Господи, помоги мне творить правду словом, делом и мыслью

Ложные понятия, фальшивые теории, извращенные религиозно-нравственные ценности опутали, подобно цепким сорнякам, все стороны современной действительности, все области человеческой деятельности, всякий благой порыв человеческой души», – так о настоящей действительности писал один из иерархов Православной Церкви митрополит Иоанн Снычев. Ложь, буквально, окутала всю нашу жизнь, и в этом – главная причина всех наших бед и неурядиц.

«Всякий человек лжив» (Рим.3.4), – писал Святой Апостол Павел. Лгут все: власти, политики, бизнесмены, телевидение, пресса, реклама… лгу я, лжем все мы. Ложь стала настолько «естественной», что часто мы лжем, даже не замечая этого. Иногда складывается впечатление, что мы просто полюбили ложь, мы любим, когда нас обманывают.

Да,-да, мы любим, когда нас обманывают! Как приятно услышать от политика или кандидата в депутаты ложь о моем светлом и счастливом будущем! И, как в очередной раз обманутый, я продолжаю обманывать себя, что виноват в моем обмане, в моих несбывшихся мечтах, кто-то, какие-нибудь «они», а не я сам. Сам! Принял в себя ложь, обольстился ею, размечтался и обманул себя. Я – главный обманщик самого себя! Ложь живет в моем сердце, делая мир вокруг меня иллюзорным. Кстати, слово иллюзия, в переводе с латинского, обозначает искаженное, ложное, восприятие действительности!

Но ведь я же не лгу. Я всегда говорю правду! Наивный. Мне только кажется, что я не лгу. Кажется, потому что я сам обманут. Обманут  отцом лжи – диаволом (Ин.8.44), который с диавольской силой и хитростью небезуспешно пытается сбить с истинного пути и уничтожить христианина. Обманут самим собой, гордостно полагая в себе, что «Я» — это нечто немаловажное. Как же я обманут, когда стараюсь всегда говорить правду? Не понимаю!

Но вот бытовой пример иллюзорного, ложного, восприятия своей собственной души, иллюстрирует написанное. Я даже не замечаю в себе, что, рассказывая о ком-то или описывая что-то, я вношу в свой рассказ или описание преувеличения или преуменьшения, а этим преувеличением или преуменьшением вношу ложь – искажаю действительность. А если добавить к этому творческое  преукрашение рассказа своими воображением и фантазиями, снабдив своими домыслами и комментариями…  Ну, кому повредит, если я немного приукрашу свой рассказ?  А если тому, кто слушал мой рассказ, пересказать его дальше, то событие, обрастая слухами, тянет за собой уже шлейф лжи и становится еще более далеким от правды. Добавим к этому – подмену слов или понятий. Например, описывая беседу с кем-то, вместо «он мне говорит» молвить «он мне заявляет». Да с соответствующей интонацией голоса, специфическим выражением лица и жестикуляцией… Разве получит слушающий меня истинную картину или содержание описываемого разговора? Нет, получит лживую. Кстати, в Евангелии, в словах Христа и апостолов, полностью отсутствуют преувеличения, преуменьшения, преукрашения, подмены и тому подобное. Полностью отсутствует ложь! «Постараемся же…никогда не верить своим самомышлениям. Ибо поистине ничто так не удаляет от Бога», – писал преподобный Авва Дорофей.

Еще один бытовой пример, связанный с ложью. Макияж, силикон… Разве это не попытка обмануть себя и других, желая выдать себя красивее или моложе,  чем  есть…, да и Бога укорить, что сотворил  не совсем красивым, требующим доработки краской и накачкой груди и губ силиконом?

Но я принимаю эту ложь, она мне нравится, она востребована… А слова апостола Петра о том, что, «да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде (ни макияж и силикон…), но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда святые жены, уповавшие на Бога,  украшали себя» (1Пет.3.3-5), – это не для нас. Этим можно пренебречь. Мы же не святые, да и на Бога мы не уповаем. И внутреннюю красоту человека видеть не умеем и не хотим. Таких бытовых примеров присутствия лжи в нашей жизни можно привести множество.

Вдумываюсь в свою жизнь и нахожу ее исполненной лжи. Она, ложь, замаскировалась во мне, выдает себя за нечто естественное – все так живут и так делают. Ложь постоянно оправдывает себя.

И диавол – тут как тут,  нашептывает самооправдание: Ну, что здесь такого страшного? Ну, поговорили немного… Ну, что здесь такого…  Ну, немножко макияжа… Все так живут… Я же не святой… А написанное, что «открывается гнев Божий с неба на всякое (на всякое!) нечестие и неправду человеков, подавляющий истину неправдою» (Рим.1.18) – это не про меня. Не стоит обращать внимание. Присутствие же диавола рядом со мной не замечаю, хотя признаки его участия в моей жизни налицо. Вот некоторые из них: я или не пойму, где же тут ложь, или попытаюсь возразить, или попытаюсь самооправдаться, или быстро забуду прочитанное о лжи, не  сделав для себя выводов, и  забыв, не стану меняться, или  я не захочу об этом думать…  Точно как у пророка Иеремии: «Народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит» (Иер.5.21). Глупый и неразумный, а потому – обманутый. Читая написанное, какой из перечисленных  признаков я использую для пребывания во лжи, читая эти строки?

Кстати, о самооправдании. Самооправдание есть там, где обличает совесть? Ведь если нет обличения, то не в чем и оправдываться. Совесть же всегда обличает. Отсюда, самооправдание – это  попытка обмануть самого себя, попытка обмануть совесть, попытка доказать самому себе, что я прав?  Не Бог, не Его голос — совесть, а я!

Ложь преподносится нам, практически, сразу после рождения. Давая плачущему младенцу соску-«пустышку», мы уже начинаем приучать его ко лжи. Младенец хочет материнскую грудь, а мы ему пустышку. Пустышку! Наши православные предки вместо пустышки, давали младенцу мякиш хлеба, завернутый в чистую тряпицу. И лжи нет, и польза…

По мере возрастания ложь начинает наполнять всю мою  жизнь, сопровождая и наполняя все мои страсти и грехи. С детства моя жизнь становится  лживой. Я живу уже не в реальном мире, а в параллельном – лживом, виртуальном  мире телевизора, компьютера, планшета, смартфона… Кстати, слово «виртуальный», в переводе с латинского, обозначает «не имеющий физического воплощения». Живший в IV веке святитель Григорий Нисский, конечно, не знал, что такое компьютер или планшет, но знал и понимал, что такое виртуальный мир, о котором писал: «Ложь есть какое-то родившееся в уме представление о не сущем (не существующем – авт.), будто бы существует то, чего нет….».

И я начинаю любить этот мир не существующий, виртуальный мир, больше, чем живых людей. Он становится для меня и богом, и кумиром. Становится моим господином. И в этом виноват не телевизор, планшет или смартфон. Это проросшее с их помощью мое иллюзорное, ложное восприятие состояния своей собственной души, о чем было написано выше. Переданная по наследству моим детям эта иллюзорность, лживость, прорастает в их виртуальном мире буйным цветом.

С годами ложь, живущая во мне, искажает весь мой внутренний мир.  Искажается мое отношение к Богу. Говоря, что я Бога люблю, я продолжаю грешить и нарушать Его Заповеди. Лгу себе, что я Бога люблю. Думая, что служу Богу, создал для себя ложных кумиров и идолов в виде еды, наслаждений, работы, денег, роскоши, телевизора, политики, футбола…, гордости и своего собственного непогрешимого «Я», достойного только самого лучшего в этой жизни.  И им служу. Ведь я всего этого достоин! А что Бога не люблю и грешу, так это не считается…– все так живут.

Дома, на кухне, могу поносить власти…, а на работе, в кабинете, их портреты на самом видном и почетном месте. Где я настоящий – на кухне или в кабинете? Мы – артисты в театре абсурда этой жизни. И постоянно меняем маски. «Жизнью своею лжет тот, – пишет  преподобный Авва Дорофей, – кто, будучи блудником, притворяется воздержным; будучи корыстолюбив, говорит о милостыне и хвалит милосердие; или будучи надменен, дивится смиренномудрию».

Какую мне маску надеть сегодня? Я – «не простой человек, но двойственный, ибо иной я внутри и иной снаружи, и жизнь моя двойственна и лукава (лжива-авт.)».

Читаю молитвенное правило и думаю, что молюсь. Наивный и обманутый. «Лжец не имеет общения с Богом. Ложь чужда Богу», – пишет тот же  преподобный Авва Дорофей. И если во мне ложь, то читаемое мной правило – не молитва, а всего лишь жалкий набор молитвенных фраз, которые, как тараканы, разбегаются в разные стороны.

Ложь, живущая во мне, ложится печатью даже на восприятие мною греха. Не убил, не украл…– значит порядок, Заповеди Божии исполнил. И мне невдомек, что, обманутый самим собой, не вижу свою греховность и страстность. Не вижу. Обманываю себя, что вижу все, а сам во мраке. Не вижу, что своими грехами убиваю свою же собственную душу, а тем ворую у нее вечную жизнь в Царстве Божием. Убиваю и ворую…Но тупо продолжаю обманывать себя, что не убил, не украл…

Ложь исполнила во мне восприятие, практически, всех Божиих Заповедей. Не бывает прелюбодеяния без обмана. Не бывает без обмана и лжесвидетельства. Клятвопреступление, сплетни, корыстолюбие, коррупция… Да что не возьмешь – везде ложь. Обманываем себя, что любим  своих родителей, при этом продолжаем  проявлять к ним непослушание, непочитание, неуважение…, потому что они несовременные, тупые, не понимающие МЕНЯ(!), мешающие МНЕ жить, как Я хочу, наслаждаться и получать удовольствие…

И особенно страшно, когда я, обманывая себя, живу так, как будто мне отмерена тысяча лет жизни. Мне тогда не нужен Христос. Живу так, как будто Бога нет. Тогда все позволено – и ложь уже не ложь, а образ жизни, образ мыслей, образ действия.

Каждый судит по себе – это свойственно большинству людей, как будто в нас есть истина. Исполненный лжи человек перестает искренне верить и доверять  Богу, потому что лжецу трудно представить, что кто-то может жить без лжи. Даже Бог! Отсюда и наше непослушание Ему, и нарушение Заповедей – и,  обманутые, мы даже не отдаем себе  отчет в том, что пребываем во лжи.

Почему мы лжем? Чтобы оправдать свои неблаговидные поступки. Чтобы показаться другим лучше, чем мы есть на самом деле. Чтобы получить выгоду. Чтобы оклеветать кого-то. Чтобы подвигнуть кого-то сделать то, что нам кажется правильным… Причин не счесть. Но, какими бы ни были причины лжи, даже если ложь безобидная, «ложь во спасение» или «святая ложь» – она всегда является следствием отступления от Бога, следствием нашего обезбоживания. Почему так? Да потому, что ложь – это уклонение от истины!  А ведь еще задолго до Христа, устами пророка Иеремии прозвучало: «Господь Бог есть Истина» (Иер.10.10). И Сам Господь сказал о Себе: «Я …истина» (Ин.14.6). Но также «Бог есть любовь»(1Ин.4.16). И если Господь Бог есть Истина и Любовь, то, что же такое ложь, как не уклонение от Бога? «Ложь есть разрушение любви», – писал Иоанн Златоуст. Кстати, у Господа даже намека нет на «ложь во спасение» или что-либо подобное. «Надобно ли лгать,  имея в виду что-нибудь полезное? – пишет свят Василий Великий. – Сего не дозволяет сказанное Господом, Который говорит, что ложь от диавола (Ин.8.44), не показывая никакого различия во лжи»

Что же делать мне, Господи, исполненному лжи и всякой нечистоты? Как избавиться мне от самообмана и сойти с лживого пути моего? «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в Законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в моих членах» (Рим.7, 22-23).

«И сказал я: о горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами… Тогда подлетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис.6.5-7).

Спаси и меня, Господи, коснись сердца и уст моих и «обучи язык мой славословить Тебя, молитве и правде, чтобы избавиться от лжи, когда она изыдет мне на встречу» (прп. Авва Исайя), и помоги мне творить правду словом, делом и мыслью.

Протоиерей Георгий ВОЛЬХОВСКИЙ

Поделиться: