Господь дал сил на ратный подвиг

Святая Православная Церковь неизменно была со своим народом в скорбях и опасностях, в борьбе и победах. Так было и в страшные дни войн, которые доводилось вести нашему народу, и так будет всегда! Церковь не только утешала воинов в скорби, но и благословляла их мужественное участие в боевых действиях, самоотверженный труд тех, кто оставался в тылу, поддерживала веру в окончательную победу над врагом. Патриотизм Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной трудно переоценить. Бесчисленный сонм героев, доблестно проявивших себя в великой борьбе, хранит в себе история Священной войны. Многие священнослужители в то время стояли в одном строю с бойцами советской армии и боролись против попирания нашей святой земли. Днепропетровский край не стал исключением.

Епископ Екатеринославский и Мелитопольский, а затем Екатеринославский и Запорожский Димитрий (Маган) был рукоположен на кафедру в страшное оккупационное время в 1942 году. С вверенной паствой ему пришлось пережить самый ужасный для жителей Днепропетровска период – зиму и весну 1943 года. В Днепропетровске до революции было 27 церквей, а к началу Великой Отечественной войны не оставалось ни одного действующего храма. В 1942 году в городе было восстановлено 10, а по всей епархии — 318 приходов. Владыка Димитрий, который прежде, до войны, знал церковную жизнь Западной Украины, не потрясенной столь свирепыми гонениями, как на Востоке, поражен был религиозным энтузиазмом православных жителей города. Он рассказывал, что на Богоявление 1943 года у кафедрального храма собралось около 60 тыс. верующих, чтобы идти крестным ходом на Днепр. «Такую огромную массу людей, – писал он, – я никогда не видел». Немецкая цензура не разрешила в газетной статье о празднике привести верные данные о числе участвовавших в крестном ходе и велела заменить 60 на 20 тыс. (См. Heyer, Friedrich, ibid. s. 208).

Архиепископ Днепропетровский и Запорожский Андрей (Комаров) управлял епархией с 1944 по 1955 гг. С административной деятельностью Архиепископ Андрей соединял и большую патриотическую работу. Во время Великой Отечественной войны он призывал верующих к пожертвованиям на оборону страны, на раненых воинов, на вдов и сирот, за что имел благодарность правительства, которое наградило его медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Владыка пожертвовал личные сбережения на строительство самолета. Денег хватило на производство одного истребителя, и Архиепископ Андрей (Комаров) получил личную благодарность Верховного Главнокомандующего И. Сталина. Могила Архиепископа Андрея (Комарова) находится у стен Свято-Троицкого кафедрального собора, в реставрацию которого архиерей вложил много сил и средств.

В 2002 году почил о Господе настоятель Свято-Николаевского храма городского поселения Игрень-1 архимандрит Серафим (Ольховой), который два года своей жизни отдал на защиту нашей Родины и за боевые заслуги награжден многочисленными орденами и медалями.
Духовные чада отца Серафима собрали о нем воспоминания, которые были опубликованы в журнале «Спасите наши души». Главный редактор журнала Виктор Васильевич Мачула любезно предоставил материалы нашей газете.
Рассказ записал священник Геннадий Макмак, келейник отца Серафима.
Из-за травмы позвоночника в начале войны Михаила на фронт не призвали. Но когда немцы добрались до Днепропетровщины, стали брать и белобилетчиков. Михаил Ольховой тоже получил призывной лист. Как в тылу, так и на фронте Михаил все приказы командира исполнял неукоснительно. Был такой случай. Выстроил командир всех бойцов в шеренгу и говорит: – На кого укажу, сделать шаг вперед. Двадцать бойцов за ним пойдут на особое задание.
Командир указал на одного парня, тот сделал шаг вперед, а те, кто за ним стояли, пока командир отвернулся, обратно его в строй втащили.
Усмехнулся командир, увидев такую хитрость. Показал на другого бойца. Того тоже, едва он успел сделать шаг вперед, втащили в строй.
Указывает командир в третий раз и попадает на Ольхового. Михаил вышел из строя и ни с места. Бойцы его по ногам бьют, в бок толкают, за одежду дергают, кроют последними словами, а он не шелохнется.
Отсчитал командир двадцать бойцов за ним и скомандовал:
– Отряд, марш на уборку картошки. Всем остальным – готовиться к бою.
Из полка выжили единицы. Отряд копачей картофеля остался невредимым в полном составе…
В конце войны Михаил попал в аварию. Перевернулась машина, на которой он ехал. Ему раздробило ногу. Врачи настаивали на немедленной ампутации, но раненый не дался.
Хирург, раздосадованный несговорчивостью бойца, не оказывал ему помощь, даже не промывал рану. Считал, что, как только начнется гангрена, пациент сам запросится на операционный стол. Но у Михаила вместо гангрены началась грануляция.
Осколки кости выходили из ноги еще тридцать лет. Нога сделалась чуточку короче, и практически всю жизнь не заживала трофическая язва. Но это было мелкое (по сравнению с ампутацией ноги) увечье, которое не препятствовало Михаилу Ольховому вскоре после войны принять хиротонию.
Этот рассказ записал раб Божий Игорь.
В ноябре 1943 года Красная армия освободила Левобережье и взяла в клещи Днепропетровск. Видимо, для того, чтобы отвлечь внимание фашистов, в тылу врага под Днепродзержинском был сформирован большой партизанский отряд в 800 человек с заданием уничтожить штаб оккупантов, расположенный в Верблюжках – селе неподалеку от Кировограда.
Мобилизовали Михаила Ольхового в Аулах, определили связистом и вместе с другими бойцами на лодках переправили на правый берег. Трое суток ночами отряд двигался в глубь вражеской территории, каким-то чудом избегая встреч с немецкими частями.
Вечером добрались до Верблюжек, окопались, подготовились к обороне.
Утром немцы, ночевавшие на соседней станции, обнаружили противника у себя под боком. Уже к девяти часам к ним прибыла подмога из Днепропетровска и Днепродзержинска. Но боеприпасов у наших хватило только до вечера. Обещанная помощь с воздуха так и не пришла – отряду грозила гибель. Во время боя командир приказал солдату Ольховому установить связь с укрытым в овраге обозом.
Батюшка рассказывал:
– До оврага – 20 шагов. Только выскочил из скирды, разогнался бежать, а немец из пулемета очередью. Я снял шапку и крещусь. А немец стреляет так и так. А я крещусь – и пошел. Вошел в овраг, а немец думал, что я убитый. А пули меня не взяли. Бог спас. Вернулся весь облепленный пулями, их с меня стряхивали.
Правда, от страха солдат Ольховой на время потерял дар речи. Десять человек, находившихся в овраге, вышли из окружения и вернулись к своим. Остальные восемьсот погибли в неравном бою. Батюшка сказал:
– Снова Бог меня спас!
Известны и другие священнослужители, наши земляки – участники боевых действий. Священник Петр Огарев был ранен в боях, но, несмотря на это, он до победного конца оставался в боевых рядах. Протоиерей Иоанн Кишко прошел все трудности этой страшной войны. В 1943 году попал в плен, но сразу после освобождения снова был зачислен в ряды Красной Армии – за доблесть награжден медалью «За Победу над Германией».
Вот еще имена православных пастырей нашей епархии, которые воевали на фронте и были награждены орденами и медалями: иеромонах Иерон, протоиереи Марк Коваленко, Павел Шкурба, Георгий Беззабава, Крыжановский(имя, к сожалению, не известно), Георгий Константиновский, Иоанн Черниговский, Андрей Кретинин и иереи Валериан Дашко, Валериан Минин, Иоанн Мороз, Георгий Рождественский, Павел Кучер, Анатолий Загубеженко…
Ныне Православная Русь предстоит Господу сил в молитве о совершивших беспримерные бранные подвиги. После неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, она благодарно взывает к Самому Источнику всего сущего за Его небесную помощь в час брани, за радость победы и дарование мира всему миру.
Мы, получившие в дар мирные десятилетия после победы, искренне благодарим ветеранов за их любовь к Родине. Славен подвиг тех, кто принес мир в наши дома и семьи!
Сегодня с нами нет миллионов людей, душу свою положивших за други своя. Вечная память им, отдавшим жизнь за то, чтобы мы трудились и жили в благополучии! Да упокоит Господь души их в селениях праведных со святыми Своими!
Слава тем, кто жив и сейчас, героям, несущим нам свидетельства пережитых испытаний!
С благоговением вспоминая подвиги доблестного воинства, близких и родных, положивших за наше счастье временную жизнь в надежде восприять вечную, – мы никогда не перестанем молиться о них, и в этом будем черпать утешение в скорби. Победа несет не только радость. Она взывает к нашей ответственности за настоящее и будущее, осознанию необходимости усилить труд, чтобы сделать ее плодотворной, чтобы залечить раны, нанесенные войной.
Почитание подвига нашего народа необходимо не только ветеранам давних сражений. В первую очередь, это важно для подрастающих поколений. День начала войны возвращает нашу историческую память к ее суровым будням. Церковь сугубо молится о тех, кто отдал свои жизни, защищая Отечество. День Победы заключает в себе призыв сделать все возможное, чтобы трагедия минувшей войны не повторилась, и чтобы XXI век стал веком мира и созидания.

Поделиться: