Размышления о душе (часть 2)

(Продолжение. Начало в №3(36), 2012)

Братья и сестры во Христе! В предыдущем номере газеты началась наша беседа об особенностях нашего характера – так называемых акцентуациях. Проявления акцентуаций встречаются у всех, но выражены в различной мере качественно и количественно. Надеюсь, что эти знания о душевном устройстве человека помогут всем нам с Божьей помощью лучше очистить наше сердце для соединения с Богом.

В этой статье речь пойдет о первых двух типах акцентуаций, отличающихся прежде всего особенностями настроения: гипертимном и циклоидном. Гипертимный тип акцентуации (от греческого «гипертимия» – повышенное настроение) проявляется повышенным настроением, активностью, работоспособностью, легкостью в общении, многими увлечениями, часто лидерскими качествами (как правило, неформальными). Такое состояние может быть постоянным или же возникать периодически. Отрицательными последствиями могут быть вредные привычки, легкость возникновения других страстных состояний (гордости, блуда и т.д.), недоведение до конца начатого дела (в т.ч. нерегулярность и непоследовательность в церковной жизни), пустословие (много обещаний – результатов нет), празднословие, неспособность длительно напряженно трудиться, непослушание и своеволие, легкость вовлечения в секты, сетевой маркетинг и другие соблазны.

Рассмотрим, как формируются такие особенности с детства. Родители ребенка с таким типом акцентуации также могут иметь сходные черты характера, часто причиной является неполная или неблагополучная семья, отсутствие должного внимания и сочувствия к ребенку вследствие «занятости» родителей (на самом деле вследствие их безответственности, что очень характерно для нашего времени). В дошкольном возрасте ребенок часто проявляет себя как гиперактивный (хотя нельзя поставить знак равенства между гиперактивностью и формирующейся в подростковом возрасте гипертимной акцентуацией). Родители пытаются «загрузить» такого ребенка, навязать ему свои взрослые интересы (например, изучение иностранного языка, множество кружков, студий, секций, развивающих занятий). Многообразие нагрузок, особенно интеллектуальных, отсутствие разумного и строгого режима в свободное время от детского сада и школы вредит ребенку и способствует формированию этой акцентуации. Усугубляет состояние слабая воля ребенка: он лишен собственного выбора, а значит, не учится брать ответственность, прилагать усилия. У ребенка не формируются устойчивые, глубокие привязанности: нет примера взрослых в этом, да и за всей занятостью ребенка (недетской) некогда таким привязанностям и интересам сформироваться. Таких детей трудно обучать: ребенок болтает на уроке, крутится, допускает много ошибок, все делает наспех. За всей внешней активностью, мнимой жизнерадостностью и общительностью таких детей кроется страдание детской души. Если вырвать ребенка из привычной для него суеты, дать побыть ему в тишине наедине с собой, природой, с опытным и чутким взрослым (педагогом, психологом, священником), то истинное бедственное состояние детской души станет очевидным даже для самого ребенка. Это болезненный процесс возвращения к нормальному состоянию, который не может быть осуществлен просто по чьим-то рекомендациям. В данной статье ограничиваюсь призывом к наблюдению за собой и своими детьми, своевременному обращению к специалистам. В крайне выраженной, запущенной форме гипертимная акцентуация перерастает в маниакальные состояния: наркомания, алкоголизм, игромания, беспорядочные половые связи, тяжелые преступления и др. Это уже удел психиатрии, наркологии, правоохранительных органов, но без Бога и Церкви Христовой помочь человеку невозможно.

Циклоидный тип акцентуации характера проявляется беспричинными периодами сниженного, подавленного настроения (депрессии): ко всему утрачивается интерес, падает работоспособность, человек избегает привычного общения, тяжело переживаются малейшие неприятности, снижается аппетит, появляются мысли о собственной неполноценности и даже мысли о самоубийстве. В таком состоянии человеку трудно адаптироваться к новому (переезд, смена учебного или рабочего коллектива и др.). Наблюдается спад в церковной жизни, который может быть неверно истолкован (что приведет к еще большей депрессии, к развитию тяжелых страстных состояний – уныния, отчаяния). Акцентуация ограничена рамками кратковременных (1-2 недели) и относительно легких депрессивных эпизодов, за которыми самопроизвольно следует возвращение в обычное состояние или даже переход к гипертимному типу акцентуации. В более тяжелых случаях речь уже идет о депрессивных расстройствах, требующих психиатрического вмешательства.

Причины циклоидной акцентуации сходны с причинами акцентуации гипертимной, но в данном случае душа ребенка, а затем взрослого человека не справляется с повышенными нагрузками и в то же время менее привязана к суете, ложным ценностям. Можно сказать, что субъективно состояние тяжелее, а объективно гораздо легче. В самом деле, тихо сидящий за партой ученик, даже ничего не делающий, со скорбным выражением лица, для учителя «удобнее» говорливых непосед. А на перемене ребенок с легкой депрессией может стать объектом издевательств одноклассников, но для учителя его поведение идеально. Родители также часто неправильно истолковывают данное состояние, считая, что ребенок начал лениться или устал. Причем, неверно освобождать такого ребенка в депрессивных фазах от перегрузок, а потом «компенсировать» это повышенными нагрузками. Неверным будет и полное отстранение такого ребенка от своих обязанностей. В фазе сниженного настроения любой человек прежде всего нуждается в нашем сочувствии, сопереживании, поддержке, помощи. Наша душевная и молитвенная помощь может быть дополнена консультацией у светского специалиста, беседой со священником. Воцерковленный взрослый человек научится с терпением переносить такие состояния, а ребенок и невоцерковленный взрослый нуждается в помощи. В отличие от повышенного настроения, когда человек себя чувствует прекрасно и не настроен раскаиваться, страдание в период сниженного настроения спасительно для человека, располагает к покаянию, но нужно поспешить, найти в себе силы исповедаться и причаститься, иначе возникает опасность впасть в уныние, ропот, отчаяние.

(Продолжение следует)

Р.Б. Александр Лифинский

Летописец№ 4 (37), 2012

Поделиться: