Первое вдохновенное произведение русского религиозного искусства

Сегодня Киев трудно представить без Владимирского собора, история строительства которого уходит в cередину XIX века…

vladimir_kiev.jpg

Владимирский собор в Киеве

«В богоспасаемом граде Киеве, святой колыбели православной веры и хранилище отечественной святыни нет доселе храма Божия во имя святого Равноапостольного князя Владимира… В настоящее время, по Высочайшей благочестивейшего Государя Императора воле, предположено в сем граде построить древним византийским зодчеством теплый соборный храм, во имя просветителя России святою верою, на доброхотные пожертвования верных сынов Православной церкви», – с такими словами обратился в 1852 году ко всему народу православному митрополит Филарет (Амфитеатров). Именно ему принадлежала идея возвести к 900-летию Крещения Руси на святых киевских горах храм-памятник, достойный славных деяний Владимира Великого. Идея митрополита о создании в Киеве собора в честь святого равноапостольного князя Владимира была официально утверждена Синодом и Николаем I в 1852 г. Тогда же начался сбор средств, и до 1859 года было собрано около 100 тысяч рублей, да еще Киево-Печерская Лавра пожертвовала миллион штук кирпича. Но для колоссального, с тринадцатью куполами, проекта Владимирского собора архитектора Ивана Штрома этого было мало. Поэтому епархиальный архитектор Павел Спарро значительно уменьшил проект, оставив только семь куполов, но от руководства строительством отказался, сославшись на большую занятость. Работы были поручены Александру Беретти, который внес в проект Владимирского собора противоположные коррективы – оставив очертания храма практически без изменений, увеличил его размеры в полтора раза. Именно по этому проекту собор был заложен в день святого Владимира – 15 июля 1862 года. Через четыре года, когда строительство было почти завершено, стены Владимирского собора внезапно начали трещать под собственным весом. Пока искали виноватых и рассматривали различные проекты спасения Владимирского собора, прошло еще десять лет. В 1875 году в Киев приехал император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма. Увидев пустую строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство. Уже на следующий год Рудольф Бернгард разработал окончательный проект собора, за воплощение которого взялся архитектор Владимир Николаев. Ему удалось ликвидировать аварийную ситуацию и в 1882 году завершить строительство, которое, таким образом, длилось 20 лет. После завершения росписи 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны состоялось торжественное освящение Владимирского собора Внешний и внутренний облик храма задуман архитекторами в старовизантийском стиле, каким строили древнерусские храмы во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Владимирский собор представляет собой традиционный для русского зодчества шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина Владимирского собора составляет55 метров, ширина – 30, а высота вместе с крестом –49 метров. Фасад здания украшают мозаики работы художника А.Н. Фролова. На массивных бронзовых дверях главного портала можно видеть литые бронзовые барельефы с изображениями княгини Ольги и князя Владимира. Владимирский собор в Киеве – это блестящий образец синтеза искусства и архитектуры. Славу памятника выдающегося культурного значения Владимирский собор получил в основном благодаря своим уникальным росписям. Собор расписывала группа выдающихся художников: В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбиньский под общим наблюдением профессора А.В. Прахова, который является и автором проектов ряда деталей интерьера, в частности – бронзовых входных дверей. В украшении интерьера Владимирского собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции. Общая тема живописи Владимирского собора – «Дело спасения нашего». Об этом повествуют как масштабные композиции на евангельские темы, так и символично изложенная история русской церкви: ее символизируют тридцать фигур русских святых: мучеников, святителей, князей, святых жен – вся история русского Православия, все порывы духа, ищущего подвига и правды… Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежит В. М. Васнецову. Он исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур. Васнецов расписывал главный неф Владимирского собора, в котором, кроме евангельских сюжетов, большое место занимают масштабные исторические композиции: «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», а также портреты канонизированных русских князей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги. Среди работ Васнецова одно из лучших произведений в истории религиозной живописи – запрестольный образ Богородицы. Для того, кто впервые входит во Владимирский собор, самым сильным впечатлением становится образ Богоматери. В мерцающем золотом полусвете, на легких облаках, холодно и нежно освещенных зарей, Богоматерь легко и неторопливо идет навстречу зрителям: Царица Небесная несет грешному миру своего Сына… Ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ Богоматери наполнен любовью и человеческой красотой.

Maria.jpg

Богородица

Чудесным образом появился образ Божией Матери на стене алтаря. По рассказам самого художника, он долго не мог определиться, каким же быть образу. Сложный замысел Васнецова – сопоставить божественное и человеческое в лике Царицы Небесной, отразить глубину Ее страдания и святую покорность этому страданию – требовал и вдохновения, и мастерства, и помощи Божией. Здесь на помощь художнику пришла Сама Пречистая. Рано утром придя в собор, Васнецов с Праховым с удивлением обнаружили на алтарной стене четкую тень фигуры Пресвятой Девы с Богомладенцем на руках. Не растерявшись, Виктор Михайлович взял краски, забрался на леса и стал быстро обводить чудесный образ. Дивная тень медленно таяла, но на ее месте уже лежали уверенные контуры, намеченные рукой художника. Такому чуду Божию мы обязаны появлением уникального по своей глубине и художественному исполнению священного образа Богоматери.

В целом, за 11 лет напряженного труда Виктор Михайлович расписал около 2 тысяч квадратных метров.

Художнику удалось удивительным образом вписать свое творческое видение в иконописную традицию, что позволяют нам в легко узнаваемых ликах святых видеть черты живых людей. По окончании работ Виктор Михайлович произнес знаменитую фразу, подводящую черту под всем его трудом и подвигом: «Я поставил свечку Богу».

Кисти М.А. Врубеля принадлежат росписи правого нефа собора. М. В. Нестеров является автором четырех иконостасов боковых нефов, композиций «Рождество», «Воскресение» и «Богоявление», а также ряда икон главного храма и приделов. Среди них особенно выделяются иконы святых благоверных князей Бориса и Глеба и святой княгини Ольги. Написанный на фоне характерного нестеровского пейзажа образ князя Глеба исполнен печальной поэзии – как будто предчувствие близкой смерти от руки убийцы ложится отсветом на одухотворенное лицо молодого князя… Сведомский и Котарбиньский вдвоем выполнили 18 композиций и 84 отдельных фигуры росписи Владимирского собора. Среди них выделяются полные драматизма и трагического пафоса, отличающимся необыкновенным реализмом композиции «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом», «Распятие», яркие образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве».

Hristos.jpg

Христос Вседержитель

Принимали участие в росписи собора и украинские художники иконописной мастерской А. И. Мурашко, среди них и его сын А. А. Мурашко, а также выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Украинские мастера привнесли свой стиль, свой колорит. Иконостас Владимирского собора был сделан из дымчато-серого каррарского мрамора. Разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, России и Испании украшают интерьер собора. Из мрамора выполнен и мозаичный пол. Богатую серебряную утварь делала известная ювелирная фирма Хлебникова. Владимирский собор сразу привлек внимание современников. Его художественные достоинства горячо обсуждались, о них много спорили, но то, что в этом сооружении нашел свое яркое и мощное воплощение стремительный взлет русского искусства конца XIX века, никто не оспаривал. Современники единодушно назвали Владимирский собор в Киеве «первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства».

В мае 1914 года при соборе основано Свято-Владимирское братство.

В 1929 году Всеукраинский центральный исполнительный комитет одобрил решение о закрытии собора и превращении храма в Музей антирелигиозной пропаганды.

Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института, даже рассматривался вопрос его уничтожения вместе с десятками других культовых сооружений Киева. К счастью, этого не произошло.

Но за эти годы из-за постоянной сырости фрески и настенные росписи были повреждены и находились под угрозой. В годы оккупации в соборе возобновили службу, после войны – закрыли; в 60-е годы опять возобновили.

В храме покоятся мощи великомученицы Варвары и священномученика Макария. Мощи святой Варвары привез в Киев еще князь Святополк. Много веков они хранились в Михайловском Златоверхом монастыре в 500- килограммовой раке из чистого серебра. Когда в тридцатые годы ХХ века советская власть разогнала монахов монастыря, святые мощи были тайно перенесены во Владимирский собор; при этом драгоценная серебряная рака таинственно исчезла.

Славен Владимирский собор и одним из лучших в Украине церковных хоров, с которым связаны имена М.П. Гайдая, его дочери Зои, великого певца И.Козловского.

kiev.jpg

Киев, Владимирский собор

Ни действующим православным храмом, ни музеем сегодня Владимирский собор назвать нельзя. Горько, что столь великолепное сооружение не может служить Богу согласно своему предназначению. По правилам Православной церкви, никто из верных не может посещать богослужения раскольников и еретиков, каковыми являются сегодняшние хозяева собора. Нам остается лишь любоваться сказочно красивым внутренним убранством да тихо молиться у святых мощей о дальнейшей судьбе храма-памятника…

Летописец№ 7 (40), 2012

Поделиться: