О самообразовании православного христианина или научение Православию

ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЧУЖДОМУ ВЛИЯНИЮ И ДУХОВНОСТИ – УЧИТЬСЯ ПРАВОСЛАВИЮ!

Как мне кажется, эта тема очень важна.  Важна  потому, что уровень образованности православного христианина напрямую связан с крепостью его веры, с уровнем православной культуры и нравственности.

Говоря о самообразовании и научении, я имею в виду все категории мирян и все возрастные группы: мужчин и женщин, молодых и старых, по-мирски ученых и неученых, начальников и подчиненных – всех, считающих себя православными.

Один из святителей Русской Православной Церкви, еще задолго до большевистского переворота предупреждал, что «Православие может погубить только невежество». И это истинно так. Ведь лжедуховность, чуждые духовно-нравственные идеалы и культурные ценности, можно впитать только тогда, когда пребываешь в духовном невежестве. Отсюда органически вытекает и один из путей противостояния чуждому влиянию и духовности – учиться Православию! Это православное образование и, как его составная часть, самообразование, где образование – это, прежде всего, основа для понимания, как обрести образ, образ Божий, который  отвращением от Христа, совлекает с себя человек. Нужно сразу оговориться, что самообразование не должно мыслиться вне  Православной Церкви иолжно иметь целью не  просто рассказать о Христе, о Христе знают и иноверцы, не просто дать  совокупность знаний о православном  христианстве, но помочь привести человека ко Христу. К сожалению, в Церкви нет методических указаний по самообразованию мирян, содержащей примерную последовательность получения знаний, примерный подробный список как желательной, так и возможной литературы, или пособий, включающих вопросы, помогающие закрепить усвоенный материал, а также указания на то, что необходимо не только прочитать, но и заучить наизусть…

Так как этого пока нет, дерзаю просто от себя дать несколько советов, что необходимо знать и изучать каждому православному, искренне стремящемуся ко Христу. Причем, последовательность обучения должна определяться не сроками или прочитанной литературой, а степенью усвоения материала.

Итак, самообучение обязательно должно начинаться с постоянного чтения и изучения Евангелия и «Православного Катехизиса», то есть основ Православной христианской веры. Это фундамент.

Самообразование должно содержать также ознакомление с «Уставом канонической жизни Православной Церкви», научающего христианина пребыванию в послушании и указывающему, кем он становится, нарушая Устав. Научая также тому, что мнение Церкви, определенное на Соборе или Синодом, по тому или иному общецерковному вопросу, всегда выше мнения любого отдельно взятого архиерея, священника или «старца» по тому же вопросу и что иное просто разрушает единство Православия изнутри.

Всякий христианин должен знать и основы аскетической практики. Что такое «трезвение» – искусство борьбы с помыслами? Что такое «борьба со страстями»? Что такое вообще «страсть»? Что такое «грех»? Что включает в себя понятие христианского целомудрия? И многие другие вопросы, важные, как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «не только монашествующим, но и мирянам». Уверен, что задумывающийся о своих страстях и борьбе с ними, не станет бороться с кодами, компьютерами и прочим внешним. Изучать нужно и святоотеческую (древнеотеческую) литературу, которая может прекрасно научить мирянина мыслить святоотечески, применять написанное древними Отцами к сегодняшнему дню, рассматривать современные проблемы, через призму святоотеческого опыта, усваивая дух святоотеческого опыта, а не только его  букву.

Святитель Игнатий Брянчанинов назвал православное богослужение духовной школой, в которой человек может научиться «всему необходимому на поприще веры». Поэтому необходимо изучать «Литургику», однако не столько проясняя для  себя внешнюю форму богослужения, сколько раскрывая смысл православного богослужения как такового, содержащего всю полноту богословия и иллюстрирующего, как оно воплощалось в жизни Святых Православия.

И самое главное. Чтобы научение не было тщетным, его составной и необходимой его частью должно быть  практическое руководство полученными знаниями в жизни христианина. То есть, изучение Православия без Церковной полноценной жизни и Евхаристического общения, без исполнения Духом, без постоянной молитвы,  не сможет достаточно ни изменить человека, ни отобразить в его жизни культурные и нравственные идеалы, основаниями которых есть Сам Христос.

С любовью во Христе

протоирей Георгий ВОЛЬХОВСКИЙ

Поделиться: