ЗЕРКАЛО

Рубрика – Слово священника

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте…» (2Кор.13.5).

 Помните у Пушкина: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»… Зеркало… Наверняка каждый из нас смотрит в него. Смотрит утром, восстав от сна и приводя себя в порядок. Смотрит в течение дня, поправляя что-то в своем внешнем виде. Смотрит вечером… Зеркала везде…  В ванной комнате,  у туалетного столика, в спальне, в шифоньере, в прихожей…

 Мы  боимся  признать, какие мы есть. Зеркало помогает нам выглядеть такими, какими мы хотели, чтобы воспринимали нас другие: чтобы понравиться другим, чтобы изобразить собой некий образ, привлекающий, обворожительный, обаятельный, строгий…  чтобы произвести впечатление. Зеркало помогает нам казаться такими, какими мы хотим себя представить, преподнести себя этому  искушающему миру. Поэтому, взирая на себя в зеркало, «надеваем» на себя некую «маску». Макияж, прическа, выражение лица… Словом, чтобы выглядеть не такими, какими  мы являемся на самом деле – без маски макияжа и украшений. Сними эту маску и… – невеселое зрелище: бесцветные, облезлые, морщинистые, плешивые…  Это, как некая правда о себе.

Даже страшно признать, какими мы есть или какими стали.  А так хочется казаться лучше. Нравиться… Хочется скрыть правду. Скрыть перед всеми и перед самим собой.  Я не такой, я лучше, я такой, какой я в маске или в образе. Зеркало все стерпит – и правду и ложь.

«…Да всю правду доложи…»… Для правды нужно зеркальце правдивое. Чтобы в нем маска была не видна. Чтобы в нем ничего нельзя было скрыть. Чтобы в нем было все обнажено. Конечно, это не очень приятно, знать правду о себе. Не очень приятно, когда видишь себя не таким, каким хочешь казаться. Но когда увидишь…

Интересно, смотрели ли святые Православия на себя в зеркало? Думаю – смотрели. Но не в то зеркало, которое из стекла с серебряной амальгамой. И не для того, чтобы понравиться кому-то своим внешним видом. И, конечно же, не для того, чтобы уподобиться «человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» (Иак.1.23,24). Зеркалом святым служила их совесть и Слово Божие. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»(1Тим.4.16). И рассматривали святые в этом зеркале не свои внешние черты лица, но свою душу. Вникали в себя  и в учение. Рассматривали внимательно, желая исправить те деформации, которые находили в ней. Исправить, чтобы восстановить во всей полноте тот прекрасный образ, по которому был создан человек и который он исказил своими грехами – Образ Божий, Образ Христа!

 Ведь как внимательно надо смотреть в свою душу, чтобы сказать о себе: «Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1.15). Я первый! Я! Не Каин… не Иуда, не Пилат, не Каиафа… и никто другой, но я! И я «недостоин называться Апостолом…» (1Кор.15.9).

У этого зеркала нет искажений, но все, что оно отображает истинно.

Как истинными оказались мои отображения в комнате смеха. Меня в детстве туда повели родители. Это была комната, полная зеркал. Но зеркала были кривые – и таким же искаженным  получалось отображение. В них я видел себя то толстяком, с огромным отвисшим животом, то настолько длинным, что стоящие рядом казались лилипутами, а я смотрел на них свысока, то пигмеем, то…  Выражение моего лица тоже искажалось разными  гримасами.

Тогда, в комнате смеха, мне  было не весело, и я не смеялся. И все посетители  не очень смеялись. И, только много лет спустя, повзрослев и став верующим, я понял, почему у меня не было смеха. Потому что эти зеркала показывали меня истинного: духовного пигмея, исполненного чревоугодия и высокомерия, блуда и сребролюбия… с лживой маской ума и благочестия, скрывающей гримасы страстей. Вот тут-то и пригождается мне зеркало из стекла. Оно помогает создать тот внешний лживый образ, которого во мне нет.

Наверное, в настоящее время, таких комнат смеха уже давно нет. Может быть, это я их не вижу. Но сейчас мне кажется, отображения этой комнаты воплотились в нашу реальную жизнь Жизнь, наполненную то ли кривыми зеркалами, то ли реальными  духовными пигмеями, моральными уродами и нравственными лилипутами, которые даже не пытаются скрывать свою дегенеративность. Стоит внимательно посмотреть вокруг или просто включить телевизор, и моментально вываляться оттуда злобные карлики и настоящие идиоты… И среди них я. Такой же, как они, но пытающийся скрыться под маской благочестия.   И это  вовсе не смешно, если не сказать, грустно. Грустно и страшно. По крайней мере, для меня.

И вот, Великий Пост. И слова Христа: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры…» (Мф.6.16). Не лицемерь! Сними с себя маску и внимательно рассмотри черты лица своей души. Честно рассмотри свои гримасы. И, ужаснувшись своему духовному уродству, «помажь голову твою (елеем благодати Божией – авт.) и умой лице твое» (слезами покаяния – авт.), «чтобы явиться постящимися не перед людьми, (которые в таких же масках, как и я– авт.), «но перед Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6.16-18). Воздаст явно тот образ, который и должен быть у человека – Образ Божий. Зеркало тогда станет ненужным!

Протоиерей Георгий ВОЛЬХОВСКИЙ

spas

Поделиться: