2. Откровение

Глава из книги протоиерея Георгия Вольховского
«Православие и его отличие для других религий мира»

По сути, Откровением о Боге является весь окружающий нас мир.

Сколь бесконечно велик Тот, Кто сотворил все! Кто «премудростью» все сотворил. Все творение говорит о Творце и через творение познается величие и премудрость Творца: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» (Рим. 1. 20).

В свое время митрополит Московский Филарет, писал об этом: «Мы отчасти познаем Бога, во-первых, через размышление о себе, во-вторых, через размышление о мире… По произведению угадывается художник, но всегда художник совершеннее своего дела. Итак, поскольку в человеке есть разум, есть доброта, то можно понять, что Бог, Творец его, премудр и благ. Поскольку в мире есть красота, то можно понять, что в Боге, Творце его, есть красота высочайшая. Поскольку Бог сотворил все, то можно узнать, что Он всемогущ. Замечаем по себе, что, сделав доброе дело, бываем спокойны, а сделав дурное, – неспокойны, даже если и стараемся успокоить себя и никто из других людей не беспокоит нас. Размышляя об этих внутренних состояниях, можем познавать правосудного Бога, Который тайно присутствует в сердце нашем и осуждает зло, а добро благословляет. Замечаем еще за собою, что желания наши не насыщаются ничем в мире, но всегда ищут нового. Если глубоко задуматься о том, что бы это такое было, чего всегда ищет наше сердце, но не находит во всем мире, то можно понять – ищет оно Бога, и Бог есть единое истинное благо, которое может удовлетворить нас и сделать блаженным навеки. Видимый мир, если рассматривать его не только сам по себе, но смотреть сквозь него, становится окном в невидимое».

Но имеется еще всеобщий источник познания не только Бога, но и Божией воли. Письменный источник. Это истина библейского Откровения. В нем содержится истина о Боге, о Его Святой воле, о совершенной нравственной, чистой и правильной жизни, о будущих судьбах человечества и каждой отдельной личности…обо всем, что является самим предметом веры. Библейское Откровение, полученное от Самого Бога, превосходит время и пространство и восходит к Богу, Который и дал его.

Все, что исходит от Бога для познания Бога и для назидания ищущих Его, есть Божественное Откровение. Так как Откровение исходит от Самого Бога, то его еще называют Откровением Боговдохновенным или Богодухновенным.

От человеческих учений и систем Откровение отличается тем, что, во-первых, исходит не от человеков, как было написано выше, а от Самого Бога. А, во-вторых, тем, что религиозно-нравственное учение Откровения, тоже имеет основанием Самого Бога.

Бог дает Откровение как для всех людей, для всей Церкви, так и для каждого человека. Первое называется Откровением общим. По своей сути, общее Откровение, это личный опыт Богообщения, когда волю Божию от Бога познали и «изрекли святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1. 21). Откровение общее называется Священным Писанием, соборно исповедуется всей Церковью и обязательно для всякого верующего.

Второе называется – частным. Частное откровение – это личный духовный опыт. Совокупность личного духовного опыта, составляет духовный опыт Церкви, и является основой Священного Предания и церковного предания.

Священное Предание имеет следующие особенности: оно имеет основанием Священное Писание, раскрывает и поясняет для нас глубину его, принято и узаконено всей Церковью на Вселенских Соборах, и так же, как Откровение общее, исповедуется всей Церковью и обязательно для каждого верующего. Священное Предание называют еще святоотеческим или древнеотеческим.

Церковное предание, в своей основе, тоже является совокупностью личного духовного опыта, однако не принятого и не узаконенного соборно. Поэтому оно не имеет такого обязательного значения, но допускается Церковью по причине назидательного характера, если этот опыт положителен и правилен. Церковное предание содержит искаженный или ошибочный духовный опыт, который не рекомендуется Церковью изучать по причине пагубного воздействия на душу человека.

Запись Откровения общего началась за шестнадцать столетий до пришествия Христа. Вначале святыми провозвестниками Откровения были пророки. Они сообщили Откровение подготовительное, памятником которого служит Ветхий Завет.

Это Откровение возвещает истину о Единобожии, излагает творение мира, изображая в кратком начертании образ того, как возникло бытие всего, говорит о сотворении человека, выделяя духовно-нравственное его достоинство, указывая цель и смысл его жизни, объявляет нравственный закон, повествует о грядущем пришествии Христа Спасителя, о Его рождестве, о Его жизни, учении, страдании, смерти и воскресении. Целью этого откровения была подготовка людей к встрече воплощенного Бога.

Затем провозвестниками Откровения стали Святые Апостолы. Осененные Духом Божиим, они приняли от Бога и возвестили миру открытую им истину, Благую весть, Евангелие, о воплощении Сына Божия Иисуса Христа. Весть эта названа Новым Заветом.

Это Откровение центральное, потому что центром этого Откровения является не подготовка к встрече воплощенного Бога, но реально воплотившийся Бог, Богочеловек Иисус Христос. Оно называется центральным еще и потому, что для спасения человека Господь и Его Откровение должны занимать центральное место в нашей жизни.

Это самый ясный и полный тип Откровения о Боге, представленный христианством, потому что воплощением на земле Сына Божия, фактом Богоявления, было открыто, что Бог, Который на Синае явился народу еврейскому Единым по существу, троичен в лицах. Этим же фактом Богоявления открывается и определяется религиозно-нравственное содержание христианской веры, в которой Сын Божий Иисус Христос, второе Лицо Святой Троицы, явил Себя как воплощенная Любовь, являющаяся основой истинной нравственности.

Откровение, подготовительное и центральное, собранное, распределенное, составленное и записанное, названное Священным Писанием, есть неделимая, целостная истина. Это представленное в книгах Слово Божие – Библия.

Библия имеет одну особенность, выделяющую и отличающую ее от всех написанных книг, в том числе, и религиозных. Этой особенностью является самодоказываемость Библии – Библия сама себя доказывает.

Самодоказываемость Библии вытекает из того, что исполнением пророчеств Ветхого Завета, доказывается истина Нового Завета и самим исполнением в Новом Завете пророчеств ветхозаветных подтверждается и доказывается Богооткровенность и Боговдохновенность последнего. Другой самодоказываемой книги в мире больше нет.

Ни одна книга, включая и откровения других вер, не содержит и не имеет такого множества пророчеств, которые реально исполнились. И это еще одна важная особенность Библии, говорящая о том, что написана она как Откровение Божие. Ведь только Бог как Творец пространства и времени знает все наперед.

Еще одна сторона пророчеств. Во Христе Иисусе исполнились все (!) ветхозаветные пророчества, написанные о нем за несколько тысяч лет до Его пришествия.

Вся Его жизнь на земле, от момента Его пришествия и до Вознесения на Небо, в точности предсказанная, в точности исполнилась. А ведь ни один великий учитель или пророк древности, которого исповедуют другие религии, не был предсказан их священными книгами.

Ни Будда, ни Кришна, ни Мухаммед, ни кто-либо другой, ни их приход на землю, ни их жизнь, ни их смерть…не были предсказаны пророками. И в этом коренное отличие Библии как откровения Божия от всех книг мира.

О Священном Писании должно сказать и следующее. В мире множество религий, имеющих книги своих откровений, которые уходят своими корнями к заре развития человечества. Но ни одна из этих книг не подвергалась такому испытанию, ни одну из них не пытались так уничтожать, так критиковать, так уничижать, так запрещать… как Библию. В этом тоже отличие Библии от откровений других религий.

Вот один из примеров. В 303 году н. э. римский император Диоклетиан воздвиг жесточайшее и немилосердное преследование христиан.

Он приказал уничтожить все тексты Божественного Откровения, а всех верующих во Христа и имеющих у себя Священное Писание убить. Христиане тонули в крови, сгорали на кострах, мучились, страдали, умирали. Пылали и костры с текстами Священного Писания. Нападение было настолько радикальным, что через год преследователи решили, что уже справились со своей задачей и стерли Писание с лица земли. Диоклетиан был так доволен своим успехом, что воздвиг колонну с надписью: «Христианские Писания и название «христианин» навсегда уничтожены».

Однако не прошло и десяти лет, как новый римский император Константин объявил себя христианином. В 312 году он снял языческие символы со знамен римской армии и со щитов солдат и повелел вместо них поставить символ христианства – Крест Господа Иисуса Христа.

Воистину, «трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис. 40. 8). В этом тоже одна из отличительных особенностей Божьего Откровения, которого не имеет ни одно откровение другой религии. Слово Божие, как и Бога, невозможно уничтожить, потому что Слово Бога и Бог – едины.

И еще одна особенность, выделяющая Библию из ряда всех остальных книг откровений. Эта особенность обусловлена вот чем. В Новом Завете есть притча о богаче и Лазаре, рассказанная Христом, (Лк. 16. 19-31). В этой притче Господь показывает посмертное состояние душ тех, кто жил в добродетелях, и тех, кто жил эгоистично и нерадиво. В притче имя богача не упоминается, а Лазарь назван по имени. Почему Спаситель умолчал об имени богача? Умолчал потому, что богач, которого при жизни все знали, льстецы и сообщники в пиршествах славили и воспевали, был забыт по смерти и имя его за его жизнь без любви и милосердия вычеркнуто из Книги Жизни, которой является Священное Писание. Его имя помянется только на страшном суде Божием, чтобы потом навеки скрыться во тьме.

Напротив, имя Лазаря, который был исполнен добродетелями при жизни, записано в Евангелии Христовом, читается в Церкви Божией и будет вечно поминаться. Это говорит о многом, но прежде всего о том, что Слово Божие, Священное Писание, Евангелие, названное Книгой Жизни, пишется и до сих пор. В него Господь вписывает имена тех, кто прославлял и прославляет Его своей благочестивой и святой жизнью. Ни одна книга в мире, ни одно откровение других религий не названо Книгой Жизни и не пишется в веках именами святых Церкви Христовой. Священное Писание именами святых будет пополняться до второго пришествия Иисуса Христа, пророчество о котором в нем тоже содержится.

Библия переведена, практически, на все языки мира. Одним из самых лучших переводов Писания, признанных во всем мире, считается перевод, начатый при Государе императоре Александре II и выпущенный по благословению Святейшего Правительствующего Синода в середине XIX века. Этот перевод так и называется – Синодальным. Отличительной его особенностью является то, Синодальный перевод не авторский, но коллективный, и целый ряд боговдохновенных отцов Церкви, участвовавших в переводе, причислен к лику Святых. К тому же сам перевод был строго проверен Синодальной Богословской комиссией.

Как известно, один человек, даже очень грамотный, обязательно привнесет в перевод свое личное видение, понимание и истолкование текста. В этом слабость любого авторского перевода.

В истинах Священного Писания может убедиться лично каждый и тем самым доказать для себя, что истины эти Богооткровенны. Достаточно последовать тому, что написано в Евангелии, и это обязательно приведет к встрече с Богом. Поэтому с уверенностью можно сказать, что наиболее точный перевод Библии тот, который переведен в нашу личную жизнь.

Священное Писание, Библия, включает в себя книги Завета Ветхого и Завета Нового.

К первому принадлежат книги, написанные в дохристианское время на еврейском языке и почитаемые священными как у евреев, так и у христиан. Евреи свои книги обозначали такими названиями: Писания, Священные Писания, Завет, Книги Завета, Закон и Пророки.

Ко второму принадлежат книги, написанные на греческом языке боговдохновенными мужами Церкви христианской – апостолами и евангелистами. Христиане обозначили новозаветные Писания названиями: Евангелие и Апостол.

Книги Ветхого и Нового Заветов можно разделить на четыре отдела:

1. Книги законоположительные, составляющие главное содержание Заветов.

2. Книги исторические, содержащие историю благочестия. 3. Книги учительные, излагающие нравственное учение.

4. Книги пророческие, сообщающие предсказания, главнейшее из которых – явление на землю Господа Иисуса Христа.

Это разделение книг на отделы весьма условно, потому что каждый из этих отделов несет в себе положения законные, факты исторические, назидания учительные и откровения пророческие.

Перечисление книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов и их краткие обозначения в скобках приводятся ниже.

Книги законоположительные 
Ветхий Завет
1. Бытие (Быт)
2. Исход (Исх)
3. Левит (Лев)
4. Числа (Чис)
5. Второзаконие (Втор)	

Книги законоположительные
Новый Завет
1. Матфея (Мф)
2. Марка (Мр)
3. Луки (Лк)
4. Иоанна (Ин)
Книги исторические 
Ветхий Завет
1. Иисуса Навина (Нав)
2. Судей (Суд)
3. Руфь (Руфь)
4. 1-я книга Царств (1Цар)
5. 2-я книга Царств (2Цар)
6. 3-я книга Царств (3Цар)
7. 4-я книга Царств (4Цар)
8. 1-я Паралипоменон (1Пар)
9. 2-я Паралипоменон (2Пар)
10. 1-я книга Ездры (1Езд)
11. Неемии (Неем)
12. 2-я книга Ездры (2Езд)
13. Товита (Тов)
14. Иудифи (Иудифь)
15. Есфири (Есф)
16. 1-я Маккавейская (1Мак)
17. 2-я Маккавейская (2Мак)
18. 3-я Маккавейская (3Мак)
19. 3-я Ездры (3Езд)	

Книги исторические 
Новый Завет
Книга Деяний Святых Апостолов (Деян)
Книги учительные
Ветхий Завет
1. Книга Иова (Иов)
2. Псалтирь (Пс)
3. Притчи Соломона (Прит)
4. Екклезиаст (Еккл)
5. Песнь Песней (Песн)
6. Премудрости Соломона (Прем)
7. Премудрости Иисуса сына Сирахова (Сир)
Книги учительные
Новый Завет
Семь соборных посланий:
1. Ап. Иакова (Иак)
2. 1-е Ап. Петра (1Пет)
3. 2-е Ап. Петра (2Пет)
4. 1-е Ап. Иоанна (1Ин)
5. 2-е Ап. Иоанна (2Ин)
6. 3-е Ап. Иоанна (3Ин)
7. Ап. Иуды (Иуд)
Четырнадцать Посланий Святого Апостола Павла:
1. к Римлянам (Рим)
2. 1-е к Коринфянам (1Кор)
3. 2-е к Коринфянам (2Кор)
4. к Галатам (Гал)
5. к Ефесянам (Еф)
6. к Филиппийцам (Фил)
7. к Колоссянам (Кол)
8. 1-е к Фессалоникийцам (1Фес)
9. 2-е к Фессалоникийцам (2Фес)
10. 1-е к Тимофею (1Тим)
11. 2-е к Тимофею (2Тим)
12. к Титу (Тит)
13. к Филимону (Фил)
14. к Евреям (Евр)
Книги пророческие
Ветхий завет
1. Пророка Исаии (Ис)
2. Пророка Иеремии (Иер)
3. Плач Иеремии (Плач)
4. Послание Иеремии (Посл. Иер)
5. Пророка Варуха (Вар)
6. Пророка Иезекииля (Иез)
7. Пророка Даниила (Дан)
8. Пророков: Осии (Ос), Иоиля (Иоил), Амоса (Ам), Авдия (Авд), Ионы (Ион),
Михея (Мих), Наума (Наум), Аввакума (Авв), Софонии (Соф), Аггея (Агг),
Захарии (Зах), Малахии (Мал).

Книги пророческие
Новый завет
Апокалипсис

При перечислении книг Библии, курсивом отмечены книги неканонические, т. е. не принятыми в канон, однако сохраненные Церковью как полезные и нравоучительные, не противоречащие истинам, изложенным в книгах канонических.

Дополнение. Вожделенные человеческому сердцу вечная жизнь, любовь, блаженство, истина…проистекают из самого существа Единого Истинного Всевышнего Бога. Поэтому познание Того, от Кого зависим всецело, Кому приносим любовь и поклонение, с Кем ищем соединения, есть стремление, вложенное в человеческую душу.

Но святейшие качества Бога столь безграничны, что разум человека не вмещает и не может объять самую сущность Божию, ибо Он не соизмерим и не сравним ни с каким понятием в мире.

Сам Бог ничего не скрывает о Себе. Это мы не можем вместить всего о Нем в силу ограниченности нашего ума, слабости веры, отсутствия полноты любви, нераскаянности сердца, страстных проявлений души…, в силу того, что мы не встретили Его сердечно и не соединились с Ним союзом любви.

Исходя из этого, необходимо отметить еще одну очень важную сторону отношений человека с Богом.

О Боге правильные знания можно получить только тогда, когда веришь в Него. «Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр. 11. 6). Если нет веры в Бога, в то, что Он есть, то не будет и знаний о Нем, потому что невозможно познать того, чего нет.

О Боге можно узнать только от Самого Бога, и только то, что Сам Бог Духом Святым открывает нам, и никак иначе. «Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого» (1Кор. 2. 13).

О Боге можно узнать ровно столько, сколько Сам Бог пожелает открыть для каждого из нас, и ровно столько, сколько каждый из нас сможет вместить в себя этого знания. «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так – что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8. 10).

Знание о Боге мы можем почерпнуть из Откровения Божьего. Правильное же понимание Откровения может быть только тогда, когда Бог Духом Святым будучи в нас, наставляет «на всякую истину». «Дух истины…Он с вами пребывает и в вас будет <…> Дух истины наставит вас на всякую истину» (Ин. 14. 17; 16. 13).

Знаний о Боге будет в нас тем больше, чем чище сердце и чем больше места в нашем сердце и в нашей жизни Он, Бог, занимает. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5. 8). «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. . . и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил. 3. 8).

Знание о Боге только тогда будет иметь смысл для человека, когда Бог будет для него «Единым святым», носителем его идеалов, законодателем его жизни. «Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118. 105).

Знание Бога тогда действительно, когда оно сопровождается соответствующей жизнью, когда человек по этому знанию себя устрояет, по этому знанию живет. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3. 16).

Путь Богопознания представляет собой образ жизни, а не образ мыслей.

Знание о Боге истинное приводит и к истинному поклонению, которое выражается в поклонении «в Духе»: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 423), так и во внешнем поклонении: «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения…дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1Тим. 2. 1)<…> назидая самих себя псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5ю19).

Истинному знанию о Боге, помогают творения святоотеческие, составляющие Священное Предание Церкви, которое является апостольским наследием внутренней жизни, наследием и раскрытием мысли Божественного Откровения. «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2. 15).

Святые об Откровении

Без Бога невозможно познать Бога.

Святитель Ириней, епископ Лионский

Чтобы познать Бога, нужно откровение свыше. Слово Божие проповедует Бога, но без Бога познать Бога мы не можем. Слеп и темен наш разум, нуждается в просвещении от Самого Того, Который из тьмы производит свет.

Святитель Тихон Задонский

Поскольку Бог хочет быть познанным нами, постольку Он открывается. И поскольку откроется, постольку Его видят и познают достойные. Но сподобиться этого и испытать это никто не может, если не соединится с Духом Святым, стяжав прежде стараниями и трудами сердце чистое, простое и сокрушенное.

Преподобный Симеон Новый Богослов

В Богооткровенном учении Бог открыл Себя человеку, насколько ограниченному человеку может быть объяснен и открыт неограниченный и необъяснимый Бог.

Епископ Игнатий Брянчанинов

Христос познается в нас через чистоту, ибо Он чист и обитает в чистых.

Преподобный Марк

Любовь доставляет ведение. Такой путь к истине лучше уважаемого многими пути умственного познания со всеми тонкостями.

Святитель Григорий Богослов

Познается Бог через слышание заповедей Его и исполнение их.

Святитель Василий Великий

Желающий понимать Священное Писание должен заниматься не столько чтением толкований, сколько очищением сердца от пороков. Если пороки будут истреблены, то по снятии покрывала страстей душевные очи будут созерцать тайны Священного Писания.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Не утруждай себя чтением, за которым не следуют дела, потому что закон выполняется только делами.

Преподобный Ефрем Сирин

Чтение Писания окружает дух стеной, очищает совесть, изгоняет низкие страсти, насаждает добродетель, делает помыслы возвышенными и позволяет не теряться в неожиданных обстоятельствах.

Святитель Иоанн Златоуст

Вывод из прочитанного

Христианское Откровение коренным образом отличается от всего, написанного человечеством. Этими отличиями являются самодоказываемость Священного Писания и исполнение библейских пророчеств. Эти отличия являются доказательствами Боговдохновенности Священного Писания.

Отличие от других религий мира

Отличие Библии от всех других книг в том, что Пророки и Апостолы писали ее не по своему человеческому разумению, но по особому вдохновению, внушенному им Духом Божиим, Самим Богом. Поэтому книги Священного Писания – Боговдохновенны. Признаки Божественного происхождения Библии и ее Боговдохновенности следующие:

  • Самодоказываемость Библии.
  • Исполнение всех ветхозаветных пророчеств о Христе Иисусе.
  • Исполнение пророчеств.
  • Вечность Божественного Откровения, которое невозможно уничтожить.
  • Духовная высота изложенного в Писании учения.
  • Божественная чистота учения. – Покоряющее воздействие этого учения на человеческое сердце.

Словарь христианских терминов

Боговдохновенность, Богодухновенность – особое воздействие Святого Духа на провозвестников Божественного Откровения, руководящее их в понимании и передаче последнего. Это также свойство Писаний, в силу которого они являются словом Самого Бога, а не личным созданием их авторов. Однако при этом дух человека, становясь орудием сообщения Божественного Откровения, сохраняет и деятельно проявляет все свои силы и способности.

Библия (греч. – Книги) – собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей, называемых пророками и апостолами.

Завет – союз Бога с человеком.

Ветхий Завет – дохристианский союз Бога с человеком, заключенный через Моисея на горе Синай с еврейским народом. Целью завета было выделить израильский народ из среды остального человечества и сделать его избранным царством, в котором могли бы сохраниться и развиться семена истинной веры, предназначенной впоследствии распространиться на все человечество. Условия завета: Бог покровительствует народу, народ обязуется соблюдать Закон, данный Богом. Главные и всеобщие заповеди Закона были написаны на двух длинных каменных скрижалях. Этих заповедей десять:

Я есть Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов, кроме Меня.

– Не сотвори себе кумира и никакого подобия того, что на небе вверху, на земле внизу, в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им.

– Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

– Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай, и делай своими руками всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему.

– Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле.

– Не убивай.

– Не прелюбодействуй.

– Не кради.

– Не лжесвидетельствуй.

– Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Однако этот союз с Богом – не автоматический или механический. В отношениях с Богом ничего механически не происходит. Если народ становится неверным, Бог отказывает ему в своем благоволении: «О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек… – говорил Господь Моисею, давая народу Израиля Синайский Закон. – Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам…» (Втор. 5. 29. 33). Ветхий Завет носит вполне юридический, правовой, характер: исполняй закон и тебе будет хорошо, нарушаешь – будешь наказан.

Новый Завет – это установление новых, не юридических, не правовых, обусловленных только предписаниями закона, отношений между Богом и человеком. Это благодатный Закон для всего человечества, Союз Любви между Богом и человеком, по которому человек, искупленный от первородного греха крестной смертью Иисуса Христа в соединении с Богом получает усыновление Богу и благодать для достижения поставленного идеала нравственного совершенства – обожения. Суть этого Завета Господь Иисус Христос изложил так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22. 37).

Канон – 1) норма, правило, норма поведения, правило веры, правило истины; 2) постановления Церковные, обоснованные и согласованные с учением Нового Завета, признанные и подтвержденные Вселенскими Соборами и составляющие Священное Предание Церкви.

Вопросы к теме

1. Что означает слово Библия?
2. Как называются дохристианские книги Библии?
3. Как называются христианские книги Библии?
4. Что означает слово Завет?
5. В чем отличие Ветхого Завета от Нового Завета?
6. На какие четыре отдела можно разделить книги Библии?
7. Есть ли в мире книги самодоказывающиеся, а если нет, то почему?
8. Можно ли правильные знания о Боге получить без Бога?
9. Чем отличается Св. Писание Ветхого и Нового Заветов от писаний других религий мира?
оглавление

Поделиться: