1. Важное

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

Течение жизни каждого человека можно представить как череду сменяющих друг друга событий. В свою очередь, череду жизненных событий можно рассматривать как постоянное решение вопросов, которые предлагает нам жизнь. От того, как решаются эти вопросы, зависит и течение нашей жизни. И поскольку эти вопросы приходится решать в течение жизни, то условно их можно было бы назвать текущими жизненными вопросами.

Среди множества текущих жизненных вопросов, которые приходится разрешать и на которые приходится отвечать, есть вопросы важные и есть менее важные.

Человек начинает решение вопросов с тех, которые, по его мнению, для него являются самыми важными. Вопросы менее важные, как правило, отодвигаются или просто откладываются на потом.

Чем же определяется важность и значимость того или иного вопроса для человека? Важность и значимость определяются целью, которую он перед собой поставил. Например, если человек поставил перед собой цель быть богатым, то самыми важными для него будут вопросы, связанные с обогащением.

Чем же обуславливаются цели, которые преследует человек и их важность? Важность и значимость цели, которую избирает для себя человек, обусловлены, в конечном счете, его душевным состоянием, его желаниями, его склонностями, его пристрастиями, его чувствами, его характером, его образованностью… Можно перечислять и далее.

Но можно, не перечисляя, сказать проще: важность той или иной цели, которую преследует человек, находится в зависимости от того, чем исполнено его сердце. Так, если сердце человека исполнено сребролюбием, то можно с уверенностью утверждать, что целью такого человека будет богатство, а самыми важными для него будут вопросы его обогащения.

Если человек любит только самого себя, то целью его жизненных интересов будет получение для себя всяческих благ. А наиболее важными для него будут вопросы угождения самому себе, а не забота о ком-либо другом.

Если же у человека главная цель – карьера, то можно с уверенностью сказать, что наиболее важными ему будут казаться вопросы, связанные с продвижением по служебной лестнице. И так далее…

Цель, которую преследует человек, всегда находится в будущем. Для достижения же цели в будущем приходится решать вопросы в прошлом, приходится решать вопросы и в настоящем. Таким образом, настоящее человека определено прошлым. А будущее определяется и прошлым, и настоящим. Отсюда можно сделать следующий вывод: цель нашей жизни связана с прошлым и настоящим и напрямую зависит от них.

Но, кроме важных и менее важных текущих вопросов, есть и такие, которые называются жизненно важными. Эти вопросы не только определяют нашу жизнь и ее течение. Это вопросы, от которых зависит наша жизнь или жизнь других людей.

К сожалению, довольно часто, за решением вопросов текущих человек не задумывается о вопросах жизненно важных или совсем забывает о них. Не задумывается до тех пор, пока обстоятельствами жизни, например, опасной болезнью, они не напоминают человеку о себе.

В этом случае цель жизни, которую преследовал человек, все текущие вопросы, связанные с ней, оказываются менее значимыми, а то и вовсе теряют всякий смысл. Например, смертельно больной человек, который до болезни был сребролюбив, во время болезни теряет всякий интерес к обогащению и, не жалея, тратит накопленное на лечение.

Но, к сожалению, бывает и так, что решать жизненно важные вопросы человек начинает тогда, когда их решение уже невозможно, когда решать их уже поздно.

Примером такого вопроса может служить смерть. Это один из самых главных жизненно важных вопросов, который обязательно поставит перед человеком жизнь. Однако человек, хотя и знает о смерти, но старается не думать о ней. У него в это время совсем другие цели. Он живет так, как будто смерть произойдет с кем угодно, только не с ним. И, в результате, когда она, смерть, приходит, человек оказывается к этому абсолютно не готовым.

Не задумываясь о ней, он даже не знает, как готовиться к ее приходу, а потому она, смерть, и застает его врасплох. За стремлением к поставленной цели, ради ее достижения и за решением вопросов текущих, хотя и важных, самый главный жизненно важный вопрос остается без ответа.

В качестве примеров можно было бы привести еще и такие жизненно важные вопросы, которые, к сожалению, мы очень редко задаем себе и, тем более, правильно на них отвечаем. Вот один из вопросов: чем должно завершиться наше жизненное течение? Этот вопрос можно сформулировать и так: каков вообще конечный смысл и цель в решении наших текущих вопросов?

Задумываемся над этими вопросами мы не часто, совсем забывая, что все должно прийти к своему логическому завершению, которое называется концом.

Эти вопросы можно по-разному формулировать. Однако все формулировки, в конечном счете, можно было бы обобщит такими: Зачем я живу? Каковы истинный смысл и истинная цель моей жизни? Что будет после моей смерти? Это действительно очень и очень важно!

Важно потому, что от своевременного и правильного ответа на вопросы о смысле и цели жизни многое могло бы измениться, в том числе, и в решении вопросов текущих. К примеру, тот же сребролюбец, пытаясь ответить на них и помня о смерти, мог бы приложить свои усилия не на обогащение, как таковое, а на преодоление смерти для себя и для своих любимых, ради которых он прикладывал усилия по обогащению. И тогда труд его обрел бы реальный смысл и реальное содержание.

Из написанного выше можно сделать очень важные выводы.

Во-первых, жизненно важные вопросы, безусловно, всегда важнее вопросов текущих. И ответы на эти вопросы намного важнее ответов на вопросы текущие.

Во-вторых, на вопросы, которые ставит нам жизнь, могут быть получены ответы как правильные, так и неправильные. И если вопрос жизненно важный, правильный ответ на него, тем более, становится жизненно важным. Неправильный же ответ на любой вопрос можно назвать еще и ответом ложным. Ложный ответ на жизненно важный вопрос рано или поздно станет трагедией человеческой жизни.

Правильный ответ на жизненно важный вопрос можно получить только тогда, когда правильно определишь смысл и цель своей жизни. Причем, сама жизнь обретает смысл только тогда, когда смерть перестает над ней властвовать.

И пример того же сребролюбца может прекрасно проиллюстрировать это. Оправдывая для самого себя сребролюбие, такой человек найдет сотни веских и убедительных причин, почему он стремится зарабатывать и зарабатывать. Причины разные, начиная с той, что нужно семью кормить и содержать, нужны деньги, чтобы что-то хорошее потом сделать или построить…и заканчивая тем, что необходимо обеспечить себе старость. Все это делать надо.

Но ложность ответов на эти доводы в том, что смерть перечеркнет все причины и обоснования – и человек не сможет воспользоваться не только результатами своего труда, но и жизни не приобретет. Ложность и в том, что среди вопросов, поставленных жизнью, самыми важными для сребролюбца оказались вопросы далеко не самые важные. Ложность также в том, что человек, понимая это, все же пошел на поводу у своей страсти, пытаясь ее для себя обосновать. И тем самым пошел на самообман. Результат самообмана всегда плачевен – смерть.

Тем более плачевен и трагичен будет результат, если от нашего ложного ответа пребудет в самообмане еще кто-либо. В качестве примера скажем так. Если родители имеют ложное основание нравственности или вообще его не имеют, а соотносят нравственность с желаниями, модой или еще с чем-либо, то трудно рассчитывать, что дети будут правильно нравственно воспитаны. Если учитель будет иметь ложную жизненную позицию, как же сможет он воспитать учащихся в истинной жизненной позиции? Никак. А это уже будет трагедия не одного человека.

Практически, все религии мира и наука философия предлагают свои варианты решения вопросов о смысле и цели жизни человека. Свое решение этих вопросов предлагает и Православие. И то, что предлагает Православие в корне отличается от того, что предлагают другие религии и философия. Отличается вот чем.

Смысл жизни человека невозможно найти в жизни другого человека. Не может, например, жизнь Будды или Магомета быть смыслом жизни кого-то другого.

Никакое, пусть даже высочайшее и самое правильное, учение тоже не может стать смыслом чьей-либо жизни. И хотя многие учения мира пытаются ответить на этот вопрос, но ни в одном учении его невозможно найти. Точнее, ответ найти возможно, но смысл – нет. Это потому, что с моей смертью умрет и учение, отвечавшее на этот вопрос.

Невозможно найти также смысл жизни и в самом себе. Потому что моя смерть сделает мою жизнь бессмысленной.

Где же искать этот смысл? Православие отвечает: ни в каком-либо человеке, ни в каком-либо учении, ни в себе самом…, но смысл моей жизни, как и жизни каждого, можно найти только в Самом Боге, в Иисусе Христе, и больше нигде. Во Христе!

Священное Писание христианства говорит об этом, называя Христа Словом (по-гречески – Логос): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1. 1). В переводе «Логос» имеет значения – Слово и Смысл. Смысл только во Христе!

Ни в подражании жизни Христа, хотя следовать примеру Его жизни необходимо, но в Самом Иисусе Христе. Ни в учении Иисуса Христа, хотя смысл там раскрыт во всей полноте, но в возможности реализовать это учение в Самом Иисусе Христе. Ни в самом себе, но только в Иисусе Христе.

Почему во Христе? Да потому, что только в Боге абсолютная полнота бытия и абсолютная полнота жизни. И эту абсолютную полноту бытия и жизни можно получить не тогда, когда Бог вне нас, но тогда только, когда человек в Боге и Бог в человеке пребывают едино. «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17. 21).

Однако прежде чем приступить к описанию того, как Православие раскрывает решение этих вопросов во Христе Иисусе, необходимо пояснить, от чего же все-таки зависит, что человек ошибается, неправильно определяя степень важности вопросов и выводов, то есть своих ответов на них. Некоторые пути, которые помогут избежать ложных выводов и ответить на эти вопросы максимально правильно мы сейчас и рассмотрим. Они такие.

Много факторов определяет, каков будет ответ. Вот один из них – чтобы получить правильный ответ, нужно правильно поставить вопрос. Ведь если вопрос неправильно поставлен или сформулирован, то рассчитывать на верный ответ не приходится. Например, спросим так: в чем смысл жизни? В чем? В чем бы мы его ни искали, все временно, и смерть все перечеркнет.

Поставим вопрос по-другому, рассуждая так: о жизни нельзя говорить, как о чем-то неодушевленном, мертвом, спрашивая «в чем?». Жизнь не может быть мертвой, иначе она не жизнь. В этом случае вопрос будет поставлен так: В ком смысл жизни? В ком? Во мне самом? Нет. В ком-то другом? Нет. А если в Боге?… По-другому сформулировали вопрос, вместо «в чем?» – спросили «в ком?», и тут уже есть над чем задуматься. Это о правильности постановки вопроса.

И уж вовсе не получишь ответа, тем более правильного, если избегаешь какого-либо вопроса и живешь, как бы не замечая его. Как, например, уже упоминавшегося вопроса о смерти

Что еще нужно? А нужно искреннее желание получить правильный ответ. И действительно, как, не желая получить ответ, его можно получить? Никак. Причем, здесь следует добавить, что желать нужно не тот ответ, который хочется услышать, а тот, который будет ответом правильным. Именно правильным.

Еще один фактор определяет правильность наших ответов на поставленные вопросы. Этот фактор – правда. Ответ должен быть максимально честным, искренним и однозначным. Если ответ содержит ложь или неискренность, то он уже неправильный. Он ложный. А если он и неоднозначный, то он вообще и не ответ. Помните слова Христа: «Но да будет слово ваше: да, да, нет, нет; а что сверх того, то от лукавого» (Мф. 5. 37).

И, конечно же, среди факторов будут такие, которые можно было бы охарактеризовать как внутренний мир человека. Проще сказать, состояние его души. Эти факторы частично уже упоминались, когда мы говорили о том, чем определяется важность того или иного вопроса. Правильный ответ в этом случае можно получить тогда, когда все, что в данный момент наполняет внутренний мир человека: наши чувства, желания, пристрастия и привязанности, а также свое мнение, основанное на них, будут отодвинуты как влияющие на правильность и объективность ответа. Правильный ответ никогда не должен обусловливаться чувственным состоянием нашей души, но только Истиной.

И еще. Каждый полученный ответ на поставленный вопрос может, в свою очередь, породить следующий вопрос. Так образуется целая цепь вопросов и ответов. Поэтому нужно всегда помнить, что, если в рассуждениях будет допущена ошибка, то вся логика вопросов – ответов уже будет искажена. При допущенной ошибке или искаженной логике число вопросов и ответов становится бесконечным. Ответы не будут иметь логического завершения и конечного смысла.

При искреннем желании, при честных, искренних и однозначных ответах, при правильной логике все ответы будут иметь логическое завершение, будут иметь конечный смысл и рано или поздно сойдутся в одном, определяемым кратким, но бесконечно емким словом – Бог.

Можно ли убедиться, что ответ на жизненно важные вопросы получен правильный? Можно. Нужно только не просто получить ответ, но изменить свою жизнь в соответствии с правильным ответом. И это будет лучшим доказательством.

Святые о важном

От того многое в общественных и частных делах идет у нас не по нашему желанию, что мы не о духовном наперед заботимся, а потом о житейском, но извратили порядок.

Святитель Иоанн Златоуст

Признаки рассуждения суть: неложное познание доброго и противного, потом познание Божественной воли при всех предприятиях.

Преподобный Петр Дамаскин

Рассуждением человек расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что плохо.

Преподобный Антоний Великий

Смотря на голые кости, убедишься, что все здешнее не принадлежит нам существенно. <…> Блага земные не спутники мне, потому что поспешаю отселе в другую жизнь, а все эти здешние выгоды погибнут или ныне же, или вместе с непостоянным течением мира.

Святитель Григорий Богослов

Смерть не стесняется условиями возраста, она не боится находящихся во цвете лет, не над стариками только имеет власть.

Святитель Григорий Синаит

Не обманите себя, не сочтите земного имущества собственностью.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Кто всю надежду возлагает на мир сей, тот слеп. Кто совершенно презирает и ненавидит мир, тот знает и усвояет истинные блага.

Преподобный Исаия Отшельник

Забота ради самого себя есть улика в самолюбии, а заботиться и работать ради заповеди – похвальный признак христолюбивого и братолюбивого расположения <…> Есть истинное Благо, Которое в собственном и первоначальном смысле должно назвать блаженным, и это есть Бог.

Святитель Василий Великий

Путь к ведению есть бесстрастие и смирение, без которых никто не узрит Господа.

Преподобный Исихий Иерусалимский

Без обмана делай дело свое, ибо так прилично верным: и обретешь благодать в трудах своих <…> Если возлюбишь путь правды, то обретешь вечную жизнь.

Преподобный Ефрем Сирин

Истинный любитель мудрости есть тот, кто от существующих вещей познал Творца их и от Творца уразумел сущее и Божественное, не научением только познал, но и испытал.

Святитель Григорий Синайский

Если отъяты от души будут страсти, то ум просвещается и поставляется на первом месте естества.

Преподобный Исаак Сирин

Пока жив, не верь себе.

Преподобный Исаия Отшельник

Истина есть несомненное понятие о Сущем.

Преподобный Макарий Великий

Мысль о Господе с верой и упованием неприступной делает душу для врагов и здесь, и по исходе.

Святитель Феофан Затворник

Вывод из прочитанного

Решая вопросы, которые предлагает нам жизнь, мы, чаще всего, совершенно неправильно определяем степень их важности для нашей жизни. Жизненно важные вопросы бесконечно важнее текущих вопросов моей жизни. Ответы на жизненно важные вопросы также намного важнее вопросов текущих. Наиболее жизненно важными являются вопросы о смысле моей жизни и о том, что же со мной будет после моей смерти. Правильный или ложный ответ на них может определить все течение моей жизни в настоящем и жизнь в будущем. Правильный или ложный ответ может также определить или исказить течение жизни тех, кто со мной рядом. Ложный ответ на эти вопросы, равно как и уклонения от такого ответа, рано или поздно оборачивается трагедией человеческой жизни.

Отличие от других религий мира

В отличие от других религий мира и философии Православие полагает решение этих вопросов ни в ком-либо, ни в чем-либо, ни в самом себе… но только в Боге, в Самом Иисусе Христе!

Словарь христианских терминов

Иисус Христос – Спаситель мира. Имя Иисус – в переводе с еврейского означает «Иегова Спаситель» или «Спасение Господне». Слово «Христос» собственно значит «помазанник» и представляет собой греческий перевод еврейского «машиах» – «Мессия». Это наименование присвоено Иисусу как посланному Богом Первосвященнику, Пророку и Царю Избавителю. Божественный Основатель христианской религии, Истинный Мессия, Богочеловек, Сын Божий и Совершенный Бог, но вместе с тем и Совершенный Человек. Нашего ради спасения сошел с Небес, воплотившись от Святого Духа и Девы Марии. Родился в Вифлееме, воспитывался в Назарете, распят, умер и погребен в Иерусалиме. В третий день после смерти воскрес и в сороковой день вознесся на небо. До Своего воплощения, еще в начале, Он, как Слово, имел самостоятельную сущность, по-гречески «ипостась». «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… все через Него начало быть… в Нем была жизнь… и Слово стало плотью и обитало с нами…и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца» (Ин. 1. 1-4, 14). Так свидетельствует святой Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Подобным образом святой Апостол Павел, такими словами описывает чудесную историю Богочеловека: «Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Поэтому и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2. 6-11). Сведения о жизни Иисуса Христа переданы нам в четырех Евангелиях: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Вопросы к теме

1. Какие вопросы называются жизненно важными?
2. Какие вопросы нашей жизни самые важные?
3. Какими могут быть ответы на самые важные вопросы нашей жизни?
4. Как еще называются ответы неправильные?
5. Почему ответы ложные рано или поздно могут стать трагедией нашей жизни?
6. Где можно найти ответ на вопрос о смысле жизни человека?
7. Каковы условия получения правильного ответа?
8. В каком слове все ответы имеют логическое завершение и конечный смысл?
9. Как убедиться, что получен правильный ответ на жизненно важный вопрос?
оглавление

Поделиться: