Святой равноапостольный князь Владимир: от варварства к христианству

И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон –
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!..
А.К. Толстой

«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия»… В колени впиваются камни, нещадно палит жаркое солнце, кажется, уже вечность прошла. Но это тот день, к которому он шел так долго, этот тот выбор, который не все были готовы принять, как мучительно боялся он – как понять, как не ошибиться, куда идти. А потом сердцем стало понятно – нам надо идти за Ним!
«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия!» – это молится князь Владимир на крещении киевлян. Пожалуй, в русской истории найдется немного столько противоречивых имен, как имя князя Владимира. Церковь прославила его в лике святых, и не просто святым, но равноапостольным – равным апостолам.

Хотя в детстве Владимира воспитывали в христианском духе – здесь немало потрудилась его бабушка – святая равноапостольная княгиня Ольга, в молодые годы он с лихостью бросился в язычество. Древнерусское язычество сильно отличалось от, например, строгого античного пантеона богов и было скорее бессистемным мировоззрением и обожествлением окружающего мира, природных сил. Опираясь на языческие верования, Владимир и пришел к власти: убив Ярополка, сочувствовавшего христианству, заручившись поддержкой киевлян-язычников. Историки полагают, что христианское воспитание Владимир забыл еще в Скандинавии (он был женат на дочери варяжского конунга).
Усиляя язычество, Владимир ввел и культ громовержца Перуна – бога войны: поклонение ему требовало и человеческих жертв (а человеческие жертвоприношения на Руси тоже не были редкостью): так, после победоносного похода на ятвягов в жертву были принесены (а вернее, растерзаны толпой) варяг-христианин и его сын. Это были первые мученики христиане на Руси – Федор и Иоанн.
Такой была Русь накануне Крещения…

А потом было два пути в одном направлении. Был внешний политический путь следования Руси по пути христианской Европы – в это время христианство принимали многие европейские страны. А был и личный путь Владимира, увидевшего, что никакие пиры и жертвоприношения, самые изысканные и неслыханные удовольствия не способны заполнить ту пустоту в его душе, которая с каждым днем становится все тяжелее и вот-вот поглотит его целиком.
О принятии христианства Русью до нас дошло несколько повествований. Летопись рассказывает о том, как князь решил выбрать новую веру для страны и отправил послов в разные страны наблюдать, изучать и запоминать. Везде было хорошо, но только послы в православную Византию так и не поняли – на земле ли они были и на небе – так удивительно было там. Есть и исторические свидетельства о посольствах Волжских булгар, хазар, немцев, греков, предлагавших Владимиру принять свою веру. Летопись сохранила ответ Владимира посольству Папы, предлагавшему крестить Русь: идите назад, ибо отцы наши сего не принимали.

Сохранила история и предание о том, как Владимир неожиданно ослеп, и зрение чудесным образом вернулось к нему только после Крещения – таких примеров история христианства знает немало: первые такое чудо произошло еще с апостолом Павлом. О времени крещения Владимира достоверно неизвестно, по скудости летописных свидетельств ясно только, что крещение его не было пышным и помпезным.

Вскоре – в 987 году в Византии вспыхнул мятеж и императоры стали просить помощи у Киева – Владимир согласился помочь в подавлении мятежа, а в награду попросил в жены сестру императоров Анну. Это был и дальновидный поступок, который бы возвел Русь на новый политический и геополитический уровень, но и дерзость для византийцев – принцессы крови не выходили замуж за варварских государей, даже если те были христианами. Поэтому вскоре после победы над мятежниками византийцы «забыли» об обещании. Вспомнить о нем пришлось уже когда Владимир осадил Херсонес и пообещал вскоре осадить и Константинополь. Вскоре Владимира и Анну обвенчали в Херсонесе, а вслед за молодой женой отправили на Русь и духовенство – крестить будущую империю. Главные труды по просвещению в вере Христовой Руси приняли на себя не греческие, а болгарские священнослужители, уже давно проповедовавшие на Руси, что важно – на славянском языке.

А как же – «огнем и мечем»? Одним из первых дел князя Владимира-христианина стала отмена смертной казни. А вот капища языческие и правда были повсюду уничтожены, а вместо деревянных да каменных идолов стали воздвигать храмы, в сердца и души, привыкшие к кровной мести и жертвоприношениям приносятся слова Христа «блаженны миротворцы, блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем»…

Любовь и умение дать пир на весь мир Владимир тоже обратил на благо: за трапезами, которые он давал после праздничных служб, находилось место и всем больным, нищим, голодным – от князя и весь народ учился милосердию и заботе о самых обездоленных.

«Пирует с Владимиром сила бояр,
Пируют посадники-гридни,
Пирует весь Киев, и молод и стар,
И слышен далеко звон кованых чар.
Ой, ладо, ой, ладушко-ладо!»,

так напишет об этом в 1867 году в балладе «Змей Тугарин» А.К. Толстой.

Князь Владимир начал учить грамоте детей, выстроил первую линию обороны против кочевников, стал строить новые города, многие князья крестились, следуя его примеру. И не только на Руси: норвежский конунг Олаф Трюггвасон, знаменитый Торвальд Путешественник, основатель монастыря святого Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком.
Не мстил Владимир и своим врагам: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, целью которого было не только самому прийти к власти, но и объединить западно- и восточнославянские земли под эгидой католической Польши. Когда заговор был раскрыт, Святополк принес покаяние и был оставлен на свободе.
Умер святой князь Владимир в приготовлениях к последнему военному походу, цель которого была – сохранить единство русских земель, не дать сыну Ярославу разъединить государство. Народная память сохранила образ Владимир Красного Солнышка, а церковное празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

Собирательный образ древнерусского правителя нашел отражение уже в былинном Владимире Красно Солнышко.

Владимир, или, по произношению певцов, Володимир Сеславич (очеридно, укороченное Святославич) – великий стольно-киевский князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил – кочевников («татар») или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища и т. п.). В былинах Киев, двор князя Владимира – обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и темные леса, и высокие горы, и быстрые (или глубокие) реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха. При Владимире построены оборонительные рубежи – заставы; перестали нанимать варяжские отряды, а начали привлекать в дружину простых людей. В Киев съезжаются с разных сторон богатыри: Илья из Мурома, Добрыня из Рязани, Алеша из Ростова. По пути они совершают подвиги, суть которых в устранении опасности на пути к Киеву. Сам же Киев и прежде всего двор князя Владимира – надежное, защищенное место.

Образ князя Владимира в былинах менее развитый и подробный, чем в летописи «Повесть временных лет». Летопись содержит этапы биографии, показывающие превращение дикого и необузданного властителя в богобоязненного и праведного правителя; факт христианизации в былине, в отличие от летописи, не находит отражения; но обстоятельство, что из всех князей в былинах присутствует только князь Владимир, указывает на то, что в народном сознании он становится символом объединения русских земель.

Свои произведения князю Владимиру  посвящали Феофан Прокопович, Я. Б. Княжнин, Ф. П. Ключарев, М. М. Херасков, А. С. Грибоедов и А. Н. Муравьев.

В эпоху «Владимира-солнце», обрисованного по «Истории государства Российского» Карамзина, происходит действие «Руслана и Людмилы» Пушкина.

Князь Владимир является центральным персонажем ряда исторических романов: «Голубь над Понтом» («Когда пал Херсонес») Антонина Ладинского, «Владимир» Семена Скляренко, «Князь Владимир» Юрия Никитина, «Дочка императрицы» Михаила Казовского (1999), «Язычник» (2009) и «Княжья Русь» (2010) Александра Мазина и других. В романах «Князь» (2005) и «Герой» (2006) Александра Мазина упоминается о рождении и детстве Владимира.

Образ князя Владимира мы видим в ряде кинофильмов («Илья Муромец» (1956), «Руслан и Людмила» (1972, режиссера  Александра Птушко, в роли Владимира Андрей Абрикосов); «Ярослав Мудрый» (1981, режиссер Григорий Кохан, в роли Владимира Петр Вельяминов); «Легенда о княгине Ольге» (1983, режиссер Юрий Ильенко, в роли Владимира в юности Иван Иванов, в старчестве Иван Миколайчук); «Владимир Святой» (1993, режиссёр Юрий Томошевский, в роли Владимира Владислав Стржельчик); «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко» (2004, в роли Владимира Андрей Сухов); «Викинг» (2016, режиссёр Андрей Кравчук, в роли Владимира Данила Козловский) и мультфильмов ««Василиса Микулишна» (1975), «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004),  «Князь Владимир» (2006), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006), «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (2007), «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010), «Три богатыря на дальних берегах» (2012), «Три богатыря. Ход конем (2015), Три богатыря и морской царь» (2017).

С установлением почитания равноапостольного Владимира после XIV века был возведен ряд князь-Владимирских храмов. Самые известные из них – Владимирский собор в Киеве, в Херсонесе Таврическом, Санкт-Петербурге, Севастополе, Новочебоксарске, в Астрахани, Воронеже, Кронштадте, храмы князя Владимира в Москве, в Старых Садех, и Сочи.

В Днепропетровской епархии храмы в честь святого равноапостольного князя Владимира построены в Днепропетровске, Павлограде и Синельниково.

Воздвигнуты святому князю Владимиру памятники: самый известный был установлен в 1853 году в Киеве, в  Белгороде, Туле, Владимире, Астрахани, Смоленске, Батайске. Памятник Владимиру Великому установлен в Лондоне возле станции метро «Голанд Парк» в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси 29 мая 1988 года.   В 2010 году в Коростене открыт памятник юному князю Владимиру и его матери Малуше.

4 ноября 2016 года  памятник князю Владимиру был освящен в  Москве на Боровицкой площади.

На территории нашего храма памятник был освящен 14 января 2011 года.

В 1782 году императрица Екатерина II учредила Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира в 4 степенях.

В 1957 году Русская Православная Церковь учредила орден Святого равноапостольного великого князя Владимира в 3 степенях.

Несколько наших прихожан получили эту высокую награду.

В 2019 году мы будем праздновать 20-летие нашего храма.

А сегодня, принимая поздравления с престольным праздником, просите в молитвах Господа нашего Иисуса Христа сохранить храм наш и приход на многая лета!

456

Поделиться: