Телевизор

Все мы находимся на разных этапах низпадения в ад. И падение это происходит не по прямой линии (с большей или меньшей скоростью), и даже не в двумерном пространстве (шарик, скатывающийся по наклонной плоскости). Измерений греха и страстей множество. Причем не все измерения ортогональны (независимы друг от друга), не все они дискретны. Современные физики додумались до того, что мерность физического пространства может быть дробной. То есть, по их мнению, наше тело двигается не в трехмерном пространстве (длина, ширина, высота), а в пространстве с мерностью 3,07 или 3,14. Причем в разных участках Галактики мерность меняется. Так и совокупность страстей континуальна (непрерывна). Каждое событие повседневной жизни изменяет координаты моей души в системе страстей. Например, ограничивая себя в количестве пищи в среду и пятницу, перемещаюсь подальше от геенны огненной по координате чревоугодия, но стремительно приближаюсь к оной по координате гордыни. Мудрость в том, чтобы каждый прожитый день хотя бы на миллиметр удалял мою грешную душу от геенны, приближал к Царствию Небесному по всей совокупной системе координат.

Центром и средоточием жизни современного человека стал непонятный прямоугольный предмет, стоящий в каждой квартире на самом почетном месте. Если зарисовать суточную траекторию движения тела человека в пространстве, то она неминуемо приблизится к этому загадочному предмету. Попробуем оценить, какие же изменения в координатах «страстных» оказывает на мою вечную душу предмет, называемый телевизором. Какие механизмы включаются в моей душе при контакте с этим объектом окружающего мира и к чему это ведет…

Все, что я способен воспринять, подразделяется на мир внешний, окружающий, и мир внутренний, сердечный. Эти две части действительности у меня непрерывно сообщаются. Действие во внешнем мире ведет к изменению сердечному. Общая молитва, пребывание в Храме Божием – вроде бы действие чисто внешнее, а в ответ на них сердце обретает мир, тихую радость, любовь и покой. Как в этом случае произошло «соотнесение» наружного и внутреннего мира: слова проповеди проникли в сердце или пение хора умиротворяюще подействовало, полуторатысячелетний Богодухновенный строй Литургии повлиял или случайный взгляд на слезу раскаяния, прокатившуюся по щеке ближнего… А может, действительно, и я, грешный, удостоился того, что Дух Святой коснулся моего скверного сердца в редкую секунду искренней молитвы… Не знаю, не понимаю. Да и не должен понимать. «Грязными руками» сознания, «холодным скальпелем» аналитического мышления нельзя пытаться расчленить мир души на части. Хватит, нарасчленялись уже и Фрейд, и Юнг, и современные шарлатаны-язычники.

Между внешним и внутренним миром стоит фильтр – сознание человека – точка сосредоточения мысли и душевных сил. Общение между внешним и внутренним мирами происходит на двух «языках»: абстрактном (словесном или вербальном, по-научному) и конкретном (образном). Абстрактная информация и образы непрерывно мигрируют между внешним и внутренним мирами, управляет процессом сознание. Образный язык более примитивный, надежный, но его труднее «отфильтровать» сознанию. Вербальный способ передачи информации более трудозатратен для сознания. Всемирно известный русский физиолог Иван Петрович Павлов ввел понятие второй сигнальной системы, то есть речевого общения. Хотите найти ошибки в тексте (не только орфографические, но и грамматические, и смысловые) – переведите его с одного языка на другой (хотя бы с русского на украинский). В процессе перевода выплывут «лишние» слова, затрудняющие понимание материала, некорректные выражения, тавтологии и т. д. А ведь это вами же написанный текст. Так и при переводе с конкретного (образного) на абстрактный (вербальный) язык сознание вылавливает «кучу» скрытой информации.

Невербальное общение – одно из направлений, которому обучают психологов. Жестами рук, осанкой, выражением глаз, рта и т. д. я выдаю внутреннее состояние моей души. Не желая этого, выдаю. А вот «выдавать» то, что не чувствую, окружающим – дорогостоящая наука и искусство. Ее «преподают» разведчикам, ею владеют политтехнологи и имиджмейкеры. Нам «вливают» информацию через невербальные (несловесные) каналы мощным потоком. Хотите получать то, что Вам «впаивают» продюсеры и рекламодатели без фильтрации – на здоровье смотрите телевизор.

Тысячелетиями почти единственным способом хранения и обмена информацией между людьми было слово (устное или записанное на материальном носителе). Отношение авторов Нового Завета к театру – единственной в те времена распространенной форме передаче образной информации (кроме живописи и скульптуры) – известно всем. Оно резко негативное: увеселение все это, страсти, прельщение. Жалко, что телевизора тогда не существовало. Легко догадаться, какое отношение к нему у Апостолов и Отцов Церкви могло бы быть.

Система – это совокупность элементов и связей, изменяющаяся во времени. Системы бывают детерминированными (с четко определенным набором частей, например организм человека) и диффузными (с изменяющимся набором элементов, например, экономика государства). Если Вы думаете, что телевизионный эфир – ничем не управляемое множество рекламных роликов, информационного шума и изюминок «вкусной», полезной или, по крайней мере, не вредной для вашей души информации, глубоко ошибаетесь. Телевизионный эфир – это даже не диффузная система, как кажется более вдумчивому зрителю. Это детерминированная система, сложнейший многоуровневый «гарнир», которым приправлена модулирующая сознание информация.

Человеческой душе неполезно знать механизмы взлома (обхода) сознания. Веками они клеймились Церковью как сатанистские, магические, вредные для спасения души. Зная, как войти в квартиру чужой души не с парадного крыльца, а с черного хода, не каждый человек удержится от искушения сделать это. Даже с благими целями совершаемое подобное действие не способствует спасению души ближнего, не говоря уже о погублении собственной. Ведь оно является внешним по отношению к данной душе, посторонним. Но если спасти воздействие на мир внутренний в обход сознательного фильтра не может, то погубить – очень даже. И практика доказывает это миллионами примеров.

Нет, конечно же, лобовая «танковая» атака из телевизора по типу фразы «убей соседа» или откровенная порнография на душу воцерковленного православного человека окажет гомеопатическое воздействие (гомеопатия – лечение ядами в малых дозах). Душа отторгнет эту информацию. Организм от порции яда гомеопатического лекарственного средства «встрепенется» и выделит большую дозу гормона стресса – кортизола. Если яд применять систематически – стрессовое воздействие ослабеет, а негативный эффект яда усилится. И даже изменение вида отравы (простите, названия гомеопатического средства) не повлияет на истощение резервов внутриорганизменного эффектора воздействия – гормона стресса. В данном случае гуманней ударить себя молотком по пальцу: эффект будет тот же, но хотя бы отравления организма не будет. Поэтому официальная медицина с большим скрипом признает гомеопатические «лекарства» и то лишь те, что содержат молекулы, содержащиеся в официальных (аптечных) препаратах. Так и телевизионная информация, содержит маленькую порцию яда для души; накапливаясь, этот яд ведет к уплощению личности, деградации защитных механизмов сознания.

Отдельный механизм воздействия – образы-матрешки или вложенные фразы. Это один из примеров цыганского гипноза. Внутрь смыслового ряда повествования вставляется (лучше как пример или метафора, длиной не более предложения–двух) команда к действию. Причем не обязательно фраза в повелительном наклонении. Цель цыганки – по максимуму загрузить каналы нервной системы (их пять: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Метушатся цыганчата, трогая Вас за разные части тела (осязание), позвякивая бубенцами низким грудным голосом в потрясающем темпе и часто с неразборчивой дикцией через слуховой анализатор с Вами работает оператор-цыганка; на запах (обычно неприятный) и ритмичное мельтешение красных тряпок Вы уже просто не успеваете реагировать. Вас загрузили по полной программе. Слава Богу, хоть вкус в повседневной «работе» этот контингент еще не освоил. И в этом потоке информации произносится моделирующая фраза: «Дай денег, детей кормить нечем» (объем фразы обязательно не более семи слов, чтоб не успело проснуться сознание). И дадите, никуда не денетесь. Пример подобного воздействия (фразы-матрешки), хоть и достаточно неграмотный, – предыдущий абзац текста. О чем он? О том, что телеотрава, малыми дозами воздействуя хронически, не отторгается, а воспринимается и накапливается. Я специально несоразмерно увеличил вложенный образ (гомеопатия вредна для здоровья), чтобы он остался не только в подсознании, но и был уловлен на сознательном уровне. Простите за манипулирование.

Почти каждый отдельно взятый телеведущий далек от «мирового правительства» или секты сайентологии, например. То есть он не будет, как цыганка, грабить Вас или сознательно растлевать. Но редактор, продюсер, режиссер, сценарист и актер или ведущий хотят, чтобы их товар (фильм, передача, концерт) смотрели. Их коллективные и индивидуальные творческие «находки», «открытия» и «приемы» поражают зрителей. Тот, кто занимался любительской видеосъемкой, например, и прочел хотя бы пару статей на эту тему, начинает понимать, насколько разнообразен набор приемов, используемых оператором (самым незаметным человеком в этой индустрии) даже за 10 минут телеэфира. Количество зрителей, рейтинг – это их реальная зарплата.

А что на телерынке пользуется спросом? То, что не требует усилий, для чего не нужно карабкаться вверх по склону горы, раздирая пальцы рук и колени в кровь. Спросом пользуется то, что ведет вниз, позволяет катиться по склону, не совершая усилий, не работая над собой. Вниз катиться легко, приятно, интересно, увлекательно, захватывающе. Даже если в ваш внутренний мир не «впаривают» информацию с двойным дном, не дают эмоциональных оценок новостям – это все равно изменяет вашу душу.

Отдельный вопрос – фильмы художественные. В современном кинематографе (да и литературе) распространился прием «тупой и еще тупее», «плохой и еще хуже». Например, фильм с «положительным героем» – проституткой, которую пытается убить наркомафия за то, что она узнала лишнее. Нет, сознанием я, конечно, понимаю, что женщина легкого поведения – не образец для подражания, но, тем не менее, полтора часа исправно «соболезную» перед телеэкранам ее злоключениям. Из двух киногероев, противопоставляемых в художественном фильме, зритель «добровольно» выбирает «менее отрицательного», ассоциирует себя с ним по ходу сюжета. Положительных героев ведь уже не осталось, всех разобрали… Изображаем «правду жизни». Спустя какое-то время эта «правда» становится идеалом, а реальность вновь скатывается еще ниже. Примеры – процентов 80 телеэфира: вор, которого «неправедно» притесняет полиция; молодой повеса и бездельник, который сгорает от неразделенной любви и похоти; политик, завравшийся в своих обещаниях и запутавшийся в хитросплетениях бизнес-кланов и т. д. В моей душе и так хватает низкого, пошлого, греховного. Зачем тащить еще туда все, что не попадя? Омар Хайям мудро сказал: «Ты лучше голодай, чем что попало есть. Ты лучше будь один, чем вместе с кем попало».

В последние годы все отчетливей прорисовывается картина внедряемых в человека образов. Как мозаика, состоящая из отдельных камешков или кусочков фарфора (отдельных фильмов). Вблизи общей картины не видно. А последовательное добавление элементов мозаики формирует четко ориентированное магическое мышление, особенно у неокрепших молодых людей. Элементы мозаики добавляются последовательно, по заранее продуманному плану, с интервалом в несколько месяцев или лет. Понаблюдайте, например, за Гарри Поттером, взрослеющем на экране и добавьте к нему героев новых серий «Звездных войн» – джедая с локоном длинных волос на голове, который стал носить, практически, каждый второй мальчишка в возрасте 12–18 лет. Причем в сотни миллионов умов по всему миру одновременно добавляются эти элементы мозаики. Запустите любой лицензионный DVD диск. Первое, о чем Вас спросят телевизор или компьютер – на каком языке смотреть желаете (а их там два десятка)? Озвучка фильма записана на «параллельных дорожках»: на одной музыка и звуковые эффекты, на другой – голоса. Фильм изначально адресован всему миру. Еще в ХХ веке одновременно внедрять образы в сознание большей части цивилизации было просто невозможно. Вавилонскую башню ведь Бог разрушил, языки спутал. Строят заново…

Но вершиной изобретения лукавого являются телесериалы. Они как губка вбирают в себя приемы, которых я коснулся ранее. Излюбленный механизм растления души – «расширение границ» кинообраза, добавление ему «многогранности». То есть растление – по-понятному. Киногерой после десятка серий мелькания перед глазами как позитивный персонаж совершает аморальный поступок. И я начинаю сам перед собой оправдывать героя: «Да его ведь вынудили, в подобной ситуации любой бы так поступил…». Или противоположная метаморфоза: «махровый» подлец вдруг совершает альтруистический поступок. Сценаристы прикрываются «правдой жизни», в которой вроде бы нет черного и белого, а существуют разные градации серого. В генетике подобный тип мутаций считается самым опасным. Его называют «сдвиг рамки считывания». На рибосоме три азотистых основания информационной РНК превращаются в одну аминокислоту белка. Если в исходную матрицу ДНК встраивается супермутаген акридин в информационной РНК появляется дополнительное азотистое основание и все без исключения дальнейшие аминокислоты в белке становятся неправильными. Получается не белок, а абракадабра. В односерийном фильме такого сдвига моральной «рамки считывания» не добьешься. В сериале – пожалуйста. Так в моей душе создается (модернизируется) система железнодорожного сообщения, медленно и незаметно для меня строятся подъездные пути страстей, сортировочные станции самооправданий, мосты и виадуки условных рефлексов. Хочу ли я этого? Вопрос риторический…

Постарайтесь увидеть в художественных фильмах и сериалах эти и другие приемы «киноискусства». Вашим сознанием манипулируют опытные профессионалы. Хотите поиграть с ними в «кошки – мышки»? Пожалуйста. Но в этой игре Вы – мышка. Индустрия ценой в сотни миллиардов долларов трудится как «дизель в заполярье». Хотите воевать с нею. На здоровье. Выбросьте телевизор или не покупайте его. Другого способа просто не существует. Как не существует способа «безопасно» употреблять наркотики, не становясь наркоманом.

Вы – практикующий специалист по нейролингвистическому программированию, гипнотерапевт, социолог, рекламный агент и психоаналитик в одном флаконе? Все равно в телеэфире найдется такой прием, с которым вы еще не знакомы. Мир манипулирования развивается. Темпы этого развития – экспоненциальные. Логическое завершение процесса манипулирования – приход антихриста. Приход «самого талантливого», «самого успешного», «самого красивого», «самого умного», «самого душевного» и т. д. И мы примем его в каждом доме. Подумайте, как за два прошлых тысячелетия это гипотетически могло произойти – одновременно увидеть и услышать одного и того же человека в каждом доме? Никак. Без телевизора – никак. Дальше – думайте сами…

С любовью во Христе Иисусе

Р.Б. Виктор БРИГАДИРЕНКО

P.S.

Существует внешний и внутренний мир. Бог хочет от меня, чтобы я навел порядок во внутреннем мире сердца. Прополол бурьяны, посадил культурные растения, вынес строительный мусор, починил канализацию, прибрался на столе, затеплил лампадку и пригласил Его к себе. Он хочет, чтобы я сделал это самостоятельно. По крайней мере, начал делать. Если что-нибудь не будет получаться – он поможет, что не так – простит. Я верю в это. А телевизор со всем разнообразием ветоши и мусора из него вылазящим никак не входит в планы Божьи относительно моей души… 

Летописец№ 6 (27), 2011

Поделиться: