О чем говорят росписи храма

Православный храм – место совершенно особенное. Это Дом Божий, Дом молитвы. Оно освящено особенным присутствием Божественной благодати, необходимой каждому человеку как воздух или чистая вода, без которых нет самой жизни, а не только духовного и нравственного совершенствования. Это она – Благодать – наполняет храмы неизъяснимым внутренним светом, напитавшись которым, мы уходим из них с посветлевшими и успокоенными лицами.

Чтобы хоть как-то выразить свою признательность Господу, щедро дарующему обычным мирянам это бесценное сокровище, люди издавна украшают храмы, стараются убранством и росписями передать свою благодарность и преклонение перед Ним  – животворящим источником, дающим силы жить дальше.

Вот и в нашем храме в честь святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя и Просветителя земли Русской – даже в наши, непростые, времена не прекращается кропотливая работа, созидающая облик, достойный места, где служат Богу, почитают Пресвятую Богородицу и святых угодников. Мы не видим, а, порой, и не знаем, сколько труда вкладывают священники и прихожане в благоукрашение храма.

О росписях храма, преображающих его на наших глазах, о том, что уже сделано и будет реализовано в дальнейшем, рассказывает члену редколлегии нашей приходской газеты Нине Даниловой настоятель храма протоиерей Георгий Вольховский.

–  Каждый православный храм имеет свое название. Название им дает главный – центральный – престол, который может быть освящен в память об одном из событий жизни Иисуса Христа или Божией Матери, в честь одной из икон Спасителя или Богородицы, а также в память о святых угодниках Божиих. Это, как правило, находит свое отражение в концепции росписи храма. Наш храм носит имя святого равноапостольного князя Владимира, икона которого находится на иконостасе справа.

Иисус Христос учил, что поклоняться Богу в духе и истине можно на всяком месте. Но для особенного священнодействия, каким была Тайная Вечеря, Он избрал Сионскую горницу (Мк. 14, 15). Она и явилась первым христианским храмом, где впервые было совершено главное Таинство Православной церкви – Причащение, или Евхаристия. Думаю, всем понятно стремление сделать так, чтобы оно проходило в торжественной обстановке, подчеркивающей близость к Небесному, хоть и молимся мы в храме зачастую о земном.

– Расскажите, пожалуйста, о том, как задумывалась, как построена роспись нашего храма.

– Наш храм, как и каждый Православный храм, олицетворяет Царство Божие на земле, поэтому концепция его росписи была такова: отобразить Небеса, где центром является Бог.

Православная вера – Христоцентрична. В этом мы видим главное указание того, как выстроить композицию росписей.

В первую очередь, в них, как и на Небесах, все направлено к Богу. Начало идет от верхнего барабана купола, где парит над нами Дух Святый. Вокруг Него – Ангелы и Архангелы. А роспись ведет нас дальше.

Поднимите голову вверх, вглядитесь в форму купола и сводов. Они отображают Крест как символ Вечной жизни, в который вписано Слово Божие – Слово Истины. Оно приходит к нам в ликах двенадцати Святых Апостолов.

Но храм – это все-таки Богочеловеческий организм. Поэтому в росписи мы видим святых, которые канонизированы в Православной Церкви.

 С левой стороны от Царских врат изображены ветхозаветные праведники и пророки, начиная от Адама и Евы и кончая праведными Захарией и Еласаветой, Симеоном Богоприимцем.

Это Адам, Ева, ветхозаветные патриархи –Авраам и Исаак, пророки – Моисей, Илия, Елисей, Иосиф Прекрасный, царь Давид, царь Соломон, святые праведные Захария и Елисавета, святой праведный Симеон Богоприимец с Младенцем Иисусом Христом на руках.

С правой стороны – наши православные русские Патриархи и Митрополиты, Предстоятели наших церквей, которые прославлены в лике святителей: Михаил, первый митрополит Киевский, Петр, митрополит Киевский и всея Руси, Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец, Иона, митрополит Московский и всея Руси, Макарий, митрополит Московский и всея Руси, Филипп, Митрополит Московский и всея Руси, чудотворец, Иов, первый Патриарх Московский Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, чудотворец, Филарет, митрополит Московский, Иннокентий, митрополит Московский, апостол Сибири и Америки,  Тихон, патриарх Московский и всея России.

Их имена мы слышим во время литии. Но роспись храма продолжается. На втором уровне слева будут изображены святые Вселенской церкви, справа – Русской Православной Церкви.

– Отец Георгий, Ваши слова дают ключ к пониманию того, что, фактически, рождается на наших глазах. Многие прихожане помнят первые росписи, появлявшиеся в храме. Мы восхищались и умилялись каждым новым образом, но все же воспринимали его, как конкретное отдельное изображение. Однако с недавних пор – даже трудно сказать, когда именно это началось, – все стало обретать иное звучание, словно сливаться в нечто единое,  живущее вместе с приходом.

– Это происходит не случайно. Все изображения в храме связаны между собой. Ведь в Небесах, как и у Бога, нет фрагментов – все едино. Можно заметить, что свет или облака с одной росписи перетекают в другую, тем самым, соединяя все друг с другом, создавая гармоничное единство.

На Небе Ангелы и Святые Православия вместе составляют лик святой, лик ангельский. Рядом они и на наших росписях.

Отец Георгий, расскажите, пожалуйста, о замысле, воплощенном в образе Пресвятой Богородицы. Мы видим, что он как всегда величественен и прекрасен, но, в то же время, имеет некоторые особенности.

– Божия Матерь занимает почетное место в росписях храма. У нас изображен Ее Покров, но не в традиционном стиле. Он словно обнимает собой все вокруг – прихожан, иконы, купол – и показывает нам, что вот так Божия Матерь покрывает, охватывает Своим Покровом всех православных, которые спасаются в нашей Церкви. Не только у нас в храме, а вообще в Русской Православной Церкви. Концы этого Покрова Ангелы держат возле Чаши. Они возвращают нас к тому, с чего мы начали разговор – Христоцентричности Православия.

Центр нашей веры – Христос во Плоти  – Чаша, без Которой Православия нет. Если отнять у нас Чашу с Причастием, Православия не будет, потому что в нем не будет Бога, не будет и Боговоплощения, которое происходит в каждом человеке после святого Причастия. А не будет Боговоплощения – не будет Воскресения каждого из нас, не будет Воскресения – не будет Вечной Жизни.

Вот о чем свидетельствуют лики храмовых росписей. Но работа еще не закончена, и нам еще есть, о чем рассказать. Сейчас же хочу обратить внимание на еще одну группу образов, присутствующую в храме. Они посвящены нашим Небесным Покровителям, имена которых мы носим после крещения. Это направление будет продолжено, и многие прихожане имеют возможность заказать такую именную икону. В этом – не только вклад конкретного человека или семьи в создание иконописи родного прихода. Я вижу в этом возможность почтить своего святого и отправить, своего рода, письмо в будущее – своим потомкам. Через много лет к этому образу смогут прийти дети, внуки и вспомнить, что именно здесь молились те, кто их любил и просил об их благополучии Господа. По-моему, это дорогого стоит.

И в заключение хочу сказать, что в архитектуре и оформлении православных храмов нет случайных вещей. Здесь каждая линия, каждый лик говорит с верующим людом о Боге и Вечности. Важно только научиться читать эти письмена Боговедения – и откроется много важных истин, о которых прежде не думалось по незнанию.

2

Поделиться: