни долголетия. Не хочу и власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце мое будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло и быть справедливым судьей».

И сказал ему голос: «Да будет так».

И стал Соломон мудрейшим среди людей.

И оттого, что он был мудрецом, сделался он и могущественным властителем, и приобрел несметные богатства, и покорились ему все народы, и прославился он на весь мир.

По всей земле шла молва о его великом уме и справедливости. И люди приходили к нему, чтобы он рассудил их споры и тяжбы. Христос сказал о Себе, что здесь (т. е. во Христе) больше Соломона. Соломон действовал в Израиле с 1015 по 975 год до Р. X. При нем Израиль наслаждался могуществом и благами мира. Соломон весьма ценен и как библейский писатель. Он оставил три книги: Книгу Песни Песней, написанную им в молодости, как образ отношений верующей души к Богу и обратно; Книгу Притчей Соломоновых и Книгу Экклессиаста или проповедника, написанную им на склоне дней.

Пророк ИЛИЯ (в переводе – Бог моя крепость) жил и трудился главным образом в дни нечестивого израильского царя Ахава с 925 по 900 год до Р. X.Его служение  было кратковременным, но очень ярким. Илия после себя книг не оставил, но своей преданностью Богу, в дни крайнего язычества в народе, особенно выдвинулся, как ревностный защитник великой преданности Богу живому.

Он впервые выступил перед Ахавом (3Цар. 17,1) с пророчеством о трехлетнем бездождье. Во дни бездождья Илия сначала жил у потока Хорафа, а потом у вдовы в Сарепте Сидонской. У нее он воскресил умершего сына. По прошествии трех лет, по указанию Господню, Илия явился к Ахаву и вызвал на религиозное соревнование языческих пророков Ваала, и посредством низведения с неба огня на жертву доказал истинного Бога на горе Кармил, где весь народ, видя Божье чудо в явлении огня на жертву, предложенную пророком Илией, воскликнул: «Господь есть Бог, Господь есть Бог» (3Цар. 18.16-40).

Далее Илия молился о дожде, которого не было на земле более трех лет, и пошел сильный дождь (1 Цар. 18. 41- 46). Несмотря на явные действия милостей Божиих Израилю, проявленных чрез пророка Илию, порочная Иезавель, жена Ахава, стала гнать Илию, и он убежал от нее сначала в Вирсавию, а потом к горе Божией Хориву, где получил особые указания от Бога, что Божии действия для человеков проявляются не в буре, не в землетрясении, и не в огне, но в веянии тихого ветра (3 Цар. 19.1-14). Далее Господь дает пророку Илие поручение помазать Азаила в цари над Сирией, Ииуя в цари над Израилем и Елисея в пророки вместо себя, что он и сделал (3 Цар. 19.15-21).

Пророк Илия обличает нечестивого Ахава за то зло, которое Ахав причинил Навуфею, и сообщил ему строгий приговор Божий (3 Цар. 21, 1-26), а сыну царя Ахава прорекает о его смерти, за то, что тот, вместо Господа, послал вопрошать Веельзевула божество Аккаронокое о своем здоровье (4 Цар. 1.1-17).

Господь вознес Илию на небо на огненной колеснице. Таким образом, подобно Еноху, седьмому от Адама, Илия не видел смерти, а живым взят на небо за свою особую преданность Господу. Возможно, о них (Енохе и Илии) говорит апостол Иоанн в Откровении, как о двух свидетелях, которые снова явятся на, землю, совершат служение, порученное им Господом, и будут убиты, а потом вновь оживут и войдут в небеса (Откр. 11.3-12).

Пророк ЕЛИСЕЙ (Бог спасает) – преемник пророка Илии. Человек сильный в словах и делах. Не оставил после себя никаких писаний, но его дела были с большой силой явлены в народе израильском. (4Цар. 2, 13 21). Время его служения можно определить с900 г. по830 г. до Р. X.

Он получил дар и силу служения в два раза большую, чем имел пророк Илия, и если читать по порядку главы от 2-й до 13-й 4 книги Царств, то можно ясно видеть силу Господню, явленную им в великих делах любви и милосердия, что при тогдашних диких нравах и человеческой жестокости было особенно ценно и ярко среди его современников. Елисей был великим патриотом и до слез жалел, видя падение и унижение своего народа.

После пророков Илии и Елисея, которые не оставили после себя никаких писаний, было уже иначе: пророки, выступавшие в Израиле со своими поучениями, обличениями и предсказаниями будущего, старались записывать свои пророчества. Когда   нечестивый царь иудейский Иоаким резал ножом и сжигал священные записи пророка Иеремии, которые сделал пророк , по повелению Господню, Варух-писец из уст Иеремии-пророка написал новый свиток его пророчеств (Иер. 36. 10-32). Это было там более необходимо, что среди смятений и переворотов в народе израильском и иудейском, Слово Божие, исходившее из уст пророков, было передаваемо письменно и, таким образом, могло быть сохранено и для будущих поколений. Нам должно быть известно, что сразу же после Соломона, при его сыне Ровоаме, единое царство израильское, утвержденное и расширенное Давидом и утвержденное Соломоном, было разделено на два царства: Иудейское, в которое вошли два колена Иудино и Вениаминово (оно осталось за потомками Давида) и Израильское царство, царство десяти колен, Ефремова царство, которое возглавил Иеровоам и его дальнейшие преемники. Израильское царство закончило свое существование около 725 года до        Р. X., будучи покорено Ассирийским царем Салманассаром. Иудейское царство попало в 588 году в 70-летний плен в Вавилон. А после этого царство Иудейское до известной степени было восстановлено. И в Иудейском царстве, и в Израильском царстве были свои пророки. Были пророки Вавилонского плена и после плена, в годы восстановления. Таких пророков, после Илии и Елисея, было шестнадцать, которые оставили после себя свои писания. Книги их разделяются, по отношению к эпохе их появления, на три различные группы:

Первая группа – Иоиль, Иона, Осия, Михей, Наум и пророк Исайя, который завершает первую группу при благочестивом царе Езекии.

Вторая группа начинается пророками Софонией и Иеремией, при предпоследнем знаменитом иудейском царе Иосии, и этот период включает в себя пророков: Аввакума, Авдия, Иезекииля и Даниила, которые несли светильник пророческого слова во мрак народной гибели.

Третья группа пророков после Вавилонского плена: Аггей, Захария, Малахия.

По объему их писаний они разделяются на две части: писания больших пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила Остальные 12 пророков называются малыми, потому что их писания очень малы. Есть даже по одной главе или немногим больше.

Начнем по предполагаемому порядку их служения.

1. ИОИЛЬ. Имя означает «Господь есть Бог». Предполагается, что он был священником.

Его служение было в царстве Иудейском в дни Амасии и Осии, что соответствует 870– 850 гг. до Р. Х. Его пророчества написаны чистым и изящным языком, при живом и пылком воображении (1, 10 20). Для нас, верующих Нового Завета, особенно ценно его пророчество об излиянии Духа Святого (Иоиль. 2. 28– 32), что и было приведено для объяснения апостолом Петром в день пятидесятницы (Деян. 2. 16– 21).

2. Почти в то же время ( около 830г. до Р.Х.), жил и трудился пророк ИОНА Имя его означает «Голубь». Его пророчество – это откровение Божьей любви к язычникам.

3. АМОС — пророк, работавший в Израильском царстве (805 – 770 годах до Р. X.), хотя сам он родом был из Фекои в Иудее (2 Пар. 20, 20). Здесь, в Фекое, Амос пас стада и питался плодами сикоморы (Амос 7, 14), что указывает на его низкое происхождение и его бедность. Но Бог взял его от стада овец и сделал Своим пророком.

4. Пророк ОСИЯ нес свое служение почти одновременно с пророком Амосом (770 720 до Р. X.). Имя его означает «Помогай Бог». Он был современником пророка Исаии. О его жизни мы узнаем только из его книги: Бог повелел ему жениться на блуднице. Это было знамение, отсюда и пророческие имена его детей: Изреель – рассеянный, Лорухам – не помилованная, Лоамми – не мой народ. Этот трагический брачный союз должен был представлять Израилю его нарушенную связь (нарушенный завет) с Богом. Развращение Ефремова царства дошло, как в дни Иеровоама II и после него, до предела полного язычества, и Осия пророк был избран Богом в качестве Его свидетеля и обличителя народа и болельщика за его оздоровление. Его пророческая книга признана издревле евреями, а также Господом Иисусом Христом и Его апостолами, на что они часто ссылаются (Мф. 11. 13; 12. 7; Рим. 9, 25 26; 1 Пет. 1. 10; 2, 23).

5. Пророк МИХЕЙ (740– 705 до Р. X.) совершал свое служение в Иудейском царстве в дни Иоафама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских. Имя его означает «Никто, как Бог». Его пророчество, указывая на опасности греховного состояния Израиля, в то же время высказывает взгляд великой надежды для Израиля (Мих 3. 12; 4. 1– 4). У него есть замечательные указания на рождение Господа Иисуса Христа в Вифлееме (Мих. 5. 2; Мф. 2. 4– 6). И в заключение он дает славную надежду согрешившим, но кающимся (Мих.7.18–20).

6. Пророк ИСАЙЯ (760 695 до Р. X.) был племянником царя Амассии, то есть был царского, аристократического, происхождения. Его имя означает «слава Яхве» или «Яхве спасает». Он был архивариусом, биографом, секретарем, воспитателем принца Езекии и, вероятно, врачом при царском дворе (4 Царств 20.7). Исаия пророчествовал в течение приблизительно 55 лет. У него было обширное задание от Бога: он должен был предостерегать, провозглашать Суд и утешать.

Исайю называют царем пророков и ветхозаветным евангелистом, потому что он много и подробно говорил о Христе и особенно о Его страданиях. Его книга может быть разделена на 5 частей: 1 – главы 1–12 пророчества против нечестия Израиля и о тех бедах, которые их за это ожидают; 2 – главы 13–23 заключают в себе пророчества против соседних с Израилем народов; 3 – главы 24–35 изображают разные беды, которые должны постигнуть Израиль; 4 – главы 35–39 излагают события, современные пророку из жизни Израиля; 5 – главы 40–64 содержат, главным образом, пророчества о пришествии Мессии и события с этим связанные. По преданию, пророк Исайя погиб от руки сына царя Езекии Манассии, после того, как был приговорен к смерти за то, что сказал правду. Преследуемый солдатами, он спрятался в стволе кедра и был по приказанию царя перепилен пилой, как и сказано в послании Евреям 11. 37.

7. Служение пророка НАУМА относится к 660 году до Р.Х. Имя его означает «Утешение» или «Утешитель». Есть указания, что он пророчествовал в дни пророков Михея и Исайи, и во всяком случае после падения Израильского (Ефремова) царства и до падения Иудейского царства, т. е до Вавилонского плена. Главная тема книги – возвещение гибели городу Ниневии. Он очень красочно изображал падение Ниневии, как будто сам был свидетелем этих бедствий и переживал их.

8. Служение пророка СОФОНИИ относится ко времени около 620 года до Р.Х. Имя его переводится как «Господь – покрывает» или «Господь оправдал». Он был правнуком царя Езекии, и не исключено, что сам был царем. Несмотря на краткость своей книги, он более всех пророков возвещает о Христе. Его книга содержит обличение идолопоклонства, призывает к покаянию своих соотечественников и угрожает им многими бедами, но в заключение оканчивает свое пророчество торжественными обетовавиями о милостях Господа к Израилю и Его спасающей руке (Соф. 3.12–20).

9. Служение пророка ИЕРЕМИИ (его имя обозначает – возвеличенный Богом или тот, кого поставил Господь) охватывало самый мрачный период истории Израиля перед Вавилонским пленом и самое пленение его. Иеремия жил при последних семи царях Иудеи. Его деятельность продолжалась около 50 лет. Чтобы лучше служить Богу, он оставался холостым (Иер. 16.2). Миссия Иеремии походила на миссию наставника, который должен вести преступника к месту казни. Три раза его заключали в тюрьму; многократно его избивали, глумились над ним. Однажды он был брошен в пустую цистерну (Иер. 38.6), где провел много дней и ночей. Но что значат физические страдания по сравнению с той душевной болью, которую ему доставлял его народ, отвергавший его как пророка?!

Из-за того, что он увещевал (наставлял) Израиль и своего царя подчиниться Божьему суду, его назвали изменником родины. Его собратья дважды требовали его смерти (Иер. 26.11; 38.4). Став жертвой ненависти своих соотечественников, Иеремия в возрасте 70-80 лет был побит камнями.

Его книга «Плач Иеремии» написана слезами патриота об этих тягостных для Израиля событиях. Но в книге пророка Иеремии есть замечательное место о новом вечном завете Бога со Своим народом, когда Он оправдает народ Свой (Иер. 23.38)

Пророк Иеремия очень ясно говорит о бедствии вокруг Вифлеема, в дни рождения Спасителя, когда Ирод пошлет истребить младенцев, о чем ясно говорится в Евангелии от Матфея 2.16-18 (Иер. 31.15).

10. Пророк АВВАКУМ (значение имени – обнимающий) описывает пророчески вторжение в Иудею халдеев, но и сам предвидит падение Вавилона. Несколько раз упоминаются в Новом Завете слова из его пророчеств Рим. 1.17; Гал. 3.11; Евр. 10. 38 и в проповеди апостола Павла (Деян.13.41).

В третьей главе изложена возвышенная молитва пророка для пения и является славным образцом священной хвалы Господу.

11. Пророк ДАНИИЛ (в переводе имя обозначает – судья Божий или открывающий Его волю) – пророк Вавилонского плена, сам был в плену при царях Вавилона и Мидо-Персии. Его время 606 – 530 годы до Р. X. Даниил был благородного, может быть даже царского происхождения (Дан. 1.3-6). С 20 лет он уже обладал особым даром толкования снов и видений (Дан. 1.1). При правлении Навуходоносора (Вавилонского царя, пленившего Израиль), Даниил занимал одно из первых мест в его государстве. Дарованные Даниилу откровения были исторического свойства и освещали грядущее руководство Божие в мировой истории.

В книге описаны многие переживания самого Даниила и eго друзей, его знаменитые толкования снов и ясные пророчества о мировой истории и о пришествии Мессии. У него особенно видна любовь к своему народу и святое поклонение живому Богу, Которому он так преданно и ревностно служил.

12. Пророк ИЕЗЕКИИЛЬ (имя обозначает – которого укрепляет Бог) – тоже пророк Вавилонского плена. Служение его относится к 592 – 570 годам до Р. Х., его пророческая деятельность продолжалась приблизительно 20 лет – и это видно из начала его книги. Иезекииль был сыном священника Вузия. Считается, что и он сам тоже был священником. Однако  ничего неизвестно о его жизни. Среди своего народа он занимал влиятельное положение, был очень ценим. К нему часто обращались люди за советом и помощью (Иез. 8.1, 14.1, 33.31). По библейским указаниям, момента его смерти нельзя установить с абсолютной точностью. Еврейская легенда гласит, что он был убит сыном еврейского царя, которому он поставил в вину его идолопоклонство.

Содержание книги пророка Иезикииля весьма разнообразно: в ней есть разные видения, символические действия, подобия, притчи, аллегории и прямые пророчества. Очень ценно изображено пророком воскрешение сухих костей (глава 37), что можно приравнять к духовному возрождению во Христе, как отдельного человека, так и целой группы уверовавших в Бога людей.

В главе 47 ценны указания на великий священный поток, текущий из-под храма. Целый ряд таинственных мест сделали эту книгу как бы особенно закрытой для разумения.

13. Пророк АВДИЙ (значение имени – раб Иеговы). Время его служения, можно предположить, было около 600 года до Р.X., ибо его читают современником пророков Иеремии и Иезекииля. О его происхождении и жизни ничего неизвестно. Он пророчествует об идумеянах (Эдоме), т. е. потомках Исава, которые во время падения Израиля превозносились перед ним и унижали его. Но пророк Авдий возвышает Сион и милость Господа к нему.

Далее следуют три пророка, служащие Господу среди возвратившегося из плена народа Израиля, во главе с Зоровавелем, Иисусом Иоседековым, Ездрой и Несмией.

14. Пророк АГГЕЙ (значение имени – праздничный) точно указывает время своего служения в царствование Дария, царя Персидского и Мидийского. Это относится к 520 году до Р.X. Цель его пророчества возбудить дух переселенцев в родную землю строить дом Божий. Причем он отмечает, что хотя прежний храм (Соломонов) был велик, славен и драгоценен, а теперешний более мал и беден, но слава сего храма будет выше, потому что в него придет Желаемый всеми народами (2.7).

15 Пророк ЗАХАРИЯ (имя обозначает – воспомянутый Господом) сын Варахиин, сын Аддов. Действовал тоже в дни царя Дария (персидского), т. е. около 520 года. Он сотрудничал с пророком Аггеем и имел ту же цель в своем пророчестве – он больше говорит о Мессии Христе, Его явлении и служении, называет Его Мужем Отраслью (Зах. 6.12), говорит о Его входе в Иерусалим (Зах. 9.9), о Его продаже за 30 серебреников (Зах 11.12,13), о прободении ребер Спасителя (Зах. 12.10; Ин. 19.37) и словах Самого Христа, который сказал: поражу Пастыря и рассеются овцы (Зах. 13.7; Мф. 26.31).

16. Служение пророка МАЛАХИИ относят к430 гдо Р.Х. Имя переводится как «Мой Ангел» или «Мой посланник». Предполагается, что автор книги скрыл свое имя под этим псевдонимом. Так предполагают, потому что это было весьма необычное имя для евреев. Это имя выражает главную мысль книги – мысль об ангеле, предвосхищающем приход Мессии.

Он обличает народ Израиля в его порочности и особенно говорит о пришествии Христа и явлении перед Ним Его Предтечи Иоанна Крестителя (Мал. 3.1,2; 4. 2,5,6).

Из пророчеств Малахии имеется немало ссылок в Новом Завете (Мф. 11.10; 17,10-12; Мк. 1, 2; Лк. 1,16-17 и другие).

Почитание ветхозаветных пророков как христианских святых возникает в древней церкви чрезвычайно рано, являясь, видимо, продолжением и переосмыслением культа пророков в ветхозаветной религии. Со временем в восточной церкви (в отличие от западной) появляются празднования ветхозаветным святым, в православном календаре память всех ветхозаветных святых (включая пророков) празднуется в неделю перед Рождеством Христовым, и вместе с тем в отдельные дни чествуются отдельные пророки: Самуил, Иоад, Илия и Елисей, шестнадцать пророков, оставивших писания. По свидетельству святителя Кирилла Иерусалимского (+386 г.), уже в древней Литургии в ходатайственной молитве после совершения Евхаристии среди святых назывались и ветхозаветные пророки (как это имеет место и в современных литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого). В православной традиции в честь ветхозаветных пророков вынимается на проскомидии вторая частица из «девятичинной» просфоры – в честь «Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея; святых трех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков».

Некоторые верующие считают, что Господь дает новейшие пророчества, которые являются дополнением к Новому Завету или представляют собой Новейший Завет. Чтобы развеять подобные заблуждения, советуем внимательно изучить Послание апостола Павла к Евреям 1.1-2: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».

Данный отрывок свидетельствует о том, что Господь Бог открывает нам Свою волю через Иисуса Христа, который является живым Божьим Словом (Ин. 1.1,14).

Все, что человеку необходимо сегодня знать для прощения грехов, спасения и обретения вечной жизни, уже изложено в Божьем Слове. Люди, проповедующие новейшее евангелие или любого рода новейшие пророчества не знают о том, что Господь Бог не меняется и что Его Слово отличается тем же постоянством и последовательностью. Они ошибочно полагают, что Ветхий Завет учит об одном, а Новый Завет учит совсем о другом. Однако это не так! Все Писание (как Ветхий, так и Новый Заветы) свидетельствуют о Христе и о спасении через Его жертву. Через все Священное Писание красной нитью проходит идея о личности Иисуса Христа и о спасении через Его жертвенную смерть. Все истинные пророки Ветхого и Нового Заветов свидетельствовали о спасении через Христа. Об этом говорит Апостол Петр в Деяниях 10.43 «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» и в Деяниях 26.22-23 «… Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет, то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу Иудейскому и язычникам».

Итак, необходимости в Новейшем Завете или новейших пророчествах нет. Именно поэтому всякий претендент на звание пророка нового времени является лжепророком и лжеучителем.

Итак, в Православной Церкви почитают 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного – ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ, который является последним святым, почитаемым в данном лике святости и возвестившим: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2) и воочию узревший свершение всех пророчеств о Спасителе.

Апостолы Иисуса Христа тоже были пророками (но почитаются они в лике апостолов). Об этом свидетельствует Новый Завет, который является Словом Божьим, написанным апостолами под водительством Святого Духа. Среди авторов Новозаветных книг – Матфей, Лука, Марк, Иоанн, Петр, Павел, а также Иаков и Иуда (братья Христа по матери). Но и другие ученики и апостолы Иисуса Христа, по свидетельству Писания, были пророками. Так, в книге Деяния, не только Иуда, но и Сила названы пророками (Деяния 15:32).

Обратите внимание на то, чем они занимались, будучи Божьими пророками: «Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их».

Вернемся к определению понятия пророчество: Пророчество – Божье слово, изреченное Господом через Его избранный сосуд (Божьего человека) с целью научить, обличить и исправить или утешить человека или группу людей. Подчеркнем, цель пророчества: научить, обличить и исправить или утешить.

Не этим ли занимались первые христиане, не к этому ли призывали в своих посланиях апостолы всех братьев и сестер во Христе?

1 Тимофею 4.13 «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением».

2 Тимофею 4.1-2 «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».

1 Фессалоникийцам 5:11, 14 «Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете… Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем».

Вернейшим пророческим словом является Библия: Ветхий и Новый Завет. «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших»(1Петр. 1.19).

А посему не только служители Ветхого Завета (пророки), не только служители Нового Завета (апостолы), но и каждый христианин (человек, по-настоящему посвятивший свою жизнь Христу) является Божьим пророком, если он несет людям вернейшее пророческое слово – Благую весть о спасении через Иисуса Христа: проповедует чистое библейское учение; свидетельствует окружающим о спасении через Иисуса Христа; призывает к покаянию и обращению от грехов к Богу.

(Продолжение следует)

Летописец№ 3 (36), 2012

Поделиться: