ЧУДО ПРЕОБРАЖЕНИЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА

28 июля вся мировая Православная Церковь праздновала событие, которое отразилось на всей истории человечества, а тем более на истории Православной Церкви, всего православного мира – потому что в этом событии Господь явил великие чудеса преображения не только человеческой души, души одного человека, но и целого народа. Более того, явил великие чудеса сохранения  Православия для нас, потомков великого князя Владимира.

Если рассматривать историческое событие Крещения Руси без участия Бога, то можно придумать разные поводы для этого события: политические, экономические, даже личные – князь хотел свои амбиции таким образом проявить. Но вспомните слова 126-го псалма: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его». И как мудро сохранил Господь православную веру: X век, Второй Рим – Византийская империя, но она уже колеблется под ударами язычников, мусульман и внутренних нестроений. Господь знает все наперед, и заранее, за четыре века,  избирает себе народ, более того, избирает вождя этого народа, который принесет Крещение. Разве это не чудо?! Империя рухнула, а Третий Рим восстал, и держится, и стоит. И сейчас все Православие взирает на него. Давайте представим, если бы не было Православия на земле Русской, а Византийская империя рухнула, – что было бы с Православием? Было бы оно в Болгарии? Нет – турки захватили и Болгарию, так же как Византийскую империю. Было бы оно

В Сербии? Нет – турки и Сербию захватили, и Грецию захватили… Разрушено было бы Православие, а на Руси восстало Православие, восстало и стоит. И стоять будет! Это одно чудо для всего православного мира, а второе чудо, которое Господь явил в целом народе. Народ – язычник, народ – варвар, народ, живший разбоем, набегами, грабежами, народ, не имеющий собственной письменности, но в то же время и добродушный, и открытый, дитя природы, и в одночасье изменилась душа этого народа, внутренний строй. Без участия Бога здесь не обошлось – и опять обращаемся к псалму: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его»!

Сколько с тех пор прошло веков… Были такие, которые пытались изменить и разрушить веру, создать новую веру. Мы знаем, что при большевиках творили живоцерковцы, новоцерковцы, и их поддерживали власти. Чем закончилось? Успешно самоликвидировались…

Вот и сейчас усиленно пытаются… Без Бога ничего не получится, потому что народ душой впитал православную веру, впитал так, что свою родную землю стал называть «Святая Русь»! Какой еще в мире народ так ценил и любил святость, восприняв веру истинную, как наш народ? Разве немцы говорят – святая Германия, французы – святая Франция, американцы – святая Америка? Нет. Непривычно слышать и произносить такие словосочетания, а святая Русь – естественно и душе приятно!

Вот как принял наш народ святость: после Крещения появился на русской земле Закон – «Русская правда». Правда! Мы знаем, что Бог есть истина, Бог есть правда. Получается, что Закон, который был у наших предков, полностью был соотнесен с Законом Божиим, с законом совести нашей, с законом веры и любви – Русская правда!

Вот так изменился народ в одночасье! Говорили некоторые, что Крещение произошло огнем и мечом. Но так изменить душу огнем и мечом, чтобы принять закон «Русская правда» или назвать землю Святой Русью, невозможно.

Как мы привыкли чудеса рассматривать? На небе появился крест – о, чудо! Икона замироточила – о, чудо! Но самое большое чудо не в этом. Самое большое чудо – это чудо преображения души человека, потому что это самое многотрудное дело. Ради этого дела Господь сошел на землю, Господь благовествовал, Господь страдал, Господь победил смерть, Господь воскрес – все для того, что нашу душу преобразить, оживить ее и даровать ей вечную жизнь! Это самое большое чудо! И явил это чудо Господь ни в ком ином, как в князе Владимире!

Если внимательно исследовать по летописи, как князь выбирал веру, то становится ясно, что происходило в его душе. Становится ясно, почему это происходило. Князю не было еще и 30 лет (точная дата рождения его неизвестна; считается, что он родился в 960 году), когда он крестил Русь. Но за эти годы он уже многое познал, был жестоким человеком, делал набеги на другие княжества и страны, грабил, убивал, даже собственного брата убил, когда поднимался на Киевский престол. Но, очевидно, совесть свою не убил – наверное, где-то в глубине души голос совести все-таки звучал, говоря: «А что же потом?…». Если бы совесть в князе не говорила (а совесть – это голос Божий), наверное, ничего бы не произошло. Но Господь громко звучал в его душе.  И подумал князь, что же это за религия у нас такая, которая дает возможность быть жестоким, убивать, грабить, и решил изучить, какие религии есть, чтобы выбрать для своего народа. Приезжают к князю послы Римского папы и предлагают князю королевскую корону, будешь родственником германского императора Оттона I, а за это ты принимаешь нашу веру.

Молодой князь про себя  рассуждает: «Разве верой можно торговать? Ты – мне, я – тебе. Подкупаешь меня…А зачем подкупать? Мое государство больше, чем государство Священной Римской империи, больше, чем любое государство Европы. Более того, правители этих государств нанимают наших воинов, чтобы помогли в каких-то сражениях… Как же веру покупать за это? Я и так князь…». Летопись пишет об этом: «Князь не искал удовлетворения своему тщеславию». Тщеславный человек позарился бы на королевскую корону, но князь отверг предложение папских легатов.

Посылает он послов к мусульманам. Приезжают к нему послы их мусульманских стран и рассказывают князю об исламе: Коран нужно изучать, пять раз в день совершать намаз, один раз в жизни совершить паломничество в Мекку и приложиться к святому камню, нужно придерживаться строгих постов днем, а ночью можно есть, пить, веселиться. Вина мы не пьем, но можем курить гашиш. Князь думает, что это за лукавая вера, и отказал мусульманам.

Посылает он в Хазарский каганат, в котором правили евреи, пришедшие с востока. Приходят раввины к князю и рассказывают ему о вере: рассказали о Священном Писании, рассказали о патриархах, о Боге, о празднике Пурим, во время которого прославляют предков, вырезавших 75 тысяч иранцев. На вопрос князя, где их земля, раввины ответили, что их родина – Палестина, но Бог по грехам отцов развеял их по всему лицу Земли.

Подумал князь, что же это за народ, который радуется, что вырезали 75 тысяч иранцев, и сможет ли этот народ любить русский народ? Посмотрел князь в окно, а там – поля зеленые, леса

стоят, Днепр течет и ответил послам: «Бог развеял вас по всему лицу Земли, так вы и наш народ хотите по миру пустить?». И отказал князь евреям из Хазарского каганата. Для народа выбирал князь веру!

Поехали княжеские послы в Византию, центр Православия в то время, и, возвратившись, рассказали князю, что видели, что слышали, и завершили рассказ такими словами: « Когда мы были на православном богослужении, не ведали на небе мы были или на земле». Услышал князь, что Бог есть любовь и что Он явил эту любовь, принеся себя в жертву на кресте ради людей, и понял, никакие доказательства любви и Отцовства Небесного не могут быть выше, чем эти. И выбрал князь веру Православную, потому не земного, а небесного искал князь и к Небу возжелал…

Некоторые историки пишут, что силой сгоняли людей на Днепр креститься, потому что князь сказал, кто не придет на Днепр – враг князю. Князь сказал, но ученые в эти слова вложили еще одно слово – креститься. А Князь всех созывал на Днепр, даже не говоря, зачем. Зачем же он позвал людей? Для того, чтобы показать, какой Бог есть истинный, а где боги ложные. На холмах у Днепра стояли языческие идолы, которых поставил сам князь. Он приказал столкнуть деревянных идолов в Днепр, их столкнули и не поплыли идолы по водам, а утонули. Люди бросились к берегу, призывая богов всплыть, но так и не выплыли идолы и никого не поразили эти боги – по-прежнему светило солнце и спокойно текли воды Днепра. И люди поняли, что это не истинные боги и решили познать Бога, преображающего человеческую душу.

Сейчас почти во всем цивилизованном мире отменена смертная казнь. Но никто не вспоминает, что первый мораторий на смертную казнь ввел князь Владимир, который объяснил свое решение по-христиански: «Греха боюсь!». Вот как изменилась душа человека – бывший язычник боится греха! На требования приближенных о наказании разбойников князь отвечал: «Я зверь был, а теперь я человек!». Эти слова князя говорят о том, что произошло в его душе – там после крещения  произошел переворот.

У князя было 12 детей. Из них трое – Борис, Глеб и Ярослав – прославлены в ликах святых. Как же надо было их воспитывать, чтобы воспитать святых?! Борис и Глеб возвращаются из похода имеют свои дружины, знают, что их предал сводный брат, и могли бы пойти на Киев и свергнуть его с престола, но они отказываются поднять руку на брата и решили умереть по-христиански. Какая тут политика, экономика – здесь любовь и вера!

Когда крестилась Киевская Русь, князь пал народу в ноги и попросил прощения. И опять-таки, какая тут политика, экономика, они не обязывают просить прощения у народа…

Кто устроил первые богадельни, первые школы по изучению Закона Божия на нашей земле? Князь Владимир! Свое богатство он стал раздавать людям: стал устраивать бесплатные трапезы для всех нуждающихся… Во внешней политике князь тоже внес изменения. Раньше Русь жила набегами, грабежом – не нужны были границы такому государству. А князь учредил заставы богатырские, которыми оградил свою землю, как написано у летописца, «установил засечную черту», тем самым говоря соседям, что на их земли он не претендует.

Несколько слов о внутренней политике и о народе. Народ видит своего князя – видит, каким он был и каким он стал. Народ не ожидал от князя коленопреклоненного покаяния.

Народ получил школы Закона Божиего для своих детей, больницы, народ получал помощь из княжеской казны, народ перестал воевать и стал заниматься созидательным трудом. Видя такие преображения в князе, как не потянется народ за такой верой, которая душу человеческую преображает. Конечно же потянется, конечно же потянулся, конечно же тянется и сейчас, чувствуя душой своей, что именно на этой вере стояла, стоит и стоять будет наша православная земля!

Протоиерей Георгий ВОЛЬХОВСКИЙ

Поделиться: