Любовь к Богу была у святителя Афанасия превыше всего

Дай же, Господи, и нам, по примеру святителя Афанасия, стремиться к добродетелям спасительным: терпению, смирению и любви!

k1

Величие человеческой жизни определяется мерой любви к Богу и исполнения Божией воли. У Бога никто не забыт и ничто не забыто. И в Церкви Его вечно живут те, кто знал Его, служил Ему своей верой, послушанием и любовью. До времени мы не можем знать всех, кто посвятил Ему свою жизнь.

Однако, в нелегкие периоды нашей истории, когда оскудевает вера и истощается любовь, Господь, как драгоценные жемчужины, являет нам своих святых, трудами и молитвами которых стояла, стоит и стоять будет наша Православная Церковь.

И вот совсем недавно, незадолго до того, как наша земля погрузилась во мрак беспредела, беззакония и беснования, а Церковь Христова стала подвергаться злостному нападению врагов Православия, Господь, по Своей великой милости, явил нам Своего святого. Явил, чтобы поддержать нас в стоянии за веру Христову в столь трудное время. Явил, чтобы поддержать нас, укрепить нас в вере и нашем крестоношении. Явил, чтобы показать нам, духовно немощным, что не оскудела святостью наша земля. Явил, чтобы взирая на жизнь святых Православия, вдохновляясь примером их жизни, нам самим учиться тому, как нужно следовать за Христом, как нужно переносить скорби и испытания настоящих дней. И пример жизни святителя Афанасия Полтавского Чудотворца, прекрасно иллюстрирует, какой должна быть жизнь настоящего христианина, отобразившего в себе и во всей своей жизни, образ Божий. Задумываясь о пройденном им жизненном пути, начинаешь понимать, что не столько важно, какие испытания выпали на твою долю, но гораздо важнее, как ты их проходишь. Ведь от того, как проходит их христианин, и зависит самый главный результат его жизни – спасение, ибо «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14.22)

А прекрасной иллюстрацией служит подвиг последних месяцев жизни святителя Афанасия. Из его жития мы знаем, как враг человеческого спасения – диавол, ополчаясь на Церковь Христову и ее святых, применяет самое коварное свое оружие – ложь. Будучи сам отец лжи, он и против Господа применил это оружие. Много лжесвидетелей свидетельствовало против Христа, однако Господь ни на одно лжесвидетельство не ответил и даже не пытался оправдываться. Когда обличает совесть, человек начинает перед ней оправдываться. Но Христу оправдываться было не в чем. Его совесть была чиста. И Он молчал. И даже Пилат дивился, почему Он не отвечает на лжеобвинения. Так же и святитель Афанасий. Стараясь всю жизнь следовать за Христом, сверяя по Христу всю свою жизнь, испытывая всю горечь лживого доноса и незаслуженных обвинений в самых тяжких грехах, святитель, подобно своему Небесному Учителю Христу, не отвечал ни на одно из них. Он даже не пытался оправдываться. Не чувствуя за собой вины, не имея в себе угрызений совести, он, подобно Христу, молчал, во всем возложив на Господа все свое упование.

Подобно Христу, Который, вися на кресте, скорбел о тех, кто отказался от Него, кто предал Его на смерть, кто излил на Него всю желчь своих страстей и уксус ненависти, Который умирая молился за них: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят», святитель Афанасий также возносил молитвы о тех, кто оклеветал его. Возносил, скорбя о нераскаянности их сердец, «пуще всего, как написано в его житии, – боясь той мысли, не сделал ли он собою невольного соблазна». Это и было самым главным итогом его многоскорбной жизни – уподобление Христу. Дай, Господи, и нам иметь хотя бы толику того упования на Господа и подражания Ему, какую имел святитель Афанасий!

Но что позволило святителю устоять в испытаниях? Вся его жизнь говорит об этом. Для нас же, живущих сегодня, это особенно важно знать, чтобы сравнивая со своей жизнью, сделать для себя правильные выводы о том, чем должна быть исполнена наша жизнь. Родившись в семье полтавского протоиерея Павла Вольховского, будущий Святитель Афанасий, в крещении названный Федором, с самого детства потянулся к знаниям спасительным. Он закончил целый ряд духовных учебных заведений, в том числе и Киевскую Духовную Академию, которая в то время славились своим образовательным уровнем. Огромное влияние на юного Федора оказал его дядя, архимандрит Афанасий (в миру Петр Вольховский), которого называли «благочестивый Тверской». Его дядя в то время был келарем Троице-Сергиевой Лавры, а также ректором и профессором богословия лаврской семинарии. Отличительной чертой Преосвященного Афанасия была, как написано в его жизнеописании, «любовь к храмозданию» и богословию. На его богословских трудах и возрастал Федор. Стоит также упомянуть и о том, что дядя Федора много потрудился в деле борьбы с расколом.

Именно дядя заложил в Федоре любовь к богословию, святоотеческой литературе и житиям святых, которые он любил читать до конца своих дней. Дядя был для Федора не только родным и близким человеком, но и образцом православного христианина, которому будущий Святитель следовал всю свою жизнь. Дай же, Господи, и нам силы подражать жизни и вере святых православия!

Стремясь служить Богу, будущий святитель, сочетавшись браком с девицей Анастасией, дочерью полтавского протоиерея, был возведен в сан священника в Полтавской Николаевской церкви.

Учась у святых и вдумываясь через столетия в их житие, уже невольно делаешь для себя духовные выводы. Во-первых, о воспитании своих детей, которых бы нам так хотелось воспитать в христианском благочестии. Сначала их надо научать вере, а потом всем другим наукам. Научать нравственной жизни на примерах святых Православия, а не героев боевиков, триллеров, фильмов ужасов и убийственных компьютерных игр. С младенчества помогать детям изучать слово Божие и пребывать в молитве. Во-вторых, сделать выводы о самих себе. Мы, и никто иной, должны стать для своих детей духовными авторитетами, своей собственной жизнью во Христе являя им, благочестивую жизнь православного христианина.

Все это и унаследовал юный Федор, все это и воплотил в своей жизни. Однако, тут необходимо отметить главное. Если бы Федор не любил Бога, он бы не тянулся к спасительным знаниям. Если бы Федор не любил Бога, он бы не подражал вере тех, кто был благочестив. Вот эта любовь и стала несокрушимым стержнем его жизни. Вот эта любовь и подвигла его на путь сначала священнического служения, а потом и святительского. Для нас же, нынешних, здесь уже есть чему поучиться. И прежде всего – любви, поставляя ее основой всей нашей жизни. И если искренне любим Бога, тянуться и нам к знаниям спасительным, беря за пример жизнь святых Православия. Дай же, Господи, и нам стремиться к такой любви и являть ее во всей своей жизни!

И в последующем, всегда и везде, любовь к Богу была у будущего святителя превыше всего. Бог же готовил его к предстоящим испытаниям. Готовил испытаниями, потому что только тот, кто «был испытан получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1.12).

Готовя будущего Святителя к подвигу, Господь предназначил ему путь горестей и скорбей, призванных укрепить его в стоянии за веру Христову. Как написано в житии святителя Афанасия, «горе… рано заглянуло в очи тому, для которого предназначен был свыше путь горестей и напастей. В двадцать три года он потерял отца, затем благодетеля и воспитателя – дядю. Счастливый брак священника Федора также оказался недолгим… Через год, после вступления в брак, умирает во младенчестве дочь, а через три года Господь призвал и супругу…».

Однако горести и скорби не только не охладили веру и не сломали дух, но еще более укрепили будущего Святителя, уже не обремененного семейными заботами, в его желании посвятить свою жизнь Богу. Скорбь, которую послал ему Господь, сродни скорби праведного Иова, который в скорбях не отступил от Творца, и был прославлен Им в лике святых. Взирая на жизнь будущего святителя, начинаешь понимать, почему Господь посылает нам скорби. Ведь как, не претерпевая, можно стяжать терпение, без которого нет спасения, как, не смиряясь в скорбях, обрести спасительную добродетель смирения? Никак! И в этом есть промыслительная любовь Божия к каждому из нас, ради нашего спасения.

И священник Федор не впал в отчаяние, не упал духом, не возроптал на жизнь, но смиренно принял ниспосланные ему испытания. Дай же, Господи, и нам, по примеру святителя Афанасия, стремиться к добродетелям спасительным: терпению, смирению и любви!

В этих несчастьях молодой священник усмотрел призыв Божий. Призыв к тому, чтобы всю свою жизнь без остатка, посвятить Тому, Кого он беззаветно любил. И будущий святитель, уже не обремененный семьей и мирскими заботами, следует этому призыву. Он принимает монашеский постриг.

Однако и в монашестве он продолжает стремиться и получать спасительные знания, тянуться к тем, кто отличался праведностью и святостью жизни. Его духовником становится Митрополит Гавриил (Петров). Будучи разносторонне развитым человеком, Митрополит уделял много внимания духовному образованию. Будучи также истинным монахом, в полном смысле этого слова, он, прежде всего, заботился о том, чтобы привести современное ему монашество к «жизни трезвенной, целомудренной, кроткой и благочестивой». Митрополит Гавриил был строгим блюстителем уставов церковных.

Примеру жизни Преосвященного Гавриила и последовал будущий святитель Афанасий, стремясь вести истинно монашескую жизнь, стремясь к стяжанию спасительных добродетелей. И это опять потому, что любил Бога. Ведь только любя Бога, можно избрать себе строгого духовника. И только любя Бога можно вступить в брань со своими страстями, стараясь стяжать добродетели. И именно под началом Митрополита Гавриила будущему святителю Афанасию пришлось начинать свою архипастырскую деятельность.

Владыке Гавриилу требовался грамотный, образованный, владеющий разными языками и самоотверженно стоящий за Православие, помощник, которого и обрел он в лице Преосвященного Афанасия. Именно с подачи Митрополита Гавриила, святитель Афанасий и был впоследствии переведен на Могилевскую и Полоцкую кафедру по кончине приснопамятного архиепископа Георгия Конисского, прославленного в лике Белорусских святых.

Служить на месте святого – это огромная ответственность. Здесь-то и пригодились святителю Афанасию его любовь, образование и все те качества, которые он приобрел неустанным духовным трудом. Так, по его молитвам исполненное любви «Пастырское увещание к униатам» сыграло немалую роль в присоединении к православию многих греко-католиков. Не имеющий любви к Богу не будет и иметь такой силы слова благовестия, какая была у Преосвященного Афанасия.

Для нас же здесь опять немалое духовное назидание. Оно в том, что все нестроения в нашей жизни и все церковные расколы можно преодолеть, только пребывая в любви к Богу, только возрастая в добродетелях. Ведь там, где не стремятся к добродетелям, бушуют страсти, которые и есть главные причины расколов и нестроений.

Конечно, это будет вызывать ярость и нападки врага человеческого спасения, как вызвала ярость в сердцах врагов православия деятельность святителя Афанасия. Но любовь и добродетели помогут устоять во всех испытаниях и искушениях, помогут преодолеть все трудности и препятствия. Любовью все можно преодолеть и превозмочь! Только любовь поможет поступать в этой жизни по Христу, как поступал и святитель Афанасий. Ложь и клевета не коснулись его, потому что Тот, Кого он любил всю свою жизнь, Кому следовал и подражал и словом, и делом, и помышлением, ради Кого служил, Тот, Кто Сам есть любовь, дал ему силы устоять и сподобиться Царства Небесного, к которому так стремилась душа Преосвященного.

 Дай же, Господи, и нам малодушным и слабым, взирая на веру святых Православия, на жизнь святителя Божьего Афанасия, вдохновляясь его трудами, подвигом веры и молитвами, пройти и наш жизненный путь, как должно его пройти настоящему христианину. Пройти истинно, а не ложно. Пройти в беззаветной любви к Богу и с любовью к ближнему. Пройти, преодолевая любовью все трудности, испытания и скорби этой жизни. Пройти со Христом и во имя Христа! И да поможет нам в этом Господь и святые Православия! Святителю отче Афанасие, моли Бога о нас! Аминь.

Протоиерей ГЕОРГИЙ ВОЛЬХОВСКИЙ

(проповедь, сказанная 10 октября в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре)

Поделиться: