Пасхальная радость

И вновь пасхальный благовест наполнил мир!

«Сколько солнце превосходит звезды, – гласит известное выражение, – столько праздник Пасхи «превосходит все христианские торжества».

Как ни удивительно, но это понимают даже люди, далекие от церкви. Совсем не случайно Пасху называют Праздником праздников и Торжеством из торжеств. В ней столько доброй силы, столько света и ЛЮБВИ, что хватает всем – и верующим, и неверующим, и воцерковленным, и торопящимся мимо храмов.

Таинственная суть подвига Христа, поправшего власть тьмы и смерти, и через тысячелетия дает людям силы жить верой, надеждой и любовью, даже там, где понятие о жизни в Боге исчезает, а вера еле теплится. Так в чем же ее тайна? Почему христианские праздники, не изменяясь на протяжении веков, остаются необходимыми и, говоря современным языком, «востребованными» все новыми и новыми поколениями людей, живущих в неспокойном и переменчивом мире?

Христианские праздники

Прежде всего, скажу, что православный праздник не имеет ничего общего с праздностью. Если попытаться обобщить многие его составляющие, то выйдет, что это – ЛИКОВАНИЕ ДУХА, а не набор плотских удовольствий. И в этом, на мой взгляд, главное отличие церковных праздников от светских.

Да, при поверхностном подходе между ними можно найти сходные черты. И те, и другие посвящены каким-то событиям, происшедшим в определенное время и оставившим след в памяти людей. Но все знают, как проходят мирские праздники. В определенный день встретились, повеселились, выпили-закусили – на этом все и закончилось. К исключениям я бы отнес День Победы, который, думаю, не случайно причисляют к духовным святыням нашего народа.

Христианское понимание праздников значительно глубже. Да, они тоже связаны с какими-то историческими событиями, но – обратите внимание! – именно с теми, в которых очень ярко видно непосредственное участие самого Бога в судьбах человечества. И еще одно важное отличие христианских праздников от светских состоит в том, что они делают человека непосредственным участником воспоминаемых событий. Каким образом? Давайте разберемся.

Наш Господь – вне времени. Он его Творец, как Творец всего мироздания. Время – понятие нашего ограниченного мира. А для Господа нет ни прошлого, ни будущего. Для Него все – настоящее, и Он дает возможность Своим чадам – верующим людям, христианам – стать непосредственными участниками тех вневременных событий, которые были, казалось бы, много-много лет назад, и в которых Он участвует Сам. Если говорить о Пасхе, то ее центральное событие – Воскресение нашего Господа – случилось две тысячи лет тому назад, но имеет огромное значение для нас всех и сегодня. Господь умер за нас на кресте, и всем известно, что Его воскресение предварялось Крестными Страданиями. Этот подвиг кровавый был совершен ради каждого из нас. Ради всех нас в целом и ради каждого в отдельности. Не зависимо от того, соглашается с этой жертвой человек или не соглашается, принимает ее или не принимает. Это уже выбор самого человека, и Господь ни в коем случае не навязывается ему. Как солнце восходит и для добрых, и для злых, так и Господь принес себя в жертву ради верующих и неверующих. Но кто-то выходит на солнышко и радуется ему, а кто-то прячется от него в своем подвале, стараясь отгородиться от ярких лучей. Это каждый выбирает сам.

Также и праздник Пасхи, который мы отмечаем. Воскресение Христово – это событие, которое можно без преувеличения назвать самым важным и самым ярким в истории человечества. Христос дал нам еще одну возможность, как мы уже говорили ранее, исправить свою жизнь, сделать ее более чистой и праведной. Он Сам пострадал за нас, приняв на Себя наказание, которое по справедливости причиталось всему человечеству, много согрешившему. Но этим Он преодолел естественный закон смерти, который со времен грехопадения Адама довлел над всеми людьми. И эта победа дает нам вполне четкое основание верить в то, что если мы будем следовать за Христом, если Его крестная смерть и воскресение для нас – не пустой звук, мы верим, что в свое время мы, как и Он, воскреснем и войдем в Вечную Жизнь.

В истории человечества были вполне конкретные примеры воскрешения людей, пребывавших в состоянии смерти. Официальная наука признает их далеко не всегда, но факты такие есть. Думаю, читатели нашей газеты, хоть раз в жизни слышали о людях, переживших клиническую смерть. Человек не подавал признаков жизни какое-то время, и по всем медицинским показаниям жизнедеятельности больше просто не могло быть, а он возвращался в этот мир. И в Священном Писании есть примеры, когда Господь Сам воскрешал тех или иных людей. Но это было иное воскресение. Люди возвращались в мир по промыслу Божиему, чтобы потом, через некоторое время, окончить свой земной путь и уйти. Господь же воскрес качественно по-другому, полностью преодолев естество смерти. Следовательно, смерть над Ним не властна. И Он это воочию показал, воскреснув раз и навсегда, во веки веков.

И вот именно такое Воскресение празднуем мы в день Пасхи Господней. Участвуя в Пасхальном богослужении, мы входим в Великую Тайну Божию, Которая совоскресит всех, принявших Ее.

Можно ли работать в праздники?

Праздность, как безделие, Господь всегда осуждал. Он никогда не находился в безделье, унынии, не опускал Своих ни духовных, ни телесных рук. Всегда был при каком-то полезном деле, то ли духовном, то ли физическом. Об этом немало сказано в Евангелии. Пребывая здесь, на земле, Он тоже имел, скажем так, свое личное время, которым располагал по своему рассуждению. И это дает нам образец того, как должны относиться к своему личному времени мы. Не секрет, что наше личное время мы тратим на самих себя – трудимся для себя, деньги зарабатываем для себя (даже тогда, когда это не получается), отдыхаем – для себя. Греем, одеваем, питаем, ублажаем – все для себя. Но вот наступает церковный праздник, который призывает человека не просто вспомнить о каком-то событии, а стать его непосредственным участником, чтобы духом своим присоединиться к этому событию. И, конечно же, чтобы тело не отставало от того, в чем участвует дух. Для большинства христиан естественно праздничное время посвятить духовному труду и Богу, отдать как жертву за те великие благодеяния и милосердие, которые Он проявлял и проявляет к нам. Поэтому христианин считает своим священным долгом в праздник прийти в храм, не просто «воткнуть» свечку в подсвечник и уйти, но вознести молитву Господу.

Кто-то скажет: можно и дома помолиться. Да, можно, но посмотрим на Самого Христа. Он каждый седьмой день ходил в Иерусалимский храм. И если Он, безгрешный Бог, так относился к молитве в храме, ценил это время, то, тем более, мы, грешные, должны исполнять заповедь о седьмом дне, находить время для того, чтобы выразить свою благодарность за Его благодеяния, показать, что почитаем Его.

Почитать — не значит славословить

Мы нередко бываем свидетелями того, что слова человека расходятся с его делами. Не только у неверующих, но и у тех, кто, казалось бы, давно воцерковлен. Подражание Христу – самый верный путь, идя по которому человек может постичь Бога. Трудно встретить в своем сердце того, о ком ничего не знаешь, к кому безразличен, и живешь абсолютно иначе, чем Он. Но тогда, когда человек начинает измерять свои поступки наставлениями Христа, старается поступить так, как поступил бы Христос, все меняется.

Часто люди, не зная, как поступить, спрашивают, как быть. Надо задать себе вопрос: как бы на моем месте поступил Христос? Личность Христа для нас не закрыта. Мы знаем о Нем очень многое. Неспроста именно четыре Евангелиста изложили Евангельскую историю. Каждый со своей позиции, со своей стороны, но все вместе они дали нам возможность полномерно всесторонне воспринять описываемые события. И если будем учиться жить, как учит Христос, поступать так, как бы поступил Христос, изменимся мы сами, изменится и мир вокруг нас.

Как определить, что пост прошел не напрасно?

Мы уже не раз говорили, что пост – это не воздержание от той или иной пищи. Это, прежде всего, время преодоления всего того, что пленит нашу душу, что порабощает нас, что управляет нами. Часто те или иные суетные обстоятельства нашей жизни начинают нами руководить. Диктовать нам свою волю. И мы, как какие-то куклы, по велению злого кукловода, дергающего за «ниточки» – наши страсти – «бегаем по кругу» своих недостатков, вместо того, чтобы расстаться с ними, заменить их добродетелями. Ну, а пост – это то время, когда человек может доказать и себе, и Богу, и даже врагу человеческого спасения, что не страсти нами руководят, а мы – страстями. Мы их держим в узде.

Как понять, что пост проходит не зря?

Как и все остальное в жизни – древо познается по плодам. Задайте себе вопросы. Удалось сместить центр своей жизни с «себя любимого» на тех, кто рядом? Любить и служить им, заботиться о них, как это сделал милосердный самарянин в известной притче? Удалось увидеть в себе то, что мешает духовному росту, подчиняет, сковывает нашу жизнь (например, какое-то греховное пристрастие и зависимость вроде пьянства, курения, просто чревоугодия)? Удалось ли понять, что Спаситель именно для того и воплотился и умер за нас, чтобы дать нам возможность от всего этого зла в себе избавиться? Появилась ли в нашей душе благодарность Богу, надежда на Его помощь, решимость и самим подражать Ему в милосердии, любви, терпении? И много иных вопросов такого рода стоит себе задавать во время поста, тогда будет и мотивация для духовного роста, и понимание того, что постились не напрасно.

Иногда слышу жалобы, что каждый последующий пост проходит все труднее и труднее

Это неспроста. Так происходит, когда христиане стараются неформально относиться к посту. Тот человек, который воспринимает пост не более, чем воздержание от каких-то продуктов, никакого благого плода от соблюдения поста не приобретет и от духовной борьбы не страдает.

Это касается не только телесного воздержания, но и самых разных страстей, живущих в нашем сердце. Это и лень – причем, не только телесная, но и духовная. Это и гнев, и раздражительность, и осуждение, и празднословие, в котором мы любим пребывать. И просто привычка «убивать время» какими-то пустыми занятиями. А ведь время, которое нам Господь отвел – огромнейшая ценность, которой мы, к сожалению, совершенно не дорожим. Вот пост и дает нам возможность обратить все силы своей души не на потакание своим страстям, а – наоборот – угнетение их и на то, чтобы в душе развивались ответные добродетели.

Но вот пост заканчивается, и телесно мы, как говорят в церкви, разговляемся, вкушаем другую пищу. И если в борьбе с нашими страстями мы стали хотя бы на одну ступенечку выше, а после нашли в себе силы не отступить назад, значит, пост для нас прошел не напрасно. А если вроде и старались вести себя благочестиво, но после праздника расслабились и опять впали в те же грехи, значит, пост по нашей вине прошел впустую. Даже если мы провели его совершенно аскетично.

О строгости соблюдения поста

В одном из интервью в газете «Сегодня», посвященном этой теме, прозвучали слова священника: «Если вы злитесь из-за ограничений в еде во время поста, лучше есть мясо, чем «людей». Это абсолютно правильная позиция. Лучше есть мясо, чем «есть людей». А в нашей жизни часто происходит наоборот. Внешне мы вроде бы постимся, но, как фарисеи, внимательнее следим за другими, чем за собой. Но для того, чтобы научиться в своей жизни «не есть людей», нужно начать с самых простых вещей. Хотя бы с того, что начать тренировать силы души, например, сдерживая свое чревоугодие во время поста. Ведь как сказал Христос: «Кто неверен в малом, тот неверен и во многом». Если, образно говоря, я не могу поднять легкую гантельку, то за тяжелую штангу мне и браться не стоит. Вначале нужно натренировать свои мышцы на более легких снарядах, а потом уже и тяжелая штанга мне покорится. Так вот, «не съедать» людей, это, образно говоря, та самая «тяжелая штанга». Но это – наша цель, к которой и должен привести нас пост так же, как вообще наше христианское благочестие. Однако, если мы не научимся себя обуздывать в рамках поста, более серьезное останется для нас недостижимым.

Об участии в пасхальном богослужении

Но вот время поста позади. Перед нами праздник, который не случайно сравнивают с Пиром Веры. И каждый из нас может прийти на него или – не прийти.

Сравнение с Пиром Веры – Евангельское. Его употребляет в своем огласительном слове на Пасху святитель Иоанн Златоуст.

Неспроста рассказал Господь притчу о званных на брачный пир. Она достаточно известна, и, думаю, многие прихожане хоть раз в жизни, но слышали фразу: «Много званных, да мало избранных». Это – из нее.

Царство Небесное подобно человеку-царю, который сделал брачный пир для сына своего, – говорится в Евангелии от Матфея. – Царь несколько раз посылал рабов с приглашениями на пир для «званных», но те пренебрегли ими – «пошли, кто на поле свое, кто на торговлю свою», а кто-то и вовсе убил царских рабов. Царь жестоко наказал убийц, взамен велел звать «всех, кого найдете». И брачный пир наполнился… и злыми, и добрыми, встреченными на дорогах. Один же приглашенный пришел не в брачных одеждах (а в то время существовала традиция приходить на брачный пир в чистых белых одеждах). Царь велел своим слугам бросить его «во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубовный»…

Каждому из нас нужно взглянуть на себя. Господь призывает всех, но не каждый из нас отзывается. А есть и такие, кто, вроде бы, и отзывается, но приходит «не в брачной одежде». Имеется в виду не внешняя одежда, а внутреннее состояние – состояние души. Дело даже не в том, соблюдал или не соблюдал человек пост, а в том, с каким духовным настроением встречает он праздник. Чистая брачная одежда наших душ должна заключаться в искреннем желании, стремлении к тому, чтобы встретить Пасху, хоть что-то исправив в себе. Пусть даже человек и не постился, но хоть в чем-то стал лучше, добрее к ближним, Господь не обделит его благодатью. Если же Он не видит в сердце человека этого стремления – а Господь смотрит именно в наше сердце и видит все, что там находится, – то даже строжайший телесный пост не послужит оправданием. Такой человек пришел на Пир Веры не «в брачной одежде». Естественно, что и духовной радости он не ощутит.

А Фома-то — верующий!

Следующий воскресный день после Пасхи именуется в церковном календаре Антипасхой, в переводе с греческого это слово обозначает – вместо Пасхи. Для некоторых это слово кажется странным, так как мирское мышление при слышании приставки «анти» воспринимает его смысл как «противящийся, несоглашающийся с Пасхой». Однако не стоит забывать, что этот термин сугубо церковный, и поэтому мы должны понимать согласно церковной традиции, которая раскрывает перед нами глубокий духовный смысл Антипасхи.

Чтобы вникнуть в этот смысл, нужно вспомнить и об апостоле Фоме, который молитвенно воспоминается Православной Церковью в это воскресенье. О нем немного упоминается в Евангелии, но то, что упоминается, очень важно для нас. Вспомните хотя бы, как в главе 11 Евангелия от Иоанна Господь позвал апостолов вернуться с Ним в Иудею, потому друг Его Лазарь умер. Апостолы боялись возвращаться туда, ведь еще совсем недавно иудеи чуть было не побили их и Христа камнями, а первосвященники задумали погубить Его. Но только апостол Фома, обратившись к остальным, сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11.16).

О чем говорят эти слова? Конечно, о том, что Фоме, как и всем, было очень страшно, но он не хотел оставлять Христа. Он был готов идти с Ним до конца, даже если это будет смерть.

Трудно идти на смерть с тем, кого не любишь, или с тем, к кому относишься равнодушно. Но такая решимость апостола Фомы говорит о том, как дорог был ему Господь. Можно и так сказать: для Фомы жизнь без Христа не имеет смысла.

И вот происходят трагические события, свидетелем которых был и Фома. Христос восходит на голгофский крест, проливая Свою кровь, и умирает от рук тех, к кому пришел, кого исцелял, о ком просил в Своих молитвах. Трудно представить, что творилось в душе Фомы. Не хотелось жить дальше – я думаю, это мягко сказано… Когда человек находится в таком смятении души, то он старается в своей надежде на спасение схватиться даже за соломинку. Так и апостол Фома, наверняка, искал, жаждал услышать даже не весть, а хоть маленький слух о том, что Христос не умер, что Он жив, что смерть не властна над Ним. И вдруг, только представьте, он услышал эту весть. Причем, весть, сказанную не тайком, не шепотом, а громогласно всеми апостолами.

Нам трудно понять, как апостол Фома любил Христа, – к сожалению, мы такой любви не имеем. Но, если все-таки попытаться, то становится ясно, почему он «усомнился». Его сомнение не было попыткой противостоять вести о воскресении Господа или отрицать ее. Фома искал эту весть во всех и во всем. Эта весть, которую он ждал, была для него жизненно важной. Поэтому, когда услышал, он испугался. Не неправда ли это, не злая ли шутка, не издевка ли это над самым дорогим и сокровенным? Знаете, в нашей жизни иногда бывает так, что, когда мы слышим радостную новость, то от радости нас посещает такое ощущение, что нам не верится, и думаем, что этого не может быть. Вот так и Фома после трагических потрясений, посетивших его сердце, не сразу смог вместить радость о Воскресшем Господе.

Но факт победы жизни над смертью очевиден (Ин. 20. 26-29).И когда он стал так же очевиден и в сердце Фомы, то и его проповедь об этой победе громогласно зазвучала по всему миру. По церковному преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и даже в Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.

Так можно ли апостола Фому назвать неверующим? Нет! Он — верующий, и на его пламенную веру нам нужно равняться!

Некоторые, правда, смущаются словами Христа: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавашие» (Ин. 20.23).

Но эти слова звучат больше не как укор Фоме, но, скорее, как укор нам. Ведь если мы увидим то, что увидел апостол Фома, если переживем то, что пережил он, то наши слабенькие, маловерующие сердечки не выдержат. Поэтому нам блаженнее веровать без таких потрясений, какие довелось претерпеть апостолу Фоме.

Воспоминая святого апостола Фому в неделю Антипасхи, Церковь мысленно и духом возвращает нас к Пасхе и Воскресению Христову, которые мы встретили неделю назад, и словно спрашивает: «Как дальше жить будем? Календарная Пасха прошла, Воскресением Господа Жизнь торжествует! Не расплещите Ее среди мирской суеты».

Первыми словами Воскресшего Спасителя, обращенными к пришедшим к Нему женам-мироносицам, были: «Радуйтесь!». Давайте же не впадать в уныние от трудностей, бороться с маловерием и пустыми сомнениями, беречь и взращивать надежду на великую силу Любви Христовой. Очень хотелось бы, чтобы после Пасхи, когда снова окунемся в житейскую суету, мы не забыли о спасительном значении, которое имеют для нас крестная смерть и Воскресение Христово.

Протоиерей Глеб Вольховский

Летописец№ 4 (37), 2012

Поделиться: