Да не будет этого со мной!

Наше время… Время, несущее на себе печать  омирщения и духовного омертвения. Омертвение приходит не сразу. Сначала душа охладевает к духовной работе, к духовному деланию и погружается в беспечный сон служения мирским делам плоти и похоти.

«Душа моя, почему ты спишь – ведь конец приближается»…

Но об этом совсем не хочется думать. Ведь вокруг столько много удовольствий, развлечений и соблазнов. Нелегко стряхнуть привычную беспечность, леность, себялюбие и служение страстям.

Когда-то, услышав о пути страданий, об ожидавших Христа мучениях и смерти, Петр начал прекословить Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобой». На первый взгляд кажется, вроде-бы безобидные слова: «Будь милостив к Себе…». Пожалей себя. Пожалей. Вот она, сердцевина и начало духовного сна,  духовной лености и расслабленности. Пожалей себя любимого. Ты этого достоин. Отдохни у телевизора, послушай новости, узнай, чем закончится очередная серия фильма. За пивом посмотри футбол, покушай сладкого и вкусного. Ты трудился, устал, расслабься… Отвлекись и развлекись. Получи немного удовольствия. А молитвы… почитай кратко. Пожалей себя. Тебя никто не понимает, не поддерживает… Пожалей себя, ты в таких тяжелых условиях – будь милостив к себе.

Господь же, обратившись, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое!» (Мф.18.22,23).

Отойди и от меня, сатана, втягивающий меня в духовное безволие.

Пожалей себя – это соблазн, уводящий от Божьего. Уводящий от жизни. Жалость к себе толкает меня на безжизненное, холодное предстояние Богу.

Что делать мне? Как избежать мне сени и тени смертной, в которой я нахожусь? Как победить самого себя? Кто отвалит мне камень от дверей моего гроба?  Это есть существенный и важный в духовном делании вопрос «усилия над собой». Ведь «Царство Божие берется усилием, и только употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11.12).  Усилие  над сердцем, окаменевшим и холодным.

Без Бога – никак самого себя не победить. И эта победа начинается с молитвы, как духовного единения с Богом.  Начинается и продолжается в молитве, совершаемой в простоте сердечной, в простоте младенческой. В ней мера длины переводится на меру глубины, с количественного порядка, на качественный, с временного на невременный, где сама жизнь становится молитвенным правилом. В ней разговор сына с Отцом. «Спаси меня, Господи, ибо утопаю! Дай мне слезы и память смертную, и умиление.  Дай мне силы пробудиться и восстать!».

Необходимо просить. Просить и делать самому, просить и подниматься, просить и восставать. Употреблять усилие… И не себя жалеть, но бесцельно и беспечно потраченное время. Чтобы не погибнуть.

Да не будет этого со мной!

Протоиерей Георгий ВОЛЬХОВСКИЙ

Поделиться: