Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его

«Если Господь  не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс.126.1)

Конечно же,  не только о земном доме говорит псалмопевец. Прежде всего, здесь говорится о доме небесном, который начинает создаваться с православного прихода. Говорится  и о нашем внутреннем доме, доме души нашей, который должен являться составной частицей прихода. О том,  что же такое православный приход и на каких принципах и основаниях мы пытаемся организовать приходскую жизнь нашего прихода, прихода храма Святого Равноапостольного князя Владимира, хотелось бы напомнить нам всем.

«Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Эти слова Символа Веры должны составлять и основу приходской жизни. Таков должен быть и приход, потому что из приходов наша земная Церковь  состоит. Приход же  – это люди. Это люди, составляющие маленькую частичку Церкви Христовой.

Церковь, по-гречески «экклесиа»,  означает собрание. Но не всякое собрание есть Церковь. Собрание первых людей государства, сановников, учредителей фирм, демонстрантов и пр. – это не Церковь. В Евангелии говорится, что Христос создаст Свою Церковь, а не Церковь вообще. Свою! И это самое важное, что отличает Церковь Христову – члены Церкви принадлежат Христу! Здесь и звание, и призвание.

Подобно и приход. Не каждое собрание верующих людей может называться этим наименованием. Есть и прохожане, есть и захожане. Приход же, как составная частица Церкви, должен отображать в себе всю полноту того, что есть Церковь. Отображать  в прихожанах, то есть в тех, кто приходит  ко Христу. Приходит! Мы пытались, пытаемся и, сколько даст Бог, будем пытаться делать именно это – идти ко Христу.

«Верую во Единую…». Так и приход, во-первых, должен быть един. Един, в смысле внутреннего единства. Не единства вокруг священника, настоятеля, старца… Но единства во Христе! Это члены одного Небесного града, управляются одними законами, имеют одну веру, одни Таинства, и, конечно же, одного Бога, Который делает нас причастниками одного Тела и одной Крови! Это и единство цели нашей христианской жизни – служение Богу и прославление Его.  Сама возможность этого служения и прославления есть уже  единственная и величайшая награда каждому из нас.

«Верую… во Святую…». Во-вторых, святость. Здесь святость нужно понимать не как святость ее членов, живущих на земле. Такое понимание всегда кончалось расколом, потому что самое сознание человека, что он есть член общества уже святых, подразумевает с его стороны гордость. Святыми, в том числе и старцами, в смысле победителей греха, можно назвать только тех, кто уже совершил свой жизненный путь и вступил в селения праведных. Святость же прихода, как и всей Церкви, определяется тем, что приход, как частица Церкви, есть Тело Христово, сохраняющее Божию благодать, которая и освящает всех нас. В приходе, как в Церкви земной, люди только стремятся к святости, ведут брань за нее  сами с собой. Святость должна руководить их покаянным подвигом.

В-третьих, «Соборную…». Соборность прежде всего в том, что каждый прихожанин должен ощущать себя единым не только с теми, кто есть прихожане исключительно нашего храма.  Соборность это единение в одном Духе, в одном Разуме, прежде всего, со всеми, кто признает и живет по учению Христовой Вселенской Церкви, которое содержалось в ней всегда, всеми и повсюду. Любое ограничение своего сознания рамками того, что только наш приход  или наше духовенство исключительны,  отделяет от соборности церковной, приводя к сектанству внутри Православия.

И «Апостольскую Церковь».  Несколько слов и о последнем признаке Церкви, и ее частицы – православного прихода, указанном в Символе Веры. Приход, как и Церковь,  должен содержаться Апостольской преемственностью Духа. Именно преемственность Духа определяет  внешний и внутренний строй церковной жизни, происходящий от Апостолов.  Этот строй не навязывается силой. Он не лишает человека свободы. Но каждый сам, в акте свободного выбора, становится живым камнем тела Церкви, добровольно принимая подвиг послушания и стяжания добродетелей.

И последнее. Все, написанное выше,  может оказаться пустыми лозунгами, если не исповедовать эти принципы в миру, в быту.  Веру нашу нужно понимать как жизнь, а не как «убеждение». И жизнь приходская не ограничивается только посещением храма и исполнением храмовых послушаний. Приходская жизнь – это также и создание быта, в котором мы жили бы по законам и началам Церкви, даже будучи  окруженные  теми, кто живет по законам и стихиям мира. То, что мы называли Святой Русью, было создано больше всего не нарочитой организацией по плану, а именно бытом, молитвенным подвигом святых и подражанием им в миру, на разных уровнях общества.

Церкви, как, впрочем, и каждому  приходу, не обещано земной победы над миром сим, в смысле его покорения. Спаситель предрек Своим ученикам, что они в мире будут иметь скорбь. Наша победа определяется не в материальном плане, а в том, что всегда будут чада Церкви, преодолевающие зло мира сего и что силы ада никогда не смогут Церковь уничтожить. Она, хотя бы и в виде малого стада, сохранится на земле до Страшного Суда.  Тут только обнаружится ее полная победа. Начало же этой победы полагается  в Православном приходе. И нашему приходу, точнее всем нам, нужно здесь еще немало потрудиться. Бог милостив: покаемся – простит, вымолим – дарует.

Да поможет нам в этом Господь!

Протоиерей Георгий ВОЛЬХОВСКИЙ

Поделиться: