О музыке и воспитании

Вокруг нас всегда есть звуки. Даже тишина звучит. Она звучит нашим состоянием души, тем, что у нас на сердце. Как правило, нам не нравится то, что слышим у себя в душе, и поэтому мы заглушаем это громкой музыкой, всегда кричащим телевизором, радио, которое работает, «чтобы что-то разговаривало». И не всегда анализируем то, что слушаем. А зачастую это совсем не та музыка, которая помогла бы работе души. Скорее наоборот.

Судя по тем фильмам и книгам, которые «сотворяют» наши современники, судя по совеременной музыке, в обществе уже давно происходит обнищание души человечской…

Есть много возможностей развивать душу, воспитывать у ребенка с детства привычку трудиться над своей душой, и один из таких методов – это привычка, потребность и навык слушать классическую музыку.

Для того, чтобы в душе прозвучал отклик, необходимо душу научить, развить. К огромному сожалению, современные дети отказываются слушать классическую музыку, заменяя ее суррогатом, травмирующим и разлагающим юную личность изнутри. Отказываются, потому что это труд.

Это как рассматривать картину. Можно бросить беглый взгляд, посмотреть, как положен мазок, какие цветовые пятна – «красивенько» – и побежать дальше. А можно рассматривать картину долго,  будто книгу читаешь. Ведь в каждой картине свой сюжет, своя драма или притча.

Любое произведение искусства, если ты умеешь это понять, если тебя этому научили, воспитывает твою душу, нужно только потрудиться, разгадать это.

Классическая музыка, если звучит в семье с детства,  формирует ребенка  как многогранную личность, и основы слушания классической музыки должны формироваться в семье. Да, для этого необходимы терпение, усидчивость и любовь. Посещение концертов классической музыки всей семьей очень много значит в воспитании детей. Ничто не может заменить живое, непосредственное общение с музыкой, поэтому она так важна.

К сожалению, современная школа не дает основ слушания музыки, не прививает любви к искусству в целом. Некоторые общеобразовательные школы вообще отказались от курса музыки, считая его необязательным. А в некоторых случаях намеренно упрощают, популизируют классическую музыку, накладывая на нее современные ритмы. Стало модным обрабатывать классическую музыку в современном «бум-ца-ца» стиле.

Представьте, что во время представления балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского знаменитое Анданте-Маэстозо в какой-то момент начинает звучать в ритме хип-хопа. Конечно, это можно называть экспериментом, авторским прочтением, но суть от этого не изменится – это уже не балет «Щелкунчик» и не музыка Чайковского.  Разве такой спектакль научит любить и понимать классическую музыку?

Вячесла́в Вячесла́вович Медуше́вский, музыковед и педагог, исследователь способов выражения духовной жизни человека в музыкальном искусстве так рассказывает об Анданте-Маэстозо Чайковского: «Разрешите показать вам один из шедевров русской музыки – Анданте Маэстозо из балета Чайковского «Щелкунчик». Я спрашивал многих: о чем эта музыка? Одни слышат в ней несокрушимо-победную силу. Другие – высшую трагедийность. Третьи – величавый покой и строгость. Четвертые – апофеоз любви, пятые – дыхание смерти. Но все без колебаний соглашались с противоположными суждениями, потому что на самом деле все это есть в музыке. И не как серая смесь, а как волнующая тайна, в которой душа угадывает родные ей духовные прообразы. 

Чайковский и Великий Прообраз этой музыки – в самой божественной личности Христа, Которого так горячо любил и Которому молился при сочинении музыки

Согласно балетному либретто целью жизненного пути героев этой рождественской сказки является Рождественская звезда. Что же ищут герои? Рождественская звезда ознаменовала пришествие в мир Божественной любви. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12:49-50) «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13)

Есть ли в мире другое музыкальное, столь яркое и интонационно точное воспроизведение истины Евангелия, самого существа Благой Вести?

Если общество не хочет воспринимать музыку Баха, Рахманинова и других гениев по-настоящему, то она и перестает быть средством поддержания в обществе великой ревности жизни. Свет неслыханной красоты гаснет в людях. И вот уже пошлость со всех сторон обложила жизнь человечества.

Насколько мы ослабели в восприятии возвышенных тяготений сердца в серьезной музыке, настолько преуспели в ее разрушительной стихии».

В наше время всеобщей занятости посещение концертов становится довольно редким событием. Именно событием. Поэтому знатоки и ценители классики, мастера сцены Олег Шейна (виолончель) и Михаил Левандовский (фортепиано) с большим удовольствием откликнулись на предложение воплотить в жизнь  идею – организовать в храме концерт «Пасха в музыке», который и состоялся 29 мая в одном из классов детской воскресной школы.

В начале выступили дети – прославили Христа воскресшего небольшими стихами, милыми детскими песенками, а затем сами стали зрителями. Конечно, малыши смогли высидеть лишь часть концерта, но они услышали и увидели настоящую виолончель, услышали, как звучит дуэт двух инструментов. Дети постарше слушали музыку, сидя рядом с родителями, и никто не ныл – «пойдем домой!». В зале собрались те, кто хотел слушать эту музыку, и музыканты хотели для них ее играть.

Замечательно подобранный репертуар, мастерски исполненные произведения изменили даже лица зрителей – пропала озабоченность, желание куда-то спешить. Многие говорили, что хотели сначала с концерта уйти, но остались до конца, потому что уйти не смогли, душа хотела еще.

Первый концерт классической музыки у нас в храме состоялся. Класс, в котором проходил концерт, еще не достроен, но его украшали детские рисунки, присланные на конкурс «Пасхальная палитра» и композиции из писанок. Все этом классе создавало Пасхальное настроение.

Очень хочется, чтобы такие концерты стали традицией.

Рр. Б Елена МАЛАЯ и Елена НЕМКОВА

Поделиться: