Великий пост — дар Божий!

Что является целью нашей христианской жизни?

Христос!

Что является смыслом нашей христианской жизни?

Христос!

Что является содержанием нашей христианской жизни?

Христос!

И нет ничего желаннее для христианина, чем личная встреча с победившим смерть, Воскресшим Христом!

Весь церковный строй готовит эту встречу и помогает в этом христианину. Ритм духовной жизни, создаваемый чередованием памятных дат, праздничных событий и постов, запечатленный в церковных Уставах и канонах, ограждает Церковь от тлетворного влияния мира сего, такого изменчивого и непостоянного. Этот ритм не есть нечто, придуманное людьми. Это есть выражение внутренней жизни Церкви как Богочеловеческого организма, свободного от всего земного. А залогом этой свободы является Пост, помогающий освободить душу от того, что ее искушает,– и свободную устремить на желанную встречу. Смысл Поста, его цели и задачи определяются смыслом самой жизни христианина, заключающемся в победе над злом и приобщении к Божественной жизни.

Поэтому Пост есть не только Заповедь Божия. Это одновременно и Его дар. Это и закон духовного совершенства, испытанный многократно подвижниками благочестия. Это и духовная потребность каждого человека вырваться из мирской суеты и прибыть в тихую гавань Мира Христова.

Пост – это не самоцель, но плод нашей веры, благодатное средство для совершенства в добродетелях, совокупностью которых является любовь. Пост – это и лекарство для души. И подобно тому, как далеко не всегда прием лекарств приятен, но требует от нас терпения и соблюдения определенных условий, которые стесняют наши желания, посту присущи черты принуждения. Порой наши чувства и воля, расслабленные грехом, противятся необходимости несения поста. Однако просвещенный светом Христовым ум не дает нам покоя до тех пор, пока мы не смиримся перед этой необходимостью, не покоримся ей, не сделаем ее частью нашей жизни.

«Понуждай себя на всякое доброе дело», – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, так как по словам Христа Спасителя, «Царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11.12).

Однако настоящего Поста не бывает без очищения сердца, без покаяния. «Возсия весна постная, цвет покаяния…»  – слышим мы песнопения Триоди Постной. Как весна всегда предваряет период созревания и сбора плодов, так и «весна постная», являя цветы покаяния, предваряет обильный урожай плодов духовных, которые есть результат этой радостной встречи.

Сама эта встреча – тоже дар Божий каждому из нас. Господь Сам идет на встречу. Нам остается только подготовиться к ней сердечно, чтобы не пройти мимо.

«Весна постная» – это и есть время подготовки. Подготовки усиленной, подготовки внутренней по очищению сердца.

«Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче…» – воспела за вечерним богослужением Святая Церковь, полагая начало подготовки этой, и желанной, и необходимой для души, встречи с Любимым.

«Покаяния отверзи мне двери…» – молитвенно воздыхает христианин к Господу, прося помощи в очищении сердца. «Покаяния… двери».

«Цвет покаяния…»… Песнопения Триоди Постной раскрывают нам, с чего начинается этот «цвет» и что есть «двери покаяния»: «Очистим убо себе, братия, от всякия скверны…». И если человек входит в эти двери, то очищенная душа воистину расцветает. Расцветает жизнью истинной, любовью непреходящей, добродетелями спасительными, расцветает миром сердечным… и, конечно же, свободой, в которой человек вновь обретает целостность своего бытия. Бытия во Христе.

В покаянии, как это ни странно, печаль и болезнование о своих грехах предваряют и начало Пасхальной радости. И радость эта связана с духовным очищением и надеждой на милосердие Божие. Да и как не радоваться, если, словами церковного песнопения, мы «разрешим всякий союз неправды… дадим алчущим хлеб, и нищие введем в домы: да примем от Христа Бога велию милость».

И, конечно же, молитва. Без нее не бывает ни Поста, ни покаяния. С молитвы, с беседы с Богом, начинается и Пост, и очищение сердца. С молитвы домашней, и, непременно, храмовой. Молитвы сердечной. Молитвы мытаревой.

Это он, мытарь, «стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18.13). Здесь все состояние его души.

«Стоя вдали…». Вот оно – смиренное осознание собственного недостоинства: «Я недостоин даже в храм войти и приблизиться к алтарю». Не скрывать грехи мытарь пришел, но открывать пред Богом. И никто не сможет обвинить его более, чем он сам себя. Он стыдится самого себя. Стыдится так, что не смеет «даже глаз поднять на небо». Внешние очи его смотрят в землю, внутренние – в сердце, где видят глубину падения.

«Боже! будь милостив ко мне грешнику»… Чем искупить мне мои грехи? Десятиной? Мятой, анисом или тмином? Ничем! От Бога нельзя откупиться ни постами, ни жертвами, ни акафистами, ни канонами. Только уповать на Божию милость. На Его помилование. На Его бесконечную любовь.

Совесть звучит в нем в полный голос. Обличаемый совестью, он бьет себя в грудь. Себя… Бьет себя, только себя считая виноватым в своих грехах. «В моих грехах виноват только я. Я, и только я, и никто другой, и ничто другое. Будь милостив «ко мне грешнику». Ко мне… грешнику».

«Будь милостив…». И нет мне оправдания. Поэтому и нет у меня достоинств, нет и добродетелей. Нет никаких совершенств. Я грешник – и только! Из всех грешников я – первый. Мне некого обвинять и нечем себя оправдывать. Я грешник – и только благость Твоя покроет множество грехов моих.

И в этой молитве все. И смирение пред Богом, и стыд о содеянном, и печаль, и исповедание, и вера… и покаяние, и надежда.

Велика милость Божия. Она всегда дает более, чем мы просим. Мытарь в храм ничего, кроме грехов своих, не принес. Но вышел из храма, «оправданным».

Боже! Будь милостив и ко мне, грешнику, и дай мне силы смирить себя покаянием, молитвой и Постом!

Протоиерей Георгий Вольховский

Летописец№ 2 (12), 2010

Поделиться: